Тайны подмосковной природы разгадывает московский школьник: «Зеленая олимпиада» юных экологов и натуралистов в Год экологии в России

Солнечное, яркое весеннее утро. Весеннее, еще робкое солнце пробивается сквозь небольшую полупрозрачную облачность, которая предвещает уже по-летнему жаркий день. Для многих московских школьников предстоящий день – особенный. Потому что в этот день Московский центр экологии, краеведения и туризма проводит “Зеленую олимпиаду” юных экологов и натуралистов.

Д.В. Моргун,
директор ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ

Именно для этих ребят позади несколько недель подготовки, ожидания, предвкушения интересных встреч и торжества достижений… А для организаторов олимпиады – недели тщательной, скрупулезной подготовки к большому событию городского масштаба, завершающему цикл экологических мероприятий каждого учебного года вот уже более 30 лет в системе московского образования.

В Москве активно развивается система экологического образования в школах и центрах дополнительного образования. Экологические объединения Москвы разнообразны как по содержанию, так и по формам своей работы. Это и традиционные “кружки юных натуралистов”, воспитывающие будущих биологов – исследователей и ученых. Это и эколого-краеведческие клубы, в которых обучаются настоящие туристы, наблюдающие природу родного края на многокилометровых маршрутах по всей стране. Это и юные любители природы, постигающие тайны через художественное творчество и увлекательные экологические игровые программы. Здесь с ними работают профессионалы, и, как правило, их энтузиазм – наследие многолетних традиций биологических кружков, где особое значение имеют ценности науки, исследовательского и творческого поиска. Свыше 300 000 московских школьников занимаются сейчас по программам естественнонаучной направленности, в которых особенно важны экологические разделы.

И, безусловно, большинству из них знакома Московская “Зеленая олимпиада”. Олимпиада проводится с 1982 года и является одним из старейших мероприятий для учащихся, интересующихся проблемами экологии и биологии. За долгие годы в ней сложились свои традиции, а также критически отбирались методы и содержание, наиболее интересные и доступные для московских юных экологов.

“Зеленая олимпиада” – это действительно уникальное экологическое мероприятие, поскольку в отличие от большинства “аудиторных”, “теоретических” конкурсных мероприятий она проводится в условиях непосредственной полевой обстановки – на территории лесничества в окрестностях Мисайлово Ленинского района Московской области.

Каждый год на городском этапе олимпиады встречается не менее 500 лучших юных экологов Москвы. Среди участников – постоянные победители и призеры, учащиеся многих школ, МДЮЦ ЭКТ, комплекса «Воробьевы горы», школы-интерната «Интеллектуал». Полевая обстановка, командный дух, соревновательность, здоровая, но напряженная конкуренция, искренний интерес к природе – вот основные настроения, которыми пропитана атмосфера “Зеленой олимпиады”. Олимпиада проводится для московских юных экологов, которые объединяются в команды из 3-5 человек. Команды делятся по возрастам: отдельно соревнуются учащиеся 6-8 и 9-11 классов школы.

Почему московские юные экологи так ждут это яркое событие – «Зеленую олимпиаду»? Во время олимпиады им предстоит соревноваться в своих познаниях животных, растений, особенностей природных сообществ Подмосковья непосредственно на территории лесничества. Олимпиада включает шесть основных этапов, отличающихся по своему содержанию.

На этапе «Зоология позвоночных» участникам необходимо определить шесть птиц по голосам или визуально, глядя в бинокли. Для этого участники выходят на специально оборудованный маршрут вместе с членами жюри этапа и наблюдают птиц. Затем, вернувшись на точку этапа, им предлагается определить характерные следы жизнедеятельности зверей и птиц.

На этапе «Зоология беспозвоночных» их задача усложняется: здесь им выдают энтомологические сачки и другие специальные средства для сбора беспозвоночных животных, а собранных животных им необходимо правильно определить и описать. Нередко даже специалисту бывает сложно с ходу определить пойманных насекомых! Но наши участники успешно справляются и с этой задачей. На олимпиаде действует незыблемое правило: все живые организмы, собранные в лесничестве для определения и описания, необходимо отпустить обратно, не убивая и не нарушая природного равновесия! Возможно, благодаря этому, природа Мисайловского лесничества так хорошо сохранилась, несмотря на многолетнее проведение олимпиады на этой территории. Нужно отметить, что при всей близости лесничества к мегаполису, территория этого зеленого уголка Подмосковья хорошо отграничена от трассы и населенного пункта. Благодаря этому, здесь нет ни постоянных стоянок туристов, ни пастбища, ни покоса.

На этапе «Гидробиология» участники собирают и определяют водных беспозвоночных животных, пресноводные водоросли определяют через микроскоп. По их составу, как известно, можно примерно определить экологическое состояние водоема. Это тоже входит в задачи участников олимпиады.

На этапе «Практическая экология» перед участниками стоит, пожалуй, самая непростая задача: им нужно описать природное сообщество в целом, комплексно понимая целостные закономерности его жизни. Для этого жюри этапа закладывают площадки, подходящие для комплексного описания. Участники олимпиады описывают ярусы леса, а также отвечают на вопросы о взаимоотношениях организмов в данном сообществе. Кроме того, им требуется описать почвенный профиль.

Ботанический этап, где московские юные экологи должны проявить свои знания в поздневесенних растениях Подмосковья, всегда кажется наиболее трудным! И недаром: в это время в лесничестве цветет около 45 видов растений, а ведь нужно определить еще и лишайники, и трутовые грибы! Но московские школьники, специально совершающие выезды в лес, справляются и с этим.

Организаторы мероприятия ежегодно проводят анкетирование участников с целью улучшения проведения олимпиады. По итогам анкетирования в 2016 году оказалось, что ботанический этап показался участникам самым трудным. А вот самым популярным и интересным по итогам опроса оказался туристический этап – «Экспедиционное дело». На нем участникам предлагаются крайне разнообразные задания: постановка палатки, основы ориентирования, использование термометра, барометра, нивелира в полевых условиях, сбор аптечки для проведения похода. А вот от разжигания костра как отдельного задания на этом этапе организаторы решили отказаться! Это связано с тем, что особое внимание всегда уделено вопросам экологической безопасности леса в условиях повышенной пожароопасности.

Весь коллектив олимпиады отметил, что приоритет «Зеленой олимпиады» – это охрана биоразнообразия, защита леса, а также безопасность самих участников.

Огромная подготовительная работа проведена и жюри олимпиады. Жюри «Зеленой олимпиады» – это настоящие профессионалы своего дела: биологи, экологи, почвоведы, специалисты экологического образования. В составе жюри ежегодно работает около 30 человек, большая часть из которых – кандидаты наук. Многие из членов жюри провели не одну «Зеленую олимпиаду». В составе жюри этапа «Гидробиология» – кандидат биологических наук В.М. Маслов, кандидат биологических наук Фролова Г.И. Знания учащихся в области практической экологии оценивали сотрудники МДЮЦ ЭКТ. Работой на этапе руководит кандидат биологических наук Полозов Г.Ю.

Победителями и призерами олимпиады в 2017 году стали команды ГБПОУ “Воробьёвы горы”, ГБОУ “Школа “Интеллектуал”, ГБОУ “Школа 1095”, ГБОУ “Школа 446”. Среди команд, лучших на отдельных этапах, отмечены ученики Школы № 932, Гимназия № 1517, Школы № 883 и другие. Каждый год, подводя итоги мероприятия по устным отзывам и анкетам, организаторы олимпиады – сотрудники МДЮЦ ЭКТ – стараются сделать олимпиаду лучше. Из анкет мы узнали, что основными мотивами участия в олимпиаде как для учащихся, так и для их руководителей было – изучение природы родного края, общение со специалистами и возможность узнать что-то новое. С учетом того, что в этом году приехало рекордно большое количество команд, приятно понимать, что они искренне заинтересованы в повышении уровня экологических знаний, в развитии своей компетентности в вопросах полевой экологии и биологии.

Из анкет педагогов и участников нам стало очевидно, что эффективным источником для такого повышения экологической подготовки являются программы дополнительного образования. Ведь они обеспечивают атмосферу сотрудничества специалистов и учеников, в рамках таких программ подбираются необходимые для подготовки коллекции и другие материалы, ведется неформальное общение между педагогом и ученическим коллективом. А это, безусловно, необходимый залог для личностного и профессионального роста. И благодаря таким уникальным проектам, как «Зеленая олимпиада», где органично соединяются природа и познание, живой интерес и наука, – возрастает уверенность в воплощении идеалов устойчивого гармоничного развития природы и будущих поколений…

Добавить комментарий

Войти с помощью: