Детская летняя площадка «Игровых дел мастер» как пространство развития творческих способностей младших школьников

В статье представлен опыт работы детской летней площадки в условиях дополнительного образования общеобразовательной организации: показана роль интерактивной игры как инструмента развития творческих способностей младших школьников, представлена технология создания интерактивной игры на материале сказок. Статья адресована педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, родителям младших школьников.

Н.В. Артемчук,
воспитатель,
Государственное бюджетное
Общеобразовательное учреждение
«Школа № 1440»,
г. Москва

Лето – прекрасная пора, самое любимое младшими школьниками время года, когда можно отдыхать от школы, играть, развлекаться, восполнять силы. Но вместе с тем лето – это еще и время новых свершений, благодатная пора для творческого развития ребенка. Летние каникулы – достаточно длительный период и, к сожалению, не у всех родителей есть возможность отправить ребенка на все лето в оздоровительный лагерь или вывезти его за город, на природу. Поэтому в настоящее время особенно востребованы летние площадки учреждений дополнительного образования (далее – летние площадки).

Посещая их, младшие школьники имеют возможность получить психологическую разгрузку, пообщаться с друзьями, выбрать себе занятие по душе, реализовать свои мечты и желания, на которые в течении учебного года у них, возможно, не оставалось времени. В связи с этим необходим постоянный поиск эффективных способов вовлечения детей в совместную продуктивную деятельность на летних площадках.

Сегодня множество возможностей – в том числе и для развития творческих способностей младших школьников на летних площадках – дает цифровизация. А одним из инструментов такого развития выступает игровая мастерская. Согласно А.А. Новиковой, это «инновационный и перспективный цифровой продукт» [4, с. 77], работая с которым педагог дополнительного образования развивает у младших школьников мотивацию, стимулирует фантазию, вовлекает их в поиск новых решений, тем самым развивая их творческие способности.

По мнению М.И. Ставицкой, интерактивная игра выступает продуктивной технологией, с помощью которой можно создать адекватные условия самореализации младших школьников [5]. Г. Беломедведев утверждает, что, обучая младших школьников созданию интерактивных игр, педагог развивает у них способность к генерации идей, самостоятельному поиску решений, работе в команде [1].

Совместное создание интерактивной игры с младшими школьниками не требует дорогостоящих материалов и оборудования, особых умений и навыков у педагогов. В комплект игровой студии «Игровых дел мастер» входят компьютер с точкой доступа в интернет и несложное программное обеспечение: это пакет Microsoft Office и бесплатный фоторедактор CarvePhotos (https://carve.photos/tools?ysclid=m548pfx9vl136350248), который используется прямо в браузере и не требует ни скачивания и установки на компьютер, ни регистрации.

Продемонстрируем процесс работы на примере совместного с младшими школьниками создания интерактивной игры «Диковинное царство зверей» (далее – интерактивная игра), исходным материалом к созданию которой послужили народные и авторские сказки. Отбирая сказочный материал для создания интерактивной игры, учитывался ряд условий, согласно которым, сказки должны были: быть небольшими по объему и хорошо знакомыми младшим школьникам; содержать идею, положительных и отрицательных персонажей. При отборе материала сказок педагог опирался на методические рекомендации Р.И. Жуковской и Н.С. Карпинской по отбору художественных текстов [2; 3].

Интерактивная игра создавалась в несколько этапов.

1-й этап – подбор совместно с детьми иллюстраций в сети «Интернет» к заранее выбранным сказкам – ими оказались народная сказка «Зимовье зверей», сказка А.Н. Толстого «Заяц-хваста» и сказка С.В. Сахарнова «Как краб кита из беды выручил». Также в сети «Интернет» подбирался фон (тематическая картинка) к каждой сказке. Отобранные иллюстрации были сформированы в отдельную папку на персональном компьютере (далее – ПК), переименованы и пронумерованы.

Далее отобранные и систематизированные иллюстрации обрабатывались в графическом редакторе CarvePhotos, который позволяет убрать фон изображения, уменьшить масштаб и т.п. Примеры обработанных в графическом редакторе иллюстраций для интерактивной игры «Диковинное царство зверей» представлены в Приложении 1.

2-й этап – создание собственно интерактивной игры с использованием программы Microsoft PowerPoint.

Алгоритм работы: на панели инструментов вверху экрана нажать «Создать слайд»; выбрать форму слайда из представленных; перенести фон-картинку для сказки и растянуть ее по всему слайду; на фон-картинку из папки ПК вставить изображения персонажей, располагая их в линию с небольшим расстоянием друг от друга; выделить рисунок персонажа; навести курсор мыши на рисунок и щелкнуть 1 раз правой кнопкой мыши; открывается окно «Работа с рисунком», в котором нужно выбрать инструмент «Цвет» и нажать кнопку «Установить прозрачный»; сверху в шапке слайда подписать название сказки и действие на слайде в игре (например, «Нажми на тот персонаж сказки, который помог киту спастись от волков»). Каждый слайд необходимо подписать. Пример слайда созданной интерактивной игры «Диковинное царство зверей» в Приложении 2.

3-й этап – создание интерактивности игры с помощью инструментов анимации Microsoft PowerPoint.

Алгоритм работы: для того, чтобы добавить анимацию к объекту, необходимо его выделить, то есть щелкнуть по нему левой кнопкой мыши; после этого в верхней строке инструментов на вкладке «Анимация», где представлены все анимационные эффекты, надо выбрать нужный эффект из 4 существующих («Вход», «Выделение», «Анимация выхода» и «Пути перемещения»). Например, выделяем объект «Акула», щелкаем «Добавить анимацию» и добавляем эффект «Качание». Так же добавляем эффекты и к другим объектам: «Дельфин», «Рыбка» – это неправильные ответы на вопрос в начале слайда, а «Краб» – правильный ответ, поэтому обозначаем его другим анимационным эффектом – «Исчезновение» (эффект выхода). По такому же алгоритму нужно обозначить анимационные эффекты на всех слайдах игры.

4-й этап – создание эффекта игры. Это значит, что нужно добиться того, чтобы объекты сами реагировали на щелчок, а не просто последовательно воспроизводилась анимация. Для этого мы применяли специальный инструмент – Trigger.

Алгоритм работы: в процессе расстановки анимации в поле «Область анимации» объекты для удобства следует переименовать, назвав их так же, как они называются на картинках; для того, чтобы добавить триггер, нужно выбрать объект (например, «Акула»), щелкнуть Trigger, выбрать пункт «По щелчку» и связать его с акулой. Это означает, что, если щелкнуть по картинке с акулой, она выполнит заданную ей анимацию. И таким образом с помощью триггеров связываем все картинки персонажей с выбранной для них анимацией. После этого нужно включить опцию «Показ слайдов» и проверить, правильно ли работает анимация.

На 5-ом этапе необходимо создать смену слайдов через кнопки управления.

Алгоритм работы: сначала нужно отключить опцию «Смена слайдов по щелчку», для этого нужно выбрать слайд и вверху вкладку «Переходы»; справа – пункт смены слайдов, на опции «По щелчку» стоит галочка, убираем галочку; далее нужно расставить кнопки управления на всех слайдах – выбрать инструмент «Вставка», затем «Фигуры»; открывается окно с фигурами; в самом низу окна есть строка «Кнопки управления» (нужны пока только две кнопки: «Вперед» [стрелка вперед] и «Назад» [стрелка назад]); выбрать слайд; выбрать нужную кнопку и щелкнуть слайд 1 раз – кнопка добавляется, выходит диалоговое окно настройки действий; выбираем действие «Перейти по гиперссылке на следующий слайд». Таким образом расставляются кнопки управления «Вперед» и «Назад» на всех слайдах, кроме последнего.

На последнем слайде вместо кнопки «Назад», располагаем кнопку «Завершить». Для этого на вкладке «Вставка» в разделе «Фигуры» выбираем в разделе «Управляющие кнопочки» кнопку «Настраиваемые». Щелкаем на слайд и добавляем кнопку. Далее следует настроить действия: выбрать пункт «Перейти по гиперссылке» и из выпадающего списка выбрать пункт «Завершить показ».

6-й этап – добавление в интерактивную игру звука, чтобы она стала еще привлекательнее для играющего. При этом звуки будут различаться в зависимости от того, правильно игрок выбирает персонаж или неправильно.

Алгоритм работы: курсором нужно щелкнуть на объект, выделить его, зайти в область анимации; в строке нужного объекта щелкнуть пустой квадрат; откроется окно с действиями; выбрать «Параметр эффектов», выбрать «Звук»; выбрать из предложенных звуков для неправильных персонажей «Колокольчики», а для правильных – «Аплодисменты» (если играющий правильно выберет персонаж, то зазвучат аплодисменты и персонаж исчезнет, а если играющий сделает неправильный выбор, то персонаж станет покачиваться и зазвучат колокольчики).

Наконец игра создана! Детям, конечно же, захотелось поделиться своим творчеством, поэтому нашу авторскую интерактивную игру мы разместили в своем акаунте в социальной сети. Также каждый из участников переслал игру своим друзьям по электронной почте.

В заключение хочется сказать, что создание интерактивных авторских игр – процесс, с одной стороны, творческий и увлекательный, поскольку фантазия здесь практически ничем не ограничивается, а с другой, несложный, не требующий больших материальных и временных затрат. К тому же, приобретенные в процессе занятий на летней площадке в студии «Игровых дел мастер» навыки, безусловно, понадобятся младшим школьникам в процессе учебы в школе в новом учебном году.

Список литературы:

  1. Беломедведев Г. Интерактивные игры на уроке: Методическое пособие. М.: Эксмо, 2025. 90 с.
  2. Жуковская Р.И. Руководство творческими играми дошкольников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. 96 с. (серия «Пед. биб-ка учителя»).
  3. Карпинская Н.С. Литературные и музыкальные произведения для дошкольных колхозных площадок. М.: Учпедгиз, 1956. 240 с.
  4. Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во Кучма, 2024. 178 с.
  5. Ставицкая М.И. Рекомендации по планированию методической работы с учителями классов интегрированного обучения. Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2020. 22 с.

Приложение 1

Иллюстрации к созданию интерактивной игры

«Диковинное царство зверей»

Приложение 2

Интерактивная игра «Диковинное царство зверей»

Добавить комментарий

Войти с помощью: