Система психолого-организационных условий для формирования и развития мотивации к творческой деятельности педагогического коллектива
Проблема мотивации поступков человека, как известно, одна из сложнейших проблем психологии. Мотивация — это не компьютерная программа, которую можно заложить в мозг человека, и заставить его действовать именно так, а не иначе.
Поэтому можно сказать, что на самом деле мотивация к соревнованию, конкурсу, проверке своих возможностей в открытом и честном сопоставлении собственной профессиональной деятельности с деятельностью коллег, есть в каждом из педагогов. Проблема не в её отсутствии, а в степени её проявления, в том, что можно определить, как уровень профессиональных притязаний.
В последние годы в связи с повышением запросов социума существенно изменилась рамка компетенций педагога дополнительного образования. Это определяет противоречие между необходимостью соответствия новым требованиям с одной стороны, и крайне малым числом педагогов, соответствующим им, с другой. Из указанного противоречия вытекает проблема: как мотивировать педагога на профессиональный и личностный рост, а также стремлению соответствовать новым профессиональным требованиям.
Поэтому одной из главных задач всех методических служб учреждений дополнительного образования детей является создание системы психолого-организационных условий, направленных на формирование и развитие мотивации к творческой педагогической деятельности.
Н.А. Соколова,
директор, методист
М.В. Спиридонова,
старший методист
ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+»
Невского района Санкт-Петербурга
Система формирования и развития мотивации к творческой деятельности педагогов дополнительного образования детей (психолого-организационных условий), которую мы разработали и внедрили в нашем Учреждении, призвана облегчить и катализировать процесс развития мотивации к творческой педагогической деятельности, в то время как для повышения профессионального мастерства педагогов используются различные формы методической работы: консультации, информационные семинары, мастер-классы, творческие мастерские, открытые занятия, группы свободного профессионального общения и т.д.
Система включает в себя:
- создание психолого-педагогической ситуации, в которой педагогический коллектив окажется перед необходимостью решать противоречия:
- а) между имеющимся недостаточным уровнем мотивации у всех педагогов и задачей его повышения (или сохранения) в педагогическом процессе;
- б) между необходимостью стимулировать инновационные процессы и отсутствием у педагогов достаточных профессиональных знаний, необходимой педагогической компетентности для их практических воплощений;
- разработка концепции и методического обеспечения педагогического процесса (комплекс средств по повышению педагогической компетентности, участие педагогов в управлении, программы педагогов по саморазвитию и др.);
- создание психологической службы, проблемных групп, секций, отделений и других подразделений, обеспечивающих информационные, методические и коммуникативные основы инновационной деятельности педагогов;
- выявление возможностей каждого подразделения, режима работы учреждения дополнительного образования, содержания его деятельности в реализации инновационной функции;
- повышение квалификации педагогических кадров в области инновационной деятельности;
- реализация педагогического мониторинга «Инновации», направленного на выявление перспективных направлений, методических условий осуществления и результативности инновационной педагогической деятельности;
- разработка методического обеспечения педагогического процесса, способствующего развитию мотивации к творческой деятельности педагогов учреждения дополнительного образования детей.
В своей профессиональной деятельности мы поставили перед собой цель — повысить методическую компетентность и профессиональную активность педагогов дополнительного образования через участие их в профессиональных конкурсах. Исходя из цели вывели задачи:
- создать систему мотивации, состоящую из комплекса психолого-организационных условий работы;
- внедрить данную Систему в практику Учреждения;
- целенаправленно знакомить педагогов с профессиональными конкурсами, с их положениями;
- выявить педагогов, находящихся в постоянном творческом поиске;
- координировать взаимодействие педагогов/психологов/методистов на всех этапах подготовки материалов к конкурсам, а именно:
- повысить коммуникативную компетентность, которая складывается из умения находить информацию, адекватно её передавать, оценивать ее реалистичность, способности налаживать конструктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личностных особенностей;
- помочь педагогу осмыслить свой педагогический опыт и грамотно и методически выразить его на бумаге так, чтобы коллеги смогли понять его и подчерпнуть что-то полезное для себя;
- выявить оригинальность и даже инновационность, что по большей степени полезно не самому педагогу, но всей педагогической общественности, ведь всё развитие образования начинается с экспериментальной и инновационной деятельности;
- оказать помощь в документальном оформлении опыта педагога;
- оказать психологическую поддержку педагога, стабилизировать и поддерживать благоприятную обстановку в коллективе, который работает над проектом;
- быть катализатором/мотиватором в течение всего периода подготовки к конкурсу.
За последний (2018) год мы приняли участие в следующих конкурсах профессионального мастерства в г. Санкт-Петербург:
- январь 2018 г. — городской конкурс дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (2 участника и их выход в победители I и III степени) ;
- март-май 2018 г. — представлены 5 практик на городской фестиваль-конкурс лучших педагогических практик дополнительного образования «Вер-шины мастерства» в номинации «Педагогические практики» (2 участника — выход в победители I и III степени);
- октябрь-ноябрь 2018 г. — городской конкурс стендовых докладов о творческих объединениях «Моя визитная карточка» для педагогов дополни-тельного образования (2 участника — 2 победителя);
- октябрь-декабрь 2018 — городской фестиваль-конкурс лучших педагогических практик дополнительного образования «Вершины мастерства» в номинациях «Практики организации социально-досуговой деятельности» (3 практики — участники) и «Практики психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса» (3 практики — победители I и II степени, 2 практики — участники);
- октябрь-ноябрь 2018 г. — районный этап городского конкурса педагогических достижений в номинации «Сердце отдаю детям» — 1 место в технической направленности.
На своем примере мы убедились, что участие в профессиональных конкурсах играет немаловажную роль в дальнейшем профессиональном и личностном развитии педагогов — не только участников, но и всех остальных членов нашего коллектива:
- происходит развитие компетенций педагогов, развитие их творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности; развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самоэффективности (самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации);
- способствует повышению качества образовательной деятельности через создание благоприятных условий для повышения профессиональной компетентности педагогического коллектива, а также через рост коммуникативных качеств и работу по поддержке позитивного климата межличностных отношений внутри Учреждения;
- самим фактом участия в конкурсе, пусть даже, если педагог и не пройдёт дальше его первого этапа, он демонстрирует и самому себе, и окружающим собственную профессиональную состоятельность, уверенность в том, что работает на уровне, дающем основания претендовать на большее. Что является одновременно и показателем, и формирующим фактором для мотивации педагога.
Представляется важным обратить внимание коллег на два момента, которые, на наш взгляд, играют немаловажную роль в мотивации педагогов:
- культуру, равно как желание и понимание необходимости участия в конкурсном движении нужно формировать у педагога целенаправленно, планомерно и размеренно, но обязательно опережая зону его ближайшего развития как профессионала;
- педагогический коллектив есть, прежде всего, коллектив людей, разных по возрасту и опыту педагогической работы, по характеру и коммуникабельности, по интересам и ценностным ориентациям, по темпераменту и волевым качествам.
В нашем коллективе, как и в любом другом педагогическом, сразу обозначились 4 группы педагогов активистов и наблюдателей разного качества:
1) желающие, но пока не могущие;
2) могущие, но не желающие;
3) не желающие и не могущие;
4) желающие и могущие))
Любому Учреждению хочется видеть весь свой педагогический коллектив в четвертой группе, и не хочется видеть во второй группе. Задача методической службы состоит в том, чтобы способствовать переходу педагогов в группу «желающих и могущих».
Как мы в своем педагогическом коллективе формируем у коллег желание, потребность, понимание необходимости и затем культуру участия в конкурсном движении?
1) На наш взгляд, участие педагогов в различных конкурсах — это один из путей выявления потенциала педагога и создание возможности для его самореализации. В план методической работы на год мы включаем внутренний конкурс методических разработок под названием «Вернисаж педагогических идей», целью которого является повышение профессионального мастерства и уровня компетенций педагогических работников нашего Центра, пополнение банка методических разработок, стимулирование педагогических работников к совершенствованию учебно-методического комплекса.
2) Внедрили новую методическую форму сотрудничества с педагогами — «усечённые» форсайт-сессии, на которых совместными усилиями определяем и решаем проблемы дальнейшего развития всего Учреждения. Такой систематический взгляд в будущее помогает педагогам гораздо лучше осознать свой вектор движения в профессиональном росте и нацелиться на достижение больших результатов не только лично, но и объединившись в инициативные группы свободного профессионального общения.
3) Систематически посещаем занятия педагогов для выявления профессиональных дефицитов у педагога, а также «креатива» в его педагогической практике.
4) Активно применяем способ «мобильности общения» — в нашем Центре «Старт+» разработана и внедрена Рабочая система (комплексная система информатизации управления учреждением дополнительного образования), с помощью которой оперативно и эффективно решаем любые производственные задачи.
5) Делимся достижениями педагогов и достижениями детей в социальных сетях, выкладываем грамоты, дипломы, делаем объявления, поздравляем коллег с их успехами — и это тоже мотивирует здорово).
Данный опыт легко можно внедрять в работу образовательных организаций любого типа, а не только системы дополнительного образования детей, так как он не требует значительных затрат, а востребованность в успешной мотивации педагогического коллектива остается высокой.
Список литературы:
- Аширов А.Д. Управление персоналом. — М.: Проспект, 2005. 448 с.
- Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов. — М.: Сентябрь, 2005. 345с.
- Беренс В. Руководство по оценке эффективности работы персонала. М.: Интерэксперт, 1995. 528 с.
- Вачугов Д.Д. Менеджмент в образовании: практический курс: Учеб. Пособие / Д.Д. Вачугов, В.Р. Веснин, Н.А. Кислякова; под ред. Д.Д. Вачугова. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2007. 192 с.
- Клочков А.К. KPI и мотивация персонала: Полный сборник практических инструментов. М.: Эксмо, 2010. 456с.
- Коваленко Н.В. Мотивация и система стимулирования педагогов / Н.В. Коваленко // Завуч. 2008. № 8. С. 32-349.
- Концепция управления образовательным учреждением: Учебно-методическое пособие/ авт. — сост. Г.А. Вертохвостова. Кемерово: КРИПКиПРО, 2009. 535 с.
- Крыжко В.В. Психология в практике менеджера образования. СПб.: Питер, 2002. 360 с.
- Лепешова Е.М. Мотивирование педагогов ОУ /Справочник заместителя директора школы. 2010. № 5 С. 79-84.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. — М.: Педагогика, 2006. — 328 с.
- Щербо И.Н. Интуитивный менеджмент: Опыт управления педагогическим коллективом. М.: Сентябрь, 2005. 439 с.