Синдром профессионального выгорания педагога: опыт исследования

В данной статье рассматривается понятие профессионального выгорания педагога, представлены результаты проведенного диагностического исследования уровня эмоционального выгорания, выявлены основные тенденции, симптомы и причины профессионального выгорания педагогов.

УДК: 159.9.072.433
ГРНТИ: 15.41.21

П.О. Цепаева,
МАОУ ДО Дом детского творчества «У Белого озера»,
СП «Фрегат»,
педагог дополнительного образования,
Томск

Научный руководитель: Г.Б. Черевач, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики. Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования дом детского творчества «У Белого озера», г. Томск, Россия, Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия

В последнее время в системе образования появляется множество изменений: новые требования к документации, вводится инклюзивное образование, внедряется использование интерактивных методов преподавания. В современном образовательном пространстве педагог поставлен в совершенно новые условия, усугубляющие его напряженную деятельность. У многих педагогов возникают трудности в адаптации к новым условиям, что приводит к накоплению напряжения, негативных эмоций и физической усталости.

Отрицательные эмоциональные состояния педагога снижают эффективность воспитательной работы и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами. Вследствие вышеуказанных факторов в структуре характера и профессиональных качествах педагога возникают и закрепляются негативные черты, разрушающие психическое здоровье и приводящие к появлению синдрома профессионального выгорания.

Проблему профессионального выгорания начали исследовать ещё в 70-х годах XX века. Психологи и медики, изучающие данное явление, пришли к открытию «особой формы „стресса общения“», которую американский психиатр Х.Дж. Фрейденберг предложил называть «burnout» («выгорание»). Профессиональное выгорание представляет собой совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающие психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Таким образом, одной из серьезных проблем современного образования является профессиональное выгорание педагогических работников. Данная проблема послужила основанием для проведения нами исследования среди педагогов дополнительного образования.

Целями нашего исследования стали:

  • исследование уровня профессионального выгорания педагогов, установление причин и основных симптомов выгорания;
  • разработка программы психолого-педагогического сопровождения педагогов и мер профилактики и поддержки психологического здоровья педагогов;
  • повышение уровня психологической компетентности педагогов в вопросах психологического здоровья и профилактики профессионального выгорания.

Целевую группу для исследования составили педагоги дополнительного образования МАОУ ДО ДДТ «У Белого озера» СП «Фрегат» — 12 человек, возраст участников от 25-35 лет (7 человек), 40-56 лет (6 человек) и СП «Смена» — 11 человек, возраст участников от 22-35 лет (5 человек: 1 мужчина и 4 женщины), 40-59 лет (6 человек: женщины). У большей части участников диагностики есть семья, 1 или 2 ребенка, 2 участника не имеют семьи и детей. Таким образом, в исследовании в целом приняли участие 23 человека.

На первом этапе необходимо было провести диагностику уровня профессионального выгорания. Для этого нами были выбраны две диагностические методики.

  1. Первая методика — «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко — позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Также методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания».
  2. Вторая методика, которую мы выбрали, называется «Определение психического выгорания» (А.А. Рукавишникова). Данная методика нацелена на интегральную диагностику психического выгорания, включающую различные подструктуры личности по шкалам:

а) психоэмоциональное истощение;

б) личностное отдаление;

в) профессиональная мотивация;

г) психическое выгорание.

Количественная оценка психического выгорания по каждой шкале осуществляется путем перевода ответов в четырехбалльную систему («часто» — 3 балла, «обычно» — 2 балла, «редко» — 1 балл, «никогда» — 0 баллов) и суммарного подсчета баллов. Затем с помощью нормативной таблицы определяется уровень психического выгорания по каждой шкале.

После проведения диагностики мы осуществили обработку и интерпретацию анкет. Методика В.В. Бойко трудна для обработки и интерпретации, хотя ее существенное преимущество заключается в том, что она показывает подробную картину степени профессионального выгорания педагога. В интерпретации освещаются следующие вопросы:

  • какие симптомы доминируют;
  • какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
  • объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности или субъективными факторами;
  • какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
  • в каких направлениях можно влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
  • какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное выгорание не наносило ущерба профессиональной деятельности и партнерам.

Проведенная диагностика показала следующие результаты: в выборке (23 человека) были выявлены следующие наиболее ярко выраженные симптомы эмоционального выгорания:

  • в фазе напряжения — неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку»;
  • в фазе резистенции преобладают эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций;
  • из фазы истощения можно выделить эмоциональный дефицит, эмоциональную и личностную отстраненность; психосоматические нарушения.

Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что проблема «выгорания» работников дополнительного образования актуальна. Только у 4-х (17%) человек выявлена стадия формирования фазы напряжения, у 4-х человек (17%) была выявлена стадия формирования фазы резистенции, у 5-х (22%) — фаза резистенции уже сформирована, фаза истощения: у 5 человек (22%) в стадии формирования, у 5 человек (22%) уже сформирована, что говорит о необходимости проведения профилактики и психологической коррекции эмоционального и психического состояния педагогов.

Результаты обработки данных, полученных по методике В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания» в общей выборке (23 человека) нами представлены виде Диаграммы 1.

Обработка данных, полученных по методике В.В. Бойко

Диаграмма 1. Обработка данных, полученных по методике В.В. Бойко

Для более глубокого исследования эмоционального выгорания была применена методика «Определение психического выгорания» А.А. Рукавишникова. В ходе исследования в выборке сотрудников были выявлены симптомы индекса психического выгорания в процентном соотношении (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Анализ методики А.А. Рукавишникова

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Психоэмоциональное истощение (ПИ): 8 чел. (35%) 11 чел. (47%) 4 чел. (18%)
Личностное отдаление (ЛО): 5 чел. (22%) 11 чел. (47%) 7 чел. (31%)
Профессиональная мотивация (ПМ): 3 чел. (13%) 20 чел. (87%).
Индекс психического выгорания (ИПв): 13 чел. (57%) 10 чел. (43%)

Данные методики А.А. Рукавишникова по выборке представлены нами также в виде Диаграммы 2.

Обработка данных методики А.А. Рукавишникова (СП «Фрегат» и СП «Смена»)

Диаграмма 2. Обработка данных методики А.А. Рукавишникова
(СП «Фрегат» и СП «Смена»)

Также нами были выявлены следующие тенденции профессионального выгорания педагогов: показатели фазы резистенции и истощения находятся на высоком уровне. Личностное отдаление и психоэмоциональное истощение на среднем уровне, профессиональная мотивация на достаточно высоком уровне, индекс психического выгорания находится на среднем уровне. Таким образом, результаты говорят о том, что многие педагоги нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, поддержке, также необходимо проводить психологическое просвещение.

После интерпретации результатов и консультаций, мы выявили следующие причины профессионального выгорания:

  1. Смещение приоритетов только на профессиональную сферу и работу. Очень распространенный симптом: расширение сферы экономии эмоций, что показывает неблагоприятную картину по отношению к семье и общению с друзьями. Эмоциональная усталость и напряжение на работе проявляются вне профессиональной деятельности — дома, в общении с приятелями, знакомыми. При наличии данного симптома рекомендуется пересматривать свои приоритеты в жизни и уделять внимание своему состоянию и другим значимым сферам жизни, чтобы гармонично распределить свои силы и энергию, так личность педагога будет более целостной и здоровой.
  2. Вторая причина соприкасается с первой — это высокая нагрузка на работе. Это ведет к редукции профессиональных обязанностей, формированию эмоционального дефицита, личной отстраненности и деперсонализации.
  3. Это то, какой способ психологической защиты выбирает человек, исходя из его личностных характеристик.

Интерпретация данных двух видов диагностики также выявила наиболее часто встречающиеся симптомы эмоционального выгорания.

  1. Симптом «загнанности в клетку». Наличие данного симптома говорит о том, что многие педагоги занимают детскую позицию по отношению к работе и к себе. Такая позиция заводит человека в тупик. Человеку кажется, что обстоятельства давят, и он ничего не может изменить, приходит чувство беспомощности. Человек должен занять активную позицию, принять ответственность за свою жизнь и все, что с ним происходит, на себя.
  2. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования». Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.
  3. Интересно, что почти все педагоги выбрали пункт 42 из методики А.А. Рукавишникова: «У меня возникает чувство, что глубоко внутри я эмоционально не защищен».

Также я отметила некоторые недостатки методики В.В. Бойко. Она была разработана в 1996 году, на настоящий момент реалии социума несколько изменились, и то, что во время разработки методики принимали за норму («Полностью посвящать себя работе, забывая о собственных интересах») в настоящее время, на наш взгляд, не подходит под показатель здорового приоритета в жизни. Так, п. 78. Опросника В.В. Бойко — «Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах» — является показателем симптома эмоционально-нравственной дезориентации. Для 1996 года считалось, что посвящать всего себя работе, забывая о собственных интересах, — это нормально и даже похвально, но в настоящее время такой выбор можно расценить как симптом эмоционально-нравственной дезориентации.

Выводы

  1. Проведенное нами исследование показало, что проблема профессионального выгорания является актуальной и требует принятия мер по поддержке и грамотному психолого-педагогическому сопровождению педагогических работников.
  2. На наш взгляд, в каждом образовательном учреждении необходима служба психологической поддержки педагогов. Также целесообразно проводить периодические мониторинги психологического состояния педагогов, мероприятия по психологическому просвещению педагогов.

Для развития и становления профессионала и гармоничной личности человеку необходимо принятие ответственности за свою жизнь и желание жить счастливо, соблюдать баланс между работой и личной жизнью.

Литература

  1. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. — Москва : Академия, 2006. — 240 с.
  2. Золотова, О.П. Психологические трудности в развитии профессионального самосознания учителя и пути их преодоления :дисс. … канд. психол. наук. — Москва, 2005. — 287 c.
  3. Марцинковская, Т.Д. Тяжелые переживания как одна из форм психологического кризиса / Т. Д. Марцинковская // Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь: сборник статей; под ред. О. В. Красновой. — Москва: МПГУ; Обнинск: Принтер, 2002. — С. 17-20.
  4. Могилевкин, Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг / Е. А. Могилевкин. — С-Пб.: Речь, 2007. — 336 с.
  5. Слободчиков, В.И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога/ В.И. Слободчиков, Н.А. Исаева // Вопросы психологии. — 1996. — № 4. — С. 72-80.
  6. Сыманюк, Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. / Э. Э.Сыманюк. — М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, 2005. — 252 с.
  7. Чеснокова, Г.С. Педагогические основы профилактики кризисов профессионального развития учителя в процессе повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01/ Г. С. Чеснокова. — Томск, 1999. — 20 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: