Обучение рисованию старших дошкольников с применением компьютерной программы Microsoft PAINT.NET

Статья посвящена применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе при обучении рисованию старших дошкольников. Рассмотрен алгоритм работы с графическим редактором компьютерной программы Microsoft Paint.NET. Особое внимание уделено методикам работы с компьютерными программами и аспектам формирования творческой личности дошкольников. Приводятся конспекты занятий.

Н.В. Артемчук,
воспитатель,
ГБОУ школа № 1440,
Москва

Рисование – это вид изобразительной деятельности дошкольников, которая влияет на умственное и физическое развитие. Но, чтобы учебно-воспитательный процесс был ярким, интересным, насыщенным, привлекательным, современным, воспитателю необходимо в своей работе активно применять информационные технологии [8,с. 29].

Применение информационных технологий в обучении рисованию дошкольников изучали отечественные педагоги и методисты: Ю.М. Горвиц, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, Г.П. Петку, Л.Д. Чайнова и др. Они дают научное обоснование применению информационных технологий при обучении рисованию дошкольников и при этом подчеркивают, что их использование необходимо органично сочетать с традиционными средствами обучения.

В настоящее время представлено много компьютерных программ, которые можно применять для обучения дошкольников рисованию. Но самая простая и наиболее подходящая программа для работы в детском саду со старшими дошкольниками – это программа Microsoft Paint.NET. Программа входит в пакет офиса Microsoft и представляет собой графический редактор. У нее простой интерфейс и большой набор инструментов. Программа содержит набор геометрических фигур: круг, квадрат, овал, трапеция, треугольник, прямоугольник, а также различные линии и т.д. Фигуры расположены по принципу «от простых к сложным». Из сложных: многоугольник, стрелка, молния, и т.д. В программе можно рисовать, работать с различными изображениями, регулировать размер, подписывать, обрезать, создавать коллажи, регулировать четкость изображения.

Работа с программой Microsoft Paint.NET. представляет собой простой алгоритм. Для начала работы программу нужно открыть, на экране монитора внизу экрана, слева правой кнопкой мыши нажать «Пуск», откроется список программ, выбрать «Стандартные», найти Paint.NET. Правой кнопкой мыши щелкнуть на программу откроется интерфейс. Поле для рисования представляет собой белый лист посередине окна. Инструменты расположены на линейке вверху окна.

Инструменты – это средства рисования. Рисунки в программе Paint.NET. можно создавать как черно-белые (графику), так и цветные. Программа обладает большой палитрой цветов, присутствуют все основные цвета и их оттенки. Палитра цветов расположена рядом с инструментами вверху окна программы [4, с. 62].

Применение Paint.NET в учебно-воспитательном процессе при обучении рисованию включает в себя не только саму работу на компьютере, непосредственно рисование, но и другие приемы: беседу, дидактическую игру, художественное слово (стихи, загадки, индивидуальные задания). Воспитатель О.А. Скотников предлагает при обучении рисованию дошкольников в Paint.NET использовать технологии: «Геометрические прятки» и «Клеточный лабиринт». Данные педагогические технологии состоят из ряда этапов по принципу «от простого к сложному» [9, с. 58]. Например, при знакомстве дошкольников с инструментами рисования в Paint.NET воспитатель может предложить детям выполнить игровое задание «Геометрические прятки». Для данного задания воспитателю необходимо сделать заготовки в программе. В поле для рисования воспитатель помещает рисунки, в составе которых присутствуют геометрические фигуры, предлагает детям найти спрятанные треугольники, овалы, круги, а затем раскрасить их в Paint.NET, применяя инструмент «Заливка». В итоге игрового упражнения получается готовый рисунок.

Еще одним приемом в обучении рисованию дошкольников в Paint.NET выступает копирование по образцу «Радужная мозаика». Сначала воспитатель в программе создает готовый цветной узор, помещая его в левой части поля для рисования, в правой части поля воспитатель размещает черно-белый узор-заготовку. Детям предлагается, применяя инструменты «Заливка», «Палитра цветов», скопировать рисунок воспитателя так, чтобы оба рисунка были идентичны.

Число и сложность предлагаемых детям узоров для копирования воспитатель определяет сам, но при этом необходимо принимать во внимание сложность для детей выполняемых задач, учитывать их желания и интересы. В итоге дети научатся сами создавать узоры, проявлять фантазию и творчество.

Следующим приемом при обучении дошкольников рисованию в данной компьютерной программе выступает «Копирование образов». Воспитатель заранее создает на листах черно-белый рисунок и предлагает детям воспроизвести данный рисунок на компьютере, раскрасив его по своему усмотрению. В данном задании дети могут также дополнить рисунок воспитателя деталями сообразно своей фантазии. В данном задании дети применяют инструмент «Кисточка».

Используя данный инструмент, дети могут дополнить образ: нарисовать фигуркам глаза, пририсовать реке водоросли, рыбок, таким образом создать свой образ. Дети все разные,
уровень подготовки и способности у детей в группе разные, поэтому на занятиях по рисованию в программе задания для детей надо дифференцировать. Детям с более высокой подготовкой предлагать копировать более сложные образы, которые расчленены, детям с более низкой –нерасчлененные. Можно выстроить систему заданий, постепенно переходя от простых нерасчленённых образов к более сложным – расчлененным.

Старшие дошкольники уже могут скопировать узор по клеточкам. Технология «Клеточный лабиринт», как и первая «Геометрические прядки», поэтапная. Сначала дети учатся переносить готовый узор по клеточкам с листа на компьютер, тем самым реальный образ становится виртуальным. Далее воспитатель создает простые образы в рабочем поле для рисования в программе, помещая его справа. Слева рабочего поля ребенок должен скопировать узор воспитателя, но при этом дорисовать одну, две, клетки, дополнив образ воспитателя.

На каждом занятии воспитателю необходимо применять художественное слово: загадки, стихи по теме занятия. Например, в начале занятия: «Как художник, на экране // В удивительной программе // Будем краской рисовать // И картины создавать». В середине занятия при знакомстве с инструментами: «Долговязый Тимошка // Бежит по узкой дорожке. // Его следы – твои труды. Что это? (Карандаш.)». Художественное слово настраивает детей на работу, стимулирует их интерес, закрепляет названия инструментов, их назначение, вносит яркость и новизну в занятие по рисованию.

Итак, Paint.NET – удобный инструмент обучения детей дошкольного возраста рисованию, в котором можно воплотить любую фантазию, отобразить любое явление окружающего мира: небо, море с его обитателями, деревья, траву, животных и растения, как реальные, так и фантастические. Ребенок может создать свой выдуманный неповторимый мир и отобразить это в рисунке, программа позволяет сколько угодно изменять изображение, менять цвета и формы, рисунок получается красочным и интересным. Программа по рисованию помогает ребенку познавать окружающий мир, стимулирует любознательность, совершенствует навыки рисования и развивает творческие способности.

Список литературы:

  1. Антошин М.К. Учимся рисовать на компьютере: пособие для воспитателей – М.: Айрис-пресс, 2019. – 145 с.
  2. Балухта К.В. Основы художественного мастерства: учебное пособие. М.: Эксмо, 2020. – 214 с.
  3. Берибесова О. И., Воропаева А. Г., Шенцева Н. А. Использование цифровых образовательных ресурсов в воспитании и обучении детей дошкольного возраста // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: материалы XIV Всероссийской научно практической конференции. – 2020. – С. 29-33.
  4. Библиофонд: Тимофеев Г.С., Тимофеева Е.В. Графический дизайн: учебное пособие. Ростов на Дону, 2022. – 100 с.
  5. Горвиц Ю.М., Поздняк Л.В. Кому работать с компьютером в детском саду // Дошкольное воспитание. – № 5. С. 23 – 36.
  6. Демушкин А.С., Кириллов А. И. Компьютерные обучающие программы: учебное пособие. – М.: Информатика и образование. – 2021. – 314 с.
  7. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника: учебное пособие. М.: Новая школа, 2022. – 167 с.
  8. Родина Н.Н. Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей дошкольного возраста) // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 2. – С. 29-33.
  9. Скотников О.А. Графический редактор Paint в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. №7. – С.58–61.

Добавить комментарий

Войти с помощью: