Мини-музей как эффективная форма взаимодействия с родителями обучающихся учреждения дополнительного образования

Правильно организованное взаимодействие в системе «педагог – родители» стимулирует их совместную воспитательную деятельность, а также оказывает благотворное влияние на социализацию и развитие способностей детей, особенно дошкольников. В центре внимания автора статьи находится организация деятельности мини-музея в учреждении дополнительного образования детей как формы взаимодействия двух ведущих социальных институтов воспитания ребенка – семьи и образовательного учреждения. Статья предназначена, в первую очередь, для педагогов дополнительного образования, однако может быть интересна и специалистам учреждений других типов, участвующим в организации работы с семьей / родителями.

Т.Г. Решетникова,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»,
г. Саяногорск

Многолетний опыт педагогической работы автора статьи показывает, что с каждым годом молодые, в возрасте 25–30 лет, родители шестилетних обучающихся становятся все менее заинтересованными в активном включении в жизнь образовательной организации, списывая все на свою загруженность. Кроме того, более 50 % из них считают, что пребывание ребенка в детском саду в течение всего дня или в учреждении дополнительного образования в кружке или секции больше способствует его разностороннему развитию, чем семья. Это ведет к уменьшению роли ответственного родительства, снижению качества содержания семейного воспитания и образовательного процесса в целом.

А ведь именно семье и родителям сегодня отводится приоритетная роль в развитии личности ребенка, в сохранении традиционных семейных ценностей:

  • «…родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» (Закон «Об образовании в Российской Федерации») [1];
  • родители – первые педагоги в воспитании и развитии своих детей, в «возрождении и сохранении духовно-нравственных традиций в семейных отношениях, создании условий для семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе» (Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года) [2].

Сложившаяся ситуации актуализирует поиск новых форматов взаимодействия педагогов с родителями: «Дело педагога не поставить перед родителем задачу, а вместе искать и реализовывать новые подходы к воспитанию…» [5] Поэтому включение родителей в образовательный процесс в интересах ребенка является для педагога, автора статьи, актуальной задачей, решение которой наиболее эффективно с использованием подхода, который условно можно назвать «социологическим». «Одним из базовых оснований данного подхода является изучение семьи ребенка сотрудниками образовательной организации и учет выявленных семейных особенностей воспитания. При дальнейшем взаимодействии с этими семьями педагоги/специалисты максимально используют обнаруженные положительные особенности семейного воспитания и нивелируют отрицательные» [4].

В основе образовательной деятельности Центра детского творчества города Саяногорска (далее – Центр творчества) лежит индивидуальный подход к каждому ребенку, при котором учитываются особенности семьи и создаются оптимальные условия для воспитания. К сожалению, не все родители активно откликаются на привычные формы воспитательного воздействия. Одним из вариантов решения этой проблемы стала музейная педагогика как форма работы, которая была бы интересна и позволила бы включиться в нее всем участникам образовательного процесса.

Город Саяногорск небольшой, на его территории находится Этнокультурный центр и Краеведческий музей, в котором имеются только два зала: «Зал боевой Славы» и «Зал древности». А маленьким горожанам интересны и другие выставки. Этот культурный голод педагоги Центра творчества утоляют в совместной работе с детьми и родителями по организации мини-музеев.

«Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию… Мини-музей – это познавательный центр, результат совместной работы педагога, детей и родителей» [3].

Цель такой работы – сплочение родительского коллектива, вовлечение семьи в единое образовательное пространство Центра творчества, сохранение семейных ценностей и традиций, способствующих повышению качества и эффективности воспитания ребенка. А среди задач, решаемых в процессе создания мини-музея, можно выделить: создание условий к установлению доверительных партнерских отношений с родителями, обогащение их воспитательных умений, проявление творческих способностей и, как следствие, укрепление детско-родительских отношений.

Процесс организации мини-музея состоит из нескольких этапов.

На первом (подготовительном) этапе мы вместе с детьми выбираем тему и название, с творческой группой родителей определяем содержание, возможный перечень и место для размещения мини-музея.

На втором этапе педагоги и родители предоставляют экспонаты из домашних коллекций и «копилок», приносят поделки, макеты, изготовленные своими руками в семье. Чувствуя заинтересованность и свою ответственность, помогают в оформлении выставки, размещении фотографий и картинок, создании этикеток, правил обращения с предметами. Выставки оформляются торжественно, на видном месте, чтобы их могли посмотреть все желающие. Важно, чтобы все представленные экспонаты были оценены по достоинству и не остались незамеченными. Далее наиболее заинтересованные родители принимают участие в написании сценария экскурсий.

Третий этап – функционирование мини-музея (проведение экскурсий).

Экскурсии в музее проводят педагоги Центра творчества. Проходят они в форме интерактивных игр, развлечений, на которых присутствуют дети и родители. Последних важно расположить к себе, вызвать желание поделиться своими мыслями. После каждой экскурсии детям предоставляется возможность самостоятельно рассмотреть экспонаты, задать вопросы взрослым, обсудить с ними разнообразие творческих выдумок. И самое главное, в настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Для детей дошкольного возраста это особенно актуально, поскольку именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что  материал лучше усваивается через наглядность и осязание.

На заключительном этапе подводятся итоги работы мини-музея: обсуждаются условия для творческого общения и сотрудничества, заинтересованность и активность всех участников образовательного процесса, рассматривается интеграция (помог ли мини-музей в реализации педагогических задач Центра творчества), выясняется, с какими трудностями пришлось столкнуться.

Тематика организации мини-музеев разнообразна, вот некоторые из них.

«Масленица широкая» – на выставке были представлены предметы народных промыслов: гжель, дымковская игрушка, матрешки, куклы в национальных костюмах, старинные украшения, народные музыкальные инструменты, предметы быта. Особенно заинтересовало ребят появление «Масленицы», вокруг которой по традиции все водили хоровод, играли и угощались вкусными горячими блинами.

«В гостях у сказки» – любимая тема и для маленьких, и для больших. Настоящее чудо: Колобок, Золотая рыбка, Мойдодыр, Баба Яга, шапка-невидимка и другие сделанные руками родителей сказочные герои и предметы. Именно сказка вызывает у всех живой эмоциональный отклик, поэтому презентовали сказочных героев и свои творческие работы на эту тему сами дети.

«Старинная игрушка» – это царство детских грез: в мини-музее были собраны игрушки, с которыми играли еще бабушки и дедушки. И даже прабабушки! Возраст некоторых экспонатов – кукол, машинок, неваляшек, елочных украшений – насчитывал 70–100 лет. Также были представлены настольно-печатные игры, фотографии, открытки, книги по соответствующей тематике. Такой красивый и незабываемый «детский рай» запомнится всем надолго.

Выставка «Необычные музыкальные инструменты» собрала в музее самые разные виды музыкальных инструментов: струнные, ударные, духовые и шумовые сделанные своими руками из различных материалов (дерева, пластика, стекла и пр.). И все – звучащие! Кроме этого была размещена информация о профессиях дирижера, композитора, а также изображения людей, играющих на необычных инструментах. В рамках музея под руководством дирижера дети освоили игру на них и все вместе исполнили русскую народную плясовую.

«Волшебный Космос», «Музей одного образа», «Шляпы разные нужны, шляпы всякие важны!» – все проекты предусматривали активное включение обучающихся и их семей в совместное творчество.

Для детей и взрослых посещение мини-музеев – настоящий праздник и море позитива. К тому же создание мини-музеев целенаправленно ведет к улучшению организованной предметно-развивающей среды учреждения. А содержательный, эстетический вид Центра творчества вызывает у всех чувство гордости, желание посещать его и еще больше побуждает к активной творческой деятельности, внесению вклада в его процветание.

В век компьютеров, телевизоров и бесконечного числа развлечений занять ребенка очень просто. Однако самые теплые воспоминания детства будут связанны с тем временем, которое малыши провели вместе со своими близкими, когда под руководством любящих взрослых они кропотливо подбирали материал, создавали поделки для мини-музея.

Таким образом, организация мини-музеев стала нашей хорошей традицией и одной из эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников. Они удовлетворены этим процессом и являются не пассивными наблюдателями нашей педагогической деятельности, а активными участниками всех наших дел. Такая работа дала нам возможность наладить сразу несколько взаимосвязанных процессов: взаимодействие с родительской общественностью, согласование с ними приоритетов воспитания, обогащение педагогического опыта родителей, их воспитательных и творческих умений. А для педагогов организация мини-музеев стала формой повышения профессионального мастерства в вопросах укрепления детско-родительских отношений, в использовании интересных, продуктивных форм работы с детьми и родителями.

Список источников:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ – Редакция от 08.08.2024 (дата обращения: 12.11.2024).
  2. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р [Электронный ресурс]. – URL: 75dbc4a9935bf3a9a86b.pdf (дата обращения: 12.11.2024).
  3. Кудряшова Н.А., Федорова Н.С. Система работы с детьми и родителями по организации мини-музея в рамках реализации технологии проектирования // Молодой ученый. 2017. № 11.1 [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/145/40652/ (дата обращения: 12.11.2024).
  4. Методические рекомендации по взаимодействию образовательной организации и родителей в процессе реализации рабочей программы воспитания. М.: Институт воспитания РАО, 2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://42vs.tvoysadik.ru/ upload/ts42vs_new/files/df/2d/df2d4896d0567577c2dc980cb1e5d25f.pdf (дата обращения: 12.11.2024).
  5. Трофимова С.С., Сомова Н.Л., Владыко О.М. Методические рекомендации для педагогов по работе с родителями при реализации программы воспитания в ОУ. СПб.: ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб., 2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://ddut-mosk.spb.ru/doc/d3828.pdf (дата обращения: 12.11.2024).

Добавить комментарий

Войти с помощью: