Персонифицированный подход в обучении как современный ресурс в поликультурном воспитании

Учебнометодические материалы разработаны в ходе реализации общеразвивающей программы творческого объединения «Проектная лаборатория» и анализа проектной деятельности. В разработке раскрыта методика, общей целью которой является реализация персонифицированного подхода среди обучающихся в поликультурном пространстве.

УДК 372.8

Из опыта работы творческого объединения «Проектная лаборатория»

С.А. Афанасенкова,
педагог дополнительного образования высшей категории,
МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»,
Московская обл., Королёв

В многонациональном российском государстве особую актуальность приобретает проблема поликультурной социализации детей. Это объясняется расширением миграции населения, национально-культурным самоопределением народов.

Современное состояние образования в сложившейся ситуации характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм и методов образовательной деятельности в создании таких условий в обучении и воспитании, которые способствовали бы максимальному раскрытию способностей и успешной социализации детей и подростков в обшестве. Необходимо отметить, что идея поликультурности не является продуктом современности, она была предметом научного исследования лучших умов еще прошлого века. Поликультурность, по убеждению авторов Л. Гурлитт, Ф. Гансберг, Г. Шанпельман, связана со свободой духовного развития личности. В реализации учебных задач обучающихся творческого объединения «Проектная лаборатория» используются следующие типы занятий, классифицированные Ю. К. Бабанским, Б. Т. Лихачевым, М. И. Махмутовым:

  • комбинированные;
  • сообщение новых знаний, их формирование и закрепление;
  • обобщающие, итоговые.

При этом могут использоваться как традиционные формы проведения (практикумы, беседы, экскурсии, ученические конференции и т.д.), так и инновационные (интегративные, комплексные, проблемные, тренинги). Педагог использует не только теоретический материал в обучении, предполагающий снабжение информацией о сходстве и различиях между культурами, их ценностях, нормах, традиционном образе жизни и т.д., но и практические методы регулирования, предложенные разными исследователями. Научные достижения не разделяют людей на конфессии. В России существует уважительное принятие всех религий мира. Это подтверждается свободой вероисповедания.

В 2018 учебном году конкурс защиты проектов проходил по теме «Город Королёв — вчера, сегодня, завтра», и был посвящен 80-летию города Королёва, а также Году добровольца и волонтера в России в рамках городского методического мероприятия «Неделя дополнительного образования». Существует мнение, что больше всего знаний люди извлекают из собственного опыта. Чтобы выявить проблемные ситуации при подготовке теоретической части исследования проекта, было принято решение об участии в городском конкурсе. Обобщение и анализ опыта участия в этом проекте позволяют сформулировать выводы и описать педагогическую технологию, которая может быть использована педагогами дополнительного образования художественной, социально-педагогической и естественно-научной направленности.

В педагогической практике творческого объединения процесс обучения складывается из получения обучающимися знаний о межкультурных различиях. Эмоциональный подход ориентирован на формирование межкультурной коммуникации и толерантности. Кроме того, ориентированные на эмоции задания программы творческого объединения и анкетирование «Как справиться с неуверенностью и тревожностью в новой культурной среде» могут помочь обучающимся более успешно адаптироваться. Также необходимо формировать умения и навыки, которые повысят эффективность коммуникации.

Наиболее благоприятной сферой для формирования этнической толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются границы общения и углубляется их содержание. С этой целью используются все виды воспитательной работы с детьми и родителями, содержание которой направлено на раскрытие общности различных культур. Это ежегодное участие во всероссийской олимпиаде «Созвездие», в выставке королёвского музея ВОВ, в выставке прикладных проектов в РУДН на кафедре «Космические технологии». Именно такой подход в обучении формирует нравственные взаимоотношения между обучающимися и родителями, ценностные и моральные установки. При этом педагог дает понять и осознать ценности собственной культуры, нравственность взаимоотношений между людьми. Можно предположить, что понимание культуры приходит со знаниями ее истории и обычаев, необходимыми для эффективного взаимодействия с ее представителями.

В учреждениях дополнительного образования недостаточно изучено применение персонифицированного подхода и его практическое применение. Поэтому возникает необходимость описания конкретных примеров, которые могли бы стать методической основой для работы с детьми. Образующим фактором персонификации образования в целом являются творческие и познавательные потребности одаренного обучающегося. Персонификация образования детей и подростков подразумевает создание специфических условий их сопровождения, особой среды, актуализирующей неповторимо индивидуальную образовательную траекторию личности. На этом основании учебный процесс выстраивается по принципу:

  • учреждение дополнительного образования создает образовательную инфраструктуру и проектирует субъектную позицию ученика в обучении;
  • педагог перерабатывает задачи и задания к ним в рамках общеразвивающей программы, выстраивает ее содержание и уровень сложности заданий для конкретного ребенка.

Персонифицированный подход реализует разработку индивидуальных образовательных маршрутов, что является необходимым условием, удовлетворяющим познавательные интересы и потребности многонационального контингента обучающихся. Все формы ИОМ выстраиваются на основе общей программы, в которой представлены ведущие образовательные модули, соответствующие продвинутому уровню программы творческого объединения.

Успешность персонифицированного подхода в значительной степени предопределяет межпредметная интеграция знаний обучающегося. Темы проектных работ выбираются из любой предметной области, именно поэтому все проекты отличаются друг от друга, имеют различную тематику и подходы к реализации замысла от личных предпочтений каждого. И во всех проектах обязательно прослеживается творческий замысел.

Индивидуально-личностная основа в обучении позволяет удовлетворять запросы конкретных детей и решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержка одаренных детей в проектной, прикладной деятельности. Применение системно-деятельностного подхода в работе с детьми различных национальностей позволяет создать единое образовательное поликультурное пространство, что дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, приобщиться к коллективной деятельности, почувствовать свою значимость в обществе, донести эстетические и нравственные ценности своей культуры. Таким образом, персонифицированный подход в проектной деятельности среди обучающихся становится основным трендом развития образования в творческом объединении «Проектная лаборатория».

Список использованных источников

  1. Данилов, О. Е. Организация проектной деятельности учащихся с помощью интернет-ресурсов образовательного назначения / О. Е. Данилов // Школьная педагогика. — 2017. — № 1. — С. 50–57.
  2. Джонс, Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонс. — М. : Мир, 1986. 326 с, ил. — Загл. 1-го изд: Инженерное и художественное проектирование.
  3. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М. Б. Лебедева, С. В. Агапонов, М. А. Горюнова [и др.]; под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с.
  4. Дитрих, Я. Проектирование в конструирование: системный подход / Я. Дитрих; пер. с польск. — М.: Мир, 1981. — 456 с.
  5. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. — М. : Народное образование, 1999 — 208 с.
  6. Ильин, Г. Л. Проективное образование и реформация науки / Г. Л. Ильин. — М. : Исследовательский центр ПКПС Москва, 1993. — 101 с.
  7. И73 Intel® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft) : учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — М. : Русская Редакция, 2003. — 368с. 
  8. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская ; под ред. И. А. Колесниковой. — М. : Академия, 2005. — 288 с.
  9. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. В. Матяш. — М.: Академия, 2012.— 160с.

Интернет-источники

  1. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // Президент России. — Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/53379/videos (дата обращения: 03.01.2017).
  2. Cайт Министерства образования Московской области — http://mo.mosreg.ru/
  3. Cоциальная сеть работников образования — http://nsportal.ru/
  4. Опыт педагогических инноваций С. А. Афанасенковой — https://crtdu.3dn.ru/news/opyt_pedagogicheskikh_innovacij_afanasenkovoj_s_a/2017-09-25-191
  5. Видеопрезентация «Проектной лаборатории» — https://www.youtube.com/watch?v=RrAcJMDcdtY&t=495shttps://vk.com/videos484728499?section=album_4https://vk.com/album484728499_25385304

Добавить комментарий

Войти с помощью: