Актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания

В статье содержатся ответы на вопросы, почему сегодня усиливается внимание общества и государства к гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Рост рисков в детско-подростковой среде, трудностей формирования ценностных ориентаций личности диктует необходимость создания качественных программ и учебно-методических комплектов по гражданско-патриотическому воспитанию, вовлечения школьников в социально значимую деятельность в добрые и полезные дела. Статья будет полезна педагогам, методистам, вожатым, библиотекарям, они узнают о новинках издательства «Русское слово» и учебно-методических пособиях, которые помогут им в проведении занятий в системе дополнительного образования детей и внеурочной деятельности.

Х.Т. Загладина,
к.и.н., руководитель Центра социализации, воспитания и дополнительного образования издательства «Русское слово», член Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, член Координационного совета при Общественной палате РФ по развитию добровольчества (волонтерства),
Москва

Проблематика гражданско-патриотического воспитания сегодня приобретает особую актуальность, учитывая те вызовы, с которыми сталкивается наша страна, общество, современная школа и семья. Согласно Указу Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», «идеологическое и психологическое воздействие на граждан ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей, включая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений».

Усиление внимания к гражданско-патриотическому воспитанию – это веление времени и отражение сложнейших процессов, происходящих как в общественно-политической жизни страны, так и детско-подростковой среде. Во-первых, проведение специальной военной операции России, направленной на демилитаризацию и денацификацию Украины, актуализировало вопросы гражданско-патриотического воспитания в нашей стране. Во-вторых, растут риски, связанные с вовлечением школьников в различные деструктивные сообщества, школьными расстрелами, кибернасилием, разнузданной рекламой психоактивных веществ, формированием моды на ЛГБТ-тематику, треш и шок-контент и т.д.

В-третьих, в условиях роста источников информации, включая гаджеты, интернет-сети и по ряду других причин (кризис семьи, слабое критическое мышление) возникли сложности с формированием ценностных ориентаций личности. Современные российские школьники находятся под большим давлением сетей. Так, например, согласно итогам «Мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи», проведенного Институтом развития семьи, детства и воспитания Российской академии образования, в рамках Федерального проекта «Патриотическое воспитание» (входящего в нацпроект «Образование»), основным источником информации для школьников выступают социальные сети (86%), которые изобилуют фейковой информацией.

«Мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи» также показал отсутствие у школьников четкого понимания патриотизма, слабое осознание ими активной гражданской позиции и гражданской ответственности. Так, например, 71% школьников не состоят ни в какой общественной организации; основные интересы школьников носят развлекательный характер, это – просмотр кино и видео (66%), общение в социальных сетях (57%), игры на компьютерах/гаджетах (57%), общение с друзьями (54%) и прогулки по улице (51%). 69% школьников не принимали участие ни в одном из экологических мероприятий.

Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков является одним из ключевых направлений работы современной школы. Еще академик Д.С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному поселку, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?». Воспитать любовь к Родине и гордость за свою страну действительно непростая, но приоритетная задача для всей системы образования.

Сегодня важно четко отрефлексировать, что необходимы качественные программы и учебно-методические комплекты по гражданско-патриотическому воспитанию, вовлечению школьников в социально значимую деятельность в добрые и полезные дела. Ведь школьники сегодня – это, с одной стороны, наиболее активная и массовая часть населения, составляющая более 15 млн человек, а с другой, – самая уязвимая категория юных граждан России для пропаганды радикальных идей, насилия, потребительского поведения и т.д. Поэтому работу с молодежью необходимо начинать еще со школьной скамьи.

В настоящее время вопросы гражданско-патриотического воспитания школьников выходит на первый план, особенно в условиях информационно-психологической войны. Гражданско-патриотическое воспитание становится ведущим направлением государственной политики.

Правовыми основами патриотического воспитания являются Указ Президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г.», поправки в Конституцию РФ, изменения в «Закон об образовании в РФ» ФЗ – 273, в котором было дано развернутое определение воспитания, как деятельности, направленной на «формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

С 1 сентября 2022 года начали действовать обновленные ФГОС и обновленная Примерная программа воспитания (разработанная Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО, одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 года № 3/22). Причем необходимо отметить, что до 40% ФГОС посвящено реализации именно воспитательного потенциала как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Среди целевых ориентиров Примерной программы воспитания гражданско-патриотического воспитания школьников в Примерной программе на первом месте стоит гражданское и патриотическое воспитание. Включение государственных символов в содержание обучения и воспитания, исполнение гимна страны и поднятие государственного флага становится важнейшим элементом приобщения школьников к российским духовно-нравственным ценностям, культуре и исторической памяти.

В настоящее время издательство «Русское слово» подготовило учебное пособие для учащихся 10-11 классов «Российская государственная символика» и «Слава России. Исторический календарь школьника», материалы этих пособий можно использовать педагогами при проведении классных часов, на уроках и для занятий по гражданско-патриотической тематике во внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования детей.

Школьники должны знать, почему появляются флаги на зданиях, в чем значимость того или иного праздника, все это формирует эмоционально-культурный и исторический контекст, уважение и любовь к своей стране, интерес к своему городу, селу, истории своей малой Родине. Мониторинг ценностных ориентаций показал, что в ответах школьников практически не фигурирует понятие «малая родина». Поэтому нам предстоит большая работа в этом ключе. Популярностью пользуются книги из серии «Горжусь своей историей» (А.В. Федоров: «Михаил Ломоносов», «Александр Пушкин» М. 2022 г.; К.А. Кочегаров «Петр Великий», М. 2022 г., И.Л. Чайка «Дмитрий Менделеев», М. 2022 г. и др.). Они хорошо иллюстрированы, написаны доступным для детей языком, их можно обсуждать и в классе, и дома. Эти книги рассказывают школьникам о великих людях нашей страны, об их вкладе в развитие науки и культуры, акцентируют внимание учащихся на ценностях, традициях, устоях нашего общества и государства, помогают педагогам воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

Особое внимание уделяется сегодня историческому образованию, учитывая каким искажениям подвергается новейшая история, российская история, в том числе, история Великой Отечественной войны. Бесспорно, учебники истории и обществознания – это стержень, вокруг которого выстраивается гражданско-патриотическое воспитание. Сегодня много говорят о качестве преподавания в российских школах истории Великой Отечественной войны и истории современности. Министерство планирует дополнить учебники истории событиями, связанными с военной операцией на Украине.

В настоящее время получила развитие такая воспитательная практика как киноурок. Детское кино должно стать транслятором культуры и ценностей патриотизма. Кинопедагогика успешно развивается во многих регионах России. Задача киноуроков состоит в том, чтобы вызвать живой эмоциональный интерес детей, раскрыть образ героя, мотивы его поведения, обсудить сюжет картины. Каждый киноурок должен сопровождаться методическими материалами. Киноуроки хорошо вписываются в рамки внеурочной деятельности и занятий дополнительного образования детей.

В пособие «Искусство экрана в художественно-творческом развитии детей. Методическое пособие, программы, тематическое планирование» (Автор: Л.М. Баженова) включены методические рекомендации для учителя, использующего кино в работе с детьми, и программы: «Основы экранной культуры», «Герои книг на экране», «Медиаобразование», разработанные автором для учащихся 1—4 классов. Занятия направлены на формирование экранной культуры учащихся, их эстетическое, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.

Здесь важно подчеркнуть, что «Закон об образовании» ФЗ №273 нацеливает нас на то, что внеурочная деятельность должна проводиться в формах, отличных от урочной. Одних предметных знаний недостаточно для противостояния рискам в детской среде и успешной социализации. Для гражданско-патриотического воспитания необходимо использовать весь арсенал новых образовательных технологий во внеурочной деятельности, в системе дополнительного и неформального образования.

Совершенно очевидно, что нельзя идти в новое время со старыми штампами и подходами. Воспитание необходимо наполнять новым содержанием, новыми социально значимыми, деятельностными практиками и технологиями. Формы проведения занятий по гражданско-патриотическому воспитанию могут быть самыми разнообразными, среди них – акции, флешмобы, кейсы, квесты, квизы и т.д. Особое внимание сегодня уделяется игровым технологиям, которые вызывают эмоциональный отклик, формируют зону эмоционального успеха.

Социальное проектирование – это технология социального воспитания. К сожалению, в педагогической практике еще недостаточно используются возможности социального проектирования. А ведь социальные проекты объединяют детей и взрослых, граждан местного сообщества (города, села), дети учатся проявлять инициативу, лидерские качества, ценить труд. Социальные проекты гражданско-патриотической направленности помогают педагогу в формировании:

  • российской идентичности;
  • активной жизненной позиции;
  • социальной ответственности;
  • умению принимать решения и отвечать за них и др.

Эта технология социального воспитания снижает риски агрессивного поведения, формирует и развивает у учащихся чувство принадлежности к обществу, в котором живёшь, к социуму, к «малой родине».

В обновленных ФГОС подчеркивается, что рабочая программа воспитания может включать систему поощрения социальной успешности личности и проявления активной жизненной позиции. Здесь важно подчеркнуть, что если на уроках, мы оцениваем качество обучения, то во внеурочной деятельности мы можем сравнивать ребенка только с самим собой и фиксировать его личные успехи, формировать портфолио достижений. Внеурочная деятельность вносит существенный вклад в достижение личностных результатов образования и обладает большим воспитательным
эффектом.

Важным партнером школы в гражданско-патриотическом воспитании является семья. Проекты, акции, флешмобы гражданско-патриотического направления могут объединить не только семью и школу, но и социальных партнеров из числа социально ориентированных некоммерческих организаций.

Большими возможностями для гражданско-патриотического воспитания обладают структуры неформального и дополнительного образования (семейные клубы, детско-юношеские общественные организации; военно-исторические клубов, занимающиеся реконструкторским движением и др.).

Важнейшим ресурсом для гражданско-патриотического воспитания являются детско-юношеские общественные объединения.

Самые популярные организации, в которых состоят сегодня учащиеся — «Российское движение школьников» (12%), волонтерские отряды и организации (9%), «Большая перемена» (8%) и «Юнармия» (7%), СПО-ФДО.

Большим спросом и популярностью у заместителей руководителя по УВР, классных руководителей, педагогов-организаторов и вожатых пользуется книга Е.А. Белорыбкиной «Российское движение школьников: новые векторы воспитания» (издательство «Русское слово», 2022 г.), которая содержит разработанные и апробированные проекты, конкурсы, акции, флешмобы гражданско-патриотической направленности. Методические материалы широко используются для составления рабочих программ воспитания, планов классных руководителей, курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеразвивающих программ с 1 по 11 класс с учетом интересов и потребностей современных школьников.

14 июля 2022 года был подписан Федеральный закон № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи», в соответствии с которым Наблюдательный совет движения возглавил Президент Российской Федерации Владимир Путин. Учредителями этого движения стали 26 крупнейших детско-юношеских организаций. У молодежного движения появятся свои флаги, эмблемы, гимн и другая символика. Кроме того, законом разрешается открывать филиалы движения за границей.

В декабре 2022 года в Москве состоялся общероссийский съезд Российского движения детей и молодежи, на котором большинством голосов было утверждено название организации «Движение первых» (сокращенно РДДМ ДП). Выступая с обращением к участникам первого съезда, Владимир Путин отметил, что именно они решают вопросы, связанные с будущим молодежного движения в России. Глава государства сформулировал главный принцип новой организации – «быть доступным на всей территории страны: и в больших городах, и в маленьких поселках, в современном пространстве, где соединены все возможности для самореализации каждого ребенка, подростка, молодого человека. Где с вами готовы делиться своим опытом и знаниями люди, добившиеся успеха в своих профессиональных сферах. И где вы всегда можете рассчитывать на поддержку наставников».

Цель РДДМ ДП — патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование у детей и молодежи высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, развитие у них общественно значимой и творческой активности; а также внедрение различных познавательных и развивающих программ, которые готовит Министерство просвещения Российской Федерации.

Миссия «Движения первых» – «Быть с Россией, быть человеком, быть вместе, быть в движении, быть первыми». Члены организации должны защищать такие ценности как:

  • «Взаимопомощь и взаимоуважение»,
  • «Единство народов России»,
  • «Историческая память»,
  • «Добро и справедливость»,
  • «Мечта»,
  • «Созидательный труд»,
  • «Жизнь и достоинство»,
  • «Патриотизм»,
  • «Дружба»,
  • «Служение Отечеству»,
  • «Крепкая семья».

Среди направлений движения: спорт, здоровый образ жизни, экология, волонтерство, туризм, медиа и коммуникации и т.д. Направление РДДМ ДМ «Благо твори» или добровольчество является одним из ключевых в деятельности организации. Многие российские школьники участвуют в волонтерских проектах и акциях гражданско-патриотической направленности, активно включаются в добровольческую работу, помогая пожилым людям, больным детям, занимаясь благоустройством памятных мест, организуя спортивные, экологические, краеведческие и культурные мероприятия.

УМК «Дорогою добра» для 5-9 классов (авторы Загладина Х.Т., Шульгина И.Б.) направлен на развитие гражданской активности и социальной ответственности школьников, развивает такие качества, как инициативность, готовность помогать, брать на себя ответственность за порученное дело, принимать решение, отвечать за собственные поступки. Авторы вместе с педагогом учат подростков пошагово реализовывать добровольческий (социальный проект), проводить волонтерские мастер-классы и участвовать в общественно значимой деятельности местного сообщества.

В настоящее время в российских школах открываются ячейки РДДМ ДП. Организация ежегодно будет получать из бюджета свыше 21 млрд руб.

Сегодня все мы понимаем, что никакие преобразования в нашем обществе невозможны без активной гражданской позиции и социальной ответственности молодого подрастающего поколения. К 2024 году должны быть реализованы федеральные проекты «Патриотическое воспитание» и «Социальная активность». В результате работы педагогов, семьи, партнеров школы в русле гражданско-патриотического воспитания свыше 6 млн. детей и подростков будут вовлечены в деятельность детско-юношеских организаций, а 7,5 млн юных граждан станут волонтерами. Задача современных педагогов – вовлечь школьников в активные гражданско-патриотические практики, в поток общественно значимых дел.

Литература и источники:

  1. Белорыбкина Е.А. «Российское движение школьников: новые векторы воспитания» методические материалы для общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Москва, ООО «Русское слово – учебник», 2022. – 336 с.
  2. Загладина Х.Т., Шульгина И.Б. УМК «Дорогою добра» по развитию добровольческого движения для 5-9 кл. (Программа курса, Методические рекомендации, Рабочие тетради, Учебные пособия). Москва, ООО «Русское слово – учебник», 2019, 2020, 2021, 2022 гг.
  3. Степанов П.В. Воспитательная деятельность педагога: алгоритм и пошаговые рекомендации: методическое пособие. Москва, ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 139 с.
  4. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ (Дата обращения 07.02.2023)
  5. Итоги мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи (Аналитический отчет онлайн опрос, 2000 чел., декабрь 2021 г.) http://vcht.center/wp-content/uploads/2022/02/Itogi-monitoringa-tsennostnyh-orientatsijmolodezhi.pdf
  6. Письмо Министерства просвещения РФ от 18 июля 2022 г. N АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания». См. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404987883/
  7. Федеральный закон № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи», см. http://www.kremlin.ru/acts/bank/48153
  8. Видеообращение к участникам первого съезда Российского движения детей и молодёжи 18 декабря 2022 г. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70097
  9. Власти выделят на работу движений детей и молодежи более ₽21 млрд в год Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/politics/29/09/2022/6335bf3c9a794795c0a68e2f

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт Всероссийского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ»: https://yunarmy.ru/
  2. Сайт Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы»: https://волонтёрыпобеды.рф/
  3. Сайт Российского движения детей и молодежи «Движение первых» (РДДМ ДП): https://будьвдвижении.рф/

Добавить комментарий

Войти с помощью: