Технология тестирования в системе дополнительного образования детей: возможности применения

В статье рассматриваются некоторые вопросы теории тестового контроля, дается описание технологии тестирования, приводятся примеры тестовых заданий, разработанных педагогами дополнительного образования.

Жирова Н.А.,
старший методист
Ресурсного научно-методического центра
Управления качества образования
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
кандидат педагогических наук
Москва

Зарождение интереса к тестированию как одной из действенных форм контроля качества образования в отечественной педагогике следует датировать 80-ми годами ХХ века. Обращение к тестированию как форме контроля образовательных и иных результатов развития обучающихся отмечалось в 30-х годах прошлого столетия, но быстро сошло на нет благодаря решительным действиям правительства.

В 80-е годы обращение к тестированию как форме оценки образовательных результатов было связано с поиском новых подходов, форм организации, векторов развития отечественной образовательной системы.

Сегодня можно с уверенностью констатировать потребность в грамотных, корректных, разработанных по определенной технологии тестах, которые могут выступать в качестве одного из наиболее объективных средств диагностики результативности образовательного процесса в дополнительном образовании детей.

Прежде чем привести конкретные примеры тестов, составленных педагогами ГБПОУ «Воробьевы горы», обратимся к теории.

Существуют различные определения понятия «тест». Рассмотрим, как формулируют его сущность ученые, занимавшиеся в разное время данным вопросом.

Согласно трактовке В.С. Аванесова, «тест — научно обоснованный метод измерения интересующих качеств и свойств личности», а «педагогический тест — это система заданий возрастающей трудности и специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и измерить уровень знаний» [1, с. 9].

В.П. Беспалько подразумевает под тестом «…инструмент, который позволяет выявить факт усвоения» определенного опыта обучающимися [2, с. 58].

Е.А. Михайлычев описывает тест как «…научно разработанную, профессионально составленную диагностическую или исследовательскую методику» [4, c. 17].

В Российской педагогической энциклопедии можно найти следующее определение: «тест (англ. test — испытание, проба) — стандартизированное задание, предназначенное для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знани й, умений и навыков; один из основных методов психологической диагностики [6, с. 55].

Следует различать понятия «тест», «батарея тестов» и «тестирование».

Тест, или тестовое задание — это единичное задание, разработанное согласно определенным правилам.

Батарея тестов — система тестовых заданий по определенной теме (кругу тем). Целесообразно включать в батарею тестовые задания разных типов.

Тестирование — это форма измерения знаний обучающихся, основанная на применении педагогических тестов. Она предполагает подготовку качественных тестов, непосредственно проведение тестирования как процесса и последующую обработку результатов. Полученные результаты констатируют уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы в целом или определенной темы (круга тем).

Приведенные определения в большей степени ориентированы на знаниевый компонент обучения. Однако предлагаемая вниманию читателя технология тестирования способна вывести нас на возможность измерения не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Для того, чтобы соблюсти корректность, необходимо обратиться к истории возникновения технологии тестирования. Она была разработана доктором педагогических наук В.П. Беспалько и предназначена для студентов педагогических колледжей. Этот процесс детально описан в его книге «Слагаемые педагогической технологии».

Автор выделяет четыре уровня постижения содержания подготовки по определенному предмету: первый — ученический, или репродуктивный (задание выполняется с подсказкой извне, соответствует типу тестовых заданий закрытого типа), второй уровень — типовой (задания выполняются по памяти согласно известному алгоритму), данный уровень может быть обозначен как частично-поисковый. Третий уровень — эвристический: наличие нетиповой задачи, а также преобразование известного алгоритма действий для ее решения, в ходе данного процесса обучающийся получает субъективно новую информацию, добивается результата, нового для себя. Четвертый уровень — творческий — предполагает, что известна лишь общая цель деятельности. Предполагаемую ситуацию и пути ее решения обучающийся разрабатывает сам. Результат является объективно новым.

В сущности, четвертый уровень отражает тот процесс, который осуществляет каждый педагог, приходя в группу ежедневно. Очевидно, что технология тестирования В.П. Беспалько была создана для того, чтобы не только проверить уровень знаний, но и погрузить студентов в реальные ситуации их дальнейшей работы, и это роднит ее с идеей контекстного обучения А.А. Вербицкого.

В 90-х годах ХХ века доктор педагогических наук Т.В. Челышева разработала на основании опыта В.П. Беспалько технологию тестирования по основам художественной культуры. Этапов технологии два. Первый, в основном, посвящен определению знаний обучающихся, второй может выходить и на определение личностных и метапредметных результатов — все будет зависеть от того материала, который заложит в формулировку задания педагог.

Задания, которые формируют первый и второй уровни, объединяются в батарею тестов, построенную по наиболее психологически комфортному принципу: от простого к сложному. Это позволяет ребенку постепенно и успешно погружаться в процесс работы, грамотно и осознанно воспроизводить то, что ему известно, без затруднений переходить к наиболее сложным заданиям второго уровня, требующим творческого решения.

Именно каркас данной технологии тестирования мы используем в практике работы с педагогами, преподающими другие, не относящиеся к художественной культуре дисциплины, а также в системе дополнительного образования детей. Это доказывает ее универсальность.

Итак, в рамках технологии тестирования, о которой мы говорим, понятие «батарея тестов» — это система заданий, позволяющая измерить знания в области определенной направленности, сферы деятельности, уровень грамотности и мышления в соответствующей направленности (сфере деятельности), степень самостоятельности мышления в данной направленности (сфере деятельности), оценить потенциал ее развития (в случае работы с продвинутыми обучающимися).

По какой бы направленности и конкретной тематике дополнительной общеразвивающей программы ни разрабатывались тесты, они должны соответствовать ряду характеристик, обязательных для любого задания данного типа. К таким характеристикам в первую очередь относятся:

  • стандартизация тестовых заданий;
  • их валидность;
  • надежность.

Рассмотрим эти понятия. Стандартизация тестовых заданий и тестирования как процесса предполагает, с одной стороны, «единообразие проведения и оценки выполнения задания» [5, с. 15]. С другой стороны, стандартизация также связана с наличием «диагностических возможностей теста как инструмента познания» [4, с. 32]. Это положение подразумевает репрезентативность тестовых заданий, а также их соответствие содержанию осваиваемой программы (иначе — содержательную валидность).

Это подводит нас к следующей характеристике: валидность (англ. valid — действительный, имеющий силу) — это, в первую очередь, «соответствие теста целям диагностики» [6, с. 56]. Упомянутая выше характеристика содержательной валидности включает следующие аспекты:

  • программная валидность — соответствие тестовых заданий дополнительной общеразвивающей программе, учебно-тематическому плану определенного года обучения и т.д.;
  • конструктная валидность — соотнесенность тестового задания со структурой диагностируемой области знания, сферы деятельности, корректное употребление соответствующей терминологии и более крупных элементов содержания;
  • концептуальная валидность — преломление в тестовых заданиях доминирующих для сферы деятельности, с которой связана дополнительная общеразвивающая программа, концепций;
  • психологическая валидность — соответствие тестовых заданий развивающему потенциалу диагностируемой тематики дополнительной общеразвивающей программы, связанной с определенной сферой деятельности.

Соблюдение тех требований, которые предъявляются к разработке тестов согласно предлагаемой технологии тестирования обеспечивает валидность этих заданий.

Надежность тестового задания определяется устойчивостью показателей тестирования, полученных при повторном обращении к данному (или подобному) заданию. При этом одинаковые тестовые задания можно предлагать обучающимся разных групп, осваивающим конкретную дополнительную общеразвивающую программу, а несколько варьированные задания — обучающимся одной группы.

Предлагаемая вниманию читателя технология тестирования опирается на следующие принципы:

  • принцип познавательности;
  • принцип диалогичности;
  • принцип персонализации.

Познавательность проявляется в том, что задания, ориентированные на уже изученный материал, формулируются так, чтобы выявить новые его аспекты, позволить обучающемуся еще раз погрузиться в изучаемую сферу деятельности, расширить свои познания о ней, сделать новые выводы.

Принцип диалогичности проявляется как в формулировках заданий, так и в том, что, приводя верные ответы на тесты первого уровня и — в большей степени — развернутые ответы на тесты второго уровня, ребенок еще раз вступает в диалог с тем материалом, который уже изучен, и — в какой-то степени — с собой. Он создает наиболее точные и емкие фразы, позволяющие дать полный ответ на задание.

Принцип персонализации проявляется и в том, что каждому участнику группы дается отдельная батарея тестов, она не дублирует другие, и в том, что ряд заданий второго уровня способствует выявлению личностного отношения ребенка к постигаемой сфере деятельности.

Необходимо отметить, что если данная технология будет применяться для оценки результатов освоения программ художественной направленности, необходимо воспользоваться также принципом художественности. Он должен проявляться и в формулировках заданий, и в организации процесса тестирования: дети должны иметь возможность общения с художественным текстом (словесным, музыкальным, визуальным и т.д.).

Перейдем к характеристике уровней технологии тестирования.

Батарея тестов первого уровня включает три ступени: тесты на узнавание, тесты на различение, тесты на классификацию. Как правило, он охватывает содержание нескольких изученных тем. Помимо самих бланков заданий (на бумажных носителях или в электронном виде), педагог готовит эталон проверки. Это позволит аргументированно объяснить ребенку, сколько верных ответов он дал, почему его уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы зафиксирован высокий, средний или минимальный.

Приведем примеры по каждой ступени первого уровня из работ педагогов Центра технического образования ГБПОУ «Воробьевы горы», выполненных в процессе учебы на курсах переподготовки.

Тесты на узнавание[1]
  1. Согласны ли Вы с утверждением, что историческая победа русского флота под командованием адмирала Нахимова над турецким произошла при Синопе?

Да
Нет

  1. Согласны ли Вы с утверждением, что движителем парусного судна является ветер?

Да
Нет

Как видим, для составления тестов первой ступени используются освоенные детьми термины, понятия, исторические факты. Это могут быть определения, аксиомы и т.д. В первую ступень — в зависимости от продвинутости группы — можно включить от 2-3-х до 5-7-ми заданий. Очевидно, что стандартная формулировка вопроса — это приглашение обучающихся к диалогу, демонстрация того, что уровень их знания, погружения в материал действительно интересует педагога.

При выполнении данных заданий дети могут обвести или подчеркнуть верный ответ.

Тесты на различение[2]
  1. Регламент при отправлении поезда выглядит следующим образом: «Дежурный по станции Санга, …………………… отправить Вам нечётный поезд».

а) могу ли;
б) позвольте;
г) я готов.

  1. При получении команды «стоп» необходимо:

а) выдернуть вилку из розетки;
б) отключить управление пульта;
в) поставить регуляторы в нулевое положение.

  1. Самостоятельное управление макетом допускается при:

а) устном разрешении директора Дворца;
б) наличии отметки о допуске в рейтинговой ведомости;
в) желании обучающегося в любое время.

Как видим, формулировки заданий строятся таким образом, чтобы обучающийся мог поставить верный ответ, как последнюю деталь паззла, в нужное место. Поэтому целесообразно проинструктировать детей о том, что им нужно вписать слово или словосочетание (фразу), являющуюся верным ответом, в формулировку задания.

Характерно, что за каждое верно выполненное тестовое задание в данной ступени ребенок получает три балла. Это обусловлено тем фактом, что он проводит мыслительную операцию различения со всеми тремя предложенными вариантами, т.е. анализирует не один, а все три предлагаемые ответа.

Если педагог предлагает четыре варианта ответа, то обучающийся будет анализировать и проводить мыслительную операцию различения со всеми четырьмя. В силу этого за каждый верный ответ он получит четыре балла.

Материалом для разработки таких заданий может быть любой фактологический или теоретический материал темы (круга тем).

В данную ступень первого уровня можно включать от трех до пяти заданий — в зависимости от сложности круга тем и продвинутости группы.

Тесты на классификацию[3]
  1. Выделите среди перечисленного:

1) элементы;
2) меш-объекты.

а) куб;
б) грань;
в) тор;
г) ребро;
д) окружность;
е) вершина.

Составляя задания для данной ступени, необходимо учитывать тот факт, что классификация — это распределение всех элементов и т.д. (больший перечень) по имеющимся основаниям для классификации (меньший перечень). Для составления заданий подобного типа можно отбирать некие действия, качества, признаки предметов, объектов и изучаемых явлений, произведения — для классификации по предложенному перечню авторов и т.д.

Для ответа обучающийся вписывает соответствующие буквы рядом с основаниями для классификации. Количество баллов, которые получит ребенок, зависит от того, насколько правильно он классифицирует все позиции из большего перечня, принцип подсчета — один балл за один верный ответ, отсутствие балла за неверный ответ.

В данную ступень первого уровня целесообразно включать 2-3 задания.

Очень важно, чтобы разрабатываемые для батареи первого уровня тестовые задания соответствовали критерию непротиворечивости. Это означает, что формулировки заданий не должны допускать разночтений или нескольких вариантов толкования, в тесты на классификацию нельзя включать заведомо неверные позиции. Основная задача данного уровня тестов — измерение знаний обучающихся, а не создание для них неких «ловушек», как образно называет неудачные формулировки тестовых заданий доктор педагогических наук, профессор И.П. Подласый[4].

Батарея тестов второго уровня также включает три ступени, это тест-подстановка, конструктивный тест и тест-поиск. Приведем примеры формулировок заданий.

Тест-подстановка[5]
  1. Назовите основные способы моделирования в Blender.

а) _______
б) _______
в) _______
г) _______
д) _______

Как видим, здесь, как и в тестовых заданиях первого уровня, ребенок может видеть некую подсказку, но если раньше она содержалась в самой формулировке задания (тесты на узнавание) или в предлагаемых перечных ответов, то здесь она сведена к минимуму: лишь о количестве способов моделирования напоминает это задание. Так же можно формулировать задания, требующие, например, привести признаки того или иного процесса, свойства какого-либо предмета или явления, жанры или стили определенной исторической эпохи и т.д.

Количество баллов, которые может получить ребенок, зависит от количества верных ответов, за каждый верный ответ дается один балл, за отсутствие верного ответа — ноль баллов. Максимум баллов определяется количеством позиций в перечне, который нужно заполнить.

Можно включать в данную ступень 2-3 задания.

Здесь, так же, как и в эталоне проверки для первого уровня, педагог прописывает ответ-эталон, так как задания данной ступени не допускают вариативности ответов.

Эта ступень — последняя в данной технологии, нацеленная на выявление уровня знаний обучающихся. Последующие в большей степени позволяют выявить личностное отношение обучающихся к осваиваемой сфере деятельности (соответственно, это выход на оценку личностных результатов), а также — понимание взаимосвязей различных сфер деятельности, интегрируемых в программе (выход на метапредметные результаты). Стоит отметить, что такой выход возможен в том случае, если педагог предусматривает его в формулировках заданий и том материале, который дается обучающимся для анализа.

Конструктивный тест[6]
  1. Объясните, к чему приводят ниже описанные физические явления? Что между ними общего?

Жидкость может переходить в газообразное состояние двумя способами: путем кипения и испарения. Медленное превращение жидкости в пар, происходящее на ее поверхности, называется испарением.

Потоки воздуха усиливаются или ослабевают, в зависимости от удаленности от земли, так как на них влияет земное притяжение.

Помимо сопоставления текстовых фрагментов, детям можно предложить найти общее в произведениях музыки и живописи, в чертеже и природном объекте ли предмете народного промысла и т.д. Акцент на поиске общего обусловлен тем, что поиск различного — это, скорее, результат наблюдения, а при поиске общего, взаимосвязей активизируется именно мышление.

Ответ на данное задание предполагает развернутую форму, нечто вроде эссе, где ребенок как раз и сможет выразить собственное отношение к предлагаемому материалу.

Педагог при составлении эталона проверки формулирует в данном случае ответ-ориентир, где закладывает все возможные мыслительные повороты, к которым может прийти обучающийся. Количество баллов, которое можно будет выставить за ответ на задание данного типа, зависит от количества этих предполагаемых мыслительных поворотов. Очевидно, что ответы на задания данного типа требуют от ребенка больше усилий, нежели все предыдущие. Поэтому справедливо выставлять за них не один балл, а более. Правда, если можно найти только одно сходство — можно будет поставить один балл. Все зависит от того материала, который педагог положит в основу задания.

Тест-поиск[7]
  1. Петру I принадлежит следующее высказывание: «Правитель, имеющий сухопутную армию, имеет одну руку, а имеющий еще и флот — две руки». Как Вы понимаете эти слова?

Как видим, в задании предлагается наиболее общая формулировка, не сковывающая мыслительного процесса обучающегося. Такие задания можно формулировать исходя из некоего тезиса, высказывания и т.д., но это может быть и проблемный вопрос, предложение задачи, способ решения которой нетрадиционен и пр.

Здесь также от обучающегося мы ожидаем развернутого аргументированного ответа. Педагог дает в эталоне проверки ответ-ориентир, предполагающий все мыслительные повороты. От их количества зависит и количество баллов, которое сможет получить ребенок.

Завершая ряд примеров, приведем образцы батарей тестов первого и второго уровней и эталонов проверки. Это работа А.Н. Лучкова, педагога дополнительного образования Центра технического образования ГБПОУ «Воробьевы горы».

Основы 3D-моделирования

Тесты первого уровня

Тесты на узнавание
  1. Согласны ли вы с утверждением, что программы 3D-моделирования способствуют развитию пространственному мышлению?

Да
Нет

  1. Согласны ли вы с утверждением, что симметричные тела удобнее всего начинать рисовать с осевой линии?

Да
Нет

Тесты на различение
  1. Наиболее сложной в освоении и наиболее точной программой 3D-моделирования является___________

а) SolidWorks;
б) Siemens NX;
в) Autodesk Inventor.

  1. Моделирование всякого элемента детали начинается с ________

а) выбора плоскости;
б) создания эскиза;
в) ориентации системы координат.

Тесты на классификацию
  1. Сопоставьте основные процессы изготовления прототипа с предлагаемыми этапами:

1) моделирование;
2) предподготовка, изготовления прототипа;
3) изготовление прототипа;
4) постобработка прототипа.

а) 3D-печать;
б) выбор режимов печати;
в) шлифовка;
г) проверка электронного макета на наличие самопересекающейся геометрии;
д) создание эскиза модели;
е) лазерная резка;
ж) покраска

1) –
2) –
3) –
4) –

  1. Сопоставьте приведенные функции SolidWorks основным рабочим вкладкам:

1) эскиз;
2) элементы;
3) анализировать.

а) эскиз;
б) измерить;
в) справочная геометрия;
г) линейный массив;
д) повернутая бобышка;
е) зеркальное отображение;
ж) линия.

1) –
2) –
3) –

Основы 3D-моделирования

Эталон проверки

Тесты первого уровня (Р = 22)

Тесты на узнавание

1. Согласны ли вы с утверждением, что программы 3D моделирования способствуют развитию пространственному мышлению?

Да
Нет

2. Согласны ли вы с утверждением, что симметричные тела удобнее всего начинать рисовать с осевой линии?

Да
Нет

Тесты на различение
  1. Наиболее сложной в освоении и наиболее точной программой 3D моделирования является Siemens NX

а) SolidWorks;
б) Siemens NX;
в) Autodesk Inventor.

  1. Моделирование всякого элемента детали начинается с выбора плоскости

а) выбора плоскости;
б) создания эскиза;
в) ориентации системы координат.

Тесты на классификацию
  1. Сопоставьте основные процессы изготовления прототипа с предлагаемыми этапами:

1) моделирование;
2) предподготовка, изготовления прототипа;
3) изготовление прототипа;
4) постобработка прототипа.

а) 3D-печать;
б) выбор режимов печати;
в) шлифовка;
г) проверка электронного макета на
наличие самопересекающейся геометрии;
д) создание эскиза модели;
е) лазерная резка;
ж) покраска

1) — г, д
2) — б
3) — а, е
4) — в, ж

  1. Сопоставьте приведенные функции SolidWorks основным рабочим вкладкам:

1) эскиз;
2) элементы;
3) анализировать.

а) эскиз;
б) измерить;
в) справочная геометрия;
г) линейный массив;
д) повернутая бобышка;
е) зеркальное отображение;
ж) линия.

1) — а, г, е, ж
2) — в, г, д, е
3) — б

Основы 3D-моделирования

Тесты второго уровня

Тест-подстановка

1. Назовите основные типы ограничений в сборке.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

2. Назовите основные типы сопряжений в эскизе.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Конструктивный тест

Рассмотрите картинки.

тест

Что у приведенных объектов общего?

Тест-поиск

3D-печать — это процесс создания детали путем упорядоченного послойного наплавления материала в результате, которого получается готовое изделие. Докажите важность упорядоченности наплавления материала в процессе 3D печати. Покажите на примере куба типичное нарушение упорядоченности 3D печати.

Основы 3D-моделирования

Эталон проверки

Тесты второго уровня (Р = 19)

Тест подстановка
  1. Назовите основные типы ограничений в сборке.

1. Совпадение;
2. Касательность;
3. Концентричность;
4. Параллельность;
5. Перпендикулярность;
6. Зафиксировать.

  1. Назовите основные типы сопряжений в эскизе.

1. Совпадение;
2. Параллельность;
3. Перпендикулярность;
4. Касательность;
5. Концентричность;
6. Колинеарность;
7. Равенство;
8. Зафиксировать;
9. Слить.

Конструктивный тест

Рассмотрите картинки.

тест

Что у приведенных объектов общего?

Ответ-ориентир: Геометрия приведенных тел образована путем вращения полусечения вокруг собственной оси симметрии.

Тест-поиск

3D-печать — это процесс создания детали путем упорядоченного послойного наплавления материала в результате, которого получается готовое изделие. Докажите важность упорядоченности наплавления материала в процессе 3D печати.

Ответ ориентир:

Предположим, что в программном коде печатаемой модели появилась ошибка, которая привела к перемещению системы координат куба по горизонтали на несколько сантиметров непосредственно во время печати. Данная ошибка, как правило, приводит к появлению «сдвига» второй части детали относительно первой, готовой.

Данный пример является наиболее ярким с точки зрения нарушения упорядоченности укладки слоев при 3D печати.

В завершение необходимо сказать о формуле подсчета результатов: К = а / Р, где К — это коэффициент , фиксирующий уровни освоения дополнительной общеразвивающей программы или ее разделов, а — количество верных ответов, которое дал обучающийся, Р — максимальное количество верных ответов, которое педагог запланировал в эталоне проверки. Соответственно, высокий уровень освоения программы фиксируется при К от 0,8 до 0,99. Средний уровень — при К от 0,4 до 0,79, минимальный уровень — при К от 0,1 до 0,39. Технология позволяет градировать эти пределы и на четыре уровня освоения программы. Кроме того, можно использовать отдельно батарею тестов первого уровня, отдельно — через некоторое время — батарею тестов второго уровня. При использовании в качестве итогового контроля применяются обе батареи.

Литература

  1. Аванесов В.С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. — М., 1995.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.
  3. Гордиенко О.В. Современные средства оценивания результатов обучения : учебник для академического бакалавриата / О. В. Гордиенко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019.
  4. Михайлычев Е.А. Технология стандартизации дидактических тестов / Школьные технологии. Научно-практический журнал, 2001. — № 4 — С. 12-47.
  5. Челышева Т.В., Янике Ю.В. Основы художественной культуры. Мировая художественная культура. Тестовые задания / Под ред. А.Н. Селезневой, В.П. Беспалько. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  6. Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. — М.: АПК и ПРО, 2004.

[1] Автор данных тестовых заданий — педагог дополнительного образования С.И. Воробьев, ведущий занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Судомоделирование».

[2] Автор данных тестовых заданий — педагог дополнительного образования А.В. Литвинов, программа — «Железнодорожное моделирование», раздел «Работа на большом макете».

[3] Автор данного тестового задания — методист и педагог дополнительного образования Л.Н. Шишкина, задания составлены по программе «3-D моделирование и анимация. Основы», тема «Основы моделирования в редакторе Blender».

[4] Подласый И.П. Тестирование в учебном процессе: его история и возможности // http://www.elitarium.ru/testirovanie_v_uchebnom_processe_ego_istorija_i_vozmozhnosti/ — дата обращения — 25.06.2019 г.

[5] Автор данного тестового задания — методист и педагог дополнительного образования Л.Н. Шишкина, задания составлены по программе «3D-моделирование и анимация. Основы», тема «Основы моделирования в редакторе Blender».

[6] Автор данного задания — педагог дополнительного образования А.С. Косихина, программа «Маленькие и находчивые», раздел «Свойства воздуха, воды и света».

[7] Автор данных тестовых заданий — педагог дополнительного образования С.И. Воробьев, ведущий занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Судомоделирование».

Добавить комментарий

Войти с помощью: