Из опыта реализации художественного образовательного проекта и программы «Арт-эволюция»

Статья посвящена проекту «Арт-эволюция», реализовывающемуся в Центре творческого развития и гуманитарного образования Центрального района г. Красноярска с 2016 года.

Проект нацелен на обновление содержания и методик работы с детьми в рамках изостудий, творческих центров и других организаций дополнительного образования. Программа проекта включает в себя занятия с детьми и педагогами, цикл конкурсов рисунков и выставок победителей, предполагает совместную детско-взрослую проектную и интерактивную деятельность на уровне города и края.

Актуальность проекта заключается в том, что он способствует личностному росту обучающихся, развитию их творческих способностей, формированию культурной чувствительности, кросскультурной восприимчивости, толерантности. Программа проекта построена так, чтобы дать обучающимся возможность прочувствовать сопричастность различным мировым культурам через погружение в эволюцию эпохальных художественных стилей. Логика проекта направлена на то, чтобы дать ясные представления о системе взаимодействия истории искусства с жизнью от искусства первобытного человека до наших дней.

УДК 37

А.А. Мёдова,
доктор философских наук,
профессор СибГУ им. Решетнёва,
профессор КГПУ им. Астафьева,
методист МБОУ ДО ЦТРиГО

Л.В. Гавришина,
руководитель художественного отдела ЦТРиГО,
член Союза педагогов-художников России,

Красноярск

Учредителем Городского проекта «Арт-эволюция» является главное управление образования г. Красноярска, организатором — Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования». Команда авторов проекта включает в себя руководителя художественного отдела Л.В. Гавришину, методиста А.А. Мёдову, Т.Ю. Матвееву, Р.Н. Ростовцеву.

Вступление

Создание проекта «Арт-эволюция», задуманного и реализованного на базе Центра творческого развития и гуманитарного образования Центрального района г. Красноярска в течение 2016-2019 гг., было вызвано требованиями к обновлению содержания и методов современного дополнительного образования. Авторы проекта ставили своей целью поиск нового синтеза формы и содержания на занятиях художественным творчеством, которые проходят в изостудиях, творческих центрах, школьных кружках. Речь идет об органичном синтезе теории и художественной практики, о синтезе разных искусств в творческой деятельности обучающихся, о гармонии между их собственным видением окружающего мира и правилами создания произведений.

Идея проекта «Арт-эволюция» заключается в погружении педагога и детей в различные мировые эпохи посредством общения с художественными стилями, их творцами и персонажами. Конечным итогом каждого такого погружения становится сопричастность внутреннему миру человека разных эпох, от архаики до современности. Свое понимание восприятия мира людьми прошлого и настоящего дети выражают творчески, опираясь на знания художественных стилей. Таким образом, «Арт-эволюция» ‒ это своеобразная машина времени и одновременно уникальный опыт художественной и психологической эмпатии.

Актуальность проекта

Изучение эпох и стилей искусства немаловажно для занимающихся художественным творчеством детей. Так же немаловажно дать им импульсы для развития мастерства, вдохновить интересными идеями. Однако, в программы работы изостудий и творческих мастерских изучение теории и истории искусства обычно не включается, акцент делается на практической деятельности. В этой связи, проект «Арт- эволюция» ставит своей целью по-новому связать теоретическую и историческую информацию с художественными практиками, используемыми в работе с детьми, будь то рисование гуашью, пастелью, акварелью, создание коллажей или витражей, бумагопластика и любые другие технологии.

Создатели проекта опирались на античную идею калокагатии (от греч. καλός — прекрасный и ἀγαθός — добрый). Калокагатия — это сочетание физических и духовных способностей, воспитания и образа жизни, идеал воспитания у древних греков. В «Меморабилиях» Ксенофонт изображает «разговор Сократа с Аристиппом о калокагатии» (Mem. III 8), в ходе которого Сократ отождествляет понятия «прекрасное», «хорошее» и «полезное» (для души); соответственно, благом и красотой нетелесной души, если она существует правильно, оказывается добродетель [1]. Замысел проекта «Арт-эволюция» возник на основе понятия калокагатии, трансформировавшегося в идею культурной чувствительности. От искусства видеть себя, воспринимать, чувствовать человек может двигаться к искусству общения с другими и миром. Авторы проекта хотели бы не просто научить его участников творить, но передать им искусство воспринимать и чувствовать историческое, национальное и художественное многообразие мира и каждый раз находить себя в этом многообразии. Мы бы хотели, чтобы на занятиях дети задавали себе такие вопросы: если бы я был жителем средневекового итальянского города, чем бы я занимался? Если бы я был европейским художником первой половины ХХ века, какой стиль я бы выбрал? Если бы я был портным начала ХХ века, какое платье я бы создал в стиле модерн? А какой парик я носил бы, если бы жил в XVIII веке? А куда я пошел бы, попав в Москву XVI века?

Идея проекта созвучна образовательной политике современной России, которая нацеливает все образовательные и воспитательные технологии на формирование у обучающихся не только и не столько навыков и умений, сколько личностных качеств и универсальных человеческих компетентностей. Так, ФГОС начального общего образования акцентирует личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Ими должны стать формирование основ российской гражданской идентичности; целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Ребенок должен демонстрировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, проявлять эстетические потребности, ценности и чувства и т.д. [2]

Темы и сроки проекта «Арт-эволюция»: сентябрь 2016 г. — июнь 2019. Следует обратить внимание на то, что это долгосрочный проект, вовлекающий детей и педагогов в историко-культурное путешествие на три учебных года. Тематический план проекта представлен ниже:

Тематический план проекта

Таблица 1. Тематический план проекта

В проекте определены два направления: работа с педагогами-художниками и работа с детьми. Данный проект был задуман как городской, адресованный в равной мере всем педагогам-художникам центров и изостудий г. Красноярска, работающим в системе дополнительного образования, так и их ученикам. На базе ЦТРиГО была проведена, и проводится в настоящее время как работа с педагогами, так и занятия с детьми по тематическому плану проекта «Арт-эволюция», а также конкурсы детских рисунков участников проекта и выставки их победителей.

Важной составляющей проекта видится именно методическая помощь педагогам дополнительного образования, позволяющая им включиться в его реализацию, обогатить свои знания об истории искусства и его стилях, поделиться методическими наработками. С этой целью, начиная с 2016 г., была организована система ежемесячных лекций и семинаров по истории искусства для педагогов-художников, куда приглашались специалисты-искусствоведы, историки, актеры. Среди приглашенных лекторов: Ломанова Т.М., искусствовед, профессор кафедры МХК КГИИ им. Д.Хворостовского, Петунина Ю.М., искусствовед, сотрудник Музея художника Б.Я. Ряузова, Московских А.В., культуролог научный сотрудник Арт-галереи «13А», актер ТЮЗа С.Ревич. Постоянная ведущая лекций, посвященных художественным стилям и образу человека в искусстве разных эпох — доктор философских наук, музыковед, методист ЦТРиГО А.А. Мёдова

Также с периодичностью один раз в 2-3 месяца проводятся мастер-классы педагогов-художников, их обмен опытом, оказывается методическая помощь в разработке и проведении занятий — педагоги снабжаются мультимедиа материалами, репродукциями, записями музыкальных произведений.

Всего в течение двух с половиной лет было проведено 27 встреч, форма проведения — лекции, семинары, практикумы.

В контексте работы с педагогами проект «Арт-эволюция» реализовал ряд новых задач, направленных на повышение профессионального уровня и консолидацию сообщества сотрудников системы дополнительного образования.

Это такие задачи как:

  • создание условий для повышения квалификации педагогов художественно-эстетического направления в образовательных учреждениях дополнительного образования города Красноярска;
  • выявления талантливых детей и организации их педагогической поддержки;
  • организация условий для создания новых творческих работ и инициатив;
  • поиск новых образовательных форм в проектной деятельности и новых форм предъявления результатов этой деятельности;
  • интеграция и укрепление творческих связей студий изобразительного искусства дополнительного образования города.

Особенность проекта «Арт-эволюция» в том, что он предполагает совместную детско-взрослую проектную и интерактивную деятельность. Поэтому компетентность и настрой преподавателя очень важен. За время реализации проекта в нем приняли участие педагоги-художники ЦТРиГО, ДДиЮ № 2, ЦВР, ЦТиР№ 1, ЦДТ№ 4, ЦДО «Интеллектуал+».

Организаторы проекта, который с полной уверенностью можно назвать общегородским, гордятся достигнутыми результатами. Отметим, что не все педагоги-художники из разных учреждений города участвуют в реализации программы «Арт-эволюция», однако все они так или иначе вовлечены в проект: на уровне погружения в разные эпохи, освоения разных тем и техник, будь то искусство первобытных людей или роскошная изысканность человека в стиле модерн.

В ходе реализации проекта «Арт-эволюция» возникла необходимость создать новую образовательную программу для детей, цель которой — эмоциональное и духовное приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной художественной культуры, воспитание умения видеть мир глазами людей разных культур и эпох, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность.

Работа с детьми организуется уже непосредственно педагогами, участвующими в проекте и семинарах-мастерских. Они проводят занятия по теме проекта в своих студиях и готовят детей к конкурсной части проекта — художественной выставке. Мы полагаем, что каждое занятие должно включать следующие этапы.

1 этап — настрой: знакомство с новой информацией, получение визуальных и аудиальных впечатлений, сведений, помогающих погрузиться в эпоху.

2 этап — знакомство с техниками, приобретение навыков.

3 этап — экспериментирование: восприятие и выражение (ребенок проходит путь от зрителя к исполнителю).

4 этап — (за пределами урока) самостоятельность, «вплетание в жизнь»: умение на практике, в быту применить знания и навыки творческого мышления.

Отличительные особенности программы:

  • личностно-ориентированный подход на основе формирования художественной и эмоциональной компетентностей через сотворчество. В основу программы положены 5 чувств, с помощью которых мы познаем мир: зрение, обоняние, осязание, слух, вкус; шестое чувство нами заложено как чувство самовыражения;
  • разнообразие и большой спектр деятельности художника на выбор: изображение на плоскости и в объеме; эксперименты с красками; декоративная работа; игры с целью изучения и закрепления теоретического материала, знакомство с произведениями искусства; конструирование, наблюдение за различными явлениями природы, поведением людей и животных в различных ситуациях, обсуждение и анализ работ товарищей, результатов собственного и коллективного творчества; прослушивание музыкальных и литературных произведений;
  • знакомство с историческими периодами культуры и искусства от первобытного общества до наших дней для расширения представления о культуре прошлого и настоящего, закрепляя знания через уроки-соревнования «Знатоки искусства».

Новизна программы «Арт-эволюция» отражена в личностно-ориентированном подходе на основе компетентности культурной чувствительности через актуализацию различных модальностей восприятия, сенсорное воображение, эмпатию, эстетическое сотворчество. В основу программы положено эстетическое развитие пяти чувств на материале истории искусства, которое пронизывает все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Линия чувственно-эстетического восприятия определяет направленность и структуру программы, обеспечивает формирование компетентности культурной чувствительности.

На занятиях по программе «Арт-эволюция» детей ожидают увлекательные встречи с людьми, заклинающими духов огня, открывающими новые земли, носящими парики и камзолы, летающими на дирижаблях, отправляющими друг другу письма. Этот результат достигается благодаря особой методической установке: при сообщении детям теоретической информации акцент делается не собственно на подробностях художественных стилей, а на особенности быта и мировоззрения человека той эпохи, стиль которой изучается в данный момент. Но открываются эти подробности, конечно же, через произведения искусства. Так, к примеру, эпоха Возрождения представляется через прогулку по залам толедского Алькасара и Эскориала, глазами испанского аристократа, в кабинете которого обязательно должны стоять глобус и армилярная сфера. А эпоха Просвещения — через чтение и рассматривание иллюстраций разных художников к знаменитой книге, глазами Гулливера, проявляющего уважение к лилипутам, несмотря на их низость и алчность.

Продолжая компетентностный подход в образовательной стратегии, авторы программы «Арт-эволюция» разработали ключевую компетенцию, формируемую в рамках данной программы. Ею стала культурная чувствительность.

Культурная чувствительность определяется авторами программы как способность и стремление воспринимать красоту и ценность содержания мировой культуры, делая ее основой саморазвития.

Культурная чувствительность проявляется как осведомленность о локальных, эпохальных и национальных обычаях, стилях и направлениях, а также понимание их значения в эффективных межличностных отношениях, способность воспринимать красоту и ценность артефактов других культур, делать ее основой саморазвития.

Данный концепт был разработан на основе понятия кросс-культурная или межкультурная чувствительность (Intercultural Sensitivity), представленного в работах американского ученого Милтона Бенетта [3, 4]. Культурная чувствительность включает кросс-культурную восприимчивость, которая основана на осознании, что разнообразие — это объективная характеристика мировой культуры и движущая сила её развития. Ее основа — это эмпатия и трансспекция, то есть уважение чужих точек зрения, традиций и культур, готовность к мирному разрешению конфликтов.

Именно культурно-историческая трансспекция на базе эстетических переживаний видится конечной целью реализации программы «Арт-эволюция», причем достигнуть ее или приблизиться к ней должны не только учащиеся, но и сам педагог. Иначе сопричастности не получится.

Каждое занятие по теме той или иной эпохи ориентировано на то, чтобы дать учащимся представление, как видел, слышал, обонял, чувствовал на вкус мир человек той или иной эпохи — чем он наслаждался, что читал, на чем писал, среди каких предметов жил, по каким улицам ходил, как одевался, чему верил, что отвергал.

Мониторинг результатов

Конкурсы детских работы и выставки, организованные по их итогам — важная часть проекта, позволяющая судить об успешности достижения поставленных целей. Конкурсы проводятся не реже 3 раз в год, всего за три года — 9 конкурсов.

  • 2018-2019 «Просвещение. Классицизм. Романтизм», 120 участников, 20 победителей.
  • 2017-2018 «Возрождение», «Барокко и рококо», 250 участников, 35 победителей.
  • 2016-2017 «Архаика», «Античность», «Средневековье», 350 участников, 30 победителей.

Итого, 6 выставок-конкурсов прошло в период с 2016 по 2019 год. Впереди еще 2 выставки по теме «Модерн и постмодерн» и итоговая, завершающая проект, выставка.

Места проведения: ЦТРиГО, Галерея Детского искусства «ART» (Гимназия № 12 «Музыки и театра»), музей-усадьба им. В.И. Сурикова, детский клуб «Импульс» ЦТиР№ 1.

В заключение хотелось бы привести слова И. Ефремова, характеризующие позицию авторов проекта: «Чувство прекрасного, эстетическое удовольствие и хороший вкус — все это освоенный подсознанием опыт жизни миллиардов предыдущих поколений, направленный к выбору наиболее совершенно устроенного, универсального, выгодного для борьбы за существование и продолжение рода. В этом сущность красоты, прежде всего человеческой, основы нашего понимания прекрасного, эстетики и морали восходят из глубин подсознания и, контактируя с сознанием в процессе мышления, переходят в осмысленные образы и чувства» [5].

Проект «Арт-эволюция» близится к завершению своего первого цикла, рассчитанного на три учебных года. Мы выражаем признательность всем, кто принял участие в его реализации, и надеемся на его продуктивное продолжение, а также рефлексию и критику результатов проекта со стороны коллег.

Список литературы:

  1. Новая философская энциклопедия: М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Кн. 2. M., 1994. С. 386.
  2. ФГОС начального общего образования, 1-4 класс [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. — Режим доступа: https://fgos.ru/
  3. Bennett, Milton J. «Towards a Developmental Model of Intercultural Sensitivity» in R. Michael Paige, ed. Education for the Intercultural Experience. Yarmouth, ME: Intercultural Press, 1993.
  4. Hammer, M. R., Bennett, M. J., & Wiseman, R. (2003). Measuring intercultural sensitivity: The Intercultural Development Inventory. In R. M. Paige (Guest Ed.). Special issue on the Intercultural Development. International Journal of Intercultural Relations.
  5. Ефремов, И. Лезвие бритвы [Электронный ресурс]. Москва: Агентство ФТМ, Лтд, 2013. Режим доступа: // http://knijky.ru/books/lezvie-britvy

Добавить комментарий

Войти с помощью: