Cпецифические особенности методического сопровождения и программно-методического обеспечения деятельности педагога в условиях создания новых мест дополнительного образования: от дополнительной общеразвивающей программы к учебно-методическому комплексу

Статья посвящена вопросам обновления методического сопровождения и программно-методического обеспечения дополнительного образования детей на современном этапе; раскрывается актуальность методического сопровождения и программно-методического обеспечения педагогов дополнительного образования, что способствует внедрению нового содержания, новых форм и технологий в практику работы с детьми. Материалы статьи помогут руководителям методических служб, методистам и педагогам определить приоритетные направления методической деятельности дополнительного образования детей.

Л.Н. Буйлова,
старший методист Управления дополнительных образовательных программ
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
кандидат педагогических наук, доцент,
почетный работник общего образования РФ, Москва

В дополнительном образовании детей все стремительно меняется, идут процессы обновления всех компонентов этой системы, что повышает планку требований к педагогическим работникам. Именно поэтому педагогам нужно не только осознавать, что это масштабная и серьезная работа, но и важно:

  • понимать, что происходит, какие задачи надо решать, чтобы иметь возможность задать вопросы, возникающие при обновлении содержания, форм и технологий, при открытии новых мест дополнительного образования детей для реализации инновационных программ; 
  • оперативно получить рекомендации по преодолению возможных трудностей, чтобы избежать ошибок;
  • оценить и распределить свои силы, чтобы участвовать в этой работе осознанно, понимая, что происходит,
  •  главное подготовиться к этой работе, ведь происходящие процессы повышают требования к педагогическим работникам, которые на высоком уровне, комплексно и творчески должны решать сложные профессиональные задачи. 

Инновационные процессы в сфере дополнительного образования детей стимулируют к обновлению и методическую деятельность, которая выделена в качестве приоритетного направления работы образовательных организаций и непрерывного повышения квалификации педагогических работников.

В этой связи проблемы методического сопровождения и программно-методического обеспечения деятельности педагога дополнительного образования являются особо актуальными и первоочередными, потому что только гибкая, мобильная, дифференцированная система профессиональной поддержки может помочь педагогу развивать новое педагогическое мышление, сформировать его готовность к повышению педагогического мастерства, возможности выбора педагогом индивидуальной траектории профессионального развития, к решению сложных задач в системе дополнительного образования детей [5].

Если говорить в целом о системе отечественного образования, то обращает на себя внимание то, что в настоящее время Министерство просвещения Российской Федерации настойчиво проводит линию срочного возрождения методической деятельности, потому что этого требуют новые вызовы, темпы изменений в профессиональной сфере, в навыках и запросах педагогов: одному педагогу с этим не справиться, его нужно научить, ему нужно показать, а главное, – все задачи нужно перевести на язык практики. Кроме того, исследователи отмечают, что увеличивается потребность образовательных организаций в прикладных методических материалах. И это обстоятельство объясняется тем, что педагогу нужно   разъяснить и разложить по действиям нормативные и программные документы, устранить профессиональные затруднения и дефициты, вооружить современным инструментарием, методическими рекомендациями, прикладными материалами, шаблонами, макетами, конструкторами и образцами их разработки, оформления. Самое главное – сделать повседневную работу педагога понятной.

Таким образом, чтобы эффективно осуществлять педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования необходимо организовать научно-методическое сопровождение и программно-методическое обеспечение  по вопросам, связанным с изменением, обновлением системы образования.

Каждое учреждение дополнительного образования детей реализует методическую деятельность в соответствии со стратегическими задачами и своими возможностями, связанными с поиском эффективных путей решения актуальных проблем, потребностями и возможностями развития в соответствии с существующими нормами и требованиями [1] и интересами педагогического коллектива. Посредством методической деятельности осваиваются и внедряются в практику современные приемы и методы обучения и воспитания, повышается уровень педагогической и методической компетентности педагогов, осуществляется накопление и распространение педагогического опыта.

В современных условиях развития дополнительного образования детей под научно-методическим сопровождением понимается специально организованный процесс, направленный на преодоление профессиональных затруднений и личностных проблем педагога, который включает в себя систему педагогических событий и ситуаций (Рис.1).

Рис. 1. Методическое сопровождение создания новых мест в ДОД

Слово «сопровождать» означает «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь». В педагогической практике под «сопровождением» понимается помощь человеку, «поддержка в преодолении возникающих (возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей» [4]. Отсюда следует, что сопровождение – это процесс взаимодействия, а не одномоментное действие, не разовое мероприятие. При этом метод взаимодействия методической службы с педагогами, группами педагогов образовательной организации, когда сопровождающий не решает за педагога проблему, а учит его находить, изобретать, заимствовать наиболее разумные решения, актуальные для каждого человека в его конкретной жизненной ситуации [2].

Сопровождение включает в себя систему взаимосвязанных действий, мероприятий, педагогических событий и ситуаций, ориентированных на осмысление профессионального опыта педагога, актуализацию саморазвития, профессиональный успех, личностное преобразование. Методическое сопровождение направлено на стимулирование педагогов дополнительного образования к непрерывному совершенствованию, самореализации, повышению профессионального уровня и, конечно, включает опережающую подготовку в условиях быстрых изменений образовательной действительности. Субъектами сопровождения являются педагог, наставник, методист, заместитель директора по научно-методической работе, педагог-мастер, опытный специалист, талантливый сотрудник. Результатом такого процесса становится осмысление профессионального опыта педагога, актуализация саморазвития, профессиональный успех, личностное развитие. 

А под программно-методическим обеспечением понимается процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям специалистов, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического и профессионального опыта. Методическая продукция представляет собой разнообразные методические средства (программы, методические и дидактические материалы, разработки, рекомендации, пособия и т.д.), способствующие более эффективной реализации педагогической деятельности (Рис.2).

Рис.2. Программно-методическое обеспечение создания новых мест в ДОД.

Осуществить программно-методическое обеспечение – это означает вовремя прийти на помощь педагогу, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением его деятельности.

Концепция развития дополнительного образования до 2030 г., утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р [9] рассматривается как рамочная основа построения методического сопровождения и программно-методического обеспечения педагогов дополнительного образования. Новые приоритеты в государственной политике, педагогической науке и образовательной практике побуждают обратиться к переосмыслению сущности, структуры и содержания, выявлению методологических подходов, поиску условий, эффективных средств, методов, технологий научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов.

Приоритетными задачами методической деятельности в контексте Концепции должны стать:

  • научно-методическое обеспечение развития дополнительного образования детей;
  • совершенствование методического сопровождения системы дополнительного образования детей;
  • формирование современной модели программно-методического обеспечения образовательной деятельности организации в соответствии с современными вызовами и ключевыми, стратегически важными направлениями развития образования;
  • обновление содержания и методов обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ на основе комплексного анализа доступности услуг, интересов и потребностей различных категорий детей (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), демографической ситуации и прогнозов социально-экономического развития;
  • обеспечения взаимосвязи, преемственности и единого методического сопровождения разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ разного уровня и направленности;
  • содействие в разработке и внедрении современных методических материалов различного вида, уровня и предназначения (учебно-методических комплексов), в том числе электронных и цифровых, по всем направленностям дополнительного образования;
  • повышение профессиональной компетенции педагогических кадров, формирование индивидуальных программ профессионального развития педагогов и «системы мониторинга развития кадрового потенциала».
  • создание и поддержка информационных ресурсов, использование которых перспективно в дополнительном образовании детей; 
  • осмысление педагогического опыта, поиск, изучение разнообразных инноваций, которые могут быть воплощены на практике; 
  • формирование оценочных материалов и систем оценки достижений обучающихся, оказание им методической помощи в самоопределении и выборе пути развития; 
  • методическое сопровождение «внутренней системы оценки качества и объективного контроля» оказываемых учреждением образовательных услуг.

Для решения перечисленных задач в Концепции запланировано проведение разнообразных мероприятий от создания специальных методических центров, порталов, сайтов, разработки документов, проведения конкурсов, семинаров до издания методической литературы и журналов:

  • создание и функционирование во всех субъектах Российской Федерации ресурсных методических центров, обеспечивающих организационно-методическое сопровождение реализации государственной политики в области культуры и искусств;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования и методического сопровождения системы дополнительного образования детей;
  • организация методической поддержки образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в обновлении содержания и технологий обучения дополнительного образования;
  • проведение всероссийских конференций и методических мероприятий, посвященных сохранению традиций и развитию отраслевой системы дополнительного образования; 
  • обеспечение наполнения единого национального портала дополнительного образования детей лучшими практиками, методическими разработками;
  • формирование механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования до 2030 г. [9] дополнительная общеобразовательная  программа остается базовым элементом (Рис.3), который находится в центре всей деятельности и приобретает новые характеристики: 

– через программу мы должны воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей и национальных традиций (10);

– через программу реализуется содержание образования, которое должно регулярно обновляться и соответствовать современным вызовам и социокультурной ситуации, а главное – потребностям детей;

– современное содержание может быть реализовано через современные формы, технологии и методики, которые будут способствовать тому, чтобы учащийся увидел проблему, осмыслил ее, захотел бы ее решать, поставил цель и спланировал свою деятельность, оценил, что получилось; а для этого мы включаем в программы проектную, исследовательскую и научно-практическую коллективную деятельность. 

Рис. 3. Дополнительная общеобразовательная программа – базовый элемент системы дополнительного образования детей

Структура дополнительной общеразвивающей программы задана Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ст.2, п.9  [11]. Эта позиция до недавнего времени поддерживалась Приказом Министерства образования РФ № 196 [6], где в п. 5 установлено, что дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются с учетом п.9 ст. 2 ФЗ 273 (Рис. 4).

Теперь 196 приказ отменен и его сменил приказ 629 [7], который уже не содержит такого уточнения. Но никто не отменял требований государственного контроля (надзора), который устанавливает соответствие деятельности образовательной организации, в том числе дополнительных общеобразовательных программ, законодательно установленным требованиям.

Рис. 4. Структура дополнительной общеразвивающей программы 

Поэтому по-прежнему требования к структуре программы мы находим в ст. 2 п.9 ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации» [11]. Порядок и логику расположения всех частей и элементов программы определяет образовательная организация в локальном нормативном акте, но в рамках законодательства, сохраняя элементы, указанные в определении «образовательная программа». А чем заполнить и как оформить программу устанавливает образовательная организации в локальном нормативном акте.

Сегодня нужны не просто современные программы (профильные, профориентационные, модульные, сетевые, разноуровневые, интегрированные, конвергентные, адаптированные, комплексные, социальные, для разных детей и т.д.), а программы вместе с учебно-методическими комплексами, в том числе электронными и цифровыми.

«Учебно-методический комплекс (УМК)» – это совокупность нормативной, программной и учебно-методической документации, методических, дидактических и оценочных (средств обучения и контроля) материалов, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительной общеразвивающей программы (Рис.5).

Рис. 5. Учебно-методический комплекс дополнительной общеразвивающей программы

Актуальность разработки УМК определяется необходимостью обновления содержания дополнительного образования детей в связи с задачами, обозначенными в ключевых документах [7, 8, 9, 11]. 

Структура учебно-методического комплекса

Документы и материалы, входящие в УМК, характеризуют методическое обеспечение освоения программы, а также конкретные, апробированные приемы, методы, технологии организации деятельности участников образовательной деятельности.

Учебно-методический комплекс должен включать:

  • пояснительную записку к УМК;
  • дополнительную общеразвивающую  программу (основной документ); 
  • пакет учебно-методических материалов, сопровождающих реализацию программы (по выбору – дидактический, методический, оценочный, справочный материал, диагностический, ресурсный и др.).

Преимущества учебно-методического комплекса.

УМК обладает рядом объективных качеств, позволяющих педагогу дополнительного образования более результативно решать многие вопросы организации своей деятельности: 

∙ организовать педагогический процесс в соответствии с современным уровнем развития науки, техники, культуры, социальной сферы; 

∙ осуществлять деятельность в системе, чувствуя слагаемые этой деятельности и направляя их в органически единый процесс развития личности учащегося;

∙ сократить затраты ресурсов и времени при высоком качестве образовательных результатов; 

∙ принципиальным образом повысить педагогическое мастерство, осуществляя анализ и самоанализ своей деятельности; 

∙ систематизировать опыт, накапливаемый педагогом как специалистом, и проявить творческую активность и осознанное профессиональное развитие; 

∙ создать благоприятные условия для самореализации учащихся на занятиях, стимулировать индивидуальный выбор. 

В заключение подчеркнем, что изменения и обновления в дополнительном образовании идут высокими темпами, что обуславливает возрастание роли методической работы. Педагогу надо помогать, его надо сопровождать и обеспечивать всеми необходимыми прикладными материалами, шаблонами, макетами, конструкторами, образцами. Усиление методического сопровождения и программно-методического обеспечения –  это не просто слова, а именно то, что позволит педагогам понять поставленные задачи и включиться в современные процессы.

Литература

  1. Борисова Е.В. Современные подходы к научной-методическому обеспечению деятельности педагогов дополнительного образования // Мир науки, культуры, образования. 2010. No 4 (23). С. 168-170.
  2. Галицких Е.О., Давлятшина О.В. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы // Педагогический ИМИДЖ. 2016. №3 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogov-v-sovremennyh-usloviyah-razvitiya-shkoly  (дата обращения: 22.12.2022).
  3. Магомедова Л.И. Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2.
  4. Мардахаев Л.В. Социально-психологическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука. – 2010. – №6. – С. 7-10
  5. Нарыкова Галина Валентиновна Обновление деятельности методической службы в современных социально-экономических условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obnovlenie-deyatelnosti-metodicheskoy-sluzhby-v-sovremennyh-sotsialno-ekonomicheskih-usloviyah  (дата обращения: 22.12.2022).
  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 (с изм. от 30.09.2020) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам //  https://base.garant.ru/72116730/
  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Электронный ресурс. URL:  https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
  8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 “Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей” Электронный ресурс. URL: https://rg.ru/2019/12/09/minpros-prikaz467-site-dok.html
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» Электронный ресурс. URL: http://www.dshikomi.ru/wp-content/uploads/2022/04/koncepciia-razvitiia-dop.obrazovaniia-do-2030-g.pdf
  10. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ 
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями; ред. от 02.07.2021) http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/

Добавить комментарий

Войти с помощью: