Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры
В статье рассмотрено понятие патриотизма и нравственно-патриотического воспитания в контексте дошкольной педагогики. Выявлен педагогический потенциал музея народного быта как образовательного пространства в процессе формирования патриотических чувств у дошкольников. Предложена педагогическая модель нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музейной педагогики.
УДК 373.24
Е.Н. Рамзаева,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры теории и методики
обучения изобразительному искусству
и дизайна костюма,
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный
социально-педагогический университет»,
Россия, Волгоград
Л.А. Анисимова,
старший воспитатель
О.Н. Борисова,
педагог дополнительного образования
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 104 «Звоночек»,
Россия, Волгоградская область, г. Волжский
В настоящее время разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста является приоритетным направлением в теории и практике отечественного образования: ведь именно в таком раннем возрасте закладываются глубинные основы нравственности и патриотизма, формируется чувство любви и бережного отношения детей к природе родного края и родному городу [7]. Восприимчивость детей дошкольного возраста к данному содержанию обуславливает необходимость разработки системы формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами народной культуры.
Системный анализ научных источников, посвященных изучению проблемы патриотизма и особенностей его формирования позволил сформулировать обобщенное определение, которого мы придерживаемся в нашем исследовании. Патриотизм — это совокупность социальных, исторически обусловленных явлений духовной жизни народа, являющихся непосредственным результатом общественного влияния, воздействия окружающего мира и воспитательной работы.
Ряд исследователей отмечает, что формирование понимания культурного наследия и нравственно-патриотических качеств, необходимо начинать именно в дошкольном возрасте [1]. Это обусловлено тем, что данный период развития является сензитивным к эвристическому познанию окружающего мира формированию элементарных мировоззренческих основ, необходимых для дальнейшего развития нравственных и духовных качеств [6].
В содержании ФГОС также отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания нравственно-патриотических качеств у дошкольника.
Собственный опыт педагогической деятельности позволяет нам утверждать, что дошкольный возраст — это действительно время «благодатной почвы», поскольку в этот период у педагога есть уникальная возможность применить свой богатый инструментарий для систематического и последовательного нравственного воспитания детей, ведь дошкольники очень любознательны, отзывчивы и восприимчивы. Они легко откликаются на любые инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этот период у маленького человека происходит формирование духовных основ, приобретается опыт проявления эмоций, чувств, развивается мышление, протекают процессы социальной адаптации в обществе и осознания себя в окружающем мире [5]. Именно этот отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия, что обеспечивает успех грамотной организации нравственно-патриотических качеств [3]. Яркие впечатления от красоты родной природы и величия отечественной истории, полученные в детстве, как правило остаются в памяти человека на всю жизнь, тем самым формируя у ребенка черты характера, способствующие его становлению как патриота и нравственно развитого индивида в целом.
Обобщение теоретического материала в области педагогики формирования патриотизма и анализ передовой педагогической практики позволил выделить основные принципы формирования патриотизма у младших школьников средствами народной культуры:
- раннее «пробуждение» в детях любви к родной земле и быту своего народа;
- стимулирование проявления лучших черт характера каждого ребенка;
- формирование уважительного отношения к своему микросоциуму: городу, родному дому, детскому саду;
- формирование чувства гордости за достижения родной страны и подвиги своего народа;
- стимулирование интереса к доступным и понятным ребенку явлениям общественной жизни.
Примечательно, что немалая роль в нравственно — патриотическом воспитании детей дошкольного возраста отводится общественности, социальному окружению, семье [4]. Мы попытались ранжировать основные социальные институты, учреждения и события оказывающие наиболее интенсивное влияние на формирование патриотизма у дошкольников:
- Семья
- Библиотека
- Музей
- Культурная и архитектурная среда родного города
- Представители старшего поколения (ветераны, пожилые люди, родные бабушки и дедушки)
- Система дополнительного образования
- Культурные традиции, фольклор, традиционные праздники
Необходимым условием формирования патриотизма у дошкольников является также тесное взаимодействие с родителями, совместное «проживание» эмоционально важного опыта.
Базой нашего исследования послужил детский сад № 104 «Звоночек», (г. Волжский) Современный педагогический состав данного учреждения в своей работе использует наиболее эффективные и зрелищные формы и методы формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников. Ведется системный поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Примером таких инициатив может стать открытие музея народного быта «Истоки», который стал не просто хранилищем оригинальной коллекции, а полноценным образовательным пространством, позволяющим получить дошкольникам новый опыт в интерактивной форме.
Музей народного быта — это познавательный центр, воплощение культуры участия и результат совместной работы музейных работников, воспитателей, детей и их родителей.
При знакомстве детей со специфическим материалом экспозиции важен глубокий подход к пониманию особенностей быта. Так, педагоги учат играть детей на трещотках и ложках, танцевать с платками, пользоваться старинными предметами быта. Для закрепления полученной информации детям предлагается в комфортном для них положении сделать зарисовки понравившихся им экспонатов, изобразить запоминающиеся моменты экскурсии. Таким образом, каждый ребенок посредством игры и творческой деятельности получает возможность познать новое, приобщиться к народному опыту и традициям, а также получить массу положительных эмоций. Эта со-причастность способствует эффективному усвоению полученных знаний.
Цель музея народного быта — способствовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и раскрытию талантов посредством погружения в материальную среду традиционной культуры.
В процессе создания музея народного быта особое внимание уделялось созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущим занятием для ребенка является игра, в музее была организована специальная зона для самостоятельной работы дошкольника, где воспитанники могут играть в различные игры и заниматься творчеством.
В музее дошкольники не просто созерцают экспонаты — в процессе посещения они слушают рассказы о традициях народа, отгадывают загадки, поют частушки и песни, после чего самостоятельно размышляют, рефлексируют, выражают свои впечатления в творческой деятельности, задают интересующие вопросы сотрудникам музея и педагогу.
После проведения серии занятий в музее дошкольникам предлагается в рамках беседы рассказать о своих впечатлениях, изложить запомнившуюся информацию. Данные беседы систематически демонстрируют осведомленность дошкольников о традициях своего народа, его быте, достопримечательностях родного края. К данной тематике воспитанники возвращаются и на других занятиях, проявляя личную заинтересованность. Все это. на наш взгляд, демонстрирует определенный результат грамотного, эффективного и успешного нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Безусловно, нравственно-патриотическое воспитание не ограничивается приемами музейной педагогики: оно охватывает все виды повседневной детской деятельности [2]. Задача педагога в данном случае — не просто транслировать соответствующую информацию, а сформировать у дошкольников личную потребность участия в социально значимых делах и помочь им осознать себя представителем своей малой родины.
В настоящее время краеведческие музеи и музеи изобразительного искусства обновляют свои экспозиции и разрабатывают образовательные программы с учетом интересов и потребностей самых маленьких посетителей. Современные музеи становятся более открытыми и интерактивными, а значит — близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках нравственно-патриотические качества, вызывать у них чувство гордости и сопричастности к великой культуре. Задача педагога дошкольного учреждения — подхватить данные инициативы и грамотно ввести их в педагогический процесс.
Список литературы:
- Канащенкова, В.В. Художественное мышление и условия его развития в старшем дошкольном возрасте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — № 2 (5). — 2011. — С. 104-107.
- Кириллова О.С., Рамзаева Е.Н. Потенциал художественного образования в процессе подготовки учащихся из малонаселенных пунктов к взаимодействию с культурой крупных городов (по результатам реализации проекта «Первый штрих»)// Грани познания. 2015. № 8(42). С. 14-17.
- Ковалев А.Г. Воспитание чувств. — М.: Педагогика, 2016.
- Козлова С.А.Воспитание патриотических чувств // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. — М.: Просвещение, 2010. — С. 45-74.
- Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. — Минск: Нар. асвета, 2009.
- Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. — М.: Просвещение, 2011.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под. ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. — М.: Педагогика, 2013.