Навигатор по программам дополнительного образования детей

Добровольность освоения дополнительных общеобразовательных программ и их разнообразие определяют широкие возможности для выбора. Любой выбор требует информации для более точного соотнесения спроса и предложения – потребностей и интересов потенциальных потребителей образовательных услуг с имеющимися возможностями, предлагаемыми системой дополнительного образования детей. Одним из механизмов информационного обеспечения выбора программ дополнительного образования для детей стали электронные системы – навигаторы, идея создания которых была поддержана на государственном уровне. В статье представлен анализ региональных навигаторов, которые содержат информацию о дополнительных общеобразовательных программах, а также условиях их реализации. На основе открытых данных проведен мониторинг функциональности навигаторов дополнительного образования и возможные направления развития информационных ресурсов, ориентированных на родителей обучающихся.

Р.В. Горбовский,
аналитик,

Т.А. Мерцалова,
ведущий эксперт, к.п.н.,

А.В. Петлин,
аналитик,

Институт образования НИУ ВШЭ,
Центр социально-экономического развития школы,
Москва

УДК 379.8

Что такое навигатор и зачем он нужен

Российская система дополнительного образования детей (ДОД) является уникальной и не имеет аналогов в международном масштабе. Одной из ключевых особенностей системы является свободное и добровольное решение ребенка (или его родителей) по какой дополнительной общеобразовательной программе он будет (или не будет) обучаться. Широкий спектр подобных программ не ограничен государственными образовательными стандартами, рамками или условностями. В данной ситуации возникает непростая задача выбора, которая сопровождается необходимостью поиска источников информации о том, где и на каких условиях можно получить дополнительное образование, соответствующее потребностям ребенка (семьи).

Неформальное общение, «сарафанное радио», как способы получения необходимой информации, сохраняют свои позиции [5]. Но распространение новых информационно-коммуникационных технологий приводит к тому, что все большая часть коммуникации осуществляется через цифровые сервисы: интернет и мобильные средства связи [3]. Однако электронные источники, как показывает практика, не всегда готовы полностью заменить традиционное очное общение. Остается открытым вопрос о доступности и достоверности информации, которая передается этими современными средствами.

Официальные сайты образовательных организаций могли бы заполнить информационный дефицит. Но они, в основном, рассказывают об организации в целом, а родителей и детей чаще всего интересуют не Центр (Дворец, Дом…) творчества, а конкретное детское объединение (кружок, секция, студия и т.п.), конкретная образовательная программа или определенный педагог дополнительного образования. Достаточно сложно найти такие сайты образовательных организаций, где представлена подробная информация о каждом детском объединении, реализуемых в нем образовательных программах, а также об условиях обучения. Поиск такой информации в интернете требует времени и соответствующих компетенций и нет никаких гарантий, что найденные сведения будут актуальными и достоверными. Но самое главное, чтобы начать поиск, необходимо знать, что искомое творческое объединение, программа дополнительного образования в принципе существует.

Идея сконцентрировать информацию обо всех существующих кружках и секциях, обо всех доступных общеобразовательных программах на одном информационном ресурсе – навигаторе – появилась уже давно. Около 10 лет назад ее начали обсуждать родительские сообщества крупных мегаполисов (где выбор достаточно большой) и работники системы дополнительного образования, особенно представители негосударственного сектора, заинтересованные в притоке обучающихся.

К этому времени в информационной среде интернета уже широко функционировали разнообразные маркетплейсы и навигаторы по гостиничным услугам, кинотеатрам и др. В этот же период в интернете стали появляться различные попытки реализовать некоторые подходы и прототипы навигатора дополнительного образования. Самым известным из них можно считать проект «Социального навигатора» – «Всероссийский навигатор по детскому отдыху», который впервые был опубликован в 2012 году. В разные годы он охватывал до 800 программ детского летнего отдыха в России и за рубежом.

В негосударственном секторе примерно с 2008 года начали функционировать агрегаторы (афиши) детского досуга, которые включали в себя (в том числе на коммерческой основе) информацию о некоторых программах дополнительного образования детей. Например, на платформе «Inlearno.ru», Chips Journals (бывшее издание для родителей «ЕжикЕжик»), «Отдых с детьми», «После уроков», «Инкэмп.ру», «Путь просвещения» и некоторые другие. В 2018 году маркетплейс занятий и услуг для детей Kidkin открыли «ТехноНИКОЛЬ» и «Рыбаков Фонд».

Ресурсный центр ГБПОУ «Воробьевы горы», начиная с 2015 года, обеспечивает регулярное обновление собственного информационного навигатора «Конкурсы, олимпиады, фестивали: отличиться сможет каждый!». Специализация данного интернет-ресурса – новости о мероприятиях для обучающихся, их родителей и педагогов дополнительного образования.

Некоторые сервисы имеют статус международных каталогов. Например, «Инкэмп.ру» действует в российском информационном пространстве с 2011 года – это первый информационный интернет-каталог детских лагерей и мероприятий с бесплатным сервисом бронирования. В настоящее время он охватывает 47 стран мира, 54 региона России, 1786 уникальных программ, 34 типа лагерей детского отдыха.

Российские агрегаторы детского досуга используют опыт зарубежных аналогов, в том числе британского Hoop и американского Sawyer. Эти интернет-сервисы предлагают потребителям поиск активностей для детей по возрасту, типу занятия и геолокации.

Государственная поддержка пользовательского запроса

Полномасштабная реализация идеи навигатора по дополнительным общеобразовательным программам с охватом всех доступных программ, творческих объединений и секций – трудоемкая задача, требующая не только финансовых вложений, но и административной поддержки, необходимой для доступа к информации о программах, реализуемых в государственных (муниципальных) образовательных организациях, и мотивации работников системы ДОД участвовать в этом процессе.

В 2014 году такая поддержка появилась – задача создания навигаторов по дополнительным общеобразовательным программам была сформулирована в Концепции развития дополнительного образования детей, а через два года – в виде одной из ключевых задач приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», согласно которой должен быть создан «общедоступный федеральный навигатор (информационный портал, с региональными и муниципальными сегментами), позволяющий семьям выбирать дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе, находящимся в трудной жизненной ситуации), обеспечивающий возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка» [4].

Согласно плану реализации приоритетного проекта, до 1 декабря 2019 года региональные компоненты навигатора (региональные навигаторы) должны быть созданы во всех субъектах Российской Федерации. В них должны быть размещены постоянно обновляемые «сведения о дополнительных общеобразовательных программах, реализуемых в конкретном субъекте Российской Федерации и муниципалитете, информация о реализующих их организациях, а также результаты независимой оценки качества деятельности соответствующих организаций семьями детей, осваивающих соответствующие образовательные программы, и результаты мониторинга удовлетворенности граждан доступностью и качеством дополнительных общеобразовательных программ» [4].

В паспорте приоритетного проекта указано, что навигатор дополнительного образования – это единый ресурс в интернете с федеральным, региональным и муниципальными компонентами [4]. Этот ресурс должен представлять все доступные родителям и детям дополнительные общеобразовательные программы, обеспечивая заинтересованных пользователей (в том числе руководителей и педагогических работников системы дополнительного образования) всей необходимой информацией об этих программах и условиях их реализации.

Первой попыткой реализации данного замысла стал федеральный портал «Единый национальный портал дополнительного образования детей» (dop.edu.ru), который помимо прочих своих функций должен был предоставлять сведения обо всех организациях ДОД и реализуемых ими программах. В 2016 году он был презентован на съезде работников ДОД, а в 2017 в его базе было не более 200 программ по всей России (организаций ДОД – более 3,5 тысяч).

Следующая попытка технической реализации навигатора была осуществлена в 2017 году Фондом новых форм развития образования, который отвечает за создание и развитие сети детских технопарков «Кванториум». Информационно-аналитический ресурс «Атлас доступного образования для детей России» (далее – Атлас) создан в рамках эксперимента по повышению качества и доступности дополнительного образования детей, а также максимально эффективного использования имеющихся материально-технических, инфраструктурных и кадровых ресурсов образовательных и не образовательных организаций, в том числе негосударственных организаций и предприятий реального сектора экономики в рамках сетевого взаимодействия [1].

Ханты-Мансийский автономный округ использовал возможности Атласа максимально, разместив на нем программы дополнительного образования всех муниципальных образований – более 7200 программ. Окончание эксперимента привело к приостановлению процесса наполнения Атласа информацией, хотя сами платформы продолжают функционировать.

В 2017 году в соответствии с планом реализации приоритетного проекта компанией Inlearno был разработан федеральный навигатор и типовое решение для его региональных компонентов. С этого момента ситуация с региональными навигаторами по программам дополнительного образования детей начала активно развиваться и продолжает стремительно меняться буквально «на глазах».

Разнообразие региональных решений

На сегодняшний день российские регионы имеют возможность самостоятельно определять то, каким будет их навигатор, на какой технической платформе его реализовать. Основные требования к данным ресурсам – это информационное сопровождение семей при выборе дополнительной образовательной услуги и наличие возможности обеспечить автоматизированную передачу статистических данных с регионального уровня на национальный (для федерального модуля) для информационного обеспечения управленческих задач.

Как следствие, к началу 2018/19 учебного года, различные версии навигаторов появились и начали функционировать в 47 субъектах Российской Федерации. (рисунок 1).

навигатор по дополнительным программам

Рисунок 1. Различные технические решения региональных навигаторов по программам ДОД (сентябрь 2018 года, мониторинг сайтов, Институт образования НИУ ВШЭ).

Большая часть (30 сайтов) реализована по типовому решению, разработанному компанией «Inlearno»[1] в рамках федерального проекта. По результатам проекта был создан федеральный модуль и региональный компонент навигатора. Типовой региональный компонент в виде дистрибутива[2] бесплатно доступен для всех субъектов Российской Федерации.

В первой половине сентября 2018 года в 10 регионах России использовалась версия навигатора дополнительного образования, разработанная индивидуальным предпринимателем Славиным Семеном Сергеевичем – автоматизированная информационная система «Персонифицированное финансирование дополнительного образования» (ПФДО)[3]. Основной функцией ПФДО является информационное сопровождение внедрения персонифицированного финансирования дополнительного образования и учет детей, получающих сертификат для оплаты обучения в рамках выбранных дополнительных общеобразовательных программ. Навигатор в данном случае – вспомогательный компонент. К началу октября региональных навигаторов, построенных на базе портала ПФДО, было уже 12.

Еще в восьми субъектах Российской Федерации в начале учебного года функционировали оригинальные навигаторы, которые являются продуктом местных разработчиков. В двух из них (Москва и Московская область) навигатор напрямую связан с региональным Порталом государственных и муниципальных услуг, что гарантирует дополнительный сервис – запись ребенка в творческое объединение, но ограничивает выбор программами государственного сектора.

Кроме того, в пяти региональных городах продолжали функционировать навигаторы, созданные в 2017 году в рамках эксперимента на платформе «Атлас доступного образования для детей России». На данный момент на «Атласе доступного образования для детей России» не происходит обновление информации об организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, и о самих этих программах.

На основании этих данных, по формальным признакам, можно говорить об успешном выполнении графика реализации одной из ключевых задач приоритетного проекта. Однако для полноценной оценки ситуации необходимо понять, насколько все эти технические решения выполняют поставленные перед ними задачи. Насколько они удобны для пользователей? Способны ли обеспечить информационное сопровождение выбора родителей, детей в отношении, интересующих их дополнительных образовательных услуг. И, что немаловажно, в какой мере навигаторы способны стать управленческим механизмом, обеспечивающим модернизацию системы дополнительного образования и доступность образовательных услуг высокого качества.

Создать сайт, как отмечают эксперты, – это только первый шаг. Важно наполнить его нужными и полезными сведениями, обеспечить удобную внутреннюю навигацию, сделать сайт интересным и интерактивным. Опираясь на положения приоритетного проекта, можно сформулировать основные и возможные дополнительные функции навигатора.

Основные:

  • Информирование всех участников образовательных отношений о дополнительных общеобразовательных программах и условиях их реализации;
  • Обеспечение поиска и выбора программ (навигация), соответствующих интересам и потребностям пользователей;

Дополнительные:

  • Возможность удаленной записи на занятия по выбранной программе и оплаты этих занятий;
  • Возможность оценить и повлиять на качество реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • Информирование и навигация по конкурсным мероприятиям, в которых могут принять обучающиеся по разным направлениям ДОД;
  • Возможность сформировать индивидуальное портфолио обучающегося и выстроить его индивидуальную образовательную траекторию по программам ДОД.

Рассмотрим подробнее степень реализации этих функций региональными навигаторами.

Информационная функция навигаторов

Информационная функция навигаторов обеспечивается не только за счет количества, но и за счет качества предоставляемой информации. В российской системе образования уже есть примеры огромных, но практически бесполезных баз данных, созданных в рамках проекта «Открытые данные». Не хотелось бы, чтобы навигаторы дополнительного образования стали такими же хранилищами не очень полезных и мало кому интересных сведений.

Для оценки информационного качества уже созданных навигаторов можно использовать следующие два критерия, сформированные на основе пользовательского запроса:

  • наличие информации обо всех реализуемых программах ДОД вне зависимости от того, кто и на какой основе их реализует;
  • наличие всех сведений, необходимых пользователям, о каждой представленной программе.

На данный момент на большинстве функционирующих навигаторов сохраняется определенный дефицит информации, который приводит к невозможности адекватной реализации этими сервисами информационной функции.

По статистике Росстата в России работает более 565 тысяч детских объединений. Во многих из них реализуется не одна, а несколько дополнительных общеобразовательных программ. На многих региональных навигаторах в сентябре 2018 года можно было найти не более 10-15 программ. В первой половине сентября на двух навигаторах, реализованных на платформе Inlearno, не было представлено ни одной программы, и только на 6-ти – больше 1 тысячи программ дополнительного образования детей (рисунок 2). К началу октября больше тысячи программ опубликовало уже 11 регионов, использующих данную платформу.

навигатор дод

Рисунок 2. Количество программ ДОД, представленных на навигаторах, построенных на платформе Inlearno (начало сентября 2018 года, мониторинг сайтов, Институт образования НИУ ВШЭ)

Больше всего программ представлено на навигаторах Удмуртской Республики (версия ПФДО) и Пермского края (версия Inlearno) – более 5000. Однако по статистике Росстата одних только действующих детских объединений в этих регионах в 2-2,5 раза больше.

При этом ограничения в наборе представленных на навигаторах программ порой носят системный характер. Абсолютное большинство опубликованных программ – это программы реализуемые государственными (муниципальными) образовательными организациями, учредителями которых являются органы управления образованием. Это приводит к существенному снижению информационных и навигационных функций данных сервисов.

Приведем реальный пример: ребенок занимался в одном из микрорайонов города в секции «Спортивный меч» в течение 2 лет. Он принимал участие в городских соревнованиях между разными клубами, действующими в этом городе. Переезд семьи в другой микрорайон города лишил его возможности заниматься любимым видом спорта. Семья начинает искать альтернативные варианты поближе к новому месту жительства, для чего обращается к возможностям навигатора. И тут выясняется, что, согласно навигатору, в этом городе не существует ни одной секции спортивного меча. Даже та, в которой занимался ребенок! Нет, секцию не закрыли. И все остальные клубы продолжают функционировать. Просто все они не подведомственны системе образования, поэтому не отражаются в навигаторе.

Далеко не все действующие на сегодняшний день навигаторы предоставляют пользователям информацию о программах ДОД, реализуемых образовательными организациями культуры и спорта. Еще меньше возможностей найти на региональных навигаторах сведения о творческих объединениях, работающих в частных (негосударственных) организациях. Только те регионы, где развитию негосударственного сектора ДОД уделяется особое внимание правительства (например, ХМАО), включают такие программы в свои навигаторы (рисунок 3).

Творческих объединений, действующих на базе библиотек, музеев и других не образовательных организаций вообще не удалось обнаружить. Но они существуют, причем не только в крупных городах, но и в средних, и даже малых. Порой подобные творческие объединения более востребованы, чем те, которые работают в государственных (муниципальных) образовательных организациях дополнительного образования.

навигатор дод

Рисунок 3. Доля навигаторов, предоставляющих информацию о программах ДОД, реализуемых организациями, неподведомственными органам управления образования (сентябрь 2018 года, мониторинг сайтов, Институт образования НИУ ВШЭ)

Достаточно редко на навигаторах встречается информация о творческих объединениях и секциях, действующих в школах, детских садах, колледжах, вузах. Возможно, что детсадовские кружки являются закрытыми для «чужих» детей, но вряд ли такое справедливо для школ, колледжей и тем более вузов. На примере Москвы, Пермского края, Удмуртской Республики, ЯНАО и некоторых других, можно увидеть, что эта информация может быть размещена на навигаторах, и она востребована пользователями. В Москве данная практика существует уже несколько лет и позволяет записывать в школьные кружки даже тех детей, которые учатся в других школах.

На момент проведения мониторинга (первая половина сентября 2018 года) ни на одном из региональных навигаторов не было обнаружено информации о кружках, действующих на базе библиотек, музеев и других не образовательных организаций.

Представленность в навигаторах дополнительных общеобразовательных программ, которые реализуются учреждениями культуры, спорта, негосударственными и не образовательными организациями обеспечивает детям и родителям больше возможностей для выбора. Пользователи не интересуются ведомственной принадлежностью учреждения, формой собственности организации. Они желают получать дополнительную образовательную услугу высокого качества, соответствующую их ожиданиям.

Наличие «визитной карточки» программы на навигаторе не гарантирует полноты информации, необходимой для выбора. Необходимо рассмотреть, что конкретно о дополнительных общеобразовательных программах можно сегодня узнать на навигаторах и насколько эта информация может быть полезна для потенциальных потребителей образовательных услуг?

Ключевым информационным элементом практически всех навигаторов (кроме одного, где просто выложены списки программ в худших традициях российских open data) является визитная карточка дополнительной общеобразовательной программы. Визитная карточка – это организованный и систематизированный набор основной, по мнению разработчиков или заказчиков навигатора, информации о программах ДОД. Выглядят эти визитные карточки по-разному. Но в отношении наборов, представленной на них информации, они довольно похожи (рисунок 4).

навигатор дод

Рисунок 4. Доля навигаторов, на которых представлены указанные сведения по программам ДОД (сентябрь 2018 года, мониторинг сайтов, Институт образования НИУ ВШЭ)

Верхние шесть позиций на диаграмме (рисунок 4) выглядят оптимистично: не более четырех (из 47) сайтов навигаторов не указывают перечисленную в них информацию. Как правило, среди этих 2-8% в основном сайты собственной региональной разработки. Требования к контингенту обучающихся на визитных карточках программ чаще всего ограничиваются возрастными характеристиками.

Самыми информационно насыщенными на начало учебного года оказались навигаторы, созданные на платформе Inlearno. На визитных карточках размещенных здесь программ указаны 9 из 10 перечисленных позиций. Отсутствуют только сведения о количестве свободных мест, в том числе на бюджетной основе.

Информация о наличии свободных мест есть на навигаторах ПФДО, а также на навигаторах Москвы и Московской области. Два последних привязаны к Порталам государственных и муниципальных услуг, что позволяет им использовать дополнительные функции этих порталов.

Редко встречается информация об источниках финансирования программ (платная или бесплатная для обучающихся), еще реже – о стоимости и качестве обучения. Получить некоторую информацию об этом можно, например, на большинстве навигаторов Inlearno, а также на порталах Москвы и Подмосковья. Возможно, это объясняется тем, что заполнение навигаторов большинство субъектов Российской Федерации начали с государственного (муниципального) сектора дополнительного образования.

Информационный дефицит наблюдается и в части описания представленных дополнительных общеобразовательных программ. На 15 навигаторах описание содержания программ (чему будут обучаться дети или подростки; какие основные знания, навыки, компетенции они получат; как будет организован образовательный процесс и т.д.) отсутствует (рис. 5). Почти половина (24 навигатора) ограничиваются формальным описанием, которое содержит мало информации, представляющей интерес для родителей и детей.

навигатор дод

Рисунок 5. Доля навигаторов, на которых представлены разные варианты описания программам ДОД (сентябрь 2018 года, мониторинг сайтов, Институт образования НИУ ВШЭ)

Примером предельно формализованного описания может служить программа «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», которое представлено на рисунке 6.

навигатор дод

Рисунок 6. Пример формального описания программы ДОД (сентябрь 2018 года, мониторинг сайтов, Институт образования НИУ ВШЭ)

Качество описания программы не зависит от платформы, на которой построен навигатор. Функционал значительной части навигаторов позволяет описать дополнительную общеобразовательную программу достаточно подробно. Качество текста, его понятность и информативность для пользователей – это зона ответственности и результат работы авторов текстов (чаще всего – педагогов, реализующих программу) или установок, заданных региональными операторами (администраторами).

В редких случаях система жестко ограничивает авторов небольшим количеством слов, которые можно использовать при описании программы. Но и в этом случае есть возможность сформулировать важную для родителей и детей информацию в понятной форме (рисунок 7).

навигатор дод

Рисунок 7. Пример короткого содержательного описания программы ДОД (сентябрь 2018 года, мониторинг сайтов, Институт образования НИУ ВШЭ)

Информация, выходящая за рамки визитных карточек дополнительных общеобразовательных программ, на навигаторах пока встречается крайне редко. При этом существует информация, которая имеет для родителей высокую значимость. В первую очередь – это сведения о возможности получить компенсацию (например, от служб социальной защиты и т.п.) за обучение ребенка по дополнительной общеобразовательной программе, участие в программах отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и др. Подобные сведения представлены, например, на Портале государственных и муниципальных услуг Москвы.

На навигаторах Рязанской области и Чеченской Республики, созданных на платформе Inlearno, представлено пользовательское решение этой задачи: в ключевом информационном блоке визитной карточки добавлена информация о возможности использования сертификата для оплаты данной программы ДОД, и здесь же – возможность задать уточняющий вопрос, если что-то непонятно.

Возможности получить дополнительную или уточняющую информацию через коммуникационные сервисы навигаторов – пока не имеет широкого распространения. Это может стать зоной ближайшего развития их информационной функции.

Поиск и выбор программ

Для помощи пользователям в поиске и выборе программы используются поисковые модули и встроенные в информационный сервис фильтры для «гибкого» или «расширенного» поиска по указанным характеристикам. Наиболее распространенные фильтры позволяют выбрать программу по ее месторасположению (чаще всего это выбор муниципалитета), по направленности программы и возрасту детей. Такая возможность реализована во всех существующих на сегодняшний день навигаторах.

Согласно результатам опроса, проведенного Общероссийским народным фронтом в 2015 году, близость к дому занимает первое место при выборе родителями творческих объединений и секций для своих детей [6]. На сегодняшний день выбрать программу, ориентируясь на ее местоположение, можно практически на всех навигаторах. Некоторые платформы, например, Inlearno и ПФДО, используют для этого удобный и привычный для современных пользователей сервис поиска по карте (рисунки 8 и 9). На карте отражаются детские объединения (кружки, секции и т.д.), соответствующие заданным характеристикам. При наведении курсора на значок можно посмотреть, о какой программе идет речь. Если одна организация реализует несколько подходящих программ, то пользователю по щелчку мыши будет представлен весь их список.

навигатор дод

Рисунок 8. Карта расположения детских объединений с заданными характеристиками на навигаторе Пермского края, созданном на платформе Inlearno. Цифры в синих кругах показывают количество программ, соответствующих пользовательскому запросу (сентябрь 2018 года, мониторинг сайтов, Институт образования НИУ ВШЭ)

навигатор дод

Рисунок 9. Возможность просмотра нескольких детских объединений, реализуемых одной организацией на навигаторе Ярославской области, созданном на платформе ПФДО (сентябрь 2018 года, мониторинг сайтов, Институт образования НИУ ВШЭ)

Удобным и полезным для поиска кружков в привязке к территории является возможность сортировать их по местоположению, хотя бы до уровня муниципалитетов. Большинство существующих навигаторов такую возможность предоставляют. Фильтры по тематике самой программы и названию реализующей ее организации используются реже. Нет такой возможности на единичных навигаторах, которые, как правило, являются собственными разработками регионов.

Аналогичная ситуация с использованием возрастных фильтров для отбора программ. Они есть на всех навигаторах Inlearno, ПФДО, используются на «Атласе дополнительного образования для детей России», а также в некоторых самостоятельных региональных разработках. Только на 20% действующих навигаторов есть фильтры, позволяющие выбрать программы, адаптированные для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Еще более редкими являются фильтры программ по источникам их финансирования. Такие фильтры в начале сентября 2018 года работали только на навигаторах Москвы, Подмосковья и двух навигаторах Inlearno (Чеченская Республика и Рязанская область). Возможность фильтрации по качеству (рейтингу) программ (пользовательские или экспертные оценки) на этот момент были только на навигаторах ПФДО, но регионами она пока не использовалась. Полностью отсутствуют фильтры по результатам подготовки или уровню достижений обучающихся. В отдельных случаях, возможно из-за недостатка средств, на навигаторах собственной разработки не предусмотрены никакие возможности интерактивного поиска и отбора программ.

Дополнительные возможности навигаторов

Что касается дополнительных возможностей, предоставляемых навигаторами в отношении размещенных на них дополнительных общеобразовательных программ, то здесь ситуация говорит пока о потенциальных возможностях улучшений, которые на сегодняшний день практически не реализуются (рисунок 10).

навигатор дод

Рисунок 10. Доля навигаторов, на которых реализованы дополнительные возможности в отношении программам ДОД (сентябрь 2018 года, мониторинг сайтов, Институт образования НИУ ВШЭ)

Оценка качества программ

Требования приоритетного проекта не уточняют, в чем именно заключается запрос семей, который должны обеспечить навигаторы по программам ДОД. Но в этом запросе есть одна позиция, которая подтверждается социологическими опросами [6]. Речь идет о качестве обучения, о качестве подготовки, которую получает обучающийся по программе ДОД. Любой родитель и любой подросток, если он сам занимается выбором программы дополнительного образования, хочет, чтобы выбранная программа давала качественные результаты.

Как было отмечено выше, такая информация на навигаторах остается пока одной из самых дефицитных. Этот дефицит во многом обусловлен отсутствием необходимых оценок. Это могли бы быть оценки экспертов, например, полученные при проведении профессионально-общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ, или оценки пользователей – обучающихся и их родителей [2]. Первый тип оценок требует специальной экспертной работы, которая может быть организована через дополнительные сервисы навигатора.

Второй тип – более прост и понятен в техническом исполнении и уже имеет ряд примеров применения в действующих навигационных системах. В частности, на навигаторе собственной разработки Республики Бурятия у каждой программы есть стандартная «пятизвёздная» маркировка и возможность поставить программе пользовательскую оценку. Проблема только в том, что эту оценку может поставить абсолютно любой человек, даже тот, кто ничего об этой программе не знает. Вряд ли такая оценка окажется достоверной и полезной при выборе программ.

Из типовых решений навигаторов только платформа Inlearno предоставляет пользователям возможность оценить представленные программы. В отличие от бурятского варианта, для того, чтобы оставить отзыв или оценку на этих навигаторах необходимо зарегистрироваться и авторизоваться. Это в определенной степени обеспечивает достоверность пользовательских оценок. На проведение мониторинга навигаторов оценок практически не было. Данная платформа предусматривает расширение оценочных возможностей за счет подключения дополнительного модуля – модуль независимой оценки качества программ ДОД, который может рассматриваться как перспективное направление в совершенствовании навигаторов.

Удаленная запись и оплата занятий

Сервисы записи ребенка на занятия по выбранной дополнительной общеобразовательной программе в полной мере представлены только на навигаторах, интегрированных с Порталами государственных и муниципальных услуг (Москва и Московская область).

На навигаторах Inlearno и ПФДО доступен сервис записи в формате бронирования, когда держателям программы отправляется электронная заявка от потенциального обучающегося или его родителя. Заявку, как правило, может заполнить только зарегистрированный пользователь. Для заполнения и отправки заявки на навигаторе предусмотрена электронная форма. В течение нескольких дней держатели программы рассматривают заявку и дают ответ заявителю.

Оплата обучения через навигаторы пока не доступна из-за технических сложностей подобного сервиса и дополнительных финансовых издержек для держателей Интернет-ресурса. Однако в перспективе эта возможность рассматривается разработчиками типовых платформ.

Навигация по конкурсным мероприятиям

Для родителей и детей актуальной информацией являются сведения о различных конкурсных мероприятиях, в которых могут принимать участие ребята, обучающиеся по дополнительным общеобразовательным программам. Такие сведения полезны и педагогам, реализующим дополнительные общеобразовательные программы.

Реализация этой функции требует серьезного расширения контента навигаторов, поскольку речь идет о предоставлении довольно широкого набора данных, включающего в себя информацию о сроках и месте проведения мероприятий, условиях участия, контингенте, организаторах и т.д.

Навигаторы по мероприятиям начали появляться раньше навигаторов по программам ДОД. Примером такого навигатора может служить упомянутый ранее информационный сервис «Конкурсы, олимпиады, фестивали: отличиться сможет каждый!», оператором которого является ресурсный центр ГБПОУ «Воробьевы горы». Специфической особенностью этого ресурса является то, что представленные в нем мероприятия можно отфильтровать в зависимости от их наличия в перечне рекомендованных Департаментом образования города Москвы.

К началу 2018/19 учебного года информация по конкурсным мероприятиям для обучающихся предоставлялась только двумя регионами: Республика Саха (Якутия) и Московская область. Механизм включения мероприятий в региональный навигатор, возможности записи на эти мероприятия через навигатор и учета участия обучающихся в них – это предмет отдельных разработок и обсуждений. Важно, что такие прецеденты появились, и мотивированный родитель может сам выбрать конкурсные мероприятия для своего ребенка и предложить их педагогам. Данная возможность имеется в части дополнительных модулей платформы Inlearno, но пока регионы ею не воспользовались. Поэтому можно рассматривать этот сервис как следующий шаг развития навигаторов по региональным системам ДОД.

Портфолио обучающихся

Данный функционал подразумевает интеграцию персональной информации об обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, начиная с их индивидуальной образовательной траектории и заканчивая достижениями в разных сферах деятельности (портфолио). Пока что он полностью остается в категории перспектив.

Как узнать о навигаторе

Наличие навигатора дополнительного образования ещё не является гарантией того, что каждый житель региона знает о его существование. Продвижение навигатора – это отдельная и достаточно сложная задача. На сайтах региональных органов управления образования информация о навигаторах встречается, но искать ее надо очень сознательно и целеустремленно. Чаще всего – это упоминание о навигаторах в новостях и нормативных документах (например, «Дорожных картах» приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей»). При этом размещение яркого баннера, рекламирующего этот сервис, очень простая в техническом исполнении задача.

Поисковые системы Yandex и Google видят практически все региональные навигаторы и отражают их чаще всего на первых страницах. Яндекс в этом отношении оказался полезнее своего конкурента, поскольку по тем же запросам на Google некоторые сайты нашлись на 2-й, а то и на 3-й страницах.

Однако в поиске есть и свои сложности. Например, найти сайт Атласа дополнительного образования для детей России по стандартному запросу «Навигатор дополнительного образования (далее указывается регион)» не получится. Обязательно нужно указывать «Атлас…». Похожим образом можно найти пару навигаторов собственной разработки регионов.

Навигатор Московской области отзывается на стандартный поисковый запрос, но узнать его в выпавшем списке даже на первой позиции непросто. Он называется просто «Дополнительное образование» (рисунок 11). Принадлежность сайта Московской области можно узнать только по адресной строке (для тех, кто понимает) – https://dop.mosreg.ru/, а то, что с его помощью можно выбрать дополнительную общеобразовательную программу, выясняется только после входа на сайт.

навигатор дод

Рисунок 11. Скриншот поисковой страницы по запросу «Навигатор дополнительного образования Московской области» (сентябрь 2018 года, мониторинг сайтов, Институт образования НИУ ВШЭ)

Аналогичная история с Республикой Марий Эл, где навигатор скрывается под названием «Образовательный портал Марий Эл».

Можно предположить, что информация о навигаторах на базе ПФДО более известны своим потенциальным пользователям. Введение системы сертификатов предполагает ознакомление с ней пользователей – семей, получивших такие сертификаты. Таким образом информацию о возможностях портала ПФДО им должны сообщить.

Для того, чтобы о навигаторах знали их потенциальные пользователи, необходимо проводить соответствующую информационную кампанию. Такая работа ведется в ряде регионов. Например, в Республике Хакасия, Чувашской Республике, Брянской области и др. новости о запуске сервиса опубликованы на официальных сайтах региональных и муниципальных органов управления образованием, в региональных СМИ и в социальных сетях.

В социальных сетях создаются специализированные группы. Например, в ВКонтакте есть группы Навигаторов Калининградской и Ульяновской областей, ХМАО-Югра и др. Федеральным оператором – компанией Inlearno – группы созданы и в ВКонтакте, и в Одноклассниках. В таких группах специалисты системы дополнительного образования и администраторы навигаторов общаются с родителями, узнают их предпочтения и пожелания относительно перечня доступных программ, ведут активные блоги, информируя обо всех нововведениях и крупных мероприятиях.

В Пермском крае используют специальный виджет, который можно разместить на сайтах других организаций, что и сделано, например, на сайте краевого Института развития образования.

Отсутствие информации о навигаторах никак не способствует их популяризации, повышению пользовательской активности на этих сайтах. Хотя говорить об этом пока слишком рано. Судя по новостным лентам региональных органов управления образованием, большая часть навигаторов в августе-сентябре этого года только начала действовать.

Статистика посещений навигаторов очень разная, но количество посещений слабо связано с количеством представленных на навигаторе программ (рисунок 12).

навигатор дод

Рисунок 12. Количество программ ДОД, представленных на навигаторах, и количество посещений этих навигаторов за период с 1 июля 2018 года по 11 сентября 2018 года (сентябрь 2018 года, мониторинг сайтов, Институт образования НИУ ВШЭ)

Среднее количество посещений в расчете на количество представленных программ более чем за 2 месяца составило 4,2. По регионам ситуация очень разная: от 1 до 12 посещений в расчете на 1 представленную дополнительную общеобразовательную программу.

Активное продвижение навигаторов повышает количество обращений пользователей к навигаторам, но для сохранения этого интереса необходима масштабная работа по их наполнению информацией о дополнительных образовательных программах, чтобы пользователям было что изучать и из чего выбирать.

Желательно, чтобы наряду с государственными (муниципальными) образовательными организациями дополнительного образования, были бы представлены негосударственные провайдеры дополнительного образования, а также организации, относящиеся к органам управления культурой и спортом различного уровня. Пользователи должны иметь возможность выбора из максимально возможного количества предложений в сфере дополнительного образования.

Что дальше?

На данный момент можно говорить о том, что определенные технологические решения навигаторов уже появились. Типовые платформы – Inlearno и ПФДО – предоставляют региональным разработчикам довольно большой спектр возможностей.

Для использования большинства навигаторов современным пользователям достаточно освоить систему фильтров, позволяющих осуществлять поиск и отбор дополнительных общеобразовательных программ по определенным критериям. Тот, кто регулярно посещает интернет-сайты, не потратит на это много времени. Кроме того, добросовестные разработчики не останавливаются в совершенствовании интерфейса своих навигаторов.

Разработчики типовых платформ уже сегодня готовы предложить регионам различные надстройки и дополнительные модули, которые позволят сделать навигаторы интереснее, полезнее, интерактивнее. Так, например, в предложениях Inlearno есть модуль, позволяющий с помощью навигатора удобно и быстро проводить независимую оценку качества программ дополнительного образования детей, а результаты этой оценки могут быть представлены на «визитных карточках» программ и стать дополнительной информацией для их выбора пользователями.

Однако дополнительные модули и сервисы пока не востребованы регионами. Видимо, сначала необходимо разобраться с базовой задачей – устранить сохраняющийся пока дефицит информации. Здесь еще предстоит большая работа, как минимум, в двух направлениях:

  • расширение перечня представленных на навигаторах программ, включение в него программ, реализуемых организациями культуры, спорта, частным сектором;
  • расширение сведений о каждой из представленных программ, в том числе об их содержании, условиях реализации, качестве.

Программ, реализуемых в системе дополнительного образования детей, много, и требуются определенные механизмы оптимизации и, частично, автоматизации процесса внесения их в базы данных региональных навигаторов с одновременным постоянным контролем достоверности и актуальности предоставляемой информации.

Представители образовательных организаций, особенно частного сектора, будут заинтересованы в появлении на навигаторах «рекламных» визиток их программ, если поймут, что эти информационные сервисы работают в их интересах. Для этого необходимо активное распространение информации о самих навигаторах, об их возможностях, полезности для родителей и обучающихся. Навигаторы нуждаются в продвижении и информационной поддержке, в том числе со стороны заказчика – региональных и муниципальных органов управления образованием.

После решения задачи по преодолению выявленных информационных дефицитов можно будет сказать, что первый шаг к созданию навигаторов по программам дополнительного образования детей сделан. Только первый! Потому что дальше навигаторы будут развиваться и превращаться в интерактивную цифровую площадку, позволяющую не только выбирать программы ДОД, но и конструировать индивидуальные образовательные траектории детей и взрослых, в том числе, в формате on-line образования.

А почему бы и нет?

Список литературы

  1. Атлас доступного образования для детей России – http://do.edmonitor.ru/static/edprog.html
  2. Мерцалова Т.А. Объять необъятное и оценить бесценное (независимая оценка качества дополнительного образования детей) // Про ДОД (Российская Федерация). – № 5 (17). – 2018.
  3. Мониторинг экономики образования, НИУ ВШЭ – https://memo.hse.ru/
  4. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11)
  5. Петлин А.В. Использование источников и типов информации при выборе учреждения дополнительного образования различными группами семей // Вестник Костромского государственного университета. – №3. – 2017.
  6. Российские родители учатся выбирать лучшие детские сады, школы и вузы – https://ria.ru/sn_edu/20160201/1368356716.html#ixzz3zBGfxxvx

[1] Ознакомиться с типовым решением этой компании можно по адресу http://dopportal.ru

[2] Дистрибутив – это форма распространения программного обеспечения. Дистрибутив обычно содержит все необходимые программы для начальной инициализации системы.

[3] Приказ Минкомсвязи РФ от 05.07.2018 №347, Приложение 2, № пп. 33

Добавить комментарий

Войти с помощью: