Моя маленькая планета кукол

В данной статье рассказывается на примере работы детского объединения «Кукольный театр «В гостях у сказки» имени Андрея Денникова о чудодейственном взаимодействии ребенка и театральной куклы. О широких возможностях детского театра кукол в процессе воспитания, обучения и развития детей. О значении творческой свободы в становлении личности ребенка.

О. В. Колабская,
педагог дополнительного образования,
руководитель кукольного театра
«В гостях у сказки» имени Андрея Денникова,
ГБОУ Школа № 1466 имени Нади Рушевой,
Центр ДО «Логос»,
Москва

Одни только дети знают, чего ищут.
Они отдают всю душу тряпичной кукле,
и она становится им очень-очень дорога,
и если ее у них отнимут, дети плачут…

(Антуан де Сент Экзюпери)

Основные задачи

Нашему театру кукол 12 лет. Это немного, но я теперь точно знаю, театральная кукла способна сотворить чудо, потому что в руках ребенка она оживает. И когда она оживает, ребёнок забывает обо всём на свете. И эти бесценные минуты оживления и есть самая настоящая живая вода. Ребёнок погружается в Глубину постижения себя самого, своих духовных широт и духовных высот, чтобы смелее и увереннее искать свою дорогу. Помочь найти свою дорогу – вот то главное, ради чего стоит работать – обучать, воспитывать, развивать. Театр – синтез искусств. А театр, в котором играют дети – синтез творчества, воспитания и обучения. И главная задача такого театра – развитие творческо-исполнительских навыков с целью воспитания созидательной личности.

Образовательная программа нашего театра построена на основе работы театра, созданного А.С. Денниковым, заслуженным артистом РФ, режиссером и актером ГАЦТК имени С.В. Образцова. Занятия ведутся по трем основным направлениям: сценическая речь, ритмопластика и кукловождение.

Сценическая речь, как и полагается в любом театральном коллективе, на первом месте. Юные актеры, прежде всего, учатся правильно, грамотно и образно говорить с помощью артикуляционной гимнастики, дыхательных и голосовых разминок, упражнений со скороговорками. Особенно ребята любят речедвигательные упражнения со скороговорками и одновременными действиями с предметами: мячами, кубиками, палочками. Например, ребенок произносит скороговорку и на определенные слоги выстраивает из кубиков пирамидку или домик. Постепенно упражнение усложняется увеличением количества кубиков или других элементов постройки. Речедвигательное упражнение можно сопровождать действиями с мячиком – простыми бросками вверх, об пол, с хлопками, с поворотами, но в ритме скороговорки. После усвоения этого этапа ребенок может взять куклу, и теперь кукла в его руках с предметом и движениями произносит скороговорку. В результате получается маленький спектакль. Я стараюсь построить занятие так, чтобы мои маленькие актеры обязательно говорили о своих впечатлениях о прослушанном музыкальном произведении, об увиденной картине, о прочитанной сказке, чтобы могли не только рассуждать о просмотренных спектаклях, о своих ролях, но и написать отзывы, которые я не раз вставляла в свои статьи.

Пластические разминки необходимы для кукловождения. Существует система упражнений для развития силы и пластичности рук от плечевого пояса до пальцев, для мышц спины, пресса, ног. В работе с куклой участвует все тело, и оно должно быть физически крепким и гибким. Наш театр в основном работает с планшетными куклами. Планшетная кукла от французского слова le plancher – пол, (sur le plancher по полу). Это означает, что планшетная кукла ходит по полу или по любой другой поверхности. Она очень мягкая, обычно сшитая из ткани, простая, без механических приспособлений, с лицом, заранее созданном в определенном сценическом образе. Поэтому выразить ее чувства или переживания можно только движениями ее тела или жестами. Вот почему детям необходимо заниматься пластикой и обязательно изучать основные танцевальные движения, так как наши куклы еще и много танцуют.

Немного о Денникове

Андрей Сергеевич Денников создал уникальный синтетический театр. Своими красочными, праздничными, но вместе с тем, утонченными и глубоко духовными спектаклями этому гениальному кукольнику удавалось подарить зрителям возможность приподняться над обыденностью и прикоснуться к другой реальности – жизни человеческого духа, заглянуть внутрь себя и попробовать разобраться в собственных душевных устремлениях и переживаниях. Но не назидательно, нет, в эти спектакли было вложено столько Любви, что люди становились счастливее, добрее, мудрее, открывали в себе удивительные таланты, даже меняли профессии. А для этого Денников не жалел никаких выразительных средств. В его спектаклях жили и опера, и балет, и драматический театр. И театральная кукла не просто так возникала в спектакле. На нее возлагалась самая ответственная миссия – она была Словом, живым, дышащим, ярко-образным! Не случайно одних героев спектакля играли актеры в живом плане, а другие были куклами в их руках. В это был заложен смысл, который можно было постигать бесконечно. Среди его многочисленных постановок самым любимым, известным, нашумевшим, аншлаговым стал трехчасовой моноспектакль о Сергее Есенине «Исповедь хулигана» с песнями, стихами, отрывками из писем, воспоминаний поэта. Ни одного слова от автора. Только Есенинское слово, сорок пять кукол и Денников, удивительно похожий на великого русского поэта.

Об уровнях

В нашем театре существуют три ступени творческого развития: ознакомительный, базовый и углубленный. Уровни зависят от возраста учащихся, умений и знаний, полученных в нашем театре или в другом театральном коллективе. Ребята принимаются по желанию, никакого экзамена или испытания, лишь небольшая беседа об увлечениях, о других творческих коллективах, в которых занимался или занимается в настоящее время.

Задачи ознакомительного уровня (7-10 лет) представляют собой совокупность начальных знаний и умений в овладении творческо-исполнительскими навыками. Дети на начальном этапе, соприкасаясь с искусством театра кукол, кроме фантазии, воображения, мышления, памяти развивают творческую свободу, способность к импровизации и сочинению. Поверьте, ничто не сравнится с удивительным мгновением, когда ребенок впервые берет в руки перчаточную куклу (начинаем мы именно с перчаточной куклы), надевает ее на ручку, начинает шевелить ее лапками, головой… и кукла становится живой! И каждый раз ребенок удивляется, радуется, словно это происходит впервые!

Если конкретно говорить о методике работы с перчаточной куклой, есть определенные правила приемов взаимодействия с ней. Очень важно правильно вставить в нее пальцы – три пальца в голову (указательный, средний, безымянный), а мизинец и большой пальчики в лапки. Причем кукла должна быть чуть сгорбившейся, чтобы голова не запрокидывалась назад. После того как освоен первый этап и кукла сидит на руке уверенно и удобно, начинаем осваивать простые движения – лапки в стороны, повороты, наклоны. После этой полезной гимнастики – не только для перчаточного звереныша, но и для детских пальчиков, – осваиваем походку, которая должна быть чуть пружинистой, с небольшими поворотами из стороны в сторону. В этой работе может очень помочь зеркало.

Большую сложность для юного кукольника представляет овладение умением говорить за куклу. Для этого нужно на нее смотреть, наблюдать за ее движениями, дышать вместе с ней да еще и произносить за нее слова. Это требует особого внимания, сосредоточенности, напряжения, что семилетнему ребенку еще не под силу. Поэтому над овладением этим навыком начинаем работать с обычного произнесения имени зверюшки: «Здравствуйте, я Мишка!». Потом переходим к непродолжительным игровым упражнениям, начиная буквально с одной минуты. Эти упражнения представляют собой произнесение за куклу знакомого легкого стихотворения, чтобы ребенок не отвлекался на вспоминание слов, потом от лица куклы рассказ о ее любимых занятиях, друзьях, образе жизни. Дети с удовольствием сочиняют, фантазируют, тренируя память и умение связанно рассказывать. Задача взрослого обращать внимание ребенка на то, чтобы он старался сосредоточить внимание на своей кукле, даже можно попробовать изменить голос в соответствии с образом. Следующий этап – хорошо выученная скороговорка, произносимая куклой. Это начало освоения речедвигательных упражнений – совмещение кукловождения и развития речи.

Кукловождение обычно составляет заключительную часть занятия, но самую интересную и занимательную. И занятие строится по принципу подготовки к этому чудодейственному моменту. Финал занятий на ознакомительном уровне после бурных эмоциональных впечатлений от процесса оживления, серьезного напряжения всего психомоторного аппарата ребенка – укачивание «уставшей» куклы в руках, сопровождаемое спокойной, лучше классической музыкой. Если руку оставить в животике куклы и создать имитацию ее дыхания, то достигается атмосфера необычайной, даже сокровенной тишины. Детки счастливо демонстрируют дыхание своего питомца, бережно прижимая его к груди. Свет в зале затемняется, раздаются светодиодные фонарики, и теперь можно просто минутку посидеть в тишине, подумать, помечтать и отдохнуть от пережитых на занятии впечатлений.

Дети очень любят игры с предметами. Для этого берется любой предмет – карандаш, например, и передается по кругу, причем каждый участник должен его во что-нибудь превратить. Следующий этап игры – оживление этого предмета, то есть предмет превращается в какого-то персонажа. Для наглядности и разнообразия можно добавить аксессуары. В результате возникает проект карандашного кукольного спектакля!

Ознакомительный уровень служит подготовкой юных актеров к выездной сценической деятельности на базовом уровне (8-11 лет). Подросшие и окрепшие ребята работают, в основном, с планшетными куклами. Но на базовом уровне мы используем небольшие планшетные куклы: либо настольного театра, либо те, которые прикрепляются к ногам ребенка. Мы даже приспособили мягкие игрушки с длинными лапками и длинной шеей, вставив в голову гапит из крепкой проволоки. С такими планшетными куклами ребенку работать интересно и физически доступно.

Углубленный уровень (12-18 лет) требует уже других эмоциональных и физических затрат. Кроме работы над спектаклями и концертными номерами, ребята принимают участие в создании не только сценариев, но и в постановке спектаклей. Обычно дети, выбравшие театр кукол осознанно, не стесняются своей привязанности и увлекаются процессом оживления. В сущности, театральная кукла – это музыкальный инструмент. Она необходима, как музыкальная грамота музыканту. Это та же рутинная, многократно повторяющаяся работа, как гаммы и этюды. Сначала пробные этюды перед зеркалом на расширение возможностей пластической выразительности куклы, способов ее передвижения, продумывание нюансов, даже фокусов, скрытых от зрителей, отработка разнообразных жестов и поз для выражения эмоций, и самая филигранная работа – это микродействия – крохотные движения, которые и дают жизнь и дыхание сценической кукле. Но можно овладеть этим виртуозно, а в кукле так и не зазвучит музыка. Вот тут и начинается истинное творчество. И когда вдруг нам удается хотя бы прикоснуться к нему, пронести через себя – пусть только мгновения роли – это и есть, наверное, истинные минуты счастья… Главное, не останавливаться, бесконечно искать новые нюансы, краски, смыслы. И тогда куклы будут продолжать жить и радовать не только самих актёров, но и зрителей.

О воспитании

Так как театр, а театр кукол особенно, представляет собой удивительное разнообразие творческой деятельности, причем совместной деятельности, где «один за всех, и все за одного» – без коррекции личностных качеств и межличностных отношений не получится ни спектакль, ни даже крохотный концертный номер. Потому что, когда прутики связали крепко вместе, и один выпал, другим уже труднее удержаться, а уж когда два выпали, то все разваливается. Это наш любимый образ сплоченности. Если ребенок познал все виды ответственности друг за друга и за общее дело, чем бы он в дальнейшем не занимался, он уже не забудет этого опыта и не сможет оставить ближнего в трудную минуту, проявить небрежность, равнодушие, эгоизм.

Соприкасаясь со сценическим героем и пытаясь воплотить его на сцене, ребята рассуждают о жизненных ситуациях, сочувствуют, пытаются понять, а не осуждать, учатся общаться, поддерживать друг друга, не делать замечания, а помогать, не задирать нос от успеха, а сознавать, что это лишь ещё одна ступенечка и надо двигаться дальше. У старших ребят, которые часто выступают и участвуют в конкурсах, уже другие задачи, более сложные.

Что такое совместные выступления, выезды или дальние поездки в другие города? И что требуется от ребят, которые работают коллективом, где любая малейшая ошибка – отвлеченный взгляд, посторонний смешок – может разрушить многодневный труд остальных? И что такое – «подставить плечо», «быть рядом», «поддержать друг друга»?

Я окончательно поняла, что у меня настоящий зрелый коллектив, когда однажды во время танца девочка ошиблась, и другие вдруг подстроились, и никто из зрителей ничего не заметил… Я несказанно радуюсь, когда я каждодневно вижу их радость друг за друга, чувствую их способность пожертвовать своим чем-то любимым ради театра, даже поделиться любимой ролью с тем, кому это действительно сейчас необходимо. И малыши подтягиваются, потому что тоже это видят и чувствуют. Уже не говорю о благотворительных концертах, которые наш театр проводит для одиноких пожилых людей нашего микрорайона и для ребят из специнтерната, с которыми мы очень подружились. Они сами признаются, что таких благодарных зрителей не часто можно встретить.

Но самые главные воспитатели в нашем театре, конечно, куклы. Именно, кукла застенчивого выведет на сцену, поможет что-то сказать – это ведь не он говорит! – спрячет за собой, и смотришь – и ребёнок, который вначале что-то шептал и стеснялся до слёз, говорит громко, чётко и выразительно до мурашек, радуется своим успехам, и кукла в его руках начинает жить! Ребёнка, привыкшего к первенству, кукла научит быть скромнее, потому что первенство на сцене принадлежит кукле. Ведь наши актёры работают с планшетными куклами без ширмы. То есть актёр не спрятан за ширмой, но его задача сделать так, чтобы все внимание зрителя было сосредоточено на кукле. Поэтому ей надо отдать и голос, и пластику, и даже собственное сердце. Кстати, научиться отдавать – тоже немаловажная задача воспитания.

Особенно эффективны этюды или инсценированные беседы с театральными куклами. Ведь кукла может справиться даже с грубостью. Правда, кукле сначала придётся потерпеть. Потом ребёнок, наблюдая в зеркале свои резкие, неаккуратные, неделикатные, а поэтому мёртвые, действия с куклой – вдруг становится мягче, нежнее, тише. Словно прислушивается к кукольному дыханию. Редкое сердце может не тронуть эдакое преображение – пусть на мгновение, но… преображение.

Путь к себе

Все эти умения пригодятся в любой профессии. Согласитесь, разве не услышат в обществе человека, который, благодаря умению держаться, спокойно ведет себя, который способен красиво и уверенно высказать свои мысли, или поделиться собственным мнением, человека, который может не только выстроить доброжелательные отношения с коллегами, но и пользоваться их авторитетом, и, наконец, который всегда способен понять и поддержать.

Ещё одна очень важная задача – сделать так, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя нужным. Поэтому приходится ставить на первый план именно эту цель, и жертвовать своими творческими замыслами ради этого конкретного ребёнка, чтобы он тоже поднялся на свою ступеньку своей лесенки к себе.

Руководитель детского театра и режиссер – разные профессии. Режиссеру приходится все подчинять воплощению своих творческих замыслов. А педагог свои творческие замыслы подчиняет личностным возможностям юных актёров. Дети не подвергаются отбору, важно их желание прийти на занятия и попробовать свои силы. Именно желание создаёт чудеса. Казалось бы, ребёнок не сможет сыграть то, что очень хочет, но он готов трудиться и преодолевать свою угловатость, косноязычие, плохую дикцию, неловкость и слабость рук. А другой просто создан для этой роли, но всё ему даётся легко, и работать он не хочет. И ты даёшь этот шанс тому, у которого есть желание. И пусть твой замысел спектакля не будет воплощён в той мере, как тебе хотелось бы, но ребёнок счастлив, он смог, он сделал, он сегодня допрыгнул до своей планки! Но в следующий раз тебя ждёт сюрприз – результат станет настолько высок, что ты даже и не ожидал.

Порой надо оказать доверие ребенку, который не привык полноценно трудиться и отдавать всего себя любимому делу, и тоже может статься, что ощущения собственного успеха сделают своё дело, и ребёнок, не желавший учить большой текст, вдруг выучит его непроизвольно, просто потому что увлёкся! Этого достаточно, чтобы работа продолжалась. И он будет работать с куклой так, что зрители, взрослые дяди и тёти, начинают плакать.

О нас

За одиннадцать лет работы наш театр неоднократно высоко оценивался на различных конкурсах и фестивалях. Ребята любят участвовать в конкурсах – это ведь некий экзамен, испытание, опыт. Наш коллектив приглашают на известные площадки города: в ГАЦТК имени С.В. Образцова, на ВДНХ и на Красную площадь, в ЦДА, ЦДРИ, в клуб МВД, в киноархив, в Московские музеи, в библиотеки и школы.

В нашем театре есть такие актеры, которые занимаются с трех лет. Приходят в развивающий театр «Аз-Буки-Веди» да так и остаются, подрастают, переходят из группы в группу, расцветают, мудреют, смотришь – ещё один актёр получился, которому уже можно доверить что-то очень важное, глубокое, требующее внутренней затраты и личностного участия, когда он уже способен услышать, как бьется кукольное сердце.

А вы знаете, где бьется кукольное сердце? Там, где бьется пульс актера-кукольника. Об этом нам рассказал Андрей Сергеевич Денников, наш, можно сказать, духовный руководитель, ибо вдохновившись его гениальными спектаклями, его истинно живыми планшетными куклами, я решилась создать свой театр, в котором играют дети. У нас есть концертные номера, которые посвящены светлой памяти этого удивительно светлого и необычайно одаренного человека, который смог не только осчастливить зрителей своими феерично яркими, умными и глубокими спектаклями, но вдохновить на творческое созидание и подарить возможность познавать потрясающее искусство театра кукол. А мы с благодарностью храним этот бесценный подарок, и, как наш любимый герой из спектакля «Фантазии о Маленьком принце», стараемся встать по утру, умыться, привести себя в порядок и сразу же привести в порядок свою планету, ведь «мы в ответе за тех, кого приручили…».

Добавить комментарий

Войти с помощью: