Надежда Крупская. Взаимодействие школы и детской общественной организации в воспитании юных граждан
В конце февраля 2019 года можно было говорить о двух юбилеях, связанных с именем Надежды Константиновны Крупской: 26 февраля 150 лет со дня рождения, а уже 27-го – восьмидесятая годовщина со дня смерти. Надежда Константиновна была не только значимым политическим и государственным деятелем периода советского государства, она стояла у истоков советской педагогики, была организатором системы народного просвещения, общественного внешкольного воспитания детей, теоретиком пионерского движения. Трудно назвать проблемы педагогики периода становления нового советского государства, которые бы не нашли отражения в работах Н.К. Крупской.
Статья подвергалась редактуре
К 150-летию со дня рождения Н.К. Крупской
Л.В. Алиева,
доктор пед.наук, профессор,
ведущий научный сотрудник
ФГНУ Институт теории и истории педагогики РАО
Центральное место в теоретическом и практическом наследии Н.К. Крупской занимали проблемы воспитания нового человека. Именно в новом коммунистическом воспитании она видела одно из могучих средств преобразования человека и общества. При самом активном участии Н.К. Крупской (одного из руководителей Наркомпроса, члена ЦК партии большевиков) воспитание подрастающего поколения – строителей нового социалистического общества – становится главной заботой государства. В 1918 г. создаются Комсомол – коллективный общественный субъект коммунистического воспитания – и первые внешкольные детские учреждения; с 1922 года развивается пионерское движение, переросшее в массовую пионерскую организацию, одна из задач которой – воспитание юных граждан страны Советов.
Дети, реальный ребенок – главный объект заботы Н.К. Крупской на протяжении всей ее жизни и трудовой многогранной деятельности. Основной смысл заботы о детях, подрастающем поколении, Крупская связывает с его воспитанием силами государства и общества, инструментами данного процесса являются школьное и внешкольное образование. Большое внимание уделялось особой роли Детства (самих детей, их сообществ) в жизни общества как активной, инновационной силы, позитивно преобразующей человечество и самих детей.
Важные выводы о роли Детства Надежда Константиновна делает на основе накопленных знаний в следующих направлениях: данных психологии, физиологии, социологии (применительно к детям разного возраста); изучения и анализа опыта включения детей конца ХIХ – начала ХХ века в трудовую, общественную жизнь страны, опыт первых детских самодеятельных объединений, движений разной целевой и практической направленности («Майские союзы», «Перелетные птицы», трудовые дружины в годы первой мировой войны, ученическое движение и др.).
Для достижения общей цели воспитания Надежда Константиновна выделяла комплекс задач, решение которых требует совместных усилий школы и пионерской организации. В 20-е годы такой задачей являлась борьба с неграмотностью и беспризорностью; в 30-е годы – борьба за политехническую школу, овладение знаниями. Решение социально значимых задач социалистического строительства школой и пионерской организацией создавало предпосылки для деловой основы отношений, взаимопонимания, осознания в конкретной деятельности преимуществ каждого института воспитания. Общая цель и общие задачи сближали пионерское движение и школу, определяли содержание, формы их совместной деятельности.
Определение Крупской специфических возможностей школы и пионерской организации как субъектов воспитания имело особое значение для обоснования необходимости самостоятельного существования этих институтов, роста их авторитета в глазах подростков и взрослых, государства и общества. «Кое-кто из молодежи, увлеченный успехами первых шагов движения ˂Н.К. имела в виду пионерское движение˃, говорит: «Не школа, а детдвижение». Такая постановка вопроса неправильная», – пишет Крупская в работе «Школа и пионердвижение». Если бы пионердвижение провозгласило: «Долой школу!», оно перестало бы быть, несмотря на всю свою красочность, прогрессивным, передовым, оно объективно играло бы реакционную роль, внешней красочностью прикрывая духовное рабство». Выступая против слияния школы и пионерской организации, Надежда Константиновна определяет специфические их задачи, решение которых делали «смычку» школы и детской организации жизненно необходимой для достижения общей цели коммунистического воспитания. Определение специфических возможностей каждого института воспитания создавало реальную основу для взаимовлияния, существенного дополнения, что, несомненно способствовало совершенствованию деятельности каждого субъекта.
Разрабатывая теорию и методику пионерского движения как педагогической инновационной системы, Надежда Константиновна выявляет специфику его воспитательного, социально-политического (идеологического) влияния на становящуюся советскую школу, решение новых задач в обучении, развитии ребенка, организации процесса образования. Эту специфику она видит в следующих факторах:
- в подготовке нового типа ученика: субъекта образования; активного юного гражданина, в развитии его самостоятельности, «социалистической сознательности и дисциплины», «самодеятельности самих подростков», в учебной и общественно значимой деятельности;
- в придании учебной деятельности (учебным знаниям, умениям) общественной и личной практической значимости (развитии связей школы с окружающей жизнью, ее преобразованием с помощью полученных знаний и умений);
- в развитии самоуправленческих основ жизнедеятельности школы;
- в создании особого позитивного, эмоционального, доброжелательного пространства в школе (товарищеских отношений, заботы, взаимопомощи, коллективной деятельности и т.д.);
- в формировании нового типа советского педагога: общественника-воспитателя;
- в создании детско-взрослого коллектива в школе (учащихся, педагогов).
Надежда Константиновна писала, что пионерская организация «дополняет» школы, «переваривая учебный материал в творческой деятельности в отряде, звене»; «переводя получаемые на уроках впечатления, восприятия в активность, другие формы выявления впечатлений; знаний – в общественно значимые практические дела, требующие творческого начала, определенной самостоятельности» (Н.К. Крупская, «Борьба за знания – важнейшая задача пионерорганизации»).
Специфику воспитательного воздействия пионерской организации на школу Н.К. Крупская видела в развитии ее тесной связи с окружающей жизнью, с рабочими организациями, пролетариатом, практикой социалистического строительства.
Эффективное функционирование пионерской организации Крупская связывает с позитивным влиянием школы на детскую организацию, на формирование у школьника новой позиции активного члена организации (знающего, умеющего). «Основная задача школы, – пишет Н.К. Крупская, – путем систематических занятий дать ребятам определенную сумму знаний и умений наблюдать, изучать и осмысливать окружающую жизнь и планомерно, организованно, целесообразно воздействовать на нее».
Термина «взаимодействие» в работах Крупской мы не встречаем. И это не случайно, так как в подходах к данной проблеме отражен ранний этап отношений двух институтов воспитания, когда только складывались реальные условия, основы их взаимодействия. Н.К. Крупская в 20-30-е годы определила в основном характер отношения школы и пионерской организации как «тесную смычку», «увязку», помощь, дополнение друг другу, «внутреннюю связь, зависимость». В этот период важно было определить ближайшие перспективы, общее в их деятельности, обосновать новую роль советской школы и место пионерской организации в общей системе воспитания. На первый план Н.К. Крупская выдвигает совместную деятельность школы и пионерской организации как одну из форм взаимодействия, а взаимную помощь, дополняемость – как его важное условие. Сотрудничество рассматривается как взаимообогащение, взаимодополнение для партнеров, как средство совершенствования собственной деятельности субъекта, как эффективное средство профессионального роста и воспитания взрослого – педагога; как социально-педагогический механизм расширения воспитательного пространства в социуме, привлечения широких слоев населения к делу воспитания подрастающего поколения.
Можно сказать, что разрабатываемая Крупской тема взаимодействия детских общественных организаций, движений и общего образования нашла сегодня свое применение в проектах в сфере образования. Исчезновение идеологической подоплеки вынудило искать новые формы общественных движений для школьников. «Российское движение школьников» и патриотическое движение «Юнармия» стремятся занять опустевшее место, чтобы дополнить систему школьного образования и внести свой вклад в дело воспитания и развития детей.