Педагогический конкурс как способ профессионального развития

В статье рассказывается о конкурсе педагогического мастерства на примере организации конкурса «Мастерство и творчество», который проводится в образовательном комплексе «Воробьевы горы».

Малова Ю.В.,
старший методист,
Ресурсный центр ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва

Ситуация, сложившаяся сегодня в системе образования предъявляет высокие требования к личности педагога, как ключевой фигуре инновационных изменений в системе образования, в связи с чем происходит постоянный поиск форм и методов работы, которые способствовали бы повышению уровня педагогической компетентности. И в этой связи конкурс педагогического мастерства можно рассматривать как один из этапов повышения профессионализма педагогов, возможность заявить о себе широкой общественности, профессиональному сообществу.

Профессия педагога отличается тем, что человек находится в постоянном поиске, а конкурс педагогического мастерства – это поиск нового, интересного, неординарного. Конкурсы меняют отношение к себе как профессионалу, причем происходит это как на уровне самого педагога-конкурсанта, так и на уровне остальных субъектах конкурсной деятельности: членах жюри, организаторах, педагогических коллективах. [1; 75].

Выделяют следующие виды конкурсов [2]:

конкурсы предметно-развивающей среды. Они, как правило, ориентированы на выявление положительного опыта работы педагогов, побуждение их к творческой деятельности, создание условий для познавательной активности обучающихся, развитие воображения, творческих способностей;

конкурсы методических, учебно-методических материалов направлены на стимулирование роста профессионального мастерства педагогов, содействие развитию исследовательской сферы в педагогической деятельности, выявление и поддержку инновационных проектов, методик, обобщение опыта работы;

конкурсы педагогического мастерства способствуют повышению престижа педагогической профессии, демонстрации возможностей новых педагогических технологий и новых форм работы с детьми, расширению диапазона общения творчески работающих педагогов, стимулированию труда педагога, повышению их творческой активности, созданию условий для личностной и профессиональной самореализации.

Остановимся подробнее на конкурсах педагогического мастерства на примере конкурса «Мастерство и творчество», который проводится в ГБПОУ «Воробьевы горы». Мы выделяем три этапа при организации и проведении конкурса.

1 этап – организационный

Подготовка к конкурсу, определение состава участников. На этом этапе происходит организационная работа: разработка Положения о конкурсе, информирование педагогического коллектива о старте конкурса, формирование состава участников конкурса и жюри.

Существует несколько подходов к отбору участников конкурсов: самовыдвижение, выдвижение профессиональным сообществом, а также сочетание обоих вариантов [1; 78].

Если педагог сам изъявил желание участвовать в конкурсе, это не значит, что он должен остаться один на один в этой ситуацией и его участие в конкурсе ни в коем случае не должно ложиться тяжелым бременем на его плечи. Необходима консолидация сил всего педагогического коллектива: методистов, коллег, руководителя отдела [1; 79].

Если конкурсант выдвигается профессиональным сообществом, то это уже само по себе является фактом общественного признания [1; 79], который можно усилить, освещая мероприятия путем публикаций в электронных журналах или на сайте образовательной организации статей, заметок о профессиональной деятельности педагогов-конкурсантов, размещений пресс-релизов о предстоящем конкурсном испытании, пост-релизов (например, о проведенном открытом занятии), организаций выставок о работе педагогов или коллективов.

Очень важно, чтобы конкурсанты внимательно ознакомились с Положением о конкурсе, в котором должны быть отражены:

  • тема конкурса (если она есть), цель, задачи;
  • условия, этапы, содержание и порядок проведения конкурса;
  • требования к содержанию и оформлению конкурсных материалов;
  • критерии оценки;
  • сроки проведения конкурса;
  • состав жюри;
  • процедура подведения итогов конкурса;
  • дополнительные номинации конкурса.

Из опыта организации конкурса «Мастерство и творчество» отметим, что перечень дополнительных номинаций, представленный в Положении о конкурсе, даст возможность выявить лучших педагогов по вопросам деятельности учреждения в целом и по отдельным направлениям, позволит на равных принять участие в конкурсе представителям различных педагогических специальностей: учителям, воспитателям, психологам, социальным педагогам.

В нашем образовательном комплексе представлены практически все уровни образования, и в конкурсе участвуют представители дошкольного, среднего, профессионального и дополнительного образования. Разрабатывая Положение о конкурсе организаторы включили дополнительные номинации: «За верность педагогической профессии» (педагогические традиции, наставничество), «Инновации в образовании» (новые подходы в обучении, интеграция основного и дополнительного образования), «Золотое слово Учителя» (мастерство воспитания, сила слова, грамотность речи), «Служу Детству!» (система развития ребенка, формы взаимодействия, интерес к предмету).

Для молодых педагогов, только начинающих свой путь в педагогике, имеет смысл выделить специальную номинацию, например «Педагогический дебют».

За счет большого числа номинаций деятельность педагогов будет рассматриваться всесторонне, количество работников, имеющих возможность войти в число лучших, расширится.

Вопрос судейства также является очень значимым при организации педагогических конкурсов. Здесь тоже нет единого подхода. Формируя состав жюри для конкурса «Мастерство и творчество», мы включаем тех, кто уже становился победителями и лауреатами профессиональных конкурсов, профессионалов, признанных и авторитетных в педагогическом сообществе, ветеранов педагогического труда. В качестве почетных гостей приглашаем представителей вышестоящих организаций, органов власти, управления.

2 этап – конкурсные испытания

Конкурс профессионального мастерства «Мастерство и творчество» предполагает два тура – заочный и очный.

На заочном туре оценивается эссе и портфолио конкурсанта.

Очный тур включает в себя следующие испытания:

1) защиту дополнительной общеразвивающей программы (для педагогов дополнительного образования) либо методической системы работы с детьми;

2) открытое занятие/мероприятие;

3) финал конкурса, где конкурсанты представляют домашнее задание (видеопрезентация своей педагогической деятельности) и участвуют в моделировании педагогических ситуаций, которые определяются Оргкомитетом и жюри конкурса. Именно финал определяет абсолютного победителя конкурса и лауреатов в дополнительных номинациях.

На этом конкурсном этапе методистам, сопровождающим педагогов и организаторам конкурса очень важно объединить усилия и помочь педагогу пройти конкурсные этапы с минимальными потерями, «осуществить грамотное научно-методическое сопровождение конкурсанта, которое выражается в гибком реагировании на степень профессиональной готовности участника к конкурсу»[1].

По завершении конкурсных испытаний наступает третий этап – этап рефлексии. На этом этапе происходит прогнозирование дальнейшей деятельности педагога, утверждение профессиональной позиции, понимание необходимости роста профессиональной успешности, рефлексия собственных достижений в сравнении с результатами других.

В этот период участники конкурса могут испытывать одновременно удовлетворенность и недовольство своими успехами; некоторые из них готовы к вступлению в клубы и ассоциации творческих учителей, утверждаются в желании транслировать свой опыт.

С целью создания системы педагогического сообщества, развития профессионального потенциала педагогов в ГБПОУ «Воробьевы горы», в апреле 2018 года создан клуб «Мастерство и творчество», куда вошли как участники конкурса, так и методисты образовательного комплекса. И уже в июне 2018 года участники клуба транслировали свой опыт в рамках открытого конкурса «Точки Роста – 2018», заявили широкий спектр мастер-классов и блестяще их провели, тем самым подтвердив, что конкурсы профессионального мастерства играют немаловажную роль в профессиональном росте и развитии педагогов.

Таким образом, именно конкурсы педагогического мастерства позволяют педагогу «выходить» за пределы замкнутого пространства группы, объединения, организации. Конкурсы способствуют личностному и профессиональному росту педагогов, позволяют провести анализ своей педагогической деятельности, взглянув на неё «со стороны», привести в систему свои педагогические наработки, тем самым обобщив опыт, и, что немаловажно, продемонстрировать его.

Организация и проведение конкурса профессионального мастерства «Мастерство и творчество» уже стала традицией образовательного комплекса «Воробьевы горы» и сегодня можно и нужно рассматривать его как педагогическую систему повышения квалификации, то есть единый неформальный коллектив, где «все учатся у всех и у себя самих».

Вместе с тем хотелось бы отметить, что при проведении конкурсов профессионального мастерства возникают следующие проблемы, на которые стоит обратить внимание:

  • организация трудового дня. Педагогу приходится уплотнять свой рабочий день и использовать массу личного времени для подготовки к конкурсу. Не исключены ситуации с отменой и переносом занятий;
  • участие в конкурсе может принести как успех, так и неудачу. И в связи с этим многие испытывают стресс, который может привести к снижению самооценки;
  • негативное отношение к участникам конкурсов со стороны некоторых коллег вместо создания атмосферы открытости, взаимопомощи и дружеского расположения.

Задача организаторов конкурса – максимально сгладить острые углы, убедить каждого, что он и его опыт – уникален, помочь представить себя в максимально выгодном свете, а в случае неудачи – сделать полезные для себя выводы. Самое главное, чтобы все участники образовательного процесса, включая педагогов, администрацию, родителей и обучающихся, помогли педагогу-конкурсанту, поддержали его, радовались его успехам.

Организация профессиональных конкурсов – это не рутинная работа, а непрерывный творческий процесс, в который вовлекаются не только педагоги, но и дети, и их родители.

Конкурс – своеобразный ритуал единения профессионального сообщества, это тот случай, когда можно показать не только достижения сегодняшнего дня, но и то, на что система образования будет ориентироваться в будущем.

Литература

  1. Курицына С.И. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения уровня педагогической компетентности участников (размышления организатора) // Образовательная панорама: научно-методический журнал. – http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/rio/op/OP1/OP_1_2014_11kurizina.pdf (дата обращения: 16.07.2018)
  2. Малютин А.А. Конкурсы профессионального мастерства как средства творческой самореализации педагогов // https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konkursi_professionalnogo_masterstva_kak_sredstvo_073000.html
  3. Стекленева С.Ю. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие творческого потенциала личности учителя географии // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 136-138. — URL https://moluch.ru/archive/31/3522/ (дата обращения: 16.07.2018).

[1] Курицына С.И. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения уровня педагогической компетентности участников (размышления организатора) // Образовательная панорама: научно-методический журнал. – http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/rio/op/OP1/OP_1_2014_11kurizina.pdf – С. 76

Добавить комментарий

Войти с помощью: