Жанна Станиславовна Голухова: «В центре внимания психолога – психологическая готовность ребенка к новым возрастным этапам его жизни»
Психолог в образовании. Какова его роль? В чем специфика его работы в дополнительном образовании? В каком возрасте нужнее помощь психолога? Какой совет можно дать родителю, чей ребенок сталкивается с трудностями в процессе обучения? На наши вопросы отвечает Жанна Станиславовна Голухова, руководитель психолого-педагогического центра «Точка Роста» ГБПОУ «Воробьевы горы».
Материал подготовил:
И.С. Григорьев,
методист Ресурсного центра
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва
Краткая справка:
Жанна Станиславовна Голухова, руководитель психолого-педагогического центра «Точка Роста» ГБПОУ «Воробьевы горы»
– Чем занимаются психологи в образовательных организациях? Зачем они нужны?
Главная их роль – психологическое сопровождение учебного процесса. Что конкретно это может означать? Можно сказать, что это – развитие метапредметных навыков и личностных качеств, а можно, что это – реализация 6 основных направлений деятельности психологов (диагностика, коррекция и развитие, просвещение, профилактика, консультирование, профориентация).
Я бы объяснила так: на каждом возрастном этапе ребенок сталкивается с разными задачами. Существуют кризисные точки или состояния, которые надо пройти. Школа – сформировавшаяся структура, внутри – довольно жесткая классно-урочная система, система контроля и т.д. Цель учителя – дать знания. Ребенку предписано их получить и пройти все стадии контроля. Простая и понятная схема, но дальше начинается жизнь. Ребенок – это не ящик, в который что положил, то и возьмешь. У всех разная мотивация, темперамент, задатки и способности. Физическое и психическое развитие детей одного возраста может кардинально отличаться даже в рамках одного класса. И у психолога очень важная задача: будучи на стороне ребенка, по сути, его адвокатом, быть одновременно помощником учителя, помогая сбалансировать всю систему. У учителя есть программа, он должен идти по ней, психолог же – помогает процесс обучения сделать понятнее и доступнее тем, кто по каким-то причинам не успевает осваивать программу или, наоборот, обогнал давно, а потому изнывает от скуки. И это постоянное лавирование, выстраивание траекторий, медиация по сути.
Для многих работников сферы образования деятельность психологов до сих пор до конца не ясна. Наше общество все еще воспринимает психологию с подозрением, а психолога, скорее, как врага, чем как друга. На самом деле, у психолога, как и у любого другого педагогического сотрудника образовательного учреждения есть одна общая цель – содействовать в становлении и взрослении личности ребенка. Основная задача психолога заключается в поддержании психического развития и психологического здоровья обучающихся любого звена в норме. Поэтому в центре внимания психолога – психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог – к самоопределению. Помимо общения с учениками, психолог занимается консультированием родителей и педагогов.
– Жанна Станиславовна, Вы руководите психолого-педагогическим центром “Точка Роста”. Расскажите, кто может обратиться к вам?
В нашем центре 2 основных направления: психологическая служба и дополнительное образование. Что касается логопедов, психологов, дефектологов – любой обучающийся, родитель или педагог ГБПОУ “Воробьевы горы” может обратиться за соответствующей помощью к нам. Сначала звонок поступает мне, я уточняю запрос, после чего направляю к конкретному специалисту.
Что касается дополнительного образования, то мы открыты для работы со всеми и не только в нашем образовательном комплексе. Для младших школьников – программы, развивающие внимание и память, умение учиться и т.д. Для младших и старших подростков – развитие коммуникативных навыков, самопознание и т.д. Для старших подростков, планирующих поступать в вузы на психологические факультеты, – есть специализированая программа “школа юного психолога”.
В определенные дни, которые мы называем “День диагностики и консультирования”, мы приглашаем всех желающих пройти диагностику по готовности к школе или, для ребят постарше, пройти тесты на профессиональную ориентацию.
– Какие направления в работе вы считаете ключевыми?
Ключевым считаю просвещение и профилактику, обеспечение комфортных условий обучения для разного уровня обучающихся. Очень часто приходится работать в режиме пожарной команды. Эффективнее было бы выстроить грамотную систему профилактики, над этим работаем и стараемся развить это направление.
– А какие наиболее перспективными?
Это профориентация и индивидуализация учебного процесса. Сейчас это тренд, плюс вариативность обучения растет. Каждый год появляются новые профессии, многие из них рождаются на стыке разных направлений. Например, уже нельзя быть врачом без знаний английского и навыков работы с медицинской техникой. Учиться приходится постоянно. Тьюторы, специалисты по индивидуализации могли бы способствовать выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов/траекторий.
Далеко не все взрослые люди могут ответить на вопрос “чем занимаются психологи”, много мифов про психологию, поэтому мы бы хотели посвящать психологическому просвещению больше сил и времени.
– Вам приходится работать с детьми разного возраста, от детского сада до колледжа. В каком возрасте нужнее помощь психолога? Какая?
Помощь психолога нужна на каждом этапе развития ребенка, просто это разные виды помощи и разная “насыщенность”. Но я бы выделила 2 основные точки: это моменты адаптации к новому коллективу, новому окружению (первый год в детском саду, в первом классе, в пятом, в 9-11), к новым задачам (например, помощь в подготовке к экзаменам – целое направление в работе специалистов сопровождения). И конечно, на мой взгляд, возраст, в котором, как никогда, нужна помощь психолога – подростковый. Тут легко потеряться в своих желаниях, в новых страхах, а порой такая каша в голове, что хочется свернуться калачиком и ни с кем не разговаривать. К нам часто обращаются подростки, если не за помощью, то во многом для того, чтобы выговориться, побыть в безопасной (психологически) обстановке.
– В чем специфика работы психолога в дополнительном образовании?
Работа психолога в дополнительном образовании, на мой взгляд, подразумевает те же задачи, что и у его коллеги в сфере общего образования, за исключением нескольких важных уточнений. Одна из специфических особенностей работы психолога в дополнительном образовании – наличие достаточно высокой мотивации детей к посещению занятий в кружках, большая открытость педагогов и т.д. Процесс общего и дополнительного образования сильно отличаются. Специфика и преимущества в том, что большинство детей в дополнительном образовании – по доброй воле. А если что-то не складывается – легко можно уйти. И тут, соответственно, другие задачи: помочь выбрать направление по интересу и способностям, помочь не бросить, когда интересно, но временно нет ярких успехов (касается спорта, в первую очередь). Или работа с родителями, которые отыгрывая свои сценарии, ведут ребенка на скрипку, а ему хочется в футбол на самом деле.
– Расскажите о своем пути, который вас привел к работе в области психологии образования?
В школу я попала еще на 5 курсе. Пришла по приглашению старшей коллеги, которая тоже выпускница факультета психологии МГУ. На тот момент она искала второго психолога в школу для трудных подростков. Придя на полгода, осталась на долгих 5 лет. Я не просто была педагогом-психологом, но и вела уроки психологии. Ту школу закрыли, а моя карьера продолжилась во Дворце пионеров, где я выросла от рядового педагога-психолога до руководителя со штатом в 22 человека!
– Какой совет Вы можете дать родителю, чей ребенок сталкивается с трудностями в процессе обучения?
Ищите помощь и не стесняйтесь просить о ней. Это важно – поймать проблему на раннем этапе. Если есть психологи в школе – обратитесь к ним. Если нет – в каждом районе Москвы есть отделения ГППЦ, где вам точно помогут. Больше читайте книг и форумов. Но не для того, чтобы стопроцентно и без критики брать оттуда советы, а чтобы понять, в первую очередь, что большинство проблем встречаются почти у каждого родителя школьника. Не бойтесь открываться и не бойтесь признавать реальность, чтобы решить задачу и справиться с проблемой – сначала нужно для себя признать, что да, проблема существует.
– В последнее время случаются громкие скандалы или даже трагедии, которые происходят в образовательных организациях. С чем в таких случаях сталкивается психолог? Можно ли что-то сделать для предотвращения подобных ситуаций.
Психолог может, но не обязательно столкнется с обвинениями в свой адрес. Понятно, что невозможно все предвидеть, что есть такая вещь как психиатрия, и в этом случае психолог может только рекомендовать родителям обращаться к соответствующим специалистам. Но дальше выбор – за родителями. Они вольны обращаться или нет. Поэтому психологу необходимо рассказывать, какие есть виды помощи, к кому и по каким вопросам можно обращаться. Важно отслеживать травлю/буллинг, учить педагогов быть компетентными в этой теме. С этого часто начинаются серьезные трагедии, как мы знаем из новостей, с травли более слабого.
Один из важных пунктов в таких вопросах – доверие и открытость каждого звена системы: ребенка, родителя, педагога. Если появляется такая ситуация, которая могла бы предполагать такой исход, с ней нужно срочно работать. Чтобы до этого не доводить, нужно стабильно заниматься профилактикой такого поведения и, конечно же, донести до ребенка, что он не один и ему могут помочь.
– Сейчас каждый педагог должен обладать рядом психолого-педагогических компетенций. По вашему опыту, каких из них не хватает педагогам на практике? Можете дать какой-то совет для них.
Наверное, самое яркое, что бросается в глаза – это неэффективная коммуникация учитель – ученик (умение выстраивать контакт – сложный навык) и попытка игнорировать возрастные особенности ребенка. Совет? Сложно переучиваться тогда, когда считаешь себя состоявшимся специалистом. А педагоги обычно имеют за спиной массу курсов, помимо основного высшего образования. Поэтому, если действительно интересно понять, как психология может помочь педагогике – лучше начать с изучения книг М. Безруких, Ю. Гиппенрейтер и Л. Петрановской. В книгах этих авторов много жизненных примеров применения психологических знаний в повседневной жизни. Петрановская учит гуманистическому подходу, Гиппенрейтер – эффективной коммуникации, а Безруких – учитывать физиологию ребенка при выстраивании учебного процесса.
Советы профессионалам давать сложно. Возможно, самое главное, чего бы хотелось просить от них – чуть больше внимания к каждому ребенку и понимания специфики того возраста, в котором он находится. Ведь каждый ребенок – личность!