Формирование патриотического сознания, исторической памяти у обучающихся изостудии через изображение в рисунках героической истории нашей родины
Учебно-методические материалы разработаны в ходе анализа работы по формированию патриотического сознания и исторической памяти в изостудии «Креатив» МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества» города Королев Московской области, приведен материал из опыта обучения изобразительному искусству. Данная статья была написана для выступления на Городском методическом объединении учителей изобразительного искусства и отражает методику и педагогические взгляды педагога на обучение и воспитание по указанной теме.
УДК 372.8
С.А. Афанасенкова,
педагог дополнительного образования высшей категории,
методист МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»,
Россия, Московская обл., городской округ Королев
Этот год знаменателен, страна будет праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех сферах его деятельности. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотического сознания и гражданского достоинства, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.
Еще в начале XX века русский философ и ученый И.А. Ильин предостерегал: «Образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его».
Необходимость приобщения подрастающего поколения к вечным истинам и духовным ценностям на сегодня очевидна. Особую роль в этом играет художественное изобразительное творчество. Привлечение детей к изобразительному искусству, которое хранит накопленные веками духовные традиции, поможет сформировать в ребенке гармоничные духовные и нравственные принципы. В.А. Сухомлинский писал: «Искусство — это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного».
Таким образом, занятия изобразительным творчеством призваны по своей сущности обогатить душу ребенка и разбудить в нем нравственные чувства, они должны ориентироваться на развитие творческого начала в художественной деятельности детей.
Именно педагог имеет возможность на занятиях по изобразительному искусству подводить учащихся к пониманию того, что патриотичный человек, тот, кто любит свое отечество, готов на жертвы и подвиги во имя интересов Родины, стремится участвовать в решении ее современных проблем вместе с народом.
В связи с этим задача патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Сегодняшняя пропаганда американского образа жизни и ценностных ориентаций работает, прежде всего, на повышение интереса к зарубежной поп-культуре, создание новых дешевых рынков сбыта для ее продукции. Духовный человек — это, прежде всего, гражданин и патриот Отечесва. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации.
Многие педагоги ведут занятия по рабочим программам, разработанным на основе примерной программы по изобразительному искусству (издательство «Просвещение», 2013), авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», М.: Просвещение, 2013.
Цель программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Выделим ключевые слова: формы освоения мира, самовыражение, пространство.
Занятия изобразительным искусством изначально ориентированы на развитие творчества. Творчество подразумевает создание работы, отражающей индивидуальное переживание и самостоятельное понимание явлений и событий жизни обучающихся. Тематика разделов, введенных в общеразвивающие школьные программы по изобразительному искусству, построена на осмыслении постепенно расширяющейся сферы взаимоотношений обучающегося с окружающим миром.
В этом учебном году все конкурсы приурочены к юбилейной дате, и наша задача — суметь вписать темы конкурсов в учебный план. Эта задача стоит перед педагогами школ и педагогами дополнительного образования. Обратимся к содержанию общеобразовательных школьных программ. Рассмотрим подробно те разделы программ с 6-го по 7-й классы, в содержание которых возможно включать основные задачи, связанные с тематикой многочисленных городских и всероссийских конкурсов.
Темы разделов программы по ИЗО
6-й класс — 35 часов. Изобразительное искусство в жизни человека
Рассмотрим содержание раздела «Вглядываясь в человека. Портрет». На этот раздел отведено 12 часов по программе.
Одна из его тем — «Образ человека — главная тема искусства». Педагог рассказывает об изображение человека в искусстве разных эпох, о портрете в живописи, графике, скульптуре, о великих художниках-портретистах. Дети изучают следующие подтемы:
- Конструкция головы человека и ее пропорции. Закономерности в построении.
- Изображение головы человека в пространстве.
- Портрет в скульптуре.
- Графический портретный рисунок.
- Сатирические образы человека.
- Образные возможности освещения в портрете.
Раздел «Человек и пространство. Пейзаж» — 7 часов. Сюда входят такие темы, как:
- Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой в исторический жанры.
- Изображение пространства.
- Выразительные возможности изобразительного искусства.
Обобщение материала учебного года
Значение изобразительного искусства в жизни людей.
Виды изобразительного искусства.
Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность.
7-й класс — 35 часов. Дизайн и архитектура в жизни человека. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека — 12 часов
В рамках данного раздела дети знакомятся со следующими темами:
- Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
- Город сегодня и завтра.
- Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
- Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
А теперь взглянем на количество, уровень и основную тематику предлагаемых конкурсов этого года.
1. Муниципальный конкурс детских рисунков и плакатов «Нам нужна одна Победа», представленные номинации:
- «Города-герои». Творческая работа, отражающая легендарные события в городе-герое; конкретное место в городе, изображенное во время Великой Отечественной войны и в нынешнее время.
- «Животные на войне». Творческая работа, иллюстрирующая участие животных в событиях Великой Отечественной войны.
- «Дети Войны». Творческая работа, иллюстрирующая вклад детей и подростков в победу или будни военного детства.
- «Женщины на войне». Творческая работа, иллюстрирующая вклад в победу или будни военного времени.
- «Герой Великой Отечественной войны». Творческая работа, иллюстрирующая подвиг героя Великой Отечественной войны.
- «Иллюстрация песни о войне». Творческая работа, иллюстрирующая содержание песни.
2. Муниципальный этап VI Международного конкурса детского рисунка «Через искусство к жизни!» Тема года: «Путь моей семьи к Великой Победе!». К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
3. Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Память сильнее времени».
4. Региональный этап международного конкурса детского рисунка «Я вижу мир: мир нашему дому».
5. Областной конкурс открыток, посвящённых 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Помним!» в рамках федерального партийного проекта ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ». «Историческая память».
6. Муниципальный конкурс «Дороги Великой Победы» (художественная обработка ткани), проводившийся в рамках Городского фестиваля изобразительного и педагогического творчества «Мы — дети нашей страны».
7. Конкурс «Гармония живописной сюиты» (живопись), проводился в рамках Городского фестиваля изобразительного и педагогического творчества «Мы — дети нашей страны».
При такой насыщенности конкурсных событий наша педагогическая задача заключается в том, чтобы тему года — празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне — максимально приблизить к жизни обучающегося. Это и фронтовые истории, и сюжеты из жизни в тылу. Дети должны понимать, что в это время на фронте и в работе тыла был настоящий, великий героизм! Преодоление потерь и лишений — это тоже великое мужество и страдание!
Педагогу необходимо создать особые условия, среду для передачи информации по этой не простой и в то же время очень важной теме, постараться включить обучающегося в процесс осознания и переживания вечных истин как личностно значимых жизненных ориентиров.
Что можно сделать? Рассказывать детям о том, что, вопреки идущей войне, люди продолжали созидать, творить, учиться и любить и даже находили возможность радоваться, что давало им новые силы. У многих сегодняшних обучающихся бабушки и дедушки во время войны были детьми, как проходило их военное детство? А восстановление страны! Это тоже — путь каждой семьи. Для этого на занятиях по изобразительному искусству используются различные методики:
- погружение в воображаемую пространственно-временную среду (необычную, придуманную или представляемую на основе имеющихся жизненных впечатлений);
- перевоплощение, мысленное превращение в другого человека либо в предмет или необычную фантастическую частицу мира;
- создание атмосферы яркого, эмоционально окрашенного переживания конфликтной, необычной с нравственной точки зрения ситуации.
Таким образом, процесс познания и осознания важности этих дней, людей, которые защищали свою Родину, — очень значимая тема в воспитании подрастающего поколения.
В процессе ознакомления обучающихся с содержанием раздела «Город и человек», на который отводится по программе 12 часов, можно и нужно, на мой взгляд, показать особенности храмовой архитектуры. Эти занятия — лишь начальный этап духовного роста и развития обучающихся. Заглянув в свой внутренний мир, мы пробуем понять и донести до детей, что нас тревожит, что не складывается в отношениях с другими, начинаем искать возможные пути гармонизации и нравственного самосовершенствования. Поэтому указанную систему занятий по изобразительному искусству можно рассматривать как первые ступеньки духовного роста, ведущие в дальнейшем к необходимости каждому работать над собой, к осознанному выбору позитивных и устойчивых духовно-нравственных ценностей.
Наша история живет и продолжается в нас! И мы умеем ее понимать, сострадать, любить и гордиться! Это делает нас глубокими и умными! Необходимо ярко показывать все достижения Руси, России, СССР, Российской Федерации, и тогда не смогут дети не почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения действительно заслуживают огромного уважения.
Надо отметить, что обучающиеся МБУДО ЦРТДиЮ Изостудии «Креатив» ежегодно принимают участие в конкурсах по темам Победы в Великой Отечественной войне, «Города России — города-Герои» и являются победителями и призерами в муниципальных, областных, Всероссийских, Международных конкурсах и олимпиадах. Они одержали крупные победы уже и в этом учебном году: высокое количество участников и достойный результат обучения по программе.
В заключение хочется подчеркнуть, что формирование патриотического сознания, исторической памяти обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Создаваемый на уроках в общеобразовательной школе и на занятиях в дополнительном образовании настрой способствует успешной самореализации детей, т.к. обучение построено на диалоге, доброжелательном отношении и уважении к личности обучающегося. Любая работа обучающихся, будь то рисунок, аппликация или декоративная поделка, анализируется педагогом деликатно и внимательно, как очень важное творческое и личностное проявление. На всех этапах ведения длительной творческой работы мы должны осознавать, что основной ожидаемый результат — это не только духовно-нравственный, интеллектуально-творческий показатель, но и психосоциальный аспект развития ребенка, его социализация в группе единомышленников — сообществе сверстников и в обществе в целом.
Литература
- Куликова С.В. Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания в России // Управление современной школой. Завуч. — 2013. — № 8. — С. 72-77.
- Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. [Текст] / В.И. Лутовинов. — М. 2001. — 280 с.
- Миннер В. Воспитание патриотизма // Военные знания. — 2004. — № 4. — С. 25-26.
- Приходько В.И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. — 2011. — № 2. — С.53 — 57.
Фото на превью: deti-kosmosa.com