Потенциал событийных мероприятий в повышении имиджа учреждения дополнительного образования

В статье рассматривается специфика маркетинга в сфере образования и способы продвижения, направленные на построение и укрепление имиджа образовательной организации с помощью нестандартных мероприятий, или, как их еще называют, специальных событий.

А.Ю. Чебакова,
методист многопрофильного центра
«Юность»
Могилев, Беларусь

В условиях рынка образование стало сферой услуг. Предъявляются новые требования к содержанию образования, все чаще говорится о принципах непрерывности и вариативности образования, переходе к профильному обучению, о введении платных образовательных услуг, об изучении интересов и потребностей детей и родителей. Все это делает сегодня актуальным обращение к образовательному маркетингу.

Специфика маркетинга в сфере образования заключается в том, что учреждения образования являются производителями некоммерческих продуктов — знаний, умений, навыков, мировоззрения, культурного опыта, идей, концепций, ценностей. Данные продукты рождаются, чтобы быть «продвинутыми», «внедренными» в сознание детей и взрослых как специфический товар. Некоммерческие продукты конкурируют друг с другом, а их доведение до потребителя требует системного маркетингового мышления [1].

Одним из инструментов, призванных решать именно эту задачу, стал event-маркетинг (от английского «event» — событие). Это способ продвижения, который направлен на построение и укрепление имиджа марки путем организации нестандартных мероприятий, или, как их еще называют, специальных событий [2].

Так как в нашем случае речь идет об имидже учреждения образования, то необходимо говорить об имидже организации. Следовательно, имидж образовательного учреждения — это эмоционально окрашенный образ учебного заведения (центра, школы, училища, вуза), часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума [3].

В силу профессиональных особенностей, именно учреждения образования обладают необходимым набором средств для успешной событийной деятельности: творческим потенциалом, административным и организационным опытом.

Для того чтобы образ учреждение образования был именно такой, в котором оно заинтересовано, необходимо его специально проектировать и формировать.

В г. Могилеве помимо государственного учреждения дополнительного образования «Многопрофильный центр по работе с детьми и молодежью „Юность“ г. Могилева» функционируют еще 6 учреждений дополнительного образования. И следует отметить, что ограниченность ресурсов, особенно финансовых, заставляет нас иначе взглянуть на развитие своего учреждения в окружении таких же организаций, озабоченных нехваткой бюджетных финансов, но желающих иметь собственное, неповторимое лицо, сильные кадры, достаточную и развитую инфраструктуру. Поэтому мы должны быть конкурентоспособными.

После изучения проблемы было определено, что Центр обладает сильными внутренними потенциалами: квалифицированные педагогические кадры, обеспеченность материально-технической базой. А также выявлены и некоторые конкурентные преимущества, к ним относятся:

  • многопрофильность учреждения: 5 отделов (физкультурно-спортивный, технического творчества, художественного творчества и культурно-массовой работы, социально-педагогический отдел, методический;
  • выступления и победы учащихся;
  • устойчивый педагогический коллектив.

Одним из шагов на пути к практическому применению мероприятий, повышающих имидж Центра является ежегодное проведение Недели художественного самодеятельного творчества «Преображение».

Проведение таких недель стало для нас традицией. Это своеобразный отчет объединений по интересам. Он предусматривает проектирование, качественную подготовку и проведение ярких, образных, запоминающихся и положительно влияющих на эмоциональное состояние учащихся и приглашенных гостей мероприятий-событий.

Событие, в данном случае, является вариантом сообщения информации, предоставляет богатый рекламный материал для приглашенных (обучающиеся общеобразовательных школ микрозоны, родители учащихся Центра, гости, педагоги, представители СМИ).

Организуя такое мероприятие, мы стараемся привлечь как можно большее количество учащихся объединений по интересам, родителей, гостей. Совместные детско-взрослые мероприятия позитивно влияют на творческое развитие учащихся.

Событийный подход, при организации данных мероприятий, предполагает демонстрацию значимости данного мероприятия для учащегося, его родителей и учреждения. Происходит воздействие на эмоциональную сферу, «оставляет след», «задевает за живое».

На подготовительном этапе в учреждении составляется план проведения Недели, положение, где определены основные мероприятия, сроки и условия их проведения, ответственные. Администрация, специалисты социально-педагогической и психологической службы, педагоги и методисты сливаются воедино.

Неделя художественного самодеятельного творчества «Преображение» — это совокупная форма методической, учебной, воспитательной и маркетинговой работы в учреждении, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, прозрачными, видимыми не только внутри учреждения, но и приглашенной аудитории.

Творческие мероприятия мы организуем в форме конкурсных дней:

  • Открытие Недели «В стране чудес»;
  • День вокального творчества «Музыкальный калейдоскоп»;
  • День театрального творчества и оригинального жанра «Формула детской радости»;
  • День хореографического творчества «Звездочки»;
  • Гало — концерт «Наши таланты».

Каждый тематический день сопровождается выставкой методических мате-риалов «Идеи, творчество, успех» для педагогов, родителей и учащихся. музыкальным фоном, мультимедийной презентацией, содержащей наглядные материалы о нашем Центре, объединениях по интересам определенной направленности (в зависимости от дня проведения), иллюстративным материалом, представленным фотографиями учащихся, их победами и достижениями. Все это, несомненно, усиливает эмоциональное восприятие данного мероприятия.

Как показала практика, мероприятия в рамках Недели позволяют создать дополнительные условия для творческой активности учащихся и педагогов, выявить одаренных и талантливых детей, а также прорекламировать свое учреждение.

Главной особенностью Недели является то, что творческая неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески всем ее участникам.

Во время подготовительной работы важно помнить, что, организуя событийные мероприятия, происходит наглядная демонстрация конечного продукта, а восприятие будет усилено за счет эмоционального воздействия красочных творческих номеров.

Творчество — это яркое средство выражения чувств ребенка, подростка, которое отражает их внутренний мир, их взгляд на какое-либо явление и событие.

От того, насколько точно выбран формат мероприятия будет зависеть его успех:

  • Чем насыщеннее программа мероприятия, чем сильнее вовлечено в нее заинтересованное лицо, тем больше шансов успеха мероприятия;
  • Реклама объединений, баннер, мастер-классы, выставки, фотогалерея, раздаточный материал — все это должно в изобилии присутствовать на мероприятии. Не стоит ограничиваться только визуальной рекламой. Участник может почувствовать настоящее внимание к своей персоне, если во время мероприятия будут работать специалисты, педагоги готовые проконсультировать, рассказать, дать попробовать [6].

Можно с уверенностью сказать, что имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к учреждению и его услугам. И если не работать над созданием позитивного имиджа, он возникнет стихийно. Разумеется, реальный, стихийно появившийся имидж не всегда соответствует желанному образу. В то время как, позитивный имидж позволяет:

  • учреждению образования:

1) завоевать определенное положение в местном сообществе и усилить свою позицию по отношению к позиции других учреждений образования, имеющих более слабый имидж;

2) пользоваться имиджем как своеобразным гарантом качества, укреплять доверие к образовательным услугам и повышать их привлекательность;

3) сформировать положительное общественное мнение;

4) снизить расходы и скоординировать деятельность по продвижению платных образовательных услуги;

5) добиться вовлеченности членов педагогического коллектива в общее дело, повысить профессиональную отдачу каждого сотрудника;

  • родителям:

1) в условиях изобилия предложений дополнительных образовательных услуг и не менее одинаковых рекламных сообщений воспринимать имидж как критерий выбора учреждения образования и оказываемых им услуг и фактор, подтверждающий правильность этого выбора;

2) относиться к имиджу как к гарантии стабильности «моя школа», «моя студия», «мой кружок», …) и символу принадлежности к определенной социальной группе;

  • педагогическому коллективу:

1) испытывать чувство гордости, самоуважения и удовлетворения от работы;

2) ощущать собственную значимость и сопричастность к общему делу.

Общество и государственные структуры также заинтересованы в том, чтобы учреждения образования заботились о собственном благоприятном имидже, поскольку:

  • имидж служит организующим началом, повышающим уровень сферы дополнительного образования детей и молодежи;
  • работа над имиджем способствует улучшению визуальной среды в учреждении дополнительного образования и за ее пределами (внутреннее и внешнее обустройство, вся исходящая информация);
  • стремление учреждения выглядеть лучше в глазах разных целевых аудиторий приводит к реальным положительным сдвигам в его деятельности.

Следовательно, можно сделать вывод, что существует взаимосвязь позитивного имиджа учреждения и показателей его деятельности. А такие параметры, как имидж и событийное мероприятие, являются нематериальными активами организации. Поэтому для учреждения дополнительного образования детей и молодежи, необходимо осуществлять целенаправленную работу по формированию собственного имидж.

Список литературы:

  1. Ганаева Е.А., Корнеева Н.Г., Антюфеева Н.К. Маркетинг в учреждении дополнительного образования детей: старт эксперимента. Дополнительное образование № 9, 2005
  2. Горский, В.А. Маркетинг дополнительного образования / В. А. Горский, Т. Н. Третьякова // Дополнительное образование. — 2001. № 6. — С. 30-39
  3. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. / Ф. Котлер. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: