Готовность педагога дополнительного образования к работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
В статье рассматривается проблема готовности педагога дополнительного образования к работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации в современных социокультурных условиях.
Автор анализирует нормативно-правовые документы, методические рекомендации и выражает беспокойство по поводу того, что ряд положений этих документов устарели, нуждаются в обновлении и переработке, требуют адаптации к современной ситуации. Статья адресована педагогам дополнительного образования, работающим в массовых учреждениях и организациях с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Л.Н. Буйлова,
кандидат педагогических наук, доцент,
научный консультант Межрегиональной ассоциации
педагогов дополнительного образования,
Почетный работник общего образования РФ,
старший методист ГБПОУ «Воробьевы горы»,
Москва
В последние годы в рамках рассмотрения вопросов государственной социальной политики все актуальнее и острее звучат проблемы защиты детства. И система дополнительного образования, в силу присущих ей характеристик, как никакая другая образовательная система, имеет огромные преимущества для защиты детей и организации работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Это — особая зона внимания, получившая статус самостоятельной социальной проблемы, но на практике она переплетается с иными негативными социальными проявлениями: ежегодно более 100 тыс. детей становятся жертвами самых разных преступных посягательств, большой процент детей гибнет, получает тяжкий вред здоровью…
Федеральный закон № 122 «Об основах социального обслуживания населения», принятый Государственной Думой РФ 22 октября 1994 года, дает следующее определение понятию «трудная жизненная ситуация»: «трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую человек не может преодолеть самостоятельно».
И «трудная жизненная ситуация» — одна из ситуаций, а исследователи выделяют их множество: воспитывающая ситуация, семейная ситуация, проблемная ситуация…
Но это понятие зафиксировано Федеральным законом в 1994 году, а сегодня уже совсем другое время и «трудных ситуаций» стало гораздо больше, даже таких, о которых никто не говорил еще несколько лет назад. Прибавилось то, о чем мы раньше не знали и не имели представления: буллинг, троллинг, кибербулинг, моббинг, хейзинг… А ведь у каждой ситуации есть свои особенности и для каждой «ситуации» нужны свои методы работы, способы взаимодействия, свое содержание работы.
Понятие «дети в трудной жизненной ситуации» общеизвестно и тоже закреплено законодательно в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 16.10.2019):
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети — жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);
- дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
И, конечно, этот список открыт (потому что понятие пришло из 1998 г.). И, конечно, его необходимо продолжить с учетом той ситуации, в которой живут современные дети и взрослые (ВИЧ, психоактивные вещества и наркотики, Интернет и его угрозы, социальное неравенство, суицидальное поведение, терроризм и т.д.). Ежедневно мы сталкиваемся с ужасающими картинами: насилие, издевательство и жестокость в семьях, социальное сиротство, «отклоняющиеся» формы поведения детей и взрослых…
Не случайно появилось понятие «деформированное детство», которое звучит как упрек нам, взрослым, и воспринимается как глобальная проблема человечества.
Если ребенок развивается в позитивных и благоприятных условиях, то у него формируются позитивные качества (чувство прекрасного, забота о людях и животных, щедрость, доброта), в иной ситуации возникают зависть к ближнему, ненависть, злоба, агрессия, скупость, жадность и т.п. Человек превращается в раба своей сущности, своих желаний и пороков.
Очевидно, что каждая из названных детских групп (по перечисленным выше качествам) требует особого отношения и особых знаний взрослых людей, которые с ними общаются и работают, потому что для взрослых — это работа, а для детей — их жизнь. Если взрослые, находясь в трудной ситуации, могут сделать выбор, принять решение, то дети, в силу недостатка опыта, сил и знаний, нуждаются в помощи мудрого человека.
Помимо узких специалистов, которые помогают снять агрессию, не сойти с ума, не потеряться в жизни и т.д., которые могут профессионально защитить и вылечить, есть педагоги дополнительного образования, которые могут ВСЕ (!), которые принимают всех детей без отбора, не сравнивают их по способностям, не ставят оценок, дают возможность поверить в себя, в свои силы и талант, испытать ситуацию успеха…
Но, опять повторюсь, что для каждой группы проблем, для каждой сложной ситуации у педагога должны быть специальные методы, приемы, способы работы и решения вопросов.
Кто и где этому учил педагога дополнительного образования? Ответ очевиден. Проблема в том, что к такой работе практически не готовят вузы, а отсутствие специальной подготовки компенсируется за счет самообразования, практического опыта и дополнительного профессионального образования, в котором нуждаются не только начинающие, но и опытные педагоги.
Вот и получается, что педагоги, которые работают с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, часто организуют свою деятельность с опорой на интуицию и собственный жизненный опыт. Они нуждаются, помимо педагогических, в специальных знаниях и умениях.
Проблема не является новой, но в современных условиях приобретает особо острый характер.
Еще в 2013 году Министерство образования и науки РФ подготовило Методические рекомендации по организации обучения педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (от 18 ноября 2013 г. № ВК-53/07вн), где было отмечено, что организовать работу с такими детьми сложнее, чем с детьми из благополучных семей, нужен особый подход к каждому ребенку, здесь нельзя надеяться на родителей, рассчитывать на семейное воспитание и на то, что с ними будут дополнительно заниматься дома.
Далее подчеркнуто, что для работы с данной категорией детей нужно создавать оптимальные условия для развития их самостоятельности; интереса к окружающему миру, формирования коммуникативных способностей: необходимо научить их жить, любить родину, дружить, быть честными и доброжелательными, вновь научить верить, доверять, радоваться жизни, быть счастливыми.
Главное в работе педагога с такими детьми — создание адаптивных условий для формирования безопасной и комфортной среды для ребенка в образовательной организации и семье, а также обеспечение помощи и гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп. Для этого должны быть созданы специальные дополнительные профессиональные программы (ПК и ПП), не менее 72 часов, которые дадут соответствующую базу, начиная со знания нормативных документов и прав детей и заканчивая содержанием работы, современными методами диагностики и умением планировать и организовывать работу, общаться с родителями и органами системы профилактики, и, конечно, с изучением психолого-педагогических особенностей работы с такими детьми.
А каждый регион, зная свои особенности и проблемы, анализируя статистику и имея конкретный запрос, должен иметь свои программы повышения квалификации и комплекс методических мер по сопровождению педагогов, работающих с такими детьми.
В соответствии с паспортом приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11), разработана и рекомендована регионам для внедрения Типовая модель реализации программ вовлечения в систему дополнительного образования детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Отмечено, что система кадрового обеспечения работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, не соответствует задачам этой работы и не вписывается в современные условия. Традиционные методы работы здесь не подходят, так как не восполняют актуальные дефициты, не выстраивают опоры для социализации: здесь нужны производственно-практические пробы.
Кроме того, кадровое обеспечение мероприятий дополнительного образования, предполагающих вовлечение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, требует привлечения узких специалистов, работающих в сферах, не связанных с образованием, а способных продемонстрировать высокую успешность и эффективность, оформленную жизненную позицию, способность руководить действиями других людей: наставничество со стороны «значимых взрослых», воплощающих образ жизненного успеха.
Такое привлечение требует специальных методических разработок, позволяющих включить людей данного типа в образовательный процесс.
Подготовка педагогов включает следующие позиции:
- Курсы повышения квалификации, тренинги для педагогов, на которых их научат разрабатывать специальные программы и проекты поддержки детей, осуществлять их реабилитацию с учетом особенностей детей.
В результате педагоги должны научиться:
- отбирать содержание и формы педагогического сопровождения социализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- организовать социальное партнерство специалистов по социализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- оценить результативность такого педагогического сопровождения.
- Система специальных профессиональных конкурсов и грантовой поддержки.
- Система дистанционной поддержки таких специалистов.
В рамках реализации Типовой модели реализации программ вовлечения в систему дополнительного образования детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на базах региональных модельных/опорных центров разрабатываются Дорожные карты, создаются банки данных несовершеннолетних, состоящих на всех видах профилактического учета, банки данных детей, нуждающихся в самой разнообразной помощи, анализируются дефициты их развития и воспитания, вырабатываются алгоритмы действий по вовлечению детей и подростков в занятия дополнительным образованием.
И сегодня мы отмечаем, что есть «просто» педагоги, а есть педагоги, которые работают иначе, которые не только учат детей своему предмету, но и помогают детям преодолеть трудные жизненные ситуации, привести «в порядок» детскую душу, развеять тревоги и страхи. И помимо педагогических и специальных знаний (как устроено их дело), педагоги должны хорошо разбираться, как устроена детская душа (психика на обычном научном языке).
Педагоги дополнительного образования — это «помогающие» специалисты, которые дают ребенку возможность ощутить почву под ногами, поверить в себя и найти себя; они имеют потенциальные возможности поддержки ребенка средствами своего предмета, так как педагог дополнительного образования не ставит невыполнимых задач, с ним можно откровенно обо всем поговорить, ему скажут то, что не смогут сказать родителям: ведь он — значимый взрослый, а каждое занятие дополнительного образования несет особую энергетику и позволяет понять, что ничего не потеряно, а только начинается… А результатом такого взаимодействия становится успешная социализация каждого ребенка, обеспечение безопасности, сохранение и укрепление здоровья, обеспечение благополучного и защищенного детства.
Список литературы
- Буйлова Л.Н. Порядок организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: дети особой заботы. //информационно-методический журнал «Внешкольник». — М.: ООО «Новое образование». — № 3. — 2019. — C. 9-14.
- Макеева Т.В. Социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Ярославский педагогический вестник. — — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-okazavshihsya-v-trudnoy-zhiznennoy-situatsii (дата обращения: 20.12.2019).
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09. [Электронный ресурс] https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-29032016-n-vk-64109/metodicheskie-rekomendatsii-po-realizatsii-adaptirovannykh/ (Дата доступа 7.04.2019).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Попова И.Н. Дети, нуждающиеся в социальной инклюзии, какие они: об особенностях психофизического развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья //информационно-методический журнал «Внешкольник». — М.: ООО «Новое образование». — № 3. — — C. 13-20; № 4. — 2019. — C. 14-19.
- Типовая модель реализации программ вовлечения в систему дополнительного образования детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». — М.: Фонд новых форм развития образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский Государственный Технический университет имени Н.Э. Баумана 2017 — 608 с. — С. 380-411. [Электронный ресурс] — URL: http://dop.edu.ru/upload/file_api/10/93/1093714d-d2b2-4305-891b-ef37c6a390fa.pdf (Дата доступа 20.12.2019)
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 в последней действующей в 2019 году редакции от 02.12.2019, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 13.12.2019.