Профессиональное выгорание педагогов и его связь с депрессией

Материал подготовлен редакцией как расширенный обзор статьи Клемента Диаса[1], посвященной сущности профессионального выгорания педагогов. Данная проблема отмечается специалистами как крайне актуальная и в нашей стране. Несмотря на то, что сфера дополнительного образования в силу своей специфики представляет собой более благоприятную среду для работы педагогов, понимание сущности профессионального выгорания может послужить первым шагом в его профилактике.

Расширенный обзор по материалам статьи Clemente I. Diaz «The Truth about Teacher Burnout: It’s Work Induced Depression».

В последнее время становится все больше и больше статей и даже журналов, которые посвящены теме эмоционального выгорания педагогов. И это объяснимо. Выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом, проявляется в истощении психофизиологических ресурсов, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. Оно является одним из видов профессиональной деформации личности[2]. В профессии учителя данная проблема приобретает масштаб эпидемии.

Согласно опросу о качестве трудовой жизни педагогов Американской федерации учителей, проведенному в 2017 году, 61% учителей отметили, что их работа всегда или часто была связана со стрессом. Также вызывает большую тревогу то, что 58% респондентов указали на плохое психическое здоровье в результате этого стресса. Хотя статьи о выгорании педагога различаются по своему подходу, они, как правило, фокусируются на причинах выгорания, способах оценки признаков выгорания, стратегиях предотвращения выгорания и (или) последующих действиях для руководителей образовательных организаций и учителей.

Один ключевой элемент, который упускают почти во всех подобных работах — это вопрос истинной сущности того, что представляет собой профессиональное выгорание и каково в этот момент педагогу.

Истинная сущность профессионального выгорания

Многие не понимают, что выгорание — это депрессия, которая вызвана работой. Согласно исследованиям, опубликованным в “Журнале клинической психологии”[3], существует значимая корреляция между выгоранием и депрессией. Если говорить точнее, педагоги, испытывающие выгорание, одновременно проявляют депрессивные симптомы (но не ограничиваясь ими), включая потерю интереса или удовольствия от деятельности, перепады настроения и усталость. В целом, чем выше симптомы выгорания, тем сильнее депрессивные черты, в которых они проявляются.

Другое исследование, опубликованное в “Международном журнале управления стрессом«[4] показало, что 90% участников, набравших высокие баллы в диагностике по профессиональному выгоранию, соответствовали критериям предварительного диагноза клинической депрессии. Учитывая масштабы этой взаимосвязи, крайне важно пересмотреть определение выгорания, чтобы подчеркнуть тот факт, что это еще одна форма депрессии.

К сожалению, тяжесть состояния профессионального выгорания не находит должного отражения в статьях по данной теме. Многие статьи подчеркивают, что те, кто испытывает выгорание, должны попытаться восстановить свою энергию, быть социально активными, отдохнуть какое-то время от работы, наряду с другими способами самопомощи. Хотя эти советы могут помочь в предотвращении выгорания, они не обязательно являются наиболее эффективными в преодолении выгорания, когда оно уже наступило. Помните, что ключевым компонентом депрессии является неспособность находить удовольствие в действиях, которые ранее считались приятными. Из-за истинной природы выгорания рекомендации, которые не касаются депрессии и (или) депрессивных симптомов, как правило, приносят лишь временный эффект. Например, учителя обычно считают, что летние каникулы придадут им сил и вылечат симптомы выгорания. Исследования показывают, что это редко работает, так как симптомы выгорания обычно появляются в течение 2-3 недель после возвращения на работу[5]. До тех пор, пока педагоги, администрация образовательных организаций и другие специалисты не признают истинную природу выгорания, мы будем продолжать видеть статьи, которые только по касательной задевают вопрос о том, как правильно помочь человеку, депрессию которого вызвала его работа.

Правильные стратегии решения проблемы профессионального выгорания педагога

Поскольку профессиональное выгорание гораздо серьезнее, чем это обычно изображается, необходимо заново оценить, как мы помогаем учителям, которые страдают от него. Из-за совпадения симптоматики профессионального выгорания и депрессии, учителям, испытывающим выгорание, может потребоваться медицинская и (или) психологическая помощь для борьбы с симптомами выгорания (депрессии). Крайне важно, чтобы школы активно решали проблемы психического здоровья на рабочем месте, поскольку в некоторых случаях невыполнение этого требования может привести к непреднамеренным последствиям (например, неэффективному обучению, причинению вреда самому себе, в том числе в самой тяжелой форме, и т.д.). При решении этой слишком распространенной проблемы школьной администрации следует применять различные стратегии профилактики и решения проблемы профессионального выгорания. Некоторые из этих стратегий приведены ниже.

Чтобы предотвратить выгорание, администрация образовательной организации должна предпринять следующие действия.

  1. Развивать благоприятную культуру на рабочем месте, в том числе в части проблем психического здоровья и их профилактики. Это чрезвычайно важно, поскольку исследования показывают, что по крайней мере одна треть работников не раскрывает проблемы психического здоровья своим работодателям из-за стигматизации, связанной с этой темой[6].
  2. Понять, что выгорание вызвано организационными факторами[7]. Это очень важно, потому что многие считают, что выгорание является спецификой конкретного человека, конкретного учителя. Хотя некоторые люди больше предрасположены к стрессу, возложение вины на самого человека не решает основную причину выгорания.
  3. Изучить факторы, способствующие выгоранию педагога, чтобы смягчить их негативное влияние. Обратите внимание, что устранение этих факторов не обязательно означает использование финансовых ресурсов. Некоторые стратегии включают поощрение более тесного взаимодействия с коллегами в проектах и текущей работе, использование учителем иных методов в образовательном процессе, чёткое разграничение работы и личной жизни.
  4. Активно обучать персонал образовательной организации (педагогов, администрацию, работников, обеспечивающих безопасность, технический персонал и т.д.), говоря о предупреждающих признаках проблем с психическим здоровьем и о том, как оказывать надлежащую помощь человеку, испытывающему проблемы с психическим здоровьем. Одна из учебных программ, которая имеет чрезвычайно многообещающие результаты, — это первая помощь в области психического здоровья (Mental Health First Aid — или MHFA)[8]. Благодаря её эффективности, такие города, как Нью-Йорк[9], уже начали делать обучение по данной программе легкодоступным и без каких-либо финансовых затрат.

Чтобы помочь педагогу, испытывающему профессиональное выгорание или его симптомы, основываясь на плане действий программы первой помощи в области психического здоровья (MHFA)[10], руководство образовательной организации должно:

  1. Оценить ситуацию, выслушать человека непредвзято и обязательно заверить его, что все будет хорошо.
  2. Поощрять педагогов обращаться за соответствующей профессиональной помощью. Это может принимать различные формы, предлагаемые психологами, консультантами, врачами и т.д.).
  3. Поощрять использование методов самопомощи (selfhelp)[11] и других стратегий, таких как присоединение к группе поддержки, изучение эффективных стратегий поведения и (или) практика осознанности[12].

В конечном счете, развитие культуры, которая дестигматизирует проблемы психического здоровья на рабочем месте и обеспечивает надлежащую и постоянную подготовку, является лучшим способом решения проблемы выгорания. Не делая этого, руководство образовательных организаций будет способствовать развитию эпидемии выгорания.

Перевод подготовил

Григорьев И.С.,
методист,
Отдел профессионального развития кадров
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
Москва

[1] Clemente I. Diaz. The Truth about Teacher Burnout: It’s Work Induced Depression // Psych Learning Curve / American Psychological Association. URL: http://psychlearningcurve.org/the-truth-about-teacher-burnout/ (Дата обращения 20.12.2019

[2] Управление персоналом. // Словарь-справочник / Psyfactor. URL: https://psyfactor.org/personal/personal15-12.htm (Дата обращения: 20.12.2019)

[3] Schonfeld, I. S., & Bianchi, R. (2016). Burnout and Depression: Two Entities or One? Journal of Clinical Psychology, 72(1), 22-37.

[4] Bianchi, Renzo & Schonfeld, Irvin & Laurent, Eric. (2014). Is burnout a depressive disorder? A reexamination with special focus on atypical depression. International Journal of Stress Management. 21. 307-324

[5] Schonfeld, I. S., & Bianchi, R. (2016). Burnout and Depression: Two Entities or One? Journal of Clinical Psychology, 72(1), 22-37.

[6] Worker attitudes towards mental health problems and disclosure // US National Library of Medicine National Institutes of Health. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25270007# (Дата обращения: 20.12.2019)

[7] Eric Garton. Employee Burnout Is a Problem with the Company, Not the Person // Harvard Business Review Home. URL: https://hbr.org/2017/04/employee-burnout-is-a-problem-with-the-company-not-the-person (Дата обращения: 20.12.2019)

[8] Research & Evidence Base // Mental Health First Aid. URL: https://www.mentalhealthfirstaid.org/about/research/ person (Дата обращения: 20.12.2019)

[9] Mental Health First Aid Trainings // NYC Health. URL: https://www1.nyc.gov/site/doh/health/health-topics/mental-health-first-aid.page (Дата обращения: 20.12.2019)

[10] What You Learn // Mental Health First Aid. URL: https://www.mentalhealthfirstaid.org/take-a-course/what-you-learn/ (Дата обращения: 20.12.2019)

[11] Self-help for depression // ReachOut. URL: https://au.reachout.com/articles/self-help-for-depression (Дата обращения: 20.12.2019)

[12] Eight weeks to a better brain // The Harvard Gazette. URL: https://news.harvard.edu/gazette/story/2011/01/eight-weeks-to-a-better-brain/ (Дата обращения: 20.12.2019)

Добавить комментарий

Войти с помощью: