Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования – ответ на глобальные вызовы XXI века
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – развитию образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) как одного из этапов построения инклюзивного общества, где люди с ОВЗ имеют равные возможности и доступ к различным сферам жизни. Автор описывает опыт формирования музыкальной культуры детей с инвалидностью и с ОВЗ, их успешную социализацию и развитие их индивидуальных способностей. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, педагогам-дефектологам, руководителям учреждений дополнительного образования.
Н.Э. Тараканова,
методист,
педагог дополнительного образования,
Государственное бюджетное
Общеобразовательное учреждение
«Воробьевы горы»,
г. Москва
В России, как и во всем мире, увеличивается число детей с особенностями развития. В нашей стране более одного миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Все они должны иметь возможность строить жизнь по собственному выбору, исходя из своих интересов и увлечений, работать, реализовать свой потенциал. Глобальный вызов современности – построение инклюзивного общества, где каждый является полноправным членом, где признается равноценность жизни каждого человека [1; 6].
Важным шагом на пути к инклюзивному обществу является качественное образование и социализация детей с учетом их индивидуальных различий. В России многое делается для создания общества равных возможностей.
Ресурсы дополнительного образования в работе с «особенными» детьми поистине велики [3; 4]:
– оно не ограничено в выборе форм и содержания образования, методов и средств обучения;
– оно адресное, направлено на развитие личности в целом и индивидуальных способностей в частности;
– результатом является приобретение детьми конкретного практического опыта.
Все эти особенности нашли свое отражение в программе «Музыкальная шкатулка», которая была создана по многочисленным запросам родителей «особенных» детей и реализуется в Центре «Моцарт» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Воробьевы горы».
Программа «Музыкальная шкатулка» ориентирована на формирование музыкальной культуры детей с ОВЗ в сочетании с коррекцией имеющихся у них дефицитов психического и физического развития, а также на их социализацию. Для этого мы с ребятами в игровой форме знакомимся с ритмикой, основами нотной грамоты, с необычными музыкальными инструментами, тренируем артикуляцию, играем на фортепиано и, конечно, поем, наполняя нашу «шкатулку» радостью совместного творчества, достижениями, заслуженными результатами – дипломами лауреатов и дипломантов конкурсов и фестивалей муниципального, регионального и международного уровней.
Специфика деятельности педагога-музыканта заключается не только в создании условий для приобретения обучающимися специальных знаний, умений и навыков, но и в постоянном позитивном воздействии средствами музыкального искусства на личность каждого ребенка.
Приоритетным в музыкальном образовании детей с ОВЗ является наиболее полное раскрытие потенциала каждого из них, развитие индивидуальных способностей. И здесь неисчерпаемым источником вдохновения являются русская история, народные традиции, русские песни. На занятиях ребята знакомятся с музыкой народов России, с народными музыкальными инструментами. Мы частые гости федерального телеканала «Жар-птица», рассказывающего о русской культуре и музыке.
Максимально раздвинуть границы окружающего мира – задача, которую успешно решает дополнительное образование, постоянно расширяя тематику программ, предназначенных для «особенных» детей. Реализация программ в области традиционной народной культуры способствует формированию у детей представлений о культурном многообразии.
Дети, занимающиеся по программе «Музыкальная шкатулка», показывают хорошие результаты не только в музыке, но и в качестве речи, в двигательной активности, усидчивости и собранности. Например, трое из обучающихся на момент начала занятий по данной программе почти не говорили, но через год работы их речевые возможности заметно улучшились. Это дало толчок к дальнейшему развитию их способностей как в дополнительном образовании, так и в школе.
По программе «Музыкальная шкатулка» занимаются ребята с разными нозологиями, но системные и разнообразные занятия позволяют достигать устойчивых результатов:
- Улучшение коммуникации
Занятия музыкой могут значительно улучшить коммуникативные навыки детей с ОВЗ: пение и игра на музыкальных инструментах способствуют развитию речевых навыков и понимания языка. Исследования показывают, что музыкальные занятия помогают детям освоить речевые потоки и рифмы, что уменьшает монотонность их речи и улучшает произношение [7].
Музыка предоставляет уникальную возможность для невербального общения, что особенно важно для детей, испытывающих трудности с вербализацией своих мыслей и эмоций.
- Социальная интеграция
Музыка способствует социализации детей с ОВЗ, помогая им устанавливать связи со сверстниками. Участие в музыкальных группах или ансамблях позволяет детям взаимодействовать друг с другом, развивая навыки совместной работы и сотрудничества. Таким образом, музыкальные занятия могут стать основой для формирования дружеских отношений и укрепления социальных связей [5].
- Эмоциональное выражение
Музыка предоставляет детям с ОВЗ возможность выражать свои эмоции. Занятия музыкой помогают снизить уровень тревожности и стресса, а также способствуют улучшению настроения. Дети могут использовать музыку как средство самовыражения, что позволяет им лучше понимать и управлять своими чувствами. Это особенно важно для детей, которые могут испытывать трудности в понимании и выражении своих эмоций [8].
- Развитие когнитивных навыков
Музыка активирует различные области мозга, способствуя развитию когнитивных функций. Занятия музыкой помогают улучшить внимание, память и способность к обучению, способствуют формированию у детей с ОВЗ новых нейронных связей, что может привести к улучшению общей умственной активности ребенка [6].
Регулярные занятия музыкой могут значительно повысить самооценку детей с ОВЗ, а участие в концертах и публичных выступлениях помогает им развивать уверенность в своих силах и преодолевать страхи. Это также способствует формированию положительного отношения к себе и своим способностям.
Таким образом, музыкальное образование представляет собой мощный инструмент для поддержки развития детей с ОВЗ: оно не только улучшает их коммуникативные и социальные навыки, но также способствует эмоциональному выражению и развитию когнитивных функций. Музыка открывает новые горизонты для детей с ОВЗ, помогая им интегрироваться в общество и реализовывать свои потенциальные возможности.
Обучающиеся по программе «Музыкальная шкатулка» активны, не боятся сцены и публичных выступлений. Они успешно принимают участие в концертах, праздниках, конкурсных мероприятиях.
Наши занятия вносят вклад в подготовку обучающихся к их дальнейшей жизни. Полученный в процессе обучения практический опыт помогает им определиться с будущей профессией. Так, несколько моих обучающихся планируют связать свою жизнь с музыкой.
Инклюзивное общество – это общество с особенным массовым сознанием. Поэтому важно уже сейчас менять отношение к людям с ОВЗ, менять угол зрения на проблему. И начинать здесь приходится с самого близкого круга – с семьи [2; 8].
Обучение детей с ОВЗ – это всегда работа с родителями, оказание им психологической поддержки, так как рождение ребенка с инвалидностью является испытанием для семьи. Помогая «особенному» ребенку в социализации, улучшая его коммуникацию с миром, делясь с ним радостью жизни, мы делаем счастливее не только его самого, но и его родных и близких.
Развивая личность ребенка, раскрывая его потенциальные возможности, раздвигая перед ним границы окружающего мира, меняя отношение общества к людям с ОВЗ, мы способствуем созданию инклюзивного общества и его устойчивому развитию [1; 3]. Это сложный процесс, требующий участия всех членов социума, поддержка которых наряду с разработкой соответствующих программ и мероприятий, поможет создать такое общество, где каждый человек будет иметь равные возможности и доступ к различным сферам жизни [6].
Список литературы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629.
- Гуленков В.А., Романова Г.А. Инклюзия в системе дополнительного образования // Инклюзивное образование: теория и практика: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» (Орехово-Зуево, 14.06.2019) / отв. ред. О.С. Мишина, Г.А. Романова, Т.В. Тимохина, О.С. Кузьмина, Т.Ю. Четверикова. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2019. С. 130–135.
- Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 36. С. 1–
- Новикова Г.П., Бакланова Т.И. Инклюзия в общем музыкальном образовании // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2022. № 4. С. 39–43.
- Подготовка будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников: Монография / И.А. Руднева, О.А. Козырева, Е.М. Сафронова, Е.В. Шипилова. Саратов: Вузовское образование, 2022. 140 с.
- Румянцева Н.В. Конкурс профессионального мастерства «Сердце отдаю детям» как инструмент развития региональной системы дополнительного образования детей // Региональная система дополнительного профессионального педагогического образования: ресурс развития кадрового потенциала: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 80-летнему юбилею ИРО (Ярославль, 27–28.10.2020). Ярославль: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования», 2020. С. 119–122.