Развитие творческой индивидуальности учащихся на занятиях по дополнительной общеразвивающей программе «Изобразительное искусство»

В статье кратко излагается каким способом достигается высокий уровень творческой индивидуальности учащихся на занятиях по дополнительной общеразвивающей программе «Изобразительное искусство». Актуальность данной статьи заключается в ее соответствии социально-педагогическим требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности. Именно эти качества формируются и развиваются у учащихся в процессе занятий. Кроме того, овладевая навыками разнообразных технологий, ребёнок свободнее ориентируется в окружающих его материалах, что значительно повышает его творческий потенциал.

С.М. Плоскина,
педагог дополнительного образования,
руководитель творческого объединения
«Волшебная кисть»,
МБУ ДО ЦДТ «Центр детского творчества»,
Междуреченск, Кемеровская область

Современный человек, уверенный в себе, способный ориентироваться в быстром течении информационного мира, с гибким и нестандартным мышлением, который верит в себя и свои мечты, будет смело двигаться по жизни. Творческие способности и креативность мышления – этот багаж должен иметь ребенок для адаптации в окружающем мире.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания предполагает: развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей; выявление и раскрытие потенциала каждого ребёнка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.

При реализации программы «Изобразительное искусство» дети знакомятся с историей изобразительного искусства, с его ролью в жизни человека, с взаимосвязью изобразительного и других видов искусств, изучают историю Горной Шории: национальный народный костюм, культуру, прикладные искусства. Таким образом, учащиеся в своих работах используют региональную, национальную специфику.

В процессе реализации программы осуществляется профориентационнная работа, которая направлена на знакомство с профессиями, близкими к художественному творчеству: художника, архитектора, дизайнера, оформителя и т.д. Эта работа проводится в следующих формах: экскурсии в городской выставочный зал и выставочный зал детской художественной школы, встречи с людьми разных художественных профессий.

Начиная со второго года обучения, дети включаются в ситуации, в которых получают социальный опыт. У них появляется возможность совместной деятельности с другими творческими коллективами, представителями художественных профессий, возможность получить опыт работы на заказ, изучить современный социум, узнать об интересующей профессии, научиться работать с деловой документацией.

Новизна, практическая значимость и целесообразность программы заключается в понимании приоритетности воспитательной работы и того, что теоретические знания учащийся получает в комплексе. Программа включает в себя следующие блоки: живопись; рисунок; композиция; зарисовки и наброски. Все блоки программы в разной мере присутствуют практически на каждом занятии и на каждом году обучения, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя его. Данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности, самовыражению и самореализации учащихся. Программа построена по концентрическому типу.

Ребенка с детсадовского возраста стараются загрузить тем багажом знаний, который может пригодиться в его школьной жизни и в будущей карьере. Но не надо загонять детей в образовательном марафоне за успешность во всем. Ребенок может заработать плохие оценки, замарать одежду, неправильно выполнить домашнее задание, забыть сменную обувь и не победить в олимпиаде. Ко мне часто приводят ребят со словами: «Я хочу, чтобы он целыми днями не сидел у компьютера! Он должен быть загружен чем-нибудь!». Дети не могут жить без активного движения, без интересного увлечения, где у него это получается лучше всего, где он самый-самый! Вот тут на помощь приходит дополнительное образование. Очень важно, чтобы ребенок занимался чем-то увлекательным, вдохновляющим на покорение любой вершины.

Мы знаем, что школа всех подводит под единый стандарт, а возможность показать свою индивидуальность дает дополнительное образование. Здесь можно попробовать себя в разных сферах. Занятия построены не по принуждению, а по интересам и увлечениям. Как правило, «второстепенное, не основное, дополнительное образование» дает толчок к саморазвитию. Я знаю много примеров из жизни моих выпускников, когда они берут кисть или карандаш и начинают творить! Кто-то из них в этом находит удовольствие или просто потребность выплеснуть свои эмоции. Есть и те, кто этим подрабатывает. А есть те, кто пригласил меня на персональную выставку! Счастью моему не было предела!

Интерес к окружающему миру, всплеск эмоций, яркость событий в жизни учащегося влияет на то, есть ли у него занятие, где он лучше всех, успешен и просто гениален. Художественная студия «Волшебная кисть» и другие студии и объединения центра детского творчества формируют нестандартное мышление, дают практические навыки в творческой работе и просто переключают внимание учащегося со школьной программы на любимое занятие.

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и я научусь», писал Конфуций. В отличие от учителей в школе, педагоги дополнительного образования имеют возможность индивидуального подхода к каждому. У меня на занятиях больше возможностей для свободного общения с ребятами, свобода выбора в материале и форме подачи его.

В дополнительном образовании работают люди, увлеченные своим делом и способные «зажечь» им ребенка. Педагог в своем арсенале имеет много разных приемов, не удивительно, что дети «заболевают» шахматами, настольным теннисом, прикладным творчеством.

Через призму творчества учащийся по-другому смотрит на учебу, меняет свое отношение к ней. Понимает необходимость учебы, оценивает трудолюбие и ответственность в любом деле. Круг общения возрастает в неформальной обстановке на занятиях. Появляются друзья по интересам и увлечениям. Незаметно компьютер или телефон становится помощником в работе, ребята узнают новые информационные возможности.

Иногда родители увлеченного ребенка начинают шантажировать: «не сделаешь уроки – не пущу на занятия», «три в четверти – не будешь ходить». Самое главное, чтобы после таких слов учащийся не бросил заниматься любимым делом. Есть те, кто считает, что дополнительное образование отнимает много свободного времени. Когда старшеклассники, начинают рассуждать о нехватке времени и о том, что надо более серьезно относиться к учебе в школе, люблю им напомнить, что жизнь – это не только уроки, оценки и экзамены. Это друзья, приобретенные во время учебы в «художке», это способность видеть красивое небо, как играет в лучах солнца дерево весенней листвой, цепляясь за облака, как красиво лицо дедушки, стоящего на остановке, только посмотри! И где, как ни здесь, есть возможность полноценного отдыха от учебного процесса в школе. Благодаря этим «дополнительным» занятиям у ребят формируется портфолио не из нескольких грамот городского уровня, а из собранных с первых дней занятий, в том числе и международного уровня.

Опыт показывает, что только все вместе: учащийся + педагог + родитель = свободное время на дополнительные занятия. Потому что появляется другой ритм жизни. Где все всё успевают и могут даже позволить себе прогулку, отдых с друзьями и многое другое. Я знаю много примеров, когда учащийся, благодаря любимым и увлекательным занятиям, становился самостоятельным, успешным, морально устойчивым в глазах сверстников!

В сентябре пришла моя ученица, она идет в 11 класс, сказала, что не сможет ходить. Она долго объясняла, что надо хорошо окончить школу, потом поступить. Я слушала и понимала, какой груз ответственности несет на себе эта хрупкая девушка! И предложила ей в этом году приходить получать удовольствие в «художку», когда у нее будет время. Потому, что она видит мир другими глазами, ярче, интереснее, так как умеет писать шикарные картины (она – победитель международных, областных, всероссийских, городских конкурсов). Этот загруженный ребенок не пропускает ни одного занятия! Расцвела, а какие картины пишет! И все успевает, я рада за нее.

Главная моя цель как педагога – раскрыть творческий потенциал каждого учащегося. В образовательном процессе по программе – единство обучения и воспитания с учетом интересов и потребностей учащегося, его интересов, способностей, возможностей и потребностей.

Мной разработаны программы: 1. «Изобразительное искусство» для учащихся 5-10 лет. 2. «Изобразительное искусство» для учащихся 11-16 лет. 3. Программа предпрофильной подготовки и профильного обучения элективного курса «Художественная графика» 4. «Солнце на ладошке» для учащихся с ограниченными возможностями.

Технология разноуровнего обучения (базовый, продвинутый, высокий) позволяет включать каждого учащегося в продуктивную деятельность в соответствии с уровнем его развития. Выстраивать персональный маршрут, учитывая запросы каждого пришедшего в творческое объединение «Волшебная кисть». Программы позволяют:

  • развивать ключевые компетенции средствами дополнительного образования;
  • концентрировать педагогическое внимание на индивидуальных интересах учащегося, своевременно идентифицировать проблемы обучения;
  • осуществлять реальную педагогическую поддержку ребёнка в достижении поставленных им образовательных целей;
  • реализовать права каждого учащегося на выбор содержания, способов и темпа освоения образовательной программы;
  • конструировать оптимальный учебно-методический комплекс программы.

Методика преподавания включает в себя разнообразные формы, методы и приемы обучения и воспитания. Для реализации творческого самовыражения учащихся в образовательно-воспитательном процессе применяются основные методы: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый (эвристический); проблемный; исследовательский. Обоснованность применения различных методов обусловлена тем, что нет ни одного универсального метода для решения разнообразных творческих задач.

В ходе реализации программы применяются формы занятий: практикум, социально-психологический тренинг, самостоятельная работа, дискуссии, лекции, обсуждение одной проблемы в разных аспектах с включением учащихся, экскурсии, пленэр, эвристическая беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра деловая, игра-путешествие, игра сюжетно-ролевая, конкурс, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, поход, праздник, представление, презентация, размышление, студия, творческая мастерская, творческий отчет и др.

На первом занятии я провожу тесты из трех заданий Е. Торренса, по итогам диагностики выявляю проблемы каждого. Фиксирую и определяю необходимые формы и приемы для развития творческих способностей учащихся, выстраиваю траекторию работы с каждым учащимся, корректирую ее по мере работы. Проверяю результаты на промежуточном и итоговом контроле. При реализации программы возможны изменения и дополнения в подборе тем блоков и разделов, в зависимости от желания и интересов учащихся.

Для оценки результатов работы по программе проводится педагогический мониторинг. (см. приложение). При его осуществлении используются: контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, выполнение практических и исследовательских работ, выставки-пленэры. Одна из главных форм итоговой оценки – «Портфолио учащегося», в которое включаются статьи или репортажи, коллекция работ и результаты учащегося. Это ярко показывает рост и развитие учащегося.

Для проведения мониторинга привлекается самооценка, оценивается электронное ведение творческих достижений, создание портфолио и ежегодная подача документов учащихся на присуждение ежегодной Губернаторской премии «Достижение юных» и на присуждение звания муниципального стипендиата «Юное дарование города Междуреченска».

В течение учебного года осуществляется: тестирование с целью проверки усвоения знаний и приобретения практических навыков; проведение мини-выставок с целью закрепления знаний и проверки навыков.

Четыре раза в течение учебного года создаются фильмы с картинами учащихся, которые транслируются на КЛИК – ТВ Междуреченска. Проводятся постоянные выставки в ГКУ Центре занятости населения, в МБУК «Выставочном зале», на железнодорожном вокзале, ЛО транспортной полиции МВД России Новокузнецка.

В конце учебного года проводится большая итоговая выставка, чтобы показать работу объединения родителям, учащимся других объединений, коллегам. Все работы и награды собраны по годам обучения в блоге творческого объединения «Волшебная кисть».

Для реализации программы необходимы:

  • оборудованный учебный кабинет (столы для обучающихся, стулья, флипчарт, магниты для флипчарта, стенды, шторы-затемнения, мольберты, планшеты, подсветка для постановок, постановочные столы, мольберты с длинными стойками (для работы стоя), наглядные материалы, муляжи фруктов и овощей, драпировки, сухостой, гипсовые слепки головы и частей лица, гипсовые розетки, маркеры);
  • технические средства обучения (телевизор, ДВД плеер, видеокамера, фотоаппарат, магнитофон, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, флешкарта, диски CD-RW, документ-камера);
  • учебно-методическое обеспечение (программа, дидактические материалы, плакаты, видеотека, методические рекомендации, сборники материалов, образцы работ учащихся, сценарии, мониторинг по дополнительной общеобразовательной программе).

Л.С. Выготский писал: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. А значит, чем богаче опыт человека, тем большим материалом располагает его воображение. Именно поэтому у ребенка воображение беднее, чем у взрослого, несмотря на его кажущееся внешнее богатство».

Выготский делает вывод: «…чтобы создать прочные основы для творческой деятельности ребенка, необходимо расширять его опыт». Поэтому на своих занятиях я ориентируюсь на уровень знаний в изобразительном искусстве, на базу приобретенного опыта, на общее развитие учащегося; на его индивидуальные особенности и способности; на характер, темперамент.

Пробуждая творческий потенциал каждого учащегося на занятиях, я подвожу их к самостоятельному конструктивному решению творческих проблем. Учу проводить анализ и самоанализ своих и чужих творческих работ. Критика должна быть конструктивной. А главное – найти пути решения, этим мы занимаемся ежедневно на занятиях.

Творческая индивидуальность – интегральное качество, направляющее творчество личности на «делание» самой себя, на использование творческой активности в личных целях. Данное качество можно воспитать, что делается посредством воспитания: духовной самостоятельности, обеспечивающей проницательность ума и способность выйти из привычного; интуиции и продуктивного воображения, наделяющих мышление оригинальностью и эвристической силой; эстетического вкуса; эрудиции; нравственности личности. Пишет В.С. Безрукова в «Энциклопедическом словаре педагога».

Деятельность учащихся в творческом объединении «Волшебная кисть» организована так, чтобы каждый смог пройти свой «ПУТЬ ТВОРЦА». От первых попыток прийти в «Выставочный зал» и получить художественное восприятие действительности. Рождение первого эскиза на бумаге. Поиск пути художественного решения и технического воплощения художественного образа в материале. Самоанализ всех этапов создания картины. До оценки результатов своего труда другими людьми. Все это достигается гибким подходом разработанных программ, творческих заданий, которые способствуют рождению в воображении учащихся ярких, нестандартных образов. Это позволяет поддерживать заинтересованность и увлеченность изобразительным искусством.

А главное, творческая атмосфера, психологический климат, способствующий активной творческой деятельности, где педагог в роли консультанта, собеседника и помощника, чтобы «муки творчества» решались в содружестве с педагогом, наставником.

Я часто обращаюсь к родителям, они поддерживают дополнительные занятия ребенка, помогают распределить свободное время, расставить приоритеты, чтобы наши занятия являлись «глотком свежего воздуха». Хотя бывает негативный или равнодушный настрой родителей. Ребенок рвется на занятия, сколько его не загружай. Он раньше встанет, позже ляжет спать, будет делать уроки на переменах, но найдет время прийти на занятия в «Волшебную кисть». Таким удивительным и кропотливым путем происходит воспитание целеустремленного, успешного современного человека, знающего, чего он хочет в жизни.

Литература

  1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога.Екатеринбург, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spiritual_culture.academic.ru/2201/ (01.12.17)
  2. Выготский Л. С. Психология развития человека. Научное наследство. – М., 2005. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/psycho/vugotskiy-psc_razv_chel-4-istoriya_razvitiya_vysshyh_psih_funkciy.pdf (17.12.17)
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Психол. очерк: Кн. для учителя. – М., 1991. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://childpsy.ru/lib/books/id/8102.php
  4. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
  5. Иванова О.Л. Теория и методика дошкольного образования. Диссертация и автореферат по ВАК 13.00.2007. 2001. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-proektirovanie-razvitiya-tvorcheskoi-individualnosti-rebenka-v-protsesse-izo (01.12.17)
  6. Плоскина С.М. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. Изобразительное искусство 5-10 лет. 25.04.16 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stranatalantov.com/publications/2092/
  7. Плоскина С.М. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предпрофильной подготовки и профильного обучения элективного курса. Художественная графика. 04.17 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stranatalantov.com/publications/7588/
  8. Угольникова Е. Н. Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования. Молодой ученый. – 2015. – №22.3. – С. 22-24. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/102/23556/ (01.12.17)

Приложение

Добавить комментарий

Войти с помощью: