Методическое сопровождение процесса проектирования и реализации воспитательных практик в дополнительном образовании
В статье рассмотрены ресурсы и преимущества дополнительного образования в формировании ценностных ориентаций учащихся. Выявлена проблема формального планирования и проведения педагогами воспитательных мероприятий без учета цели, задач, целевых ориентиров современного воспитания. Представлен опыт методического сопровождения проектирования, реализации и оценки результатов воспитательных практик в процессе ценностно-ориентированного воспитания в учреждении дополнительного образования.
А.Е. Грудинина,
директор
П.Н. Рубен,
заместитель директора
по учебно-воспитательной работ
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Городской дворец детского (юношеского)
творчества им. Н.К. Крупской»
Е.Б. Цибизова,
кандидат педагогических наук, доцент,
Кафедра общего образования и психологии,
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
Новокузнецк
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» [2] была значительно усилена роль воспитания в образовательных организациях. Начиная с этого времени руководителями и методистами учреждений дополнительного образования был приобретен непростой, но достаточно продуктивный опыт разработки программ воспитания, которые сегодня выполняют функции регуляторов процесса воспитания обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
Вместе с тем перемены произошли не только в нормативном обеспечении, они гораздо глубже: изменился подход к воспитанию. Исходя из социального заказа государства и общества, сущность и цели воспитания рассматриваются сегодня с позиций ценностно-ориентированного подхода, основу которого составляет система социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Обратимся к п. 2 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1], где воспитание признано деятельностью, направленной на развитие личности и на создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Это положение созвучно с одной из задач развития дополнительного образования детей, которая в «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» определена как «организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности» [3].
Значительными преимуществами и ресурсами в реализации ценностно-ориентированного процесса воспитания обладает дополнительное образование, что во многом обусловлено его особенностями. Этот вид образования, по мнению В.П. Голованова, основывается на искреннем согласии детей и подростков сотрудничать с педагогом [5]. Продуктивное сотрудничество детей и взрослых, их совместное стремление к творческо-созидательному освоению мира, позволяет реализовывать педагогический процесс в единстве всех его составляющих. Важно и то, что, занимаясь в объединениях дополнительного образования, обучающиеся включаются во взаимодействие с детьми разного возраста, приобретают опыт социально значимой деятельности.
Но, для того чтобы ресурсы и преимущества дополнительного образования в ценностно-ориентированном процессе воспитания были успешно реализованы, необходимо изменение позиции педагога, понимание и принятие им целевых ориентиров современного воспитания. В работе Л.Г. Логиновой отмечено, что «воспитание в дополнительном образовании детей – выражение позиции как ценностно-смыслового отношения педагога (педагогического коллектива и организации целом) к детям, определяющего его ориентиры в построении его отношения к своим действиям по планомерному и целенаправленному созданию условий, независимо от направленности дополнительной общеобразовательной программы…» [7, с. 72]. И далее автор справедливо замечает, что установка на воспитание в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей не появляется сама по себе, не приобретается раз и навсегда, она принимается в форме личностного смысла и только тогда начинает формировать устойчивые способы осуществления профессиональной деятельности.
Следовательно, вслед за изменениями нормативного обеспечения процесса воспитания в учреждении дополнительного образования необходимо выстраивание методического сопровождения по принятию и реализации в практической деятельности поставленных перед педагогом дополнительного образования (далее – педагог, педагоги) воспитательных задач. Здесь важно организовать работу, обеспечивающую развитие педагога как воспитателя, а результатом должно стать не только и не столько приобретение им новых знаний, сколько формирование новых компетенций, основанных на собственном опыте организации воспитывающей деятельности обучающихся и его презентации педагогической общественности.
В данной статье представлен опыт методического сопровождения проектирования, реализации и оценки результатов воспитательных практик в учреждении дополнительного образования.
Общепринятого и устоявшегося определения термина «воспитательная практика» на сегодняшний день нет, хотя словосочетание широко используется в деятельности педагогов и в профессиональных конкурсах (например, Всероссийский конкурс «Воспитать человека»). Так, К.Н. Поливанова и А.С. Струкова под этим термином понимают «любой набор действий педагога, целью которого является формирование личностных качеств учащихся» [10]. А в работе О.В. Миновской воспитательная практика представляется «не как единичный акт социального действия и/или взаимодействия, а как относительно устойчивая и воспроизводимая последовательность действий, которая имеет пространственные и временные границы» [9, с. 8].
Обращает на себя внимание то, что воспитательная практика однозначно основана на взаимодействии педагога и обучающегося, но может не подразумевать активных действий. И тогда, по классификации К.Н. Поливановой, такие практики могут быть отнесены к когнитивно-вербальным. Вторая категория – деятельностные практики, когда обучающимся предложено участие в конкретной деятельности [10].
Отметим, что дополнительному образованию больше соответствуют деятельностные практики. Переход от знаний и отношений к действиям и деятельности происходит более успешно, если у ребенка есть личностно значимые побуждения или он самостоятелен в каком-либо социально значимом деле. Это можно назвать деятельной стороной процесса личностного развития ребенка [13]. Реальное продуктивное взаимодействие обучающегося с детьми разного возраста и взрослыми в объединении, обретение опыта социально значимой деятельности, основанное на добровольном согласии сотрудничать с педагогом, позволяет полноценно осуществить процесс формирования ценностных ориентаций: предъявление ценностей обучающимся; осознание и принятие ими предъявленных ценностей и формирование ценностных ориентаций; их реализация в деятельности и поведении обучающихся.
Отметим, что ценностно-целевое содержание воспитания детей в Российской Федерации не может быть одинаковым во всех регионах, каждый из которых обладает своими особенностями духовно-нравственной культуры. В 2022 году была принята Региональная стратегия развития воспитания в Кемеровской области – Кузбассе «Я – Кузбассовец!» на период до 2025 года (далее – Стратегия) [4]. И с 2022 года Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества имени Н.К. Крупской» (далее – Дворец творчества им. Н.К. Крупской, Дворец) является региональной инновационной площадкой Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кузбасса» по теме: «Организация ценностно-ориентированного процесса воспитания в дополнительном образовании детей Кузбасса».
В соответствии с принятой Стратегией была актуализирована программа воспитания Дворца. Но еще ранее, с момента разработки начальной версии программы воспитания, в учреждении началась методическая работа по организации воспитательного процесса на всех уровнях – от каждого объединения до всего учреждения – с учетом целевых ориентиров воспитания с позиций ценностно-ориентированного подхода.
На начальном этапе данного направления методической деятельности был проведен мониторинг целевых установок, содержания, результативности воспитательных мероприятий детских объединений Дворца, который позволил выявить целый ряд педагогических и методических проблем:
– мероприятия зачастую планировались с формальным соблюдением установившихся традиций, без ориентации на решение целевых установок воспитания;
– не подводились итоги и не анализировались результаты проведения мероприятий;
– методическая поддержка организации и проведения мероприятий ограничивалась в лучшем случае подготовкой сценария.
Также в определении содержательных приоритетов методической деятельности учитывались и проблемы социализации современных юных жителей Кузбасса, перечисленные в «Анализе социокультурной ситуации в Кемеровской области – Кузбассе» (раздел Стратегии):
– несформированность умений эффективного разрешения возникающих конфликтных ситуаций, навыков сотрудничества в различных видах деятельности;
– недостаточность опыта в области организации и проведения школьных мероприятий;
– недостаточность умений самостоятельно определять цели и составлять планы, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность (самоорганизация);
– недостаточность опыта участия выпускников в организации мероприятий экологической направленности, низкая вовлеченность в решение экологических проблем;
– снижение удельного веса школьников, выбирающих ответы, указывающие на сформированность у них ценностного отношения к Родине.
Параллельно был проведен анализ педагогической литературы по вопросам воспитания и дополнительного образования, который позволил обозначить ряд актуальных проблем, требующих своего решения. Остановимся на некоторых. Так, А.И. Григорьева отмечает «неумение педагога‐воспитателя находить органическую связь между целью воспитания и масштабами субъекта, с которыми предполагается работать» [6, с. 65]. В работе Л.Г. Логиновой и И.Н. Поповой обозначены проблемы проектирования задач воспитания и их взаимосвязи с прогнозируемыми результатами в процессе их достижения [7].
Выявленные проблемы потребовали коренного изменения подхода к планированию и проведению воспитательных мероприятий. Ведь именно они являются основной организационной формой осуществления воспитательной деятельности. Поэтому значимым элементом инноваций в методической работе Дворца стало проектирование и реализация воспитательных практик.
В 2022/2023 учебном году во Дворце был проведен первый Фестиваль воспитательных практик (далее – Фестиваль), основным форматом которого стала презентация профессионального мастерства педагогов с коллективным обсуждением по заранее определенным вопросам (требованиям к разработанным и реализованным воспитательным практикам).
Цель Фестиваля – повышение профессионального мастерства педагогов и статуса воспитательной работы в условиях реализации Стратегии. Участники Фестиваля – педагоги Дворца (участие могло быть индивидуальным или коллективным).
На подготовительном этапе Фестиваля был организован комплекс методических мероприятий:
– проведена диагностика ценностных отношений педагогов и обучающихся и обсуждение ее результатов (в качестве диагностического инструментария избрана адаптированная методика изучения развития ценностных отношений, разработанная Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой и Е.Н. Степановым);
– организованы обучающие семинары для педагогов по темам: «Нормативно-правовая основа организации воспитания в современном дополнительном образовании», «Ценностные ориентации учащихся: характеристики, этапы и условия формирования», «Анализ социокультурной ситуации в Кемеровской области – Кузбассе»;
– разработан макет паспорта воспитательной практики и даны пояснения к его оформлению;
– организованы коллективные обсуждения, где методисты и педагоги вместе, анализируя сложившиеся традиции воспитания в учреждении, искали ответы на вопросы: с чего начинается проектирование воспитательной практики; что будет являться первоисточником; Как определить целесообразность ее проведения в условиях реализации процесса ценностно-ориентированного воспитания в дополнительном образовании.
В итоге первоосновой воспитательной практики выступили обозначенные в программе воспитания Дворца целевые ориентиры воспитания на основе российских базовых (конституционных) ценностей, а также выявленные педагогами потребности детей и родителей.
Для описания воспитательных практик участникам Фестиваля был предложен макет паспорта воспитательной практики, основу которого составили требования к описанию воспитательной практики Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека» [11]. Структура паспорта воспитательной практики включала следующие позиции:
– название воспитательной практики;
– Ф.И.О. автора/авторов;
– актуальность воспитательной практики в условиях реализации программы воспитания Дворца творчества им. Н.К. Крупской и Региональной стратегии развития воспитания «Я – Кузбассовец!»;
– проблема или потребность, на решение которой направлена воспитательная практика;
– описание воспитательной практики;
– целевая аудитория воспитательной практики;
– цель и задачи воспитательной практики;
– технологии, методы реализации воспитательной практики;
– ожидаемые результаты воспитательной практики и диагностические инструменты;
– приложения.
Заочный этап Фестиваля включал оформление и предоставление экспертам Фестиваля паспорта воспитательной практики и приложений к нему: сценарий, диагностические материалы, фотоотчет и другое. Организационная поддержка Фестиваля осуществлялась в группе «Живой журнал Дворца», где размещался график проведения запланированных воспитательных мероприятий, публиковались информационные посты о реализованных практиках.
Всего участниками Фестиваля стали 68 педагогов Дворца (индивидуально или в группе авторов). За два года были представлены 26 воспитательных практик. Среди них: «Отчетное мероприятие “Успех на крыльях красоты”», «Квартирник в студии “Зазеркалье”», «Музыкальная гостиная “Творчество русских композиторов”», «ЭкоКвест в формате ЭкоКвиза “Всем на свете нужен дом”», «Я – сочинитель», «Посвящение в члены английского клуба», «Мы рядом», «От улыбки станет всем светлей», «Новокузнецк театральный», «Профистарт», «Широкая масленица» и др. Примеры описания воспитательных практик представлены в приложении.
Очный этап Фестиваля стал его кульминационным моментом. Публичное представление воспитательных практик осуществлялось в форме докладов автора/авторов, которые сопровождались мультимедийной презентацией. Экспертами, согласно положению, выступали сами педагоги.
Обсуждение воспитательных практик осуществлялось с учетом следующих требований:
– актуальность воспитательной практики, ее соответствие целевым ориентирам программы воспитания Дворца творчества им. Н.К. Крупской и, по возможности, Региональной стратегии развития воспитания «Я – Кузбассовец!»;
– сформулированность и актуальность проблемы или потребности, на решение которой направлена воспитательная практика;
– соответствие цели и задач воспитательной практики решению заявленной проблемы/потребности;
– соответствие выбранной технологии/методов реализации воспитательной практики возрасту обучающихся;
– соответствие ожидаемых результатов цели и задачам воспитательной практики;
– диагностическое подтверждение результативности реализации воспитательной практики.
Профессиональное общение во время очного этапа Фестиваля происходило оживленно и продуктивно, педагоги задавали уточняющие вопросы, высказывали свое мнение. Для того чтобы обсуждать работу другого, педагог должен увидеть проблемы и решения в своей практике, пройти тем же путем. Выстроенное методическое сопровождение позволило не только спроектировать и реализовать воспитательную практику, но и осмыслить, презентовать и обсудить живую, конкретную ситуацию воспитания.
Оформление паспорта воспитательной практики помогло педагогам не только осмыслить и зафиксировать полученный опыт, но и создать собственные методические материалы, которые в дальнейшем были представлены в рамках докладов и выступлений на презентационной площадке «Лучшие практики воспитания в дополнительном образовании» Муниципального образовательного форума – 2023, на IX Всероссийской научно-практической конференции «Информационная безопасность и дети», на XI Всероссийском совещании работников сферы дополнительного образования детей, на региональных вебинарах «Содержательные аспекты разработки общеразвивающих общеобразовательных программ художественной направленности» и «Новое содержание и технологии дополнительного образования детей: марафон эффективных образовательных практик». Воспитательная практика «Профистарт» отмечена дипломом за второе место в номинации «Трудовое воспитание» Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека» (2024 год).
Подведем итоги. Деятельность Дворца в статусе инновационной площадки по теме «Организация ценностно-ориентированного процесса воспитания в дополнительном образовании детей Кузбасса» позволила достичь положительных изменений в позиции педагогов дополнительного образования в реализации процесса ценностно-ориентированного воспитания. Воспитательные практики в объединениях Дворца стали для обучающихся не только пространством осознания и принятия ценностных ориентаций, но и их реализации в деятельности и поведении. А для педагога они стали пространством повышения профессионального мастерства и реализации творческого потенциала.
Список источников:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
- Стратегия развития воспитания в Кемеровской области – Кузбассе «Я – Кузбассовец!» на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 6 февраля 2023 г. № 17 рг.
- Голованов В.П. Современное дополнительное образование детей – территория перспективного и безопасного детства // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова [Электронное издание]. 2012. Том 18. С. 138–144.
- Григорьева А.И. Педагог как профессиональный воспитатель: на пути к новому образованию // Человек и образование. 2014. № 4 (41). С. 63–66.
- Логинова Л.Г. Нужна ли программа воспитания для организаций дополнительного образования детей? // Методист [Электронное издание]. 2021. № 5. С. 23–27.
- Логинова Л.Г., Попова И.Н. Анализ воспитательного потенциала общеразвивающих программ дополнительного образования детей // Мир науки. Педагогика и психология [Электронное издание]. 2022. № 2. Том 10. С. 1–17.
- Миновская О.В. Воспитательная практика: где и зачем искать? // Воспитание в школе: успешные практики: Материалы регионального марафона воспитательных практик общеобразовательных организаций Костромской области / сост. Л.С. Ручко, отв. ред. Е.Ю. Терлецкая [Электронное издание]. Кострома: КОИРО, 2022. С. 6–10.
- Поливанова К.Н., Струкова А.С., Дементьева Ю.О. Воспитательные практики отечественной школы. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 48 с. Современная аналитика образования. № 6 (74).
- Положение о Всероссийском конкурсе педагогических работников «Воспитать человека» [Электронный ресурс]. – URL: https://воспитатьчеловека.рф/%d0%b4%d0%be%d0%ba%d1%83%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%8b/2024-2/ (дата обращения: 19.07.2025).
- Поляков С.Д., Петренко Е.Д. Модель диагностики результатов школьного воспитания: Методическое пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2012. 28 с.
- Степанов П.В. Как работать с целями и задачами воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2. № 1 (67). С. 48–53.
Приложение
ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК
Воспитательная практика «Конкурс “Маленькая модница”»
Организатор: Образцовый детский коллектив Кузбасса «Детский дом моделей» Дворца творчества им. Н.К. Крупской (педагоги дополнительного образования Е.Е. Евдокименко, Ю.В. Захматова, А.В. Саломатина).
Актуальность практики педагоги сформулировали следующим образом. В Региональной стратегии развития воспитания «Я – Кузбассовец!» в Кемеровской области – Кузбассе на период до 2025 года большое внимание уделено решению задачи «повышение формирования ответственности учащихся за свои действия и поведение, воспитание дружелюбия и доброжелательности». Выявлена проблема – недостаточность опыта старшеклассников в области организации и проведения различных мероприятий, взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел, реализации коллективных проектов. В соответствии с поставленной задачей и выявленной проблемой в Образцовом детском коллективе Кузбасса «Детский дом моделей» проведен обновленный конкурс «Маленькая модница». Организаторами конкурса теперь являются учащиеся творческой (старшей) группы, а участниками – девочки второго и третьего годов обучения.
Цель: создание условий для приобретения учащимися опыта осуществления социально значимой деятельности (коллективного творческого дела – КТД), развитие их творческой самостоятельности.
Задачи:
– учить формулировать цель и задачи КТД, слаженно и организованно работать в команде;
– учить планировать деятельность: определить этапы организационной работы, разработать план подготовки и проведения конкурса;
– помочь распределить обязанности и назначить ответственных за разработку сценария, фотосъемку, подготовку юных моделей к конкурсу, музыкальное оформление, выпуск печатной продукции (пригласительные билеты, наградная продукция);
– разработать с учащимися сценарий, назначить график репетиций;
– развивать умение продуктивного взаимодействия, стремление к командной работе, воспитывать личностную ответственность в работе над творческим делом;
– провести традиционный конкурс «Маленькая модница»;
– подвести итоги работы.
Технологии и методы реализации воспитательной практики. Идее конкурса «Маленькая модница» наиболее соответствует технология коллективной творческой деятельности как «проживаемого» процесса и результата «сотворения» коллективом нового продукта на основе предыдущего опыта. В процессе коллективной творческой деятельности происходит развитие каждого, при этом коллектив также развивается. КТД предполагает совместную деятельность детей, в рамках которой они учатся проявлять терпение к чужому мнению и идеям, строить и поддерживать доброжелательные взаимоотношения в коллективе.
Ожидаемые результаты реализации воспитательной практики
Обучающиеся приобретут опыт осуществления социально значимой деятельности, разработки и проведения коллективного творческого дела, который проявляется в умении:
– формулировать цель и задачи конкурса;
– планировать деятельность: определять этапы организационной работы, разрабатывать план подготовки и проведения конкурса;
– распределять обязанности, договариваться, быть ответственным за разработку сценария, фотосъемку, подготовку юных моделей к конкурсу, музыкальное оформление, выпуск печатной продукции (пригласительные билеты, наградная продукция);
– разрабатывать сценарий, график репетиций;
– продуктивно взаимодействовать; в наличии стремления к командной работе; в проявлении личностной ответственности в работе над творческим делом.
В описании практики указываются этапы ее реализации, а в приложении размещаются: план-график подготовки, сценарий, фотоотчет и все другие необходимые материалы.
Инструменты диагностики и интерпретация результатов
Для диагностики результатов была использована модифицированная методика С.Д. Полякова «Критерии и показатели результатов школьного воспитания», объединившая три группы критериев и соответствующих им показателей: факта, отношения, смысла (мотивационный критерий) [12]. На ее основе разработана анкета, выполненная в электронном варианте. Для работы учащимся был предоставлен QR-код.
Познакомимся с построением критериев, вопросами и одновременно с анализом полученных ответов.
Критерий факта. Определяет меру включенности учащихся в мероприятие и направленность деятельности. Вариант «просто участник» выбрали 12% учащихся; соответственно, активными участниками стали 88% опрошенных. Из них:
– я была активным участником – обсуждала сценарий, помогала организовывать мероприятие – 8%;
– я была активным участником – была членом жюри, подводила итоги – 12%;
– я была активным участником – готовила музыкальное или художественное оформление – 4%;
– я была активным участником – демонстрировала одежду, которую сама создала – 60%.
Критерий отношения. В данном случае он подразделяется на два параметра: оценка своего отношения к мероприятию (понравилось – не понравилось) и отношения к своему участию (важность мероприятия для участника и готовность снова участвовать в нем). Показателями по первому параметру стали баллы. Выбрана шкальная, семибалльная оценка. Получены следующие результаты: очень понравилось – 64%; понравилось – 28%; скорее понравилось – 4%; средне – 4%. Если оценить разброс баллов, то, как мы видим, он небольшой, большинство ответов в диапазоне «очень понравилось – понравилось».
Второй параметр выявил отношение к своему участию в мероприятии – важность и готовность участвовать еще. Вариант «важно» был отмечен 100% респондентов. Готовность участвовать в мероприятии вновь показали 96% опрошенных и только 4% – не готовы.
Критерий смысла (мотивационный критерий) – выявление личного смысла, значения данного дела для учащегося. Добавление к предыдущим утверждениям позиции выбора ответов – оснований, требующих аргументации своего отношения, – выводит анализ результатов на смысл мероприятия для учащихся и на характер мотивации их участия.
В разрабатываемой анкете этот вопрос сконструирован в закрытой форме, дан перечень версий ответов и требуется выбрать свою. Версии ответов взаимосвязаны с целевыми установками и ожидаемыми результатами практики:
– потому что было весело;
– потому что я поняла, как хорошо работать в команде;
– потому что мне понравилось распределять обязанности и за что-то отвечать самой;
– потому что мне нравится создавать одежду и ее демонстрировать;
– потому что в мероприятии участвовали мои друзья;
– потому что я хочу участвовать в том, что помогает мне стать самостоятельной.
Смысл мероприятия большинство учащихся увидели в получении опыта создания одежды и ее демонстрации с целью презентации своей работы – 72%. Совместная демонстрация созданных моделей способствует приобретению опыта разработки и проведения коллективных творческих дел, развитию творческой самостоятельности. Это подтверждает и выбор ответа «потому что я хочу участвовать в том, что помогает мне стать самостоятельной» – 52%. 40% учащихся выбрали ответ «потому что я поняла, как хорошо работать в команде». Немного уступил выбор ответа «потому мне что понравилось распределять обязанности и за что-то отвечать самой» – 24%. Возможно, это связано с тем, что в организации мероприятия принимали участие не все учащиеся. В целом, можно считать, что поставленную цель удалось достигнуть и получить положительный воспитательный эффект.
Об этом свидетельствуют и ответы, не корреспондирующие с целевыми и задачными установками. Лидером стало утверждение «потому что было весело» (60%). Некоторое количество опрошенных выбрали вариант «потому что в мероприятии участвовали мои друзья» (20%).
Выбранная методика позволяет оценить факт включенности учащихся в воспитательную практику и их отношение к участию в мероприятии.
Воспитательная практика «Вершины воинской славы»
Организатор: Центр туризма и краеведения Дворца творчества им. Н.К. Крупской (далее – ЦТиК) (педагоги дополнительного образования Н.С. Загорская, С.В. Регер, методист И.В. Гуляев).
Актуальность практики. В «Анализе социокультурной ситуации в Кемеровской области – Кузбассе», приведенном в региональной стратегии развития воспитания «Я – Кузбассовец!» указывается на снижение сформированности ценностного отношения к своей Родине по мере взросления школьников.
Основная проблема, для решения которой была разработана воспитательная практика «Вершины воинской славы» заключается в недостаточности интереса обучающихся к истории нашего края в годы Великой Отечественной войны и в отсутствии мотивации к изучению подвига нашего народа в военные годы, что, естественно, влияет на снижение сформированности ценностного отношения к Родине.
Общеизвестно, что одним из важнейших направлений патриотического воспитания, а следовательно, и формирования ценностного отношения к Родине, является краеведение во всех его видах. Педагоги ЦТиК за долгие годы практики убедились в аксиоме «разнонаправленность краеведческой деятельности способствует повышению эффективности патриотического воспитания». Изучение истории и природы родного края способствует росту патриотического самосознания юных граждан, формированию гордости за свой край, город и своих земляков.
Цель: формирование у обучающихся ценностного отношения к истории родного края, пробуждение чувства патриотизма через вовлечение в проект «Вершины воинской славы» и совершение восхождения.
Задачи:
– организовать сбор учащимися материала об истории Кузбасса в годы Великой Отечественной войны и о героях, чьими именами названы вершины Кузнецкого Алатау;
– обеспечить получение учащимися необходимой физической подготовки для совершения восхождения;
– организовать выезд в лагерь «Вершины воинской славы» – филиала Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Кемеровский областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий» с обустройством быта, распределением обязанностей и выполнением их самостоятельно или с помощью педагога;
– провести литературно-исторический вечер с заслушиванием и обсуждением сообщений учащихся о героях, чьими именами названы вершины Кузнецкого Алатау;
– совершить восхождение на вершины, названные в честь наших земляков, героев ВОВ и России;
– подвести и обсудить итоги по предложенным вопросам.
Организационная форма: организация и проведение выездного туристско-краеведческого мероприятия.
Ожидаемые результаты:
– будет собран и представлен на литературно-историческом вечере материал о героях Великой Отечественной войны, чьими именами названы вершины Кузнецкого Алатау;
– будут совершены восхождения на вершины Кузнецкого Алатау им. А.П. Шилина (743,4 м), им. В.Ф. Полуновского (775,2 м) и им. М.К. Дюжева (801,1 м) в полном составе объединений;
– обучающиеся получат опыт совместной деятельности в процессе обустройства своего быта в лагере «Вершины воинской славы» во время мероприятий и восхождения;
– у обучающихся будет сформирована значимость изучения истории Кузбасса в годы Великой Отечественной войны и сохранение памяти о героях.
Для подведения итогов воспитательной практики на заключительном вечере в лагере «Вершины воинской славы» и оценки ожидаемых результатов педагогами разработаны вопросы, по которым и было проведено обсуждение:
1) В который раз ты принимаешь участие в проекте «Вершины воинской славы»?
2) Что тебе дало участие в проекте в плане расширения и углубления знаний по истории Кузбасса в годы войны?
3) Что тебе дало участие в проекте в плане физического развития?
4) Что тебе дало участие в проекте в плане личностного развития (какие личностные качества получили развитие в процессе участия в проекте)?
5) Как изменилось твое отношение к изучению истории своей малой Родины и к ее героям в процессе участия в проекте?
6) Какие чувства ты испытал при знакомстве со страницами жизни героев Великой Отечественной войны, чьими именами названы вершины Кузнецкого Алатау?
7) Самое яркое, запоминающееся событие в процессе участия в проекте?
Интерпретируя результаты, педагоги отметили, что более 60% учащихся объединений ЦТиК, совершавших восхождения, делают это во второй или в третий раз (за время реализации проекта шестнадцать безымянных горных вершин Кузбасса получили имена земляков-героев). Ответы обучающихся показывают, что растет количество тех, кто готовится к участию в проекте самостоятельно: ребята готовят сообщения и доклады на уроках, классных часах, в процессе внеурочной деятельности в своих образовательных учреждениях. Участники восхождений отмечают позитивные изменения в своем физическом развитии, формирование у себя таких личностных качеств, как ответственность, самостоятельность, умение взаимодействовать. Ребята считают важным для себя изучение истории своей малой Родины и ее героев, при знакомстве со страницами жизни героев Великой Отечественной войны они испытали чувство гордости и глубокого уважения.