Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства в условиях дополнительного образования

Статья содержит основные понятия и краткий анализ проблемы патриотического воспитания детей, характеристику основных принципов и подходов к организации патриотического воспитания.

В работе представлена практическая модель патриотического воспитания детей в условиях дополнительного образования — объединения художественной направленности (изобразительное искусство), включая описание специфики педагогического процесса.

О.А. Меркулова,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи им. О.П. Табакова»,
Саратов

Новые социально-экономические условия жизни диктуют новые подходы к воспитанию. Поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из приоритетных задач не только современной российской школы, а в широком смысле этого слова, по выражению академика С.П. Ломова, «всего современного образовательного пространства, совпадающего с жизненным пространством народов, населяющих Россию» [1].

Одним из решений проблем духовного возрождения нации, формирования национального самосознания, любви к своему Отечеству является поднятие уровня и престижа в образовательной системе предметов эстетического цикла, в первую очередь — изобразительного искусства, так незаслуженно забытого в последнее время и значительно сокращенного в школьных программах [2].

Занимаясь изобразительным искусством, дети учатся чувствовать, думать, эмоционально сопереживать, образно познавая окружающий мир, т.е. развиваются духовно. Особенно это становится актуальным «сегодня, когда все более заметной стала постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, обострился национальный вопрос, утрачено истинное значение и понимание интернационализма, в этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма» [4].

К сожалению, проблема на сегодняшний момент состоит в том, что общеобразовательная школа, дающая детям только базовые знания и нацеленная на подготовку к сдаче ЕГЭ, эту задачу по патриотическому воспитанию решает не полностью.

«На современном этапе развития системы образования деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания детей приобретает особый смысл, т.к. именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей» [1].

Именно учреждения дополнительного образования, не столь ограниченные стандартами, программами и временем, более ориентированы на присущие каждой личности индивидуальные интересы, способности и потребности.

Воспитание и обучение детей средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования включает не только практические занятия по рисованию, но и беседы, экскурсии, посещение музеев, участие в выставках, выезды на пленэры, проведение мастер-классов, встречи с интересными людьми, что представляет более широкую свободу для детского творчества.

Рассматривая воспитание как неотъемлемую часть образовательного процесса, следует сказать, что в нем могут использоваться различные инструменты и методы. Однако очень важную роль играет искусство как инструмент, обладающий большой силой идейно-эмоционального воздействия. По мнению одного из известных советских педагогов В.А. Сухомлинского, «сила и эффективность патриотического воспитания определяются тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко человек видит мир и самого себя глазами патриота». Искусство может и должно выступать в качестве основного источника и носителя идеи Родины, пробуждать у человека чувства патриотизма и гражданской ответственности [5].

Изобразительное искусство, наряду с другими видами искусств, занимает свое особое место, обусловленное спецификой. Зрительно воспринимаемые образы живописи, графики, скульптуры наиболее четко фиксируются в памяти человека, способствуют формированию чувства прекрасного и правильного отношения к миру, активно формируют сознание, особенно в юном возрасте. Изобразительное искусство содержит богатый фактический материал для бесед на патриотические темы, поскольку почти все значительные события в истории нашей страны нашли отражение в изобразительном искусстве.

Примером применения изобразительного искусства для воспитания патриотизма являются известные живописные картины и графические работы: «Оборона Севастополя» А.А. Дейнеки (1942 г.), плакаты «Родина-Мать зовет!», автор И.М. Тоидзе (1941 г.), «Отомсти!», автор Д. Шмаринов (1942 г.), «Воин Красной Армии, спаси!», автор В.Б. Корецкий, (1942 г.)[2].

Изобразительное искусство военных лет по сей день играет большую роль в деле патриотического воспитания. Его силу воздействия трудно переоценить. Молодое поколение с помощью художественных произведений должно самостоятельно разбираться и полноценно воспринимать сущность иллюстраций, чтобы понимать всю тяжесть Великой Отечественной войны, а также ценность мирного времени.

В прошлом году наша страна отмечала 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Пройдет не так много времени, и возможность воссоздать «живую историю» войны будет все труднее и труднее. Именно поэтому так ценен интерес детей к событиям страшных военных 1941-1945 гг.

В рамках воспитания любви к Родине, изучения ее многовековой истории, истории подвига народа в Великой Отечественной войне все учащиеся объединения выполняли работы на различные сюжеты о войне. К 75-летию Дня Победы объединением «Волшебная кисть» на основе детских работ был выпущен большой настенный календарь на 2019–2020 годы «Правнуки Победы рисуют правду о войне».

В канун Дня Победы была подготовлена выставка «Мы Подвиг Ваш никогда не забудем!» из 50-ти детских работ, которая проходила в помещениях МАУДО «ДТДиМ им. О.П. Табакова» г. Саратова. Затем она была выставлена в помещении Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева, осуществлявшего широкую деятельность в Саратове в рамках празднования Дня Победы. Некоторые из творческих работ участвуют в выставке при поддержке Фонда развития детского и юношеского творчества «Белая ворона» г. Саратова, другие были отправлены на международную выездную выставку «Ради жизни на земле» при поддержке Правительства Россотрудничества в Испанию. Работы детей в возрасте от 5-ти до 12-ти лет были исполнены в технике масляной живописи, гуаши, графике, оформлены в паспарту, они придали особую праздничную и волнительную атмосферу проходящему мероприятию.

Художественно-эстетическое развитие школьников предполагает формирование предпосылок для ценностно-смыслового понимания произведений искусства, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, а также реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Становление общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности, которая, в свою очередь, возникает у ребенка под влиянием какого-либо произведения искусства: изобразительного, литературного, музыкального.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие».

Восприятие — это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Каждый ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Поэтому главной задачей педагога в этом направлении становится развитие эмоциональной отзывчивости. Именно через сопереживание происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности [6].

В рамках решения проблемы патриотического воспитания в МАУДО «ДТДиМ им. О.П. Табакова» реализуется дополнительная образовательная программа в области изобразительного искусства «В мире живописи. Волшебная кисть».

Целью программы является художественно-эстетическое развитие личности обучающегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Новизна программы заключается в ярко выраженном региональном компоненте, который проявляется в углубленном изучении изобразительного искусства на примерах работ орловских художников.

Программа «В мире живописи. Волшебная кисть» располагает большими образовательными и воспитательными возможностями, способствует развитию национального самосознания обучающихся посредством приобщения к изобразительному искусству в городе Саратове.

Художественно-эстетическая деятельность, в частности, занятия живописью, обогащает чувственный и эмоционально-ценностный опыт детей, развивает художественно-образное мышление, способности к художественному творчеству и самовыражению.

Успех разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько обучающиеся овладевают различными техниками живописи и испытывают потребность в художественном творчестве и удовольствие от него.

Для того чтобы в учебном процессе эффективно реализовывались функции формирования у обучающихся патриотизма, на занятиях должны найти достойное место мировоззренческие идеи, знания, умения и навыки. Вместе с тем, следует отметить, что патриотическое воспитание в учебном процессе должно быть направлено не только на мыслительную деятельность обучающихся, но и на их эмоциональную сферу.

Особенно большой силой эмоционального воздействия на обучающихся обладают литература, музыка, кино, живопись, различные виды творческой деятельности. Поэтому в процессе занятия целесообразно использовать репродукции выдающихся художников, фотографии, кинофильмы.

Среди важнейших направлений по патриотическому воспитанию на занятиях изобразительного искусства необходимо выделить следующие:

  • изучение и углубление знаний родного языка;
  • изучение основ этнокультуры, в том числе изучение семейных традиций, прикладного искусства, национальной истории, музыки;
  • изучение художественной культуры своего края;
  • развитие интереса, уважения к другой культуре;
  • воспитание мужества, чувств гордости и любви к Отчизне.

Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках дополнительной общеразвивающей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Любовь к родной природе — одно из проявлений любви к Родине, и его воспитание во многом зависит от учителя изобразительного искусства, потому что именно он знакомит детей с художественно-поэтическим образом родного края. Прививая детям любовь к природе, я как педагог обращаюсь к репродукциям картин художников, создавшим незабываемые образы родных полей и лугов, рек и лесов, гор и озер.

Планомерная работа по патриотическому воспитанию учащихся непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям [3].

Прочувствовать человека или событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на занятиях творческих заданий: создать иллюстрацию к историческому событию, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование видеофрагментов и музыкального сопровождения позволяет создать особую атмосферу занятия, что во многом определит его успех.

Положительные эмоции и переживания побуждают обучающихся к активному участию в познавательной и практической деятельности и способствуют развитию патриотизма. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью. Любое занятие значительно выигрывает, если слова педагога подтверждаются иллюстративным материалом. Сегодня в качестве иллюстрации используются видеоролики. Включение в занятие видеоматериалов заставляет мыслить, задавать вопросы, ставить проблемы [7].

На занятиях по живописи также присутствуют элементы краеведения, ведь только благодаря уважительному отношению к своей истории и культуре ребенок сможет вырасти настоящим патриотом своей Родины. Моя задача как педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку поверить в себя, научить его мыслить самостоятельно, неординарно, не бояться отстаивать свою точку зрения.

На сегодняшний день неотложной является потребность в гражданах, которые отличаются нестандартным мышлением, привносят новое содержание в социальную, культурную, производственную жизнь, умеют ставить и решать перспективные задания в контексте проектирования будущего — то есть в неординарных творческих личностях. Обучение изобразительному искусству может стать средством развития и воспитания патриотических чувств обучающихся при условии, если будет осуществляться по четко выстроенной методике, содержать интересный и познавательный материал, включать различные формы и методы работы.

В сложившийся ситуации необходимо приложить все усилия к поддержанию патриотического духа России, который неуклонно падает. Мы живем в мире неоднозначном и противоречивом, где зачастую патриотизм находится на грани с экстремизмом, поэтому первостепенно необходимо сформировать у нашей молодежи осознанную гражданскую позицию.

Занятия живописью дают ребенку эту возможность. Живопись — одно из главных изобразительных средств осмысления жизни и познания законов природы, она формирует логику объемно-пространственного и композиционного мышления художника, поскольку любой замысел претворяется в жизнь в виде картины.

Работая с детьми необходимо не только научить их изображать окружающие предметы, но и выражать отношение человека определенной эпохи к этим вещам и воспитать в них уважительное отношение к жизни.

Литература

  1. Бородина Е.Н. Модель нравственно—патриотического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / Е.Н. Бородина // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. — С. 34-36.
  2. Волчкова А.А., Пищулин С.Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы // Монография. — М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ». — 2003. — С. 57-60.
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2025 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493.
  4. Кулькин Е.С. Искусство как инструмент патриотического воспитания молодежи: опыт СССР 60-70-х годов. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение». // Журнал «Социально-гуманитарные знания», 2013.
  5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М.Д. Маханева. — М.: Сфера, 2014. — с. 250- 259.
  6. Полина Л.Н. Патриотическое воспитание школьников на уроках изобразительного искусства // Методическая разработка по изобразительному искусству, 2014.
  7. Яковлева Е.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников/ Е.В. Яковлева // Педагогическое мастерство: материалы VI международной научной конференции (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: БукиВеди, 2015. — С. 84-87.

[1] https://docs.edu.gov.ru/document/1fc34c6906652e2600f203e8e2bdb8fd/

[2] https://patrioticwar.ucoz.ru/index/iskusstvo/0-6

[3] Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2025 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. С. 14.

Добавить комментарий

Войти с помощью: