Методическая поддержка цифрового дополнительного образования детей в условиях повышенной готовности

Переход на дистанционный формат работы стал серьезным вызовом для дополнительного образования детей, ведь именно в этой сфере, за пределами школьного образования, лежат интересы многих школьников. Как помочь педагогам? Как организовать работу учащихся в онлайн-формате? Как сделать их обучение интересным, увлекательным, эмоциональным и результативным? Анализируя Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных технологий», находим ответы на поставленные вопросы.

Л.Н. Буйлова,
старший методист нормативно-методического отдела
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
кандидат педагогических наук, доцент,
почетный работник дополнительного образования РФ,
Москва

Дистанционное обучение — тема, которая ежедневно взрывает общество: основное внимание сфокусировано на школе, а о дополнительном образовании, казалось, забыли, и только блогеры и журналисты писали о полной катастрофе в этой сфере.

Но, анализируя ситуацию, знакомясь с опытом образовательных организаций, можно утверждать, что несмотря на объективные сложности и постоянно декларируемое отставание дополнительного образования в использовании дистанционных технологий, за прошедшие два месяца был сделан реальный рывок по обновлению содержания, технологий и наполнению досуга ребят полезными занятиями, вовлекающими их в продуктивную деятельность.

Вынужденный переход дополнительного образования детей в онлайн-формат — это переосмысление, развитие и формирование нового дополнительного образования.

И что обращает на себя внимание? Никто не говорит о своих авторских разработках, никто не прячет свои неожиданные находки, а все активно обмениваются опытом на вебинарах, дают друг другу советы и вовлекают в совместную деятельность в социальных сетях.

Это образовательный потенциал и самый важный результат «самоизоляции», которой (по смыслу и сути) не случилось в среде педагогов дополнительного образования. Посмотрите на географию всех мероприятий — произошло, наоборот, объединение и взаимодействие: от Калининграда до Владивостока. И нам, действительно, есть чему друг у друга учиться, ведь когда все внезапно началось, не было внятных инструкций и рекомендаций «сверху», все казалось сложной и нерешаемой задачей.

Поэтому активная работа развернулась на местах, в образовательных организациях и ресурсных центрах, которые в оперативном формате издавали локальные нормативные акты, методические рекомендации по работе в условиях повышенной готовности, создавали цифровые учебно-методические материалы и соответствующий инструментарий организации учебного процесса, проводили обучающие вебинары.

Региональные рекомендации проработаны очень подробно, включают нормативно-правовые основы организации дополнительного образования с применением дистанционных технологий, разъяснение сложных вопросов, связанных с необходимыми условиями, описание моделей организации образовательного процесса, обзор онлайн-сервисов, технологических платформ; дают рекомендации по внесению изменений в программы, по регламентации рабочего времени педагогов. Здесь можно отметить Краснодар, Кострому, Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Омск, Калининград, Якутию, Удмуртию, Татарстан, Башкирию, Крым… Их материалы разнообразны, учитывают местные особенности, содержат конкретные алгоритмы работы, размещены в открытом доступе.

Минпросвещения России разработало, опубликовало и направило в регионы методические рекомендации:

  • по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Письмо Минпросвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04) [2];
  • по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (Письмо Минпросвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 [3].

Если сначала внимание было сосредоточено на школе по понятным причинам, то теперь решаются задачи и за пределами основных занятий — во внеурочной деятельности, воспитании и дополнительном образовании с применением дистанционных технологий.

Рекомендации описывают примерные направления и условия реализации внеурочных, воспитательных и дополнительных общеобразовательных программ с целью решения задачи охвата этими программами учащихся до 30 июня 2020 г., то есть в летний период.

Образовательным организациям даны рекомендации по использованию:

  • актуальных образовательных технологий (мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем);
  • электронного обучения (формирование подборок образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайн-тренажеров, представленных на сайте Министерства просвещения Российской Федерации по адресу https://edu.gov.ru/distance для самостоятельного использования обучающимися);
  • бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта, открывших трансляции спектаклей, концертов, мастер-классов, а также организаций, предоставивших доступ к музейным, литературным, архивным фондам;
  • ресурсов средств массовой информации (образовательные и научно-популярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении, в том числе эфиры образовательного телеканала «Моя школа в online»);
  • образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы международных исследований качества образования, демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные издания).

Даны рекомендации по формам промежуточной аттестации и текущего контроля:

  • формы добровольной самодиагностики приобретаемых знаний и компетенций, выполнение исследовательских, проектных или творческих работ, участие в конкурсах и соревнованиях для зачета в качестве результатов освоения образовательных программ;
  • портфолио — сведения о достижениях в освоении курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ, результативном участии в мероприятиях в рамках программы воспитания и социализации, в том числе о выполненных проектных и творческих работах, победах в конкурсах для формирования портфолио обучающихся, на условиях их или их родителей (законных представителей) добровольного согласия на обработку персональных данных.

Для эффективного освоения программ необходимо предусмотреть:

  • проведение тематических еженедельных классных часов для обучающихся;
  • проведение организационных классных часов для родителей (законных представителей) обучающихся;
  • регулярное консультирование по техническим и организационным вопросам реализации программ;
  • координацию деятельности руководителей проектных и исследовательских работ обучающихся;
  • информирование обучающихся и родителей (законных представителей) об актуальном расписании дистанционных активностей, проведения конкурсных и просветительских мероприятий;
  • индивидуальные консультации родителей по планированию активности обучащихся в период каникул или по проблемам.

Обозначены и перечислены актуальные направления и формы деятельности в рамках реализации внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ, программ воспитания (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Актуальные направления и формы деятельности

Курсы внеурочной деятельности Дополнительные общеобразовательные программы Программы воспитания
— проектные и исследовательские работы обучающихся;

— деятельность школьных научных обществ;

— просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей, концертов;

— посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, лекториев в организациях высшего образования, мастер-классов сотрудников профессиональных образовательных организаций;

— общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения и карьерного консультирования, представителями работодателей, сотрудниками научных организаций;

— просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных достижениях науки и технологий;

— дистанционные занятия, направленные на расширение знаний и умений обучающихся в предметных областях, формирование личностных и метапредметных результатов общего образования;

— оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастика, занятия с тренерами и спортсменами;

— занятия и консультации специалистов в области реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

— занятия и мастер-классы педагогов дополнительного образования;

— творческие студии и конкурсы с дистанционным представлением выполненных обучающимися работ;

— занятия в спортивных секциях в формате видеоконференций или с дистанционной передачей видеозаписей упражнений;

— спортивные соревнования по видам спорта, не требующим очного присутствия (шахматы, шашки, киберспортивные дисциплины);

— чемпионаты по программированию, робототехнике и другим дисциплинам в области информационных технологий.

— акции, конкурсы, онлайн-лекции, посвященные памятным датам в истории России, приуроченные к государственным праздникам;

— мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение обучающихся, ознакомление с профессиональной средой, системой профессионального образования;

— социальные акции, флешмобы и другие виды активности, приуроченные к празднованию значимых дат и государственных праздников, другие виды активности, направленные на повышение социальной успешности обучающихся;

— мероприятия по формированию коммуникативных компетенций обучающихся, навыков безопасного поведения в социальной и информационной среде

Даны советы администрации и педагогам по информационному сопровождению программ и мероприятий (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Деятельность администрации и педагогов по информационному сопровождению программ и мероприятий

Курсы внеурочной деятельности Дополнительные общеобразовательные программы Программы воспитания
— вносят при необходимости изменения в план внеурочной деятельности, в том числе могут включать новые курсы, изменять ранее утвержденное количество часов внеурочной деятельности (не более 10 часов в неделю);

— актуализируют планирование в программах курсов внеурочной деятельности с учетом выбранных технологий и форм организации деятельности обучающихся;

— своевременно доводят до сведения родителей (законных представителей) обучающихся информацию о добровольности участия во внеурочной деятельности, сообщают о расписании запланированных дистанционных активностей обучающихся, используемых технологических платформах и ресурсах, списке рекомендованных сайтов и ресурсов, формах добровольного представления результатов и достижений для учета в портфолио;

— ведут учет участия обучающихся в активностях, проводимых по программам курсов внеурочной деятельности;

— обеспечивают возможность получения индивидуальных консультаций по запросам обучающихся и их родителей (законных представителей);

— организуют деятельность руководителей проектных и исследовательских работ обучающихся;

— оперативно информируют родителей об изменениях расписания или адресах подключения к мероприятиям, проводимых в режиме реального времени;

— при использовании изданий на печатной основе обеспечивают своевременное информирование обучающихся о рекомендуемых образовательных материалах и заданиях.

— обеспечивают проведение ранее запланированных занятий в дистанционном режиме, в том числе могут объединять несколько групп в рамках одного мероприятия;

— информируют родителей (законных представителей) обучающихся о добровольности участия в занятиях;

— обеспечивают возможность зачисления на дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в период применения дистанционных образовательных технологий;

— обеспечивают возможность демонстрации обучающимися индивидуальных достижений в освоении дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в формате видеозаписей выступлений, направления творческих работ в электронном формате, участия в соревнованиях в дистанционном режиме;

— ведут учет посещения обучающимися занятий и дистанционных активностей в объединениях дополнительного образования.

— формируют план мероприятий и активностей обучающихся, проводимых дистанционно по одному или нескольким направлениям программы (духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни).

— размещают на официальных сайтах образовательных организаций и доводят до сведения родителей (законных представителей) расписание запланированных активностей и образовательной деятельности обучающихся;

— обеспечивают регулярную публикацию анонсов и новостей о возможностях участия в мероприятиях в рамках программы воспитания и социализации, в том числе проводимых с участием организаций-партнеров, работодателей, представителей профессиональных организаций и организаций высшего образования, учреждений в сфере спорта и культуры;

— информируют родителей (законных представителей) обучающихся о добровольности участия в запланированных активностях, конкурсных и просветительских мероприятиях.

И, конечно, необходима реализация принципа информационной открытости: «образовательные организации размещают на официальных сайтах и регулярно обновляют информацию о запланированных активностях и достижениях обучающихся в рамках курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ, программ воспитания и социализации в условиях применения дистанционных образовательных технологий».

Данные рекомендации помогут педагогам организовать и выстроить дистанционные занятия и мероприятия с использованием различных электронных образовательных ресурсов и с применением дистанционных технологий.

Нет сомнений в том, что дистанционные технологии не заменят педагога дополнительного образования и живое общение, но сейчас ситуация такова, что альтернативы дистанционному обучению у нас не было. Не все шло гладко, трудностей — технических и организационных — много, почти все столкнулись с нехваткой технологической и методической поддержки, с непониманием родителей, с большими объемами работ, но при этом:

  • быстро осваивали новые приемы работы;
  • адаптировали свою программу к дистанционному формату;
  • изучали и применяли новые инструменты, сервисы, платформы;
  • налаживали обратную связь с родителями и учениками.

Все ведут себя по-разному: кто-то выжидает, кто-то планирует и принимает решения, кто-то быстро действует… Большинство педагогов дополнительного образования приступили к немедленному освоению новых форматов реализации программ, к дистанционному общению с детьми и родителями, и проявили себя героически, потому что все заинтересованы в преодолении трудностей и сохранении интереса детей к своей программе.

Литература и интернет-источники

  1. Блинов С. Образование под ударом коронавируса: трудности школ и мнения педагогов// Аctivityedu.ru. — 08.04.2020. — URL: https://activityedu.ru/Blogs/analytics/obrazovanie-pod-udarom-koronavirusa-trudnosti-shkol-i-mneniya-pedagogov/ (Дата доступа 16.05.2020).
  2. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий«). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348133/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/ (Дата доступа 17.05.2020).
  3. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных технологий». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_352520/ (Дата доступа 17.05.2020).
  4. Подгорная Е., Кондаков А. «Суррогатный» дистант // Вести образования. 30.04.2020. — URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/4/30/distant/12833-surrogatnyy_distant (Дата доступа 17.05.2020).
  5. Реморенко И.М., Фрумин И. Полтора миллиарда пропущенных уроков //Ведомости. 04.04.2020. — URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/04/04/827151-poltora (Дата доступа 16.05.2020).

Добавить комментарий

Войти с помощью: