От Z до Альфа: что делать? Обобщение современных исследований, дополненное эмпирическими наблюдениями автора
Н.Л. Русанова,
методист, психолог,
Служба организационно-методического
сопровождения дополнительного образования,
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Воробьевы горы»,
г. Москва
В статье «Поколение от Z до Альфа: какое оно? Обобщение современных исследований, дополненное эмпирическими наблюдениями автора» [48] нами были рассмотрены основные характеристики современных детей и подростков, обозначены последствия влияния цифровой среды на их интеллектуальное и эмоциональное развитие, личностные особенности и специфику ценностных отношений.

Жизнь одновременно в двух средах, цифровой и реальной, нескончаемый поток информации, цифровая[1] и техногенная коммуникация[2] [48; 49], виртуальная социализация, размытая идентичность, с одной стороны, фиксация на самости и прагматизм, с другой, сомнение в авторитетах и излишнее доверие к информации из интернета вкупе с недостаточным развитием эмоционального интеллекта, создают в современном обществе определенные риски и ставят перед ним новые вызовы.
Поколение детей Альфа уже включено в систему дошкольного, начального и среднего школьного образования, в систему дополнительного образования. Самым старшим представителям нового поколения уже исполнилось 15 лет, и совсем скоро им предстоит переход в систему профессионального образования. Растущее противоречие между необходимостью обучать и воспитывать современных детей с помощью средств и методов адекватных их поколенческим особенностям и недостаточной готовностью к удовлетворению запроса Альфа со стороны педагогов и образовательных учреждений сигнализирует о насущной необходимости как можно скорее обеспечить полноценное педагогическое взаимодействие с данной возрастной когортой [14].
Данная работа представляет собой анализ основных вызовов современной системе образования, продиктованных особенностями нового поколения [5; 39; 43; 50; 51; 62], обзор выдвинутых российскими [3; 7; 14; 18; 40; 49] и зарубежными исследователями [21; 72] основных принципов организации образовательного процесса в учреждениях общего и дополнительного образования. Также автором даны рекомендации по выстраиванию диалога и отношений сотрудничества с обучающимися нового поколения. В основу исследования лег поколенческий подход к изучению поведения и обучения детей [64; 66; 68; 70; 72].

Вызовы
Зарубежные и российские ученые определили стоящие перед современным образованием вызовы, связанные с новейшими цифровыми технологиями, прочно вошедшими во все сферы жизни современного человека [14; 21; 49].
Сегодня поколению Альфа, в сравнении с Z, требуется: более персонализированное обучение; больше наглядности (в том числе кинестетической); больше групповых видов деятельности и обратной связи; виртуальность обучения; бóльшая возможность выбора и самостоятельность в управлении своим познанием. Меняется представление о креативности поколения Альфа, способного производить сложные продукты.

Учитель и традиционный учебник вынуждены конкурировать с цифровыми средствами информации и искусственным интеллектом. В условиях доступности информации особенно остро встает проблема мотивации к обучению. Актуальность умения поколения Z искать нужные знания отступает перед умением Альфа отсеивать ненужные.
Возможность выполнения задач с помощью цифровых технологий вызывает неприятие детьми Альфа традиционных способов их выполнения. Большая, чем у Z, потребность поколения Альфа в свободе мысли, слова и действия ставит перед педагогами задачу уже не формирования, как в свое время у Z, а развития у обучающихся критического мышления.
Эксперты отмечают, что все эти вызовы имеют глобальный характер и касаются разных стран, однако ни в одной из них они никак не отражены в законодательстве и сводятся лишь к вопросам дидактики, методики преподавания и воспитания детей.
Вызовы, не связанные с технологиями
Вместе с тем существуют и требуют повышенного внимания и незамедлительного решения вопросы, не связанные с цифровыми технологиями [14]. Это личностные и поведенческие проблемы поколения Альфа, такие как повышенная возбудимость, активность, эгоцентризм, излишняя самоуверенность, сомнение в авторитетах, нарушение правил, в связи с чем педагогам становится все сложнее удерживать на занятиях внимание и дисциплину.
Перед воспитателями и педагогами стоят задачи развития у детей навыков коммуникации и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, лидерских и творческих способностей, логического и конвергентного мышления [7]. Особенно остро стоит вопрос поддержания стремления детей Альфа к адекватной самостоятельности (агентности) [12].

Трудности
Адекватный ответ на все эти вызовы требует не только финансовых вложений, но и модернизации подготовки педагогических кадров, пересмотра целей, задач, подходов и содержания образования. Цель обучения уже не сводится к передаче детям Альфа системы знаний. От учреждений образования ожидается не столько транслирование обучающимся классических знаний, сколько доступное детям обоснование необходимости овладения знаниями и практической пользы от них, мотивирование не только на поиск и освоение, но и на самостоятельное создание знания. Эксперты говорят о новой философия образования [14].
Вместе с тем специалисты указывают на ряд проблем и препятствий, тормозящих модернизацию педагогических процессов. Так, цифровизация в образовательных учреждениях не только затратна, но и влечет за собой проблемы со здоровьем: ухудшение зрения, нарушение осанки, снижение подвижности, рост риска компьютерной зависимости и т.д. [14; 42; 48], что идет вразрез со здоровьесберегающей философией образования.
Другая трудность заключается в том, что образовательные возможности современных детей определяются возможностью доступа к новейшим цифровым технологиям каждого конкретного ребенка. У детей, живущих в больших городах, эти возможности неизмеримо выше [37], в связи с чем эксперты говорят о новом неравенстве в образовании [3; 41].
И наконец, педагогические кадры сегодня примерно в равных долях представлены тремя поколениями: X, Y и Z, следовательно, более половины из них относятся к X и Y, значительно уступающим Z в технологической грамотности [14; 70].

Особенности обучения современных детей и подростков
Год от года растет заинтересованность педагогов [3; 5; 7; 21; 25; 30], психологов [14; 20; 22; 48; 50], нейролингвистов и нейропсихологов [56; 61], социологов [16; 45], экспертов в области образования и цифровых технологий [27; 29; 31; 40; 53] в поиске и разработке новых подходов к образованию современного поколения детей [49; 53; 54; 57; 60; 65].
Основные принципы стиля обучения и воспитания детей поколения Z были разработаны Джули Коатс, специалистом в области обучения детей и взрослых, автором книги «Поколения и стили обучения» [21]. Данные принципы были адаптированы к нашим реалиям российскими педагогами [43; 49]. Эти положения постоянно уточняются с учетом требований времени [14; 20; 54], благодаря чему главные из них остаются актуальными и могут эффективно применяться в российской образовательной практике в сфере общего и дополнительного образования детей и подростков, будь то Z или Альфа. Еще одним масштабным исследованием в данной области является проект СберОбразования «Поколение W: как и чему учить детей будущего. Форсайт-исследование» [40].
Взяв за основу эти и другие исследования, проанализировав, обобщив и дополнив их результатами своих эмпирических наблюдений, мы предлагаем современным педагогам придерживаться в своей профессиональной деятельности следующих ориентиров.

- Структурированный учебный процесс
Современное поколение детей с самого рождения живет в цифровом – хорошо структурированном, упорядоченном – мире, и вполне объяснимо, что и в своей учебной деятельности оно нуждается в столь же четкой структуре и порядке [21].
- Визуализация + кинестетика
В силу своих возрастных особенностей дети лучше всего воспринимают информацию визуально и через действие, а у «цифровых» поколений эти особенности выражены еще более ярко. Говоря об обучении детей поколения Z, специалисты отмечали необходимость того, чтобы преподносимый им учебный материал был ярким и зримым [21]. Сегодня педагоги говорят о том, что поколению Альфа требуется еще больше наглядности, в том числе кинестетической – для усиления активности [14]. Это может быть создание макетов, инфографики, видео, проведение экспериментов, презентаций.
- Особые текстовые материалы
Современным детям и подросткам доступны самые разнообразные цифровые средства информации, которым классический школьный учебник, к сожалению, уступает – и в плане содержания, и в плане конкретности, и особенно в плане наглядности [14]. Поэтому первые два принципа организации учебного процесса в целом – четкая структура и визуализация – распространяются и на учебные тексты в частности. Тексты для Альфа должны быть простыми для восприятия, их структура должна полностью соответствовать содержанию, ключевые пункты – выделены визуально [21; 49].

- Устная коммуникация
Устная речь стимулирует работу головного мозга, в том числе, его лобных долей, отвечающих за прогнозирование, организацию, построение стратегических планов, принятие сложных решений и выводы, а также за мотивацию и торможение социально неприемлемых импульсов. Лобные доли полностью формируются у молодежи лишь к 25 годам [26], тем более важно стимулировать их созревание в условиях инфантилизации современного общества [2]. Поэтому необходимо использовать учебные методики, предполагающие устный обмен информацией между обучающимися, общение в паре или группе должно происходить на каждом уроке – это сделает весь учебный процесс более динамичным. К тому же вербализированная информация быстрее и лучше запоминается, дольше хранится в памяти [21; 49].

- Новые возможности диалога
Возможности диалога обучающихся друг с другом и с педагогом можно и следует учитывать как при реализации образовательных программ с использованием очных форм обучения, где участники учебного процесса буквально встречаются лицом к лицу, так и дистанционных и смешанных. И здесь на помощь педагогу приходят современные технологии: блоги, чаты, искусственный интеллект [27; 29; 38].
- Четкость, ясность, доступность
Современные дети хотят все делать максимально эффективно. Для этого им нужно точно знать, что именно от них требуется. Поэтому требования педагога должны быть ясны, сообщаемая им информация – точна, а цели – видимы и реальны. После каждого этапа обучения педагог должен подводить его итоги и немедленно определять цели и задачи на следующий этап [21; 49].

- Обратная связь
В течение всего процесса обучения педагог должен предоставлять обучающимся обратную связь, чтобы они смогли узнать, верно ли поняли материал, делают ли ошибки [21; 49]. Профессиональные наблюдения автора статьи позволяют говорить и об обязательном запросе обратной связи от самих обучающихся – своеобразная рефлексия должна стать неотъемлемой частью каждого занятия.
- Практико-ориентированность
Мир вокруг нас меняется столь стремительно, что современное образование часто буквально не поспевает за действительностью. Так, гаджеты с опциями автонабора, калькулятора, автоперевода и навигатора «отменяют» необходимость знания орфографии, арифметики, иностранных языков и географии [14].

Важно дать понять обучающимся, зачем им нужна именно эта информация, и предоставить им наилучшую возможность ею воспользоваться [21; 49]. Поэтому, говоря сегодня о пользе знаний, мы прежде всего имеем в виду их применимость. Цель сегодняшних обучающихся – получить, помимо фундаментальных знаний из разных областей (математика, химия, физика, биология, астрономия, история, философия, язык, литература и пр.), служащих основой для глубокого понимания окружающего мира, такие знания, умения, навыки и компетенции, практическая польза которых очевидна. Чем лучше дети будут понимать, где, как и для чего они смогут применить полученные знания, тем более мотивированы они будут на их получение.
- Личность педагога
Ни для кого не секрет, что в вопросах объема и глубины знаний учитель не может конкурировать с интернетом [49] и искусственным интеллектом [14]. Поэтому сегодня от педагога уже и не требуется «знать все», однако, как и во все времена, он обязан быть заинтересованным и умелым, внимательным и участливым, опытным и мудрым наставником, предоставляющим обучающимся возможность продемонстрировать свои знания, умения и навыки [21].
В условиях стремительного технологического прогресса педагог должен заниматься постоянным самообразованием, в частности развивать свои технологические способности – осваивать высокие технологии, чтобы суметь заинтересовать и научить детей [40].

В эпоху высоких скоростей знания будут устаревать быстрее, чем мы можем себе это представить, и нынешнему поколению детей и подростков предстоит учиться в течение всей жизни, поэтому главная задача педагога – научить детей учиться и служить для них экзистенциальным примером саморазвития, самосовершенствования и самореализации.
- Благоприятная эмоциональная среда
Системе образования необходимо развиваться, выходя за рамки традиционного преподавания, используя как широкие технологические возможности, так и создавая благоприятную эмоциональную среду [40]. Позитивное мышление и положительный настрой стимулируют умственную активность, поэтому специалисты рекомендуют подавать учебный материал в оптимистичном тоне [21; 49] и в большей степени делать акцент на успехах ребенка, чем на том, что у него пока не получается [40].
- Концентрированные знания
Современные дети живут в мире, насыщенном информацией, и традиционное или классическое обучение – это лишь один из способов овладения ею. Поэтому учебная информация не должна быть избыточной. Обучающиеся поколения Альфа, как и поколения Z, хотят получать концентрированные знания и, как только суть изучаемого становится им понятна, сознательно игнорируют такие этапы обучения как повторение и закрепление [49].

- В центре внимания – обучающийся
В наши дни родители и педагоги все чаще сталкиваются с тем, что дети и подростки стремятся самостоятельно выстраивать не только стратегию своего поведения, но и собственную образовательную траекторию [5]. Подобно Z, но в еще большей степени, Альфа стремятся самостоятельно управлять своим познанием, поэтому им особенно необходимы возможность выбора и еще большая самостоятельность [14].
Представители поколения Z, проживающие в России и за рубежом, нередко отказываются от получения традиционного образования (в вузах и пр.), оно кажется им, если не совсем бессмысленным, то гораздо менее полезным, чем «свободное плавание в большом мире» – самообразование в интернете [43; 49] или получение профессии. Так, в 2021 году высшим образованием было охвачено 27% российской молодежи. В 2023 году в систему среднего профессионального обучения ушло 60% девятиклассников [13]. И в последние годы популярность СПО среди старших школьников продолжает расти.
Автору статьи известны случаи, когда молодые европейцы бросали престижные вузы, которые «им ничего не дали», самостоятельно осваивали редкие и/или наиболее востребованные языки программирования, благодаря чему получали возможность работать по специальности и продвигаться вверх по карьерной лестнице.
Однако такой путь имеет и свои подводные камни – это неудачи, разочарования, потеря смысла. Так, среди Z-молодежи есть и те, кто относит себя к поколению NEET (от англ. Not in Education, Employment or Training – «Не в сфере образования, занятости или обучения») или Ni-Ni (от исп. Ni estudia, ni trabaja – «ни работает, ни учится») – когорте молодых людей, которые в силу различных экономических, социальных или политических причин не работают и не учатся. По данным Международной организации труда, в 2022 году их количество составило 23,5% [86]. Чтобы подобного не произошло и с Альфа, современные образовательные программы должны уделять большее внимание личностным качествам обучающихся, их стремлению к самореализации.
Еще большая персонализация обучения Альфа (в сравнении с Z) [14] подразумевает связь предмета изучения современных школьников не только с реальной жизнью, но и с их личным видением себя в ней. Чтобы в будущем молодые люди смогли найти дело, которое бы их вдохновляло, в центре внимания педагогов, создающих сегодня учебные планы, должен быть современный человек и его способность эффективно действовать в современном мире [43].
- Сотрудничество
В современном обществе подавляющее большинство коммуникаций осуществляется онлайн, из-за чего в реальной жизни нынешние дети испытывают трудности как в межличностном общении, так и в командном взаимодействии [40]. Большинство представителей поколения Альфа – индивидуалисты: ценность плодотворного сотрудничества для них не столь очевидна, сколь важна сосредоточенность на собственных успехах и неудачах.
Необходимо показать обучающимся значимость сотрудничества – и в жизни, и в учебе – как с педагогом, так и друг с другом. Для этого в процессе обучения целесообразно использовать групповые форматы работы. Важно воспитывать в обучающихся командный дух, чувство единения с учебным коллективом и его деятельностью, активно вовлекать их в деятельность по созданию коллективных традиций и ценностей, в процесс поддержания атмосферы дружбы и взаимопомощи.

При этом усилий одних лишь педагогов недостаточно: полноценное развитие, гармоничное воспитание и успешное обучение ребенка возможно только при наличии союза «ребенок – педагог – родитель», все участники которого сотрудничают и поддерживают друг друга [40].
- Главная ценность – время
Время – не просто абстрактное понятие, нечто, что «нельзя потрогать и ощутить на вкус». Время каждого человека весьма конкретно: это отрезок его жизни на фоне определенной эпохи, в контексте определенных условий, в рамках определенных обстоятельств. Время необратимо и – применительно к человеку – конечно, поэтому оно всегда представляло и будет представлять для людей особую ценность, а в век высоких скоростей – тем более.
Нынешние дети и подростки не исключение – они тоже ценят время своей жизни, хоть сами подчас еще не осознают этого и тем более не могут объяснить взрослым. Восприятие времени формируется у детей начиная с 4 лет, и уже к 9–10 годам этот процесс полностью завершается [19]. Для детей провести время хорошо – это провести его, прежде всего, интересно. А если учесть, что ведущей деятельностью ребенка является игра [28; 47], то это «интересно» будет означать еще и «с пользой».
В силу своих поколенческих особенностей [48] дети Альфа не способны долго удерживать внимание на чем-то одном, через 15–20 минут оно ослабевает. Поэтому время занятий следует использовать максимально эффективно: следует разделить его на промежутки по 25–30 минут, в течение которых будет происходить смена вида деятельности [49].
Если изучение какого-либо материала требует от ребенка слишком большого количества времени и/или изучаемая информация плохо структурирована, обучающийся будет искать ее в другом месте или вовсе откажется от ее изучения (особенно это касается мальчиков) [49]. Многие родители и педагоги интерпретируют это как «лень», «протест», «нежелание учиться как все», «как положено», просто как «нежелание учиться». На самом деле это лишь вполне обоснованное желание подрастающего поколения тратить свое время наиболее эффективно.
Поэтому при разработке учебных планов современным педагогам следует стремиться к достижению идеального соотношения между объемом информации, временными затратами на ее изучение и ее полезностью. К тому же современные дети хотят точно знать, что и в какие сроки от них требуется – и эта информация тоже должна быть подробной, исчерпывающей [21].

- От цели – к результату
Современные школьники быстро включаются в интересующую их информацию или деятельность и нацелены на быстрое получение результата [32]. Наслаждение от процесса – не для них. Педагогам важно понимать, что сегодняшние обучающиеся обладают такими навыками работы с информацией, которыми старшее поколение, скорее всего, обладать никогда не будет. И раз уж современные дети ориентируются в любой своей деятельности на конкретный результат, то и в обучении целесообразно ставить перед ними конкретную, видимую, понятную и достижимую цель, осознав и ориентируясь на которую, каждый обучающийся выстроит свою собственную образовательную траекторию.
- «Настраиваемая среда»
Человечество живет в эпоху «настраиваемой среды обитания» [43]. Сегодня в интернет-пространстве можно не только «обитать» – получать информацию, коммуницировать, взаимодействовать, – его можно обустроить в соответствии со своими потребностями и научиться управлять им. Его можно и нужно сделать позитивным, комфортным, безопасным [18].
Процесс получения образования современными детьми и подростками тоже должен стать такой «настраиваемой средой». Он должен быть не только доступным, интересным и развивающим, но и «настраиваемым» – под каждого конкретного ребенка, чтобы тот мог максимально комфортно и с наибольшей отдачей получать знания и вместе со своими родителями оценивать результаты обучения.

- Вероятностная модель образования
Для индустриального общества характерна традиционная модель образования – когда образование сообразно общественной цели, когда определен результат, к которому следует подвести обучающихся в интересах общества, и способы достижения этого результата. Традиционное образование воспитывает в детях самостоятельность, но не имеет конечной целью их благополучие.
Вероятностная (поддерживающая) модель образования реагирует на запрос не общества, но потребителя, на его интерес, его мотивацию. Новая школа – это школа избыточных возможностей. Она нацелена, в первую очередь, на благополучие ребенка, а не на воспитание в нем самостоятельности [41].
Доктор психологических наук, профессор МГПУ, профессор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества, автор книг, создатель комплекса уникальных технологий и программ развития творческих способностей ребенка Александр Михайлович Лобок считает, что «совершенным критерием развития детей являются их знания, умения и навыки», но, поскольку «дети учатся в пространстве вероятностного образования, это окажутся разные знания, умения и навыки. У каждого – свои. Как раз те, которые заранее распланировать невозможно. Безусловно… интересно, когда у ребенка довольно мощные знания, причем достаточно индивидуализированные. Знания, которые он вырабатывает сам» [46].
Специалист в области психологии детского развития, профессор ВШЭ Катерина Николаевна Поливанова считает, что сегодня в мире востребована именно вероятностная модель – и образования, и детства в целом. Этому способствует и социальная (городская) среда – совокупность мест, где могут происходить образовательные события [41].

- Междисциплинарное и мультимодальное обучение. Конвергентное образование
В качестве способов персонализации обучения поколений Z и Альфа эксперты рассматривают междисциплинарное[3] и мультимодальное[4] обучение. Конвергентное образование предполагает создание междисциплинарной образовательной среды, в которой обучающиеся не только воспринимают мир как единое целое, но и способны познать целостную картину мира с научной точки зрения. Это особенно актуально для современных детей, с самого раннего детства уже обладающих квантовым мышлением – способностью воспринимать мир целостно, видеть проблему со всех сторон, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями [5; 10; 48].
Конвергентное образование формирует у обучающегося конвергентное мышление – способность к изучению проблемы и поиску наиболее точного и эффективного пути ее решения на основе логики, анализа и синтеза.
Конвергентное образование позволяет воспитать разностороннего мыслящего человека, владеющего основами научных методов познания, способного к осуществлению учебно-исследовательской, проектной, информационно-познавательной деятельности; целостную личность; специалиста, умеющего находить взаимосвязи в явлениях, применять полученные теоретические знания на практике, осознавая последствия своих действий [7].
Реализация конвергентного подхода в образовании способна успешно решить и проблему будущей профессиональной ориентации современных школьников, так как предоставляет им возможность узнать о наиболее востребованных современных специальностях, а также попробовать свои силы в самых разных сферах деятельности [7].

- Проектная деятельность
В связи со сказанным выше важным принципом организации образовательного процесса для обучающихся Альфа становится проектная деятельность. Она соответствует их «цифровой» природе, потребности в персонализации, осмысленности, практичности и социализации.
Показывая практическую значимость знаний, проекты отвечают на вопрос «Зачем это учить?», становясь «стержнем», вокруг которого выстраивается изучение тем и предметов – знания по разным дисциплинам интегрируются для решения комплексной проектной задачи.
Проекты максимально привязаны к актуальным проблемам школьного сообщества, города, страны и мира либо к конкретным профессиональным задачам (инженерные задачи, социальные проекты, экологические инициативы, предпринимательские идеи и др).
Командная работа над учебными проектами с распределением ролей, обсуждением и быстрой обратной связью, использованием цифровых инструментов и высоких технологийразвивает у Альфа способность к самообучению, дает им возможность овладеть навыками и компетенциями, столь важными для жизни в современно мире и выбора профессий будущего.

- Высокие технологии
Традиционное образование и современные цифровые технологии неравносильны в своем противостоянии [43]. Оптимизация выполнения задач с помощью высоких технологий вызывает непонимание и критику детьми традиционных путей их выполнения [14].

Однако противостоять изменениям, порожденным высокими технологиями, нужно не столько изнутри образования, сколько используя возможности самих высоких технологий [43]. Использование широкого их спектра, включая искусственный интеллект и большие данные, дает возможность выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов с учетом особенностей и интересов каждого обучающихся [7].
- Цифровизация
В настоящее время исследователи все чаще говорят о тенденции трансформации школьного класса в класс цифровой [14]. Однако, по-своему понимая склонность Альфа к цифровым технологиям, педагоги предпочитают использовать более традиционные методы обучения, которые применяли в свое время и для Z: компьютеры, проекторы, электронные доски и намного реже другие средства [14].
Между тем, для детей Альфа, родившихся в цифровой среде и научившихся пользоваться гаджетами раньше, чем ходить, говорить, читать и писать (визуальные интерактивные игры, знакомство с разнообразным детским аудио- и видеоконтентом, сенсорными экранами, виртуальными ассистентами, «умными» бытовыми приборами и пр.), она же является и важным инструментом их обучения.
Поэтому исследователи рассматривают интернет, социальные сети и чаты как основу для новых педагогических технологий. Онлайн- и офлайн-форматы отлично дополняют друг друга [35], а специалисты в области педагогики и социологии отмечают, что удовольствие от использования информационно-коммуникационных технологий во время обучающих занятий положительно влияет на формирование социальной коммуникации обучающихся [62].

- Расширение границ образовательного пространства
Благодаря цифровым технологиям и интернет-сервисам сегодня границы образовательного пространства расширяются, выходя далеко за пределы стен образовательных учреждений. Возможность дистанционной коммуникации и получения удаленного доступа к современным образовательным ресурсам особенно важна для обучающихся, живущих в отдаленных населенных пунктах со скудной образовательной средой.
Однако образовательное пространство каждого обучающегося индивидуально: образовательные возможности социума в целом не равны возможностям, которыми реально может воспользоваться конкретный индивид. В частности, дистанционный формат обучения в настоящее время чаще всего используется образовательными учреждениями больших городов [37]. Психологи обеспокоены порождаемым этим и другими факторами новым неравенством в образовании [41].
- Эдьютейнмент
Помочь в интеграции электронных средств в педагогический процесс в соответствии с запросами времени и поколения Альфа может технология эдьютейнмента. Так называемые образовательные развлечения максимально отвечают специфике дошкольного и начального школьного возраста, в котором важным видом деятельности является игра [28]. При эдьютейнменте учащиеся активнее проявляют творческое начало и вовлекаются в процесс обучения [14].
- Виртуальная и дополненная реальность
Если применительно к поколению Z эксперты говорили о необходимости мультимодального обучения, то для поколения Альфа они говорят уже об обучении виртуальном. Виртуальная и дополненная реальности являются мощными средствами модернизации образования, отвечающими потребностям современных детей. VR/AR-технологии позволяют выйти за пределы возможностей школьных учебников, обеспечивая доступный и увлекательный интерактивный опыт детей со знаниями: это и экскурсии, и путешествия, и проведение разнообразных экспериментов [14], и многое другое.

- Искусственный интеллект
В последние годы ширится присутствие искусственного интеллекта во всех сферах жизни человека и общества. Так, число запросов пользователей со словом «нейросеть» с января 2022 года выросло в 24 раза и составляет сейчас 0.6% от всех запросов [27].
Растет интерес к ИИ и в сфере образования. Растет и озабоченность родителей и педагогов последствиями применения ИИ в данной области. Исследование ВЦИОМ показало, что 46% россиян не разрешили бы своим детям использовать ИИ в школе при выполнении домашних заданий. Полное одобрение использования ИИ выразило лишь 16%, частичное – 30% респондентов [45].
На вопрос «Как много учеников используют нейросети любым способом?» 12% педагогов ответило «Практически все»; 32% считает, что значительная часть; 39% – что единицы; 17% затруднились ответить [27].
В качестве новых возможностей, открываемых ИИ для школьников, чаще всего фигурируют: помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (34%); повышение доступности образования для жителей удаленных регионов (29%); развитие цифровых навыков (26%). Основную пользу ИИ многие видят в возможности сгладить неравенство в доступности и получении качественного образования [45].
Основными рисками использования ИИ школьниками, по мнению респондентов, являются: снижение умственной нагрузки, деградация (36%); отсутствие живого общения (31%); снижение мотивации к обучению, лень (27%); риск списывания и плагиата (26%); ухудшение критического мышления (25%) [45].
Эксперты отмечают, что данные установки меняются от поколения к поколению и при их естественной смене отношение к ИИ может стать более позитивным, что, в свою очередь, станет новым вызовом для современной системы образования [54].
Использование ИИ в образовании активно обсуждается российскими философами, социологами, психологами, нейролингвистами, специалистами в области образования и цифровых технологий [6; 23; 27; 29; 38; 45; 56]. Психолог, ученый, академик Российской академии образования, профессор Татьяна Владимировна Черниговская считает, что все, что связано с высоким интеллектом, творчеством и генерацией новых идей, должно остаться за человеком, иначе он попросту оглупеет. Однако и она признает: «Вы не можете этого (ИИ – прим. автора) избежать, у вас нет другого выхода» [56].
Того же мнения придерживается Директор Института педагогики СПбГУ, член-корреспондент РАО Елена Ивановна Казакова. При этом она отмечает, что «ИИ развивается не просто быстро, а сверхбыстро. А человек… По отношению к искусственному интеллекту – излишне медленно» [29]. В связи с этим эксперт выделила базовые навыки, которыми необходимо овладеть тем, кто хочет научиться жить в мире двух реальностей – естественной и искусственной, продиктованной ИИ. Среди прочего, это – использовать ИИ для решения насущных задач, в частности для образования; исследовать себя и искусственный интеллект; оставаться человеком.
ИИ не опасен для тех, кто осознанно принимает решение – использовать или не использовать его [29; 57], поэтому педагогам и родителям необходимо воспитывать в детях ответственность в том, что касается использования ИИ [45; 57], чтобы в то время, как у роботов появляется искусственный интеллект, у современных людей не пропал естественный [6].
ИИ – ключ к персонализации образования и вовлечению обучающихся в образовательный процесс [38]. ИИ дает детям новые возможности для самообразования, развития исследовательских компетенций [23]. Но только если педагоги создадут для этого условия – будут стимулировать в обучающихся любые попытки самостоятельно что-либо изучить, понять, открыть, создать, в том числе с помощью ИИ [29].

Уже существуют ассистенты, помогающие школьникам разобраться в непонятных темах. Они особенно полезны тем, кто стесняется просить помощи и кому необходимо нагнать материал, пропущенный по болезни [29].
ИИ предлагает обучающимся новые возможности диалога. Чат-боты – активные его участники, способные адаптироваться к конкретному обучающемуся, предоставить обратную связь, что способствует развитию у обучающихся критического мышления. Это не просто «умные калькуляторы», а настоящие партнеры ребенка в обучении [38].
Нейропомощники, разработанные Яндексом, дают возможность включить в образовательный процесс методику сократического диалога – наводящих вопросов, пока ученик сам не придет к правильному ответу, помогая тем самым развивать в детях логическое мышление [29].
Целесообразно использование ИИ в проектной деятельности: придумать идею проекта, найти информацию, которой не было на уроке, создать аудио, видео, сгенерировать иллюстрации по теме проекта и пр. [23; 27]
ИИ успел зарекомендовать себя в качестве помощника всех участников образовательного процесса. Так, для педагогов уже работает ИИ-сервис «Ассистент преподавателя», помогающий освободиться от рутинны и больше общаться с обучающимися [27].
Таким образом, вместо того, чтобы запрещать или игнорировать ИИ, эксперты призывают педагогов «возглавить» его использование: «Пробуйте новое, ожидайте ускорения, а не решения, бросайте вызов ИИ – просите придумать нестандартную подачу для выбранной вами темы, конструктивно критикуйте ИИ» [27].
Важно помнить, что ИИ не создает новое знание – он основан на данных обучения. В его деятельности возможны «галлюцинации» (ошибки), поэтому ИИ так необходим критический взгляд человека [24]. Также ИИ зависит от данных и настроек, и здесь опять же очень важен педагогический контроль. Следует помнить, что ИИ – это всего лишь инструмент, а не замена педагога! [44]
Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что новейшие цифровые ресурсы – это зона поистине неограниченных возможностей роста и развития и обучающихся, и педагогов, системы образования в целом. Цифровые технологии необходимы «для того, чтобы национальная система образования смогла вобрать все лучшее» [35].
- Геймификация
В дошкольном и младшем школьном возрасте важным видом деятельности любого ребенка была и остается игра [28; 47]. Сегодняшние дети, будучи наиболее импульсивными, вспыльчивыми, испытывающими трудности концентрации и удержания внимания, склонными к нарушению правил и агрессии, с одной стороны, и активными, креативными, любознательными и стремящимися к самовыражению, с другой, буквально испытывают на прочность традиционное школьное образование, строящееся на принуждении.

Поэтому прогрессивные педагоги призывают своих коллег обратить внимание на геймификацию. Данная методика заключается в сочетании обучения с игрой и подразумевает переключение внимания ребенка с одной активности на другую в рамках одного занятия [14; 17], за счет чего и происходит более легкое вовлечение ребенка в процесс обучения [38].
Геймификация способна не только удовлетворить детскую потребность в игре, но и решить задачи наглядности, контроля и оценивания, а также самостоятельного обучения, взаимодействия детей в группе и пр., тем самым повысив привлекательность знаний и мотивацию обучающихся к их получению [14].
- Плюсы клипового мышления
Клиповое мышление является одной из главных психологических особенностей современных детей [48]. Оно обладает не только недостатками: по мнению некоторых специалистов, это всего лишь развитие одних когнитивных навыков за счет других – настоящий «подарок психике современных детей от эволюции» [61].

С этой точки зрения современным педагогам следует не бороться с клиповым мышлением, а использовать его преимущества: фильтруя интенсивный поток информации и разбивая его на небольшие фрагменты, клиповое мышление защищает мозг от перегрузки, ускоряет реакцию, развивает многозадачность.
Следует выстраивать учебный материал так, чтобы он не только привлекал детское внимание, но способен был его удержать. Ребенку на занятии должно быть интересно – а вызвать и удержать интерес обучающегося можно за счет использования ярких иллюстраций, увлекательных видео, интересных фрагментов художественных произведений, интерактивных игр.
- Двигательная активность
С каждым годом все большее количество учеников младших классов имеют повышенный уровень двигательной активности и испытывают трудности с концентрацией внимания [40]. Если прошлые поколения целыми днями пропадали во дворе, играя и активно двигаясь, то нынешние дети большую часть своего свободного времени проводят дома с гаджетами. Чтобы удовлетворить возрастную физиологическую потребность детей в движении, следует разнообразить виды деятельности в течение учебных занятий, включая в них в и различные виды двигательных активностей.

- Плюсы гиперактивности
Аналогично клиповому мышлению, по мнению некоторых исследователей, гиперактивность также может быть не только проблемой, но и преимуществом. Люди с симптомами синдрома дефицита внимания и гиперактивности более других способны на внедрение нового [52]. Дети с подобными особенностями нередко проявляют особую тягу к творчеству, хорошо себя чувствуют в условиях динамизма и неопределенности, характерных, в частности, для импровизации [55].
Согласно теории активации черт, определенная особенность характера актуализируется в конкретных, связанных с ней условиях [67]. Контекст может усилить или ослабить влияние той или иной черты личности в зависимости от ее приспособленности или соответствия тем или иным условиям [67; 71]. Поэтому необходимо предоставлять гиперактивным детям определенную свободу действий, возможность проявления инициативы. Их способность выйти за рамки привычного помогает им справляться с нетривиальными проблемами [55].

- Пластичные навыки
Говоря о детях поколения W [40], которое, по прогнозам, должно прийти на смену Альфа, отечественные исследователи отмечают необходимость дополнения привычной модели жестких (твердых) и гибких (мягких) навыков новым элементом – пластичными навыками, от уровня развития которых как раз и зависит успешность человека в овладении навыками жесткими и гибкими [40].
Развитие пластичных навыков определяется нейропластичностью[5] мозга и зависит от деятельности человека. Мозг ребенка от рождения обладает огромным потенциалом, гораздо большим, чем мозг взрослого. Однако этот потенциал актуализируется только при условии соответствующей внешней стимуляции. В ее отсутствие нейроны мозга чаще всего атрофируются [26].
К пластичным навыкам относят ментальные (внимание, память, воображение), адаптивные (умение занять себя, преодоление трудностей, групповая организация) и навыки пространственного взаимодействия (мелкая и крупная моторика, взаимодействие в физическом пространстве).
Ментальные навыки отвечают за запуск мыслительных процессов, снижение количества ошибок в деятельности, повышение способности самостоятельного анализа информации, принятия решений, критического мышления, развитие творчества, увеличение потенциала создания инноваций.
От уровня развития адаптивных навыков зависит способность решения масштабных задач, увеличение потенциала достижения успеха, умение эффективно работать в команде, договариваться, решать групповые задачи, снижение зависимости от гаджетов, развитие коммуникаций и социальных связей, улучшение психического здоровья в целом.
Навыки пространственного взаимодействия отвечают за улучшение когнитивных функций, развитие речи, снижение неуклюжести и медлительности, повышение выносливости, сохранение активности, развитие интеллекта и речевых навыков, адаптацию в социальной среде, взаимодействие в физической среде.

Все изложенное выше говорит само за себя – важность своевременного развития пластичных навыков трудно переоценить.
- Эстетическое воспитание, художественное образование
Трудно переоценить и влияние на развитие детей эстетического воспитания и художественного образования. При этом выплеск творческой энергии поколения Альфа не должен ограничиваться традиционными рисунками и поделками – благодаря своей фантазии и высокой технологической грамотности дети не только хотят, но и могут производить более сложные продукты [14].

Жизнь в мире цифровых технологий меняет представление о детской креативности.Важно развивать у современных детей как классическое восприятие прекрасного, так и цифровую грамотность. Поэтому на занятиях не только возможно, но и целесообразно сочетание рисования на классических носителях и в компьютере или планшете, использование классических музыкальных инструментов и различных компьютерных программ и приложений для воспроизведения и сочинения музыки. Искусство в современном контексте включает в себя и классику, и создание аудио- и видеоклипов, цифровых арт-объектов, использование возможностей ИИ для генерации изображений и пр. [48]
Однако в условиях цифровизации тем более важно не забывать о реальном мире: посещать с детьми музеи, театры, выезжать на природу, использовать в творчестве разнообразные инструменты и тактильные материалы – все это представляет собой колоссальный внешний психологический ресурс. Необходимо контролировать экранное время обучающихся, чтобы цифровые инструменты полностью не заменили для них реальный опыт.
Современное эстетическое воспитание должно быть адаптивным, готовым к новому в искусстве. Так, междисциплинарный подход может соединять искусство с наукой, инженерией и математикой. Наиболее яркими примерами такого синтеза являются цифровые инсталляции на темы космоса, биоразнообразия и т.п., светомузыкальные проекции на зданиях и фонтанах, иммерсивный театр и т.п. – причем отдельные области не служат какой-то одной, а находятся в равном партнерстве.

В контексте эстетического воспитания необходимо развивать у детей экологическое сознание – большинство из них с самого раннего возраста уже осведомлено о проблемах экологии. Так, в изучение современного искусства можно и нужно включать темы устойчивого развития, апсайклинг[6], создание работ на темы экологии.
Но при этом важно сохранять фундаментальные ценности искусства. Важно развивать у детей критическое мышление: учить их анализировать произведения искусства, понимать контекст их создания, различать стили и направления – это поможет обучающимся сформировать вкус и не следовать бездумно непостоянной моде, новым поветриям, массовым трендам.
Важно поощрять рефлексию и саморефлексию на занятиях: обсуждать не только созданные работы, но и процесс их создания – это не только поможет развивать у обучающихся навыки самоанализа, но и будет способствовать совершенствованию их практических творческих навыков.
Эстетическое воспитание детей Альфа должно быть гибким, учитывать интересы и предпочтения каждого ребенка. Педагоги должны создавать безопасную среду для самовыражения, поддерживать творческие поиски и эксперименты.

Художественное образование должно использовать групповые форматы работы: обмен идеями, совместное творчество, коллективную работу над проектами, организацию выставок, фестивалей и др.
Для поколения Альфа – самого разнообразного этнически и культурно – художественное образование должно быть таким же – мультикультурным – предоставлять обучающимся возможность знакомства с разными культурами через искусство.
И, конечно же, искусство – это, поистине, золотой ключ к развитию эмоционального интеллекта поколения Альфа. Эстетическое воспитание и художественное образование способны научить детей выражать свои эмоции через творчество и понимать чувства других людей через созданные ими произведения искусства.
Некоторые особенности воспитания современных детей и подростков
- Патриотическое воспитание
По мнению исследователей, для поколения Альфа, обитающего одновременно в двух реальностях, характерны, с одной стороны, открытость, толерантность, лояльность ко всем расам, обостренное чувство справедливости и нетерпимость к насилию, а с другой – стирание временных и пространственных границ, нередко практическое неразличение реального и виртуального миров иотсутствие привязки к родной стране [20].
Все это в сочетании с повышенным доверием молодежи к информации из интернета может быть использовано определенными организациями и странами в своих политических и экономических интересах с целью ослабления социальных, духовных и культурных основ развития российского общества и государства [16; 48].
Педагоги отмечают, что современный мир бросает нашим детям, как и обществу в целом, массу вызовов: это разобщенность, конкуренция, агрессия, неопределенность, размытая идентичность, одиночество, равнодушие, отсутствие смысла и пр. [25] В онлайн-мире ответов на них, к сожалению, пока нет.

Согласно проведенным исследованиям, в топ запросов пользователей в возрасте от 18 до 23 лет (поколение Z) вошли 5 игровых жанров, среди которых среди прочих шутеры, симуляторы военной техники, стратегии [25] – т.е. социальный запрос на подобные активности у молодежи есть. Но есть ли в них смысл – для личности молодого человека, для общества, помимо выражения агрессии социально одобряемым способом [10], повышения динамической остроты зрения и улучшения контрастного зрения? [36; 69]
Эксперты в области патриотического воспитания говорят о воспитательном потенциале осознанного использования игровых и интерактивных подходов. Если от жизни в цифровой среде и онлайн-игр все равно не уйти, то можно сделать пребывание в них осмысленнее – формировать у молодежи навыки обнаружения фейковых новостей, работы с киберугрозами, БПЛА и т.п. [25]

Вовлечение подростков в военно-патриотические игры, такие как «Зарница 2.0», способствует личностному росту и социализации подростков, увеличению двигательной и сенсодвигательной (сенсомоторной) активности, улучшению поведенческих навыков и пр. [25] Кроме того, участие в подобных активностях помогает снизить тревожность, преодолеть страх и усталость, улучшить физическую форму, укрепить здоровье, повысить стрессоустойчивость.
- Волонтерская деятельность
Ответом на обозначенные выше вызовы во все времена были такие личностные качества и ценности, как товарищество, преданность, воля, отвага, альтруизм, милосердие и осмысленность, проявление которых возможно только в реальных ситуациях с реальными людьми [25].
Специалисты подчеркивают, что сегодняшние школьники – это, с одной стороны, самая уязвимая, подверженная разнообразным рискам категория граждан, а с другой – наиболее массовая и активная его часть [15]. Реальными делами для наших школьников может стать участие в волонтерской деятельности, в рамках которой они получат опыт сотрудничества и работы в команде, пошаговой реализации проекта, уважения к своему и чужому труду.
Волонтерская деятельность развивает коммуникативные навыки, критическое мышление, навыки решения проблем, умение проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Она же является прекрасной профилактикой рисков в детско-подростковой среде и может стать стартом в будущую профессию сегодняшнего школьника [15].

Безусловно, работа по социальному воспитанию должна носить системный характер [15], традиционные методы патриотического воспитания должны быть адаптированы к особенностям поколения Альфа, а педагогический обмен лучшими воспитательными практиками – осуществляться на регулярной основе.
- Воспитание в духе уважения к народным традициям, истории родной страны
Прививать детям понимание ценности традиций надо, не просто рассказывая о них, а объясняя, почему они актуальны именно сейчас. Необходимо связывать традиции с настоящим, показывать их влияние на современную науку, культуру, морально-этические нормы, и, конечно же, обсуждать все это с обучающимися – дети Альфа ценят диалог с педагогом, а не его монолог.
Также необходимо вписывать события отечественной истории в мировой исторический контекст, показывая закономерности развития, взаимосвязь процессов, происходящих в разных странах. В условиях все возрастающей популярности путешествий в целом и возможности наряду с реальными совершать виртуальные путешествия обучающимся будет интересно сравнивать национальные традиции разных городов и регионов России и зарубежья, находить в них общее и уникальное – все это поможет им научиться ценить культурно-историческое достояние родной страны в контексте целого мира во всем его многообразии.
Растет популярность и престиж путешествий по России. Ярким примером является программа «Больше, чем путешествие» [4], благодаря которой школьники могут увидеть уникальные места нашей Родины, познакомиться с вузами и предприятиями промышленности, встретить единомышленников и друзей, поучаствовать в разработке социально значимых проектов.
Сделать изучение истории и культуры увлекательным помогут виртуальные экскурсии, квесты и симуляторы, где участникам необходимо решать определенные исторические задачи, интерактивные игры, исторические реконструкции, театральные постановки, мастер-классы по народным ремеслам: гончарному делу, вышивке, резьбе по дереву и пр.
Актуально использование СМИ и социальных сетей, сотрудничество с блогерами, популяризирующими народные традиции, совместное создание интересных анимационных и видеороликов.
Важно выстраивать и развивать межпоколенческое взаимодействие с живыми носителями истории прошлого и современными героями. Это может быть организация волонтерских проектов по оказанию помощи ветеранам и сохранению памятников – общее дело поможет ребятам почувствовать и свою сопричастность историческим событиям страны, и живую причастность к дню сегодняшнему.

Привлечение семьи, например, с целью создания семейного древа, архива фотографий и др. поможет детям в современных условиях найти себя, определить свои ценности и убеждения, почувствовать себя частью определенной общности – обрести идентичность.
Сегодня отечественное дополнительное образование располагает поистине неограниченными возможностями для реализации всех перечисленных выше проектов в данной сфере.
И, конечно же, важен личный пример значимого взрослого – родителя, воспитателя, педагога – искренне любящего свою страну, чтящего ее прошлое и неравнодушного к ее будущему.
Важно избегать назидательности, игнорирования цифровой среды, однобокости. Уважение к истории, патриотизм – это не только разговор о победах и героизме, это и наша повседневность, проблемы, трагедии, споры и поиск истины. Задача педагога – сделать историю страны и ее традиции живыми, актуальными, частью личного опыта каждого ребенка.
- Роль семьи. Родительская поддержка. Поддержка родительства
Еще одним из эффективных каналов минимизации рисков, созданных цифровой цивилизацией [9], является сохранение традиционных человеческих ценностей [32]. Одной из таких непреходящих ценностей является семья.

«Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека» [44]. Можно сказать, что будущее общества – это сегодняшнее состояние родительства [22; 44].
Семья не только формирует образ жизни, влияет на поведенческие характеристики детей. Именно родители, еще задолго до появления в жизни ребенка первых педагогов, закладывают фундамент его общего развития, предопределяя, в частности, его когнитивные особенности [40].
Современные родители буквально выстраивают образовательное пространство своих детей. В самом раннем возрасте они формируют физическую развивающую среду ребенка – «умную», но не перенасыщенную игрушками, дающую пространство для воображения и творчества. Позже они выбирают дошкольные учреждения, школу и учреждения дополнительного образования. Из многообразия активностей каждая семья выбирает для своего ребенка собственный набор – это своего рода семейный проект [41]. Родители принимают участие в обучении ребенка в школе и дома, предоставляют ему все необходимое для занятий, следят за оценками и посещаемостью, помогают делают уроки, проверяют их выполнение, интересуются школьными делами и сами в них участвуют, водят в кружки и секции и принимают активное участие в мероприятиях учреждений дополнительного образования.

В нашей стране законодательно закреплена возможность получения детьми семейного образования и самообразования. Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Статьи 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.05.2025) «Об образовании в Российской Федерации», образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне этих организаций [59]. Существуют семейные школы (нешколы) – организации или общественные объединения, основанные на принципах семейной психолого-педагогической общности, где родители сами и/или совместно с другими родителями и/или приглашенными педагогами и психологами занимаются обучением и воспитанием своих детей.
Для большинства современных родителей характерна высокая образованность, заинтересованность, глубокая вовлеченность в образовательный процесс, готовность в него вкладываться и за него отвечать [41]. Согласно проведенным исследованиям, академические успехи детей в 90% случаев являются заслугой именно родителей [40].
Сегодня родители стремятся научить своих детей мыслить нестандартно, уходя от заданных шаблонов и рамок, учат выражать свое мнение, приучают к свободолюбию, осознанности и самостоятельности [40].
Наказание уже не является популярным средством воздействия на ребенка – оно попросту перестало быть эффективным. В российских семьях поощрение и наказание выбирает равное количество родителей, составляющее по 14,6 % от всех опрошенных. Основная же масса современных родителей считает наиболее приемлемым и эффективным средством воспитательного воздействия вербальное [5]. В рамках системы семейных отношений, ребенок все чаще выступает не младшим по отношению к старшим, а равноправным партнером [5].
Семья является основным институтом социализации современных детей. Велика роль семьи, родителей и в формировании мировоззрения и ценностных ориентаций нынешних школьников, в передаче общечеловеческих и традиционных семейных ценностей, наследия всех предшествующих поколений [32].
Современные родители демонстрируют все большую осознанность по отношению к эмоциональному здоровью своих детей, не позволяют детям замыкаться в своих проблемах и переживаниях, организуют эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком, стремятся, чтобы и внешний, и свой внутренний мир дети познавали с помощью активной вовлеченности в жизнь вокруг себя.
Сегодня родители формируют запрос на поддержку эмоционального благополучия и психического здоровья детей и со стороны образовательных учреждений [40]. По мнению родителей, кроме академических знаний, современные учреждения образования должны развивать в детях адаптивность, целеполагание и навыки 4К, такие как критическое мышление, креативность, коммуникация и координация [72].
Родительская поддержка – мощный фактор успешности сегодняшних обучающихся. Но не менее важна и поддержка родительства со стороны учреждений образования. Работа с родителями – это один из самых сложных и ответственных аспектов работы педагога. Ведь, помимо перечисленных выше несомненных достоинств современных родителей, представленных на 2/3 поколениями Х и Y и на 1/3 поколением Z, для них характерны перфекционизм и повышенная требовательность – к себе, к детям, к педагогу, к образовательной организации. Нередко они настроены критически, испытывают недоверие и даже враждебность как к системе современного образования в целом, так и к отдельным ее представителям вкупе с чувством вины за собственную «неуспеваемость» и разочарованием «во всем», усугубленными личными и семейными проблемами [5; 11; 33; 48].
Следует помнить, что главной причиной такого отношения и настроя является беспокойство о будущем наших общих детей, озабоченность их настоящим в головокружительно меняющемся мире, стремлением дать им все самое лучшее.
Поэтому сегодня, как никогда ранее, педагогам необходимо заниматься самообразованием, повышать свою профессиональную квалификацию, в частности осваивая способы эффективного взаимодействия с родителями, основанные на взаимной заинтересованности, доверии, открытости и прозрачности [47], в целях выстраивания диалога, развития и укрепления отношений сотрудничества в интересах ребенка.

Все это позволит вырастить и подготовить к жизни здоровое, счастливое, уверенное в своих силах, грамотное и успешное поколение граждан нашей страны.
Заключение
В данной работе нами обозначены вызовы, стоящие перед современной системой образования. Одни из них обусловлены влиянием новейших технологий – это более высокая, чем у Z, потребность поколения Альфа в персонализации обучения, его наглядности и виртуальности, в групповых видах деятельности и обратной связи, самостоятельности в управлении собственным процессом познания. Другие связаны с личностными и поведенческими проблемами современных детей – это повышенная возбудимость Альфа, эгоцентризм, излишняя самоуверенность и нарушение правил.
Отмечена необходимость модернизации педагогических кадров, пересмотра целей, задач и содержания образования. В качестве важнейших образовательных задач указаны: развитие у обучающихся навыков коммуникации и межличностного взаимодействия, лидерских и творческих способностей, логического и конвергентного мышления, агентности и др.
Среди препятствий, затрудняющих адекватный ответ на вызовы и своевременное решение задач, названы затратность модернизации системы образования, проблемы школьников со здоровьем, неравенство обучающихся в доступе к новейшим цифровым технологиям, разный уровень технологической грамотности педагогических кадров, представленных поколениями X, Y и Z.
Определен образовательный запрос современных детей и подростков. Это – структурированный учебный процесс, визуализация, четкость, ясность, доступность, концентрированные и практикоорентированные знания, эффективное использование времени, ориентация на результат.
Представлен обзор выдвинутых российскими и зарубежными специалистами основных принципов организации образовательного процесса в учреждениях общего и дополнительного образования. Это – «настраиваемая» эмоционально благоприятная образовательная среда, в центре внимания которой находится обучающийся, расширение образовательного пространства, цифровизация, интеграция в образовательный процесс высоких технологий, включая виртуальную, дополненную реальность и искусственный интеллект, использование новых (технологических) возможностей диалога, применение актуальных образовательных технологий и методик, таких как проектная деятельность, эдьютейнмент и геймификация, обеспечение адекватной двигательной активности обучающихся, использование плюсов гиперактивности и клипового мышления современных детей, необходимость развития у них пластичных навыков. Отмечена востребованность современным обществом вероятностной модели образования. Подчеркнута роль личности современного педагога в образовательном процессе.
Особая роль отведена художественному образованию и эстетическому воспитанию как важному ресурсу эмоционального и психологического благополучия поколения Альфа, а также с учетом изменившихся представлений о его креативности.
На основании исследований российских экспертов и собственного профессионального опыта автором даны некоторые рекомендации по воспитанию современных детей и подростков, профилактике рисков, выстраиванию диалога и отношений сотрудничества с обучающимися нового поколения и их семьями. Это – воспитание в духе гражданственности и патриотизма, уважения к истории и традициям народов России, участие в реальных общественно значимых делах, волонтерской деятельности.
Подчеркнута роль семьи не только в воспитании детей Альфа, в приобщении их к традиционным нравственным ценностям и обретении ими идентичности, но и в образовательном процессе в целом. Наряду со значимостью для системы образования родительской поддержки отмечена необходимость поддержки современного родительства со стороны педагогов и образовательных организаций, важность существования тройственного союза «ребенок – педагог – родитель».
Список источников:
- 27% молодежи охвачено высшим образованием в России // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 1 февраля 2021 года [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3MRaSe (дата обращения: 02.06.2025).
- Ардельянова Я.А., Саидов Б.Ш. Факторы и условия инфантилизации современной молодежи // Теория и практика общественного развития. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-i-usloviya-infantilizatsii-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 20.02.2025).
- Байбородова Л.В., Тамарская Н.В. Педагогические технологии для современного поколения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-tehnologii-dlya-sovremennogo-pokoleniya-shkolnikov (дата обращения: 03.03.2025).
- Больше, чем путешествие [Электронный ресурс]. – URL: https://morethantrip.ru/ (дата обращения: 02.06.2025).
- Буданцова А.А. Современный ребенок: новый тип сознания // Педагогика и психология образования. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-rebenok-novyy-tip-soznaniya (дата обращения: 14.02.2025).
- Бумагин Р.Е. Живой ум и искусственный интеллект. Что современная социология языка говорит о возможностях и ограничениях искусственного интеллекта // III Научно-практическая конференция по вопросам дополнительного образования «Открываем детские вселенные. Сокращаем разрыв поколений». 25 апреля 2025 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3MHPKR (дата обращения: 15.05.2025).
- Бурякова Т.С. Возможности и перспективы конвергентного образования Про_ДОД. 2025. № 2 (56) [Электронный ресурс]. – URL: https://prodod.moscow/archives/34086 (дата обращения: 22.05.2025).
- Вечерова Е. «Не хочу быть кассиром»: почему зумеры отказываются от учебы и работы и плохо ли это. 2024 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/517432-ne-hocu-byt-kassirom-pocemu-zumery-otkazyvautsa-ot-uceby-i-raboty-i-ploho-li-eto (дата обращения: 25.02.2025).
- Воронин В.Н., Ионцева М.В., Шураева Л.Ю. Социально-психологические риски разных поколений в процессе цифровизации общества // Вестник ГУУ. 2022. № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-riski-raznyh-pokoleniy-v-protsesse-tsifrovizatsii-obschestva (дата обращения: 13.03.2025).
- В режиме наблюдателя: как квантовое мышление помогает отказаться от предубеждений // Forbes [Электронный ресурс]. – URL: https://forbes.ru/forbeslife/480987-v-rezime-nabludatela-kak-kvantovoe-myslenie-pomogaet-otkazat-sa-ot-predubezdenij (дата обращения: 22.02.2025).
- ВЦИОМ: восемь из десяти браков в РФ в 2024 году распадались // ТАСС [Электронный ресурс]. – URL: https://tass.ru/obschestvo/22702277 (дата обращения: 21.02.2025).
- Гошин М.Е., Григорьев Д.С., Сорокин П.С. Родительские стратегии и агентность детей, занимающихся дополнительным образованием в условиях пандемии [Электронный ресурс]. – URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/930051621.pdf (дата обращения: 02.06.2025).
- Гурьянов С. Среднего рост: две трети российских школьников отказались от высшего образования. Более 60% девятиклассников выбирает обучение в колледжах [Электронный ресурс]. – URL: https://iz.ru/1584180/sergei-gurianov/srednego-rosta-dve-treti-rossiiskikh-shkolnikov-otkazalis-ot-vysshego-obrazovaniia (дата обращения: 02.06.2025).
- Данилова Л.Н. Образовательный запрос поколения Альфа // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2023. № 1 (45). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy–zapros–pokoleniya–alfa (дата обращения: 13.03.2025).
- Загладина Х.Т. Волонтерство: мода или служение? О развитии добровольчества в образовательных организациях // III Научно-практическая конференция по вопросам дополнительного образования «Открываем детские вселенные. Сокращаем разрыв поколений». 25 апреля 2025 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3MHPR5 (дата обращения: 19.05.2025).
- Зиненко В.Е. Патриотическое воспитание российской молодежи: современные реалии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-rossiyskoy-molodezhi-sovremennye-realii (дата обращения: 19.05.2025).
- Ефимова А. Их вайб: 10 главных ценностей поколения альфа // Forbes. 26.09.2024 [Электронный ресурс]. – https://www.forbes.ru/forbeslife/521956-ih–vajb-10-glavnyh–cennostej–pokolenia–al–fa (дата обращения: 13.03.2025).
- Интервью с первым Молодежным цифровым омбудсменом Дмитрием Гуляевым: «Современный Интернет – это “настраиваемая среда обитания”» // Электронный научно-публицистический журнал Homo Cyberus. 2022. № 1 (12) [Электронный ресурс]. – URL: http://journal.homocyberus.ru/Gulyaev_Dmitry_interview_1_2022 (дата обращения: 25.02.2025).
- Как научить ребенка понимать время и определять его по часам [Электронный ресурс]. – URL: http://clck.ru/3MQPzW (дата обращения: 02.06.2025).
- Ким А. Дети поколения Альфа: как растить и учить? [Электронный ресурс]. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/deti-pokolenija-alfa-kak-rastit-i-uchit.html (дата обращения: 19.05.2025).
- Коатс Дж. Поколения и стили обучения / Пер. с англ. Л.Е. Колбачева. М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011. 121 с.
- Кочетова Ю.А. Функциональная грамотность родителей как фактор гармонизации семейного воспитания [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/video-41008571_456239180 (дата обращения: 15.04.2025).
- Крупа Т.В. Гражданская наука в цифровой среде: новые форматы дополнительного образования для развития навыков и взаимодействия поколений // III Научно-практическая конференция по вопросам дополнительного образования «Открываем детские вселенные. Сокращаем разрыв поколений». 25 апреля 2025 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://clck.ru/3MHPVY (дата обращения: 19.05.2025).
- Кузьминов Я.И., Кручинская Е.В. Потенциал генеративного искусственного интеллекта для решения профессиональных задач // Форсайт. 2024. Т. 18. № 4. С. 67–76 [Электронный ресурс]. – URL: https://foresight-journal.hse.ru/article/view/24104/20159 (дата обращения: 02.06.2025).
- Куранина Н.М. Военно-патриотическое воспитание. Что и как воспитываем на примере игры «Зарница 2.0» // III Научно-практическая конференция по вопросам дополнительного образования «Открываем детские вселенные. Сокращаем разрыв поколений». 25 апреля 2025 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://clck.ru/3MHQ6T (дата обращения: 19.05.2025).
- Курпатов А.В. Счастливый ребенок. Универсальные правила. М.: Капитал. 448 с.
- Левин Р. Искусственный интеллект в педагогической практике и управлении образовательными продуктами // III Научно-практическая конференция по вопросам дополнительного образования «Открываем детские вселенные. Сокращаем разрыв поколений». 25 апреля 2025 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://clck.ru/3MHQEG (дата обращения: 19.05.2025).
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Смысл, 2020. 526 с.
- Лобова С. Искусственный интеллект в образовании: на ММСО обсудили, как сделать ИИ помощником педагога [Электронный ресурс]. – URL: https://ug.ru/iskusstvennyj-intellekt-v-obrazovanii-na-mmso-obsudili-kak-sdelat-ii-pomoshhnikom-pedagoga/ (дата обращения: 13.05.2025).
- Лобок А.М. Школа нового поколения (опыт концептуального наброска) [Электронный ресурс]. – URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n3/41055 (дата обращения: 19.05.2025).
- 24.Локтионова В.А. Качество образовательных онлайн-продуктов. Как его измерить и что получают обучающиеся // III Научно-практическая конференция по вопросам дополнительного образования «Открываем детские вселенные. Сокращаем разрыв поколений». 25 апреля 2025 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://clck.ru/3MHQMr (дата обращения: 19.05.2025).
- Лоткин И.В., Слижевская А.Н. Поколение Z: психологические особенности и ценности (на примере Омского государственного университета путей сообщения // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 4 (38) [Электронный ресурс]. – URL: http://clck.ru/3MSVNu (дата обращения: 20.02.2025).
- Лурье Ж. 5 черт поколения Y, которые могут его погубить // Psichologies [Электронный ресурс]. – URL: https://www.psychologies.ru/standpoint/5-chert-pokoleniya-y-kotorye-mogut-ego-pogubit/ (дата обращения: 21.05.2025).
- Митягина Е.В., Долгополова Н.С. «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009. № 3 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-soznanie-molodezhi-v-sovremennom-informatsionnom-obschestve (дата обращения: 22.02.2025).
- Молодежь сейчас хочет учиться, готова в это вкладываться // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.hse.ru/news/expertise/658577280.html (дата обращения: 25.02.2025).
- Оказывается, геймеры лучше распознают движущиеся объекты, чем обычные люди // Инк [Электронный ресурс]. – URL: https://incrussia.ru/news/okazyvaetsya-gejmery-luchshe-raspoznayut-dvizhushhiesya-obekty-chem-obychnye-lyudi/ (дата обращения: 07.04.2025).
- Павленко К.В., Дементьева Ю.О. Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой // Мониторинг экономики образования № 5 (22) 2022 / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. – URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.hse.ru/data/2022/05/31/1870885884/ib_5(22)_2022.pdf (дата обращения: 22.04.2025).
- Павлюц К., Табатадзе Л.М. Качество образовательных онлайн-продуктов. Как его измерить и что получают обучающиеся // III Научно-практическая конференция по вопросам дополнительного образования «Открываем детские вселенные. Сокращаем разрыв поколений». 25 апреля 2025 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://clck.ru/3MHQQG (дата обращения: 06.05.2025).
- Пирогова И., Полищук А. Альфа: характеристика поколения Gen Alpha // Я знаю. Проект Kp.ru [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kp.ru/edu/molodezhnyj–sleng/pokolenie–alfa/ (дата обращения: 13.03.2025).
- Поколение W: как и чему учить детей будущего. Форсайт-исследование // СбероОбразование.
- Поливанова К.Н. Современное детство. Почему сегодня нельзя без дополнительного образования // III Научно-практическая конференция по вопросам дополнительного образования «Открываем детские вселенные. Сокращаем разрыв поколений». 25 апреля 2025 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://clck.ru/3MHQWR (дата обращения: 06.05.2025).
- Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации / Л.С. Намазова-Баранова [и др.] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2016. № 31: Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в педиатрическом стационаре [Электронный ресурс]. – URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-31/difficulties-of-development-of-communication-in-children-first-years-of-life-with-disabilities (дата обращения: 28.02.2025).
- Психологические особенности поколения Z // Государственное бюджетное учреждение Научный центр безопасности жизнедеятельности» [Электронный ресурс]. – URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://ncbgd.tatarstan.ru/file/pub/pub_3409141.pdf (дата обращения: 14.02.2025).
- Радостева А.Г. Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его формирование // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelstvo-kak-psihologicheskoe-yavlenie-faktory-vliyayuschie-na-ego-formirovanie (дата обращения: 15.04.2025).
- Рожков Г.А. Искусственный интеллект в школе: добро или зло? // ВЦИОМ Новости. 21 апреля 2025 [Электронный ресурс]. – https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/iskusstvennyi-intellekt-v-shkole-dobro-ili-zlo (дата обращения: 12.05.2025).
- Русаков А. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов. Анклавы прошлого и анклавы грядущего. Третье пространство школы. Александр Лобок и Вероятностное образование // Технология альтруизма [Электронный ресурс]. – URL: https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/22/4/6/4 (дата обращения: 07.05.2025).
- Русанова Н.Л. Выбор программы дополнительного образования для ребенка. Советы родителям // Про_ДОД. 2023. № 4 (46) [Электронный ресурс]. – URL: https://prodod.moscow/archives/28929 (дата обращения: 14.02.2025).
- Русанова Н.Л. Поколение от Z до Альфа: какое оно? Обобщение современных исследований, дополненное эмпирическими наблюдениями автора // Про_ДОД. 2025. № 2 (56) [Электронный ресурс]. – URL: https://prodod.moscow/archives/33973 (дата обращения: 22.05.2025).
- Сапа А.В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-z-pokolenie-epohi-fgos (дата обращения: 03.03.2025).
- Семиздралова О.А., Мазурова Н.В. Социально-психологические особенности развития современных детей // Мир психологии. № 04/2022.
- Сентеброва П. Детство у экрана: чем отличается поколение Альфа и какое будущее его ждет // РБК. 20.09.2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://style.rbc.ru/life/650ad3839a79474a6559404f (дата обращения: 13.03.2025).
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности у руководителей помогает развивать бизнес // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. – URL: https://spb.hse.ru/news/913224171.html (дата обращения: 20.02.2025).
- Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования: материалы международной конференции (Москва, МПГУ, 24–25 апреля 2018 г.): сборник научных трудов/ под общ. ред. М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и др. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018. 796 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500558 (дата обращения: 04.12.2019).
- Сорокоумова Е.А., Борисова М.А. Исследование особенностей развития познавательных процессов младших школьников поколения Z // Коллекция гуманитарных исследований. 2020. № 1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-razvitiya-poznavatelnyh-protsessov-mladshih-shkolnikov-pokoleniya-z (дата обращения: 05.03.2025).
- Стоянова Э. Гиперактивные и креативные: СДВГ дает детям преимущество // Сириус Журнал [Электронный ресурс]. – URL: https://siriusmag.ru/articles/1854-giperaktivnye-deti-neozidannye-plusy-sdvg/ (дата обращения: 23.02.2025).
- Татьяна Черниговская: «Человек, который доверяет только ИИ сложные когнитивные задачи, теряет собственные креативные способности» // Санкт-петербургский государственный университет / Крупным планом. 1 марта 2025 [Электронный ресурс]. – URL: https://spbu.ru/news-events/krupnym-planom/tatyana-chernigovskaya-chelovek-kotoryy-doveryaet-tolko-ii-slozhnye (дата обращения: 12.05.2025).
- Тренды в образовании – 2025: глобальные тенденции на фоне российской реальности [Электронный ресурс]. – URL: https://www.forbes.ru/education/529465-trendy-v-obrazovanii-2025-global-nye-tendencii-na-fone-rossijskoj-real-nosti (дата обращения: 02.06.2025).
- Тренина П.Е., Неволина К.А., Харлова К. А. Особенности личностных черт поколения Z // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2022. № 2 (78) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lichnostnyh (дата обращения: 06.03.2025).
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.05.2025) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/affd388ac5d286d2ddbd5a1fc91c0d9b0bc06984/ (дата обращения: 03.06.2025).
- Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень ВАК Минобрнауки России. 2010. № 4.
- Цветков А.В. Нейропедагогика для учителей: как обучать по законам работы мозга. Москва: Спорт и Культура, 2000, 2017. 122 с.
- Черникова Е.Г., Пташко Т.Г., Соколова Н.А. Социально-психологические особенности современного подростка // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. № 5. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-sovremennogo-podrostka (дата обращения: 20.02.2025).
- Что такое клиповое мышление и как извлечь из него пользу // РБК [Электронный ресурс]. – URL: http: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/60dad2ce9a794760a59e66f5?from=copy#p1 (дата обращения: 19.02.2025).
- Шамис Е., Антипов А. Теория поколений [Электронный ресурс]. – URL: https://psycho.ru/library/2581 (дата обращения: 03.03.2025).
- Шеховцова В.В. Проблема раннего обучения детей: за и против // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-rannego-obucheniya-detey-za-i-protiv (дата обращения: 22.02.2025).
- Howe N., Strauss W. (1991). Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company.
- Judge T.A., Zapata C.P. The person-situation debate revisited: effect of situation strength and trait activation on the validity of the big five personality traits in predicting job performance [Электронный ресурс]. – URL: https://www.jstor.org/stable/43589388 (дата обращения: 20.02.2025).
- McCrindle М. The ABC of XYZ: understanding the global generations. Sydney: UNSW Press, 2009.
- Pérez Pena, A. (2024) Agudeza visual dinámica: revisión narrativa y propusata de entrenamiento. [Trabajo final de máster en optometría y ciencias de la visión. Departamento de Óptica y Optometría. Universitat politècnica de Catalunya. Facultat d Óptica i Optometria de Terrassa] [Электронный ресурс]. – URL: http://clck.ru/3MHQb5 (дата обращения: 09.04.2025).
- Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. On the Horizon (NCB University Press, Vol. 9 No. 5, October 2001) [Электронный ресурс]. – URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf (дата обращения: 20.02.2025).
- Stappers J., Andries P. The role of distinct ADHD symptoms for pre-entry entrepreneurial behavior: when intentions do not translate into action. Small Bus Econ 58, 1441–1457 (2022) [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.1007/s11187-020-00440-x (дата обращения: 20.02.2025).
- Understanding Generation Alpha [Электронный ресурс]. – URL: https://chrome–extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://generationalpha.com/wp–content/uploads/2020/02/Understanding–Generation–Alpha–McCrindle.pdf (дата обращения: 13.03.2025).
- White H.A. Thinking “Outside the Box”: Unconstrained Creative Generation in Adults with Attention Deficit Hyperactivity Disorder [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.1002/jocb.382 (дата обращения: 23.02.2025).
[1] Цифровая коммуникация – процесс обмена информацией, данными и сообщениями через цифровые каналы: текстовое общение, видеозвонки, социальные сети.
[2] Техногенная коммуникация объединяет различные аспекты взаимодействия человека и техники, включая информационные технологии, процессы управления и взаимодействия с техническими системами. В широком смысле это общая модель коммуникации, где люди не просто общаются, а по сути ведут диалог с технологиями. Сюда входит не только использование интернета, социальных сетей, электронной почты и других цифровых средств коммуникации, но и взаимодействие с роботами, системами автоматизации и другими техническими устройствами, а также получение обратной связи от технических систем и устройств (уведомления, отчеты о состоянии оборудования и пр).
[3] Междисциплинарное обучение – подход к образованию, в котором учебные программы и уроки объединяют элементы из разных предметных областей.
[4] Мультимодальное обучение – метод, в котором с целью повышения эффективности учебного процесса комбинируются различные типы и форматы обучения.
[5] Нейропластичность – свойство мозга, благодаря которому свойства нейронов и нейронные сети могут изменяться под воздействием нового опыта – формировать новые связи или восстанавливать утраченные в результате повреждения [20].
[6] Создание арт-объектов из переработанных материалов.