Формы методической работы по развитию профессиональной компетенции и личностных качеств педагога для участия в конкурсах профессионального мастерства
Автор статьи рассматривает существующие формы методической работы на этапе подготовки педагогов к конкурсам профессионального мастерства. Выделены основные направления работы и важность роли методиста в оказании помощи, поддержки и методического сопровождения педагогу, решившему принять участие в профессиональном конкурсе.
Е.Н. Матросова,
заместитель директора по УВР высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования,
МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»
Московская обл., г. Королев
В условиях инновационного развития российского общества, в котором обучение и воспитание молодого поколения занимает существенное место, а также для успешного решения экономических и социальных проблем необходимо понимание прямой связи обучения и воспитания детей с деятельностью всей системы образования и профессионализма педагогов дополнительного образования в частности.
Для того чтобы педагогическая деятельность носила более результативный характер, была высокопрофессиональной и продуктивной, для полноценной творческой ее реализации современной педагогической общественности представлена широкая возможность выбора способов повышения профессиональных компетенций: от широкого спектра пособий, в которых представлены различные методы, технологии и формы организации педагогического процесса, до программ повышения квалификации, онлайн-курсов, печатных и интернет-изданий, имеющих образовательный потенциал, и, наконец, конкурсов педагогического и методического мастерства различного уровня.
Требования к организации деятельности по профессиональному совершенствованию педагогов рассматриваются И.Д. Багаевой, А.И. Жуком, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластениным и др.[1] Профессиональные компетенции учителя в зависимости от его творческих способностей раскрываются в трудах Т.В. Кудрявцева, Я.А. Пономарева, И.В. Страхова и др.[2] Кроме того, сущность педагогического творчества характеризуется и обосновывается В.И. Загвязинским, В.А. Кан—Каликом, М.М. Поташником, В.С. Решетько и др.[3] Пути формирования профессиональной компетентности педагога, система стимулирования его педагогического творчества обосновываются также Ю.К. Бабанским, О.Л. Жук, Н.В. Кухаревым, М.Н. Скаткиным, Г. И. Щукиной и др.[4]
Аккумулируя определения из различных научных источников, можно сказать, что педагог — это специалист, ведущий практическую работу по обучению, развитию и воспитанию детей и молодежи и имеющий специальную подготовку в этой области. В ходе своей профессиональной деятельности педагог постоянно сталкивается с теоретическими и практическими проблемами образовательной деятельности, осознанно изменяя и развивая себя в ходе ее осуществления, внося в развитие педагогической науки и практики свой индивидуальный творческий вклад и, как результат, стимулируя интерес к результатам своего труда в педагогическом и научном сообществе.
Педагог дополнительного образования, а именно эту категорию педагогов мы рассмотрим в данной статье, стремясь заявить о себе широкой общественности, публично старается создать свой профессиональный имидж с целью стать более успешным. В решении этой задачи большую роль играют конкурсы педагогического мастерства.
Понимая важность роли методиста в оказании помощи, поддержки и сопровождения педагогу, решившему принять участие в профессиональном конкурсе, можно выделить основные направления методической работы:
- выявление интересного, творческого педагогического опыта;
- изучение опыта внедрения инновационных методов в работе образовательного учреждения;
- организационно-методическая, индивидуальная работа с педагогами;
- встречи с предполагаемыми участниками;
- консультации, методические рекомендации, инструктаж.
Методическая работа приобретает особую значимость в процессе формирования и стимулирования профессиональной компетенции и личностных качеств педагога.
К основным задачам методической работы в этом направлении можно отнести:
- разработку системы оказания помощи каждому педагогу на основе включения его в творческий поиск, благодаря чему происходит формирование деятельности инновационной направленности, проявляется стремление систематического изучения, обобщения и распространения педагогического опыта, повышения уровня теоретической подготовки;
- обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка;
- организация работы по изучению нормативных документов;
- предоставление актуальной информации по разработке методических материалов, планов занятий, структуры анализа занятий;
- выявление существующих проблем и разработка методических рекомендаций на актуальные темы;
- оказание научно-методической помощи педагогам при подготовке к аттестации;
- оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.
Анализируя конкурсное движение в учреждении дополнительного образования, можно выделить три этапа, представляющие единую систему развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства.
I-й этап — вхождение педагога в конкурс, на котором происходит осознание своих возможностей и готовности участвовать в конкурсе профессионального мастерства.
II-й этап — собственно конкурсный, на котором происходит раскрытие способностей, личностных и профессиональных качеств конкурсанта, его утверждение в условиях конкурса, подтверждение своего профессионального уровня.
III-й этап — постконкурсный, на котором происходит прогнозирование дальнейшей деятельности конкурсанта, возможная перспектива изменений профессиональной «Я-концепции», утверждение профессиональной позиции, более глубокое осмысление гуманистических, социальных, профессиональных ценностей.
Система конкурсного движения решает несколько главных задач:
- выявляет лучших педагогов;
- оценивает профессионализм участников;
- создает условия для обмена опытом и распространения в педагогической среде наиболее востребованных и популярных идей обучения и воспитания подрастающего поколения;
- позитивно влияет на инновационные процессы в образовании;
- стимулирует личностный и профессиональный рост педагогов.
Конкурсное движение неразрывно связано с профессиональным ростом педагогов, желающих повысить свою компетенцию. Важно помочь им выстроить линию продвижения по вектору нарастания:
- участие в конкурсах на уровне образовательного учреждения (проекты, представление дидактического материала, разработка программ, методических наработок, конспектов занятий);
- участие в конкурсах на педагогических интернет-порталах с получением медалей, сертификатов и дипломов как участников, так и лауреатов;
- участие в муниципальном этапе профессиональных конкурсов «Сердце отдаю детям», «Воспитать человека»;
- участие в областных конкурсах дополнительных общеразвивающих программ, методических разработок, в конкурсе «Методический потенциал педагогов дополнительного образования;
- участие в областном этапе профессиональных конкурсов «Сердце отдаю детям», «Воспитать человека».
Все субъекты конкурсных мероприятий, такие как оргкомитет, конкурсная комиссия, жюри, участники руководствуются в своей деятельности следующими документами:
- Положение о конкурсе, критерии оценки конкурсных заданий;
- Специальные экспертные листы, в которых выставляются баллы за каждый показатель.
Предложенные на конкурс материалы должны включать множество смысловых блоков, объединенных в одно целое (организационный, правовой, практический, технологический).
В качестве примера организации методического сопровождения и управления процессами совершенствования профессиональных компетенций педагогов в учреждении рассмотрим подготовку к конкурсам, которые ежегодно проводит Московский областной «Центр дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодежи». Это конкурсы методических материалов (разработок, дополнительных общеразвивающих программ) и конкурсы педагогического мастерства — «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям».
Ситуация конкурса — это мобилизация внутренних ресурсов всего учреждения, необходимость точного расчета времени с учетом стрессовой и напряженной ситуации. Не следует допускать участия педагога в конкурсе ради «галочки», то есть участия ради участия. Этим самым мы дискредитируем свое учреждение, приучая педагога к небрежности.
Творческая группа, состоящая из завучей, методистов, педагога-психолога и самих педагогов формирует командный дух, дает возможность педагогу-участнику конкурса почувствовать себя уверенным, защищенным, суметь собрать свои знания и опыт, а в дальнейшем одержать победу. Именно творческая группа занимается наблюдением, анализом и разработкой алгоритма действий, а впоследствии принимает решение о направлении на участие в конкурсе.
Деятельность творческой группы заключается:
- в формировании системы показателей педагогической деятельности, т.е. выявлении инициативных педагогов, лучших образцов педагогической практики на момент проведения конкурса, педагогов, активное участвующих в фестивальной деятельности, активно ведущих воспитательную работу в детском коллективе, уделяя при этом внимание отчетной документации;
- в тщательном изучении основных документов (положения, методические рекомендации) для определения алгоритма дальнейших действий, их последовательности, приоритетности; эта работа ведется уже с педагогом (или несколькими педагогами) — потенциальными участниками конкурса;
- в создании благоприятной мотивационной среды, что является, наверное, самым сложным этапом в работе по подготовке к участию в конкурсе.
Для формирования мотивации у педагога очень продуктивно использовать следующее:
- Повышение рейтинга всего объединения, а также личности педагога.
- Успешное формирование детского коллектива (при подготовке к конкурсу педагог изучает новые технологии, интересуется новыми образцами практики).
- Повышение самооценки у всех участников образовательного процесса в результате «погружения» в тему, повышения уровня компетенций.
- Положительное влияние общения с совершенно разными людьми, обмен опытом, энергетикой, обретение нового взгляда на предмет.
В работе над созданием видеоматериалов «Визитная карточка» необходимо:
- умение определять педагогическое цели и задачи;
- умение взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями обучающихся;
- умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
- знание и применение принципов и приемов презентации;
- умение обобщить и представить опыт своей профессиональной педагогической деятельности;
- наличие сведений об участии педагога и обучающихся в образовательных, досуговых, культурно-просветительских и других мероприятиях на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Презентация материала в ролике должна быть яркой, выразительной, отражать основные воспитательные задачи педагога и при этом оставаться лаконичной. Хорошо, если педагог сам ясно представляет все режиссерское решение этого материала (как, например, это происходит у педагогов-театралов, хореографов), а если это педагог технической направленности, социально-педагогической? Здесь необходимо подключать к работе людей, имеющих профессиональный взгляд на это, т.е. творческая группа расширяет свои границы благодаря включению педагогов-организаторов, театралов, музыкантов. На данном этапе проявляется коллективная взаимовыручка, «чувство плеча», педагоги понимают важность момента и потребность в их компетенциях, а также используют общий психоэмоциональный положительный настрой в коллективе.
Выступление педагога на областном этапе конкурса обязательно сопровождается группой поддержки, которая вовремя сможет успокоить, подсказать и, независимо от результата, для педагога-участника очень важен так называемый «постконкурсный» этап, особенно если не оправдались его ожидания. Спустя некоторое время к педагогу приходит ощущение пустоты, неудовлетворенности. Важно в такой момент обеспечить бывшим конкурсантам положительное общение с коллегами, дать возможность поделиться своим опытом, причем не столько с позиции «получилось — не получилось», сколько с позиции «как я это сделаю в следующий раз для достижения большего результата».
Для включения в процесс педагогам необходимо наличие профессиональных компетенций. Исходя из современных требований можно выделить основные профессиональные компетенции и личностные качества педагога, необходимые для участия в конкурсах профессионального мастерства, охарактеризовать их и предположить формы методической работы (Таблица 1).
Таблица 1. Связь профессиональных компетенций педагога и форм методической работы
Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего совершенствуются навыки исследовательской деятельности.
Для этого современному педагогу необходимо иметь следующие личностные качества:
- Активное творческое начало.
- Стремление к повышению квалификации.
- Потребность в изучении теоретической литературы в процессе обобщения идей инновационного опыта.
- Готовность развернуть свою тему по самообразованию до авторской разработки.
В заключение хочется подвести итог сказанному: ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Развитие профессиональной компетентности, в первую очередь, развитие творческой индивидуальности каждого педагога, его восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в быстро меняющемся педагогическом сообществе — вот что необходимо современному дополнительному образованию детей.
Литература
- Горская М.А., Горский А.А. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года» в муниципальной территории // http://festival.1september.ru/articles/507896/
- Дорн Т.П. Алгоритм организации и проведения профессионального конкурса в образовательном учреждении как мотивационный компонент развития профессионализма // http://festival.1september.ru/articles/582297/
- Дубровская В.А. Научно-методическое сопровождение конкурсного движения педагогов. Статья. Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово. — С 36-40.
- Дьяченко Л.С. Совершенствование профессиональной компетенции учителя: состояние, проблемы и способы их решения // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 5-4. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13913 (дата обращения: 07.10.2020).
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с. ISBN 5-7695-0743-8
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя / Н.В. Кухарев. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Лернер И.Я., Скаткин М.Н О методах обучения // Советская педагогика. 1965. — № 3.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 576 с.
- Стрельникова О.Н. Конкурсы профессионального мастерства как форма методической работы в ДОУ // http://festival.1september.ru/articles/577797/
[1] Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 576 с.
[2] Дьяченко Л.С. Совершенствование профессиональной компетенции учителя: состояние, проблемы и способы их решения // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 5-4.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13913 (дата обращения: 07.10.2020).
[3] Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
[4] Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М., 1985.