Методы и технологии работы с детьми с ОВЗ с учетом специфики их развития при обучении английскому языку в условиях дополнительного образования
Автор статьи рассматривает специфику обучения английскому языку детей с расстройствами аутистического спектра. Знакомит с содержанием курса «Английский язык», описывает психофизиологические особенности детей с расстройствами аутистического спектра, перечисляет типы современных образовательных технологий, используемые на занятиях. Автор предлагает наглядные материалы (карточки) подготовки к занятиям.
Е.Н. Зайцева,
заместитель директора по УВР,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»
Московская обл., г. Королев
Владение английским языком с каждым днем становится все более актуальным и обязательным условием эффективного, комфортного и конкурентоспособного существования в современном мире. Интернациональное онлайн-пространство занимает все большее место в нашей жизни, стирая границы между странами и континентами, обеспечивая доступ к многочисленным ресурсам для обучения, работы и просто общения. Стремясь к успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо постараться вооружить их всеми возможными инструментами полноценной современной жизни, включая знание иностранного языка, необходимое для этого.
Рассмотрим специфику обучения английскому языку детей с расстройствами аутистического спектра. Особенности психики этих детей препятствуют освоению образовательной программы без создания специальных условий для занятий. Чтобы эффективно управлять процессом обучения, необходимо изучить специфику каждого ребенка, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.
Чем же отличаются дети с расстройствами аутистического спектра от остальных детей? Такие дети испытывают трудности коммуникации, они не способны инициировать и продолжать диалог, сближаться с людьми, сочувствовать, сопереживать, делиться эмоциями. Они не заводят друзей, отказываются от игр либо участвуют, не вовлекаясь в игровые взаимодействия, не используя воображение. Дети часто избегают визуального контакта, не используют язык тела и речевую интонацию, часто имеют проблемы с пониманием и применением невербальных средств общения. Нередко присутствует чрезмерная привязанность к предметам — к игрушкам, к личной посуде, мебели, одежде. Зачастую существует патологическая реакция на поступающие чувственные сигналы — свет, звук, прикосновение, изменение температуры. Стереотипии проявляются в простых действиях, речи и сложных поступках. Дети бывают патологически педантичны в отношении расположения вещей в комнате, испытывают потребность в неизменности и постоянстве (расположение вещей, режим дня, маршрут прогулок, строгое меню)[1].
Главный принцип изучения иностранных языков для таких детей — индивидуализация. В условиях дополнительного образования есть все возможности реализовать это условие: организовать образовательный процесс с максимальным учетом возможностей, интересов и опыта ребенка с ОВЗ. Кроме того, необходимо обеспечить:
- мотивирование к учебному процессу;
- психологическую безопасность;
- единство совместной деятельности;
- помощь в приспособлении к окружающим условиям.
В школе, согласно ФГОС, современные образовательные технологии на уроках английского языка представляют собой четко сформулированный процесс взаимодействия педагога и ученика, необходимый для достижения определенной цели. В условиях дополнительного образования при изучении английского языка педагог может пользоваться более широкой палитрой технологий, не только ориентируясь на выполнение учебных задач, но и на развивающие, коррекционные и другие, необходимые ребенку с ОВЗ или всей группе, работающей в условиях инклюзии [2].
Перечислим типы современных образовательных технологий, с помощью которых педагог, словно собирая мозаику, выстраивает целостную картину занятия. Отметим также особенности использования данных технологий ля особых детей.
- Коммуникативные — предназначена для формирования навыков коммуникативной компетентности. Данные современные технологии на уроках английского языка необходимы ученикам для адаптации к формам и моделям коммуникации в современных культурах. Для детей, имеющих расстройства аутистического спектра, это очень важная задача — учиться коммуникации. На занятиях по английскому языку есть возможность много раз проигрывать элементарные диалоги, касающиеся разных сфер жизни, закладывая ребенку образец речевого поведения, налаживания диалога с собеседником.
- Дифференцированная технология — познание предмета осуществляется с учетом их личных интересов, навыков и сильных сторон, которые всегда есть у детей-аутистов. В основе развития потенциала лежит поощрение. Применение диагностических тестов позволяет отследить динамику освоения материала.
- Модульная технология предусматривает, что современное занятие по английскому языку, а также его содержание (автономные модули, подразделы) интегрируются в один общий курс. При использовании такой технологии необходимо очень внимательно изучить возможности особого ребенка, его интересы, чтобы каждый модуль был интересен и посилен для освоения.
- Информационно-коммуникативные технологии предусматривают повышение практической направленности занятия, а также увеличение познавательной активности путем повышения интенсивности самостоятельной работы обучающихся. Внедрение технологии в занятия делает их интереснее, современнее, разнообразнее, что всегда положительно влияет на мотивацию обучающихся.
- Технология применения программного обеспечения является подвидом ИКТ. Такие технологии обучения английскому языку эффективно дополняют процесс обучения в части перевода текстов, вооружают ребенка навыком самостоятельного изучения языка, интенсифицируют его деятельность.
- Интернет-технологии открывают различные возможности и доступы для нахождения информации, создания отдельных проектов и исследований. Часто у ребенка с расстройствами аутистического спектра бывает тема, любимый предмет, о котором он готов говорить много. Не всегда даже педагог знает столько же о рептилиях или о динозаврах, сколько знает его необычный обучающийся. Интернет помогает тогда и педагогу (подобрать информацию, оформить ее, создать обучающий контент), и ребенку (создать презентацию, найти новые факты).
- Современные технологии в обучении английскому языку на основе индивидуального обучения реализуют личностно-ориентированный подход, что учитывает интересы и особенности обучающихся.
- Технология тестирования основывается на контроле усвоения материала обучающимися в пределах курса. Данная технология на занятиях по английскому языку позволяет педагогу определить сильные и слабые стороны обучающихся, а также выявить недостатки в своей программе.
- Проектная технология характеризуется созданием модели социального взаимодействия между обучающимися. Данная методика способствует формированию межпредметных связей, которые улучшают общую успеваемость обучающихся, учит работать детей не только самостоятельно, но и в группах, договариваясь и согласовывая свои действия. Такие виды работы будут полезны не только ребенку с ОВЗ, но и всем остальным членам группы.
- Технология, базирующаяся на сотрудничестве эксплуатирует идею совместного обучения. При этом отдельная роль отводится как личной, так и коллективной ответственности за достижение обозначенных целей. Грамотное использование сотрудничества на занятиях позволяет особому ребенку стать членом группы, почувствовать себя ее значимой частью. Задача педагога при этом — помочь найти для него подходящую роль, задание, опираясь на сильные его стороны, это задание он сможет выполнить, не подводя группу.
- Игровая технология основывается на раскрытии потенциала и развитии творческого мышления обучающихся во время совместного рассмотрения и решения поставленных задач. К примеру, некоторые дети с такими расстройствами могут брать с собой на занятия игрушки, которые можно использовать как повод для разговора по теме, моделируя ситуации, необходимые для развития речи на английском языке. Надо обратить внимание, что некоторые дети с расстройствами аутистического спектра не воспринимают ситуацию «понарошку», они болезненно реагируют на предложение превратиться в кого-то и даже не воспринимают, когда другие меняют голос или интонацию, подражая животным или персонажам. Поэтому, планируя занятие, всегда надо готовить несколько запасных видов деятельности, чтобы вовремя скорректировать ход занятия.
- Технология развития критического мышления предназначена для формирования в обучающемся разносторонней личности, которая может критически и с вниманием относиться к полученной информации. Данная технология становится крайне важной при литературном переводе художественных произведений, стихотворений и т.д. Эта технология актуальна для детей более старшего возраста, но дети с аутистическими расстройствами бывают очень разные, многие из них творческие и талантливые, интересующиеся и запоминающие множество информации, поэтому умение правильно оценивать информацию, отбирать необходимую и отсеивать лишнюю необходимо им, как и всем остальным обучающимся.
Содержание курса «Английский язык» в группах для детей с ОВЗ включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка: аудирование и говорение, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением другими видами речевой деятельности: чтение и письмо. Задания по всем четырем видам в классах для особых детей должны порождать и развивать репродуктивную деятельность обучающихся. В процессе совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих обучающемуся двигаться от замысла к тексту (чтение и письмо) или от текста к обучающемуся (аудирование и говорение).
Учитывая психофизиологические особенности детей с расстройствами аутистического спектра, следует придерживаться следующих методических принципов:
- Обеспечение подвижной деятельности детей.
- Частая смена деятельности.
- Погружение в языковую среду.
- Многократное аудирование вводимых структур.
- Преемственность и постоянное повторение материала.
- Общее развитие ребенка посредством английского языка, раскрытие его творческих способностей.
Занятия по английскому языку для обучающихся с особыми потребностями лучше начинать с упражнений по развитию зрительной, фотографической, слуховой и ассоциативной памяти. На каждом занятии используется не только рациональный, но и эмоциональный компонент. При отсутствии эмоционального контакта, положительного настроя ребенок-аутист может замкнуться и вообще не проявлять никакой активности во время занятия.
Для отслеживания эмоционального состояния ребенка можно использовать шкалы настроения, на котором изображены лица с разным выражением и мимикой. Каждое лицо имеет определенную цветовую гамму. На начало и конец занятия обучающиеся определяют свое настроение. Если занятие проходит в группе, можно сделать экран настроения, на котором все дети будут отмечать свое состояние [3], см. Рис. № 1.
Рис. № 1. Шкала настроения
Детей с ОВЗ важно настраивать на продуктивную работу на уроке, в некоторых случаях эффективно будет использование карточки оценки отношения к занятию, которая бы помогла определить:
— отношение обучающегося к занятию;
— выявление уровня легкости или затруднений в обучении (см. Рис. № 2).
Рис. № 2. Карточка оценки отношения к занятию
В качестве иллюстрации к вышесказанному хочется поделиться материалами подготовки к занятиям с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Включение в процесс занятий в группе было организовано постепенно, начиналось с индивидуальных занятий, когда выяснялись возможности и интересы ребят, на которых они постепенно приучались к логике занятия, алгоритму выполнения заданий. Именно на этом начальном этапе часто оказывалось, что, если нет эмоционального контакта, если предмет обсуждения не интересен, ребенок может отказываться от работы, уходить в себя, замыкаться. Поэтому первые занятия строились в опоре на любимые темы ребенка. Иногда они могли быть совершенно необычными, и лексический и грамматический материал приходилось адаптировать. Например, в процессе выстраивания занятия по теме «Динозавры», были подготовлены следующие материалы:
- Для знакомства с грамматическим материалом: сказка о глаголе-связке TO BE с главным героем — динозавриком (см. Рис № 3).
Рис. № 3. Главный герой сказки о глаголе-связке TO BE
- Лексика по теме семья: мультфильм — пальчиковая гимнастика о семье динозавров [4].
- Повторение предыдущей темы (счет от 1-го до 10-ти): выполнение задания на основе прослушивания песенки о динозаврах.
- Для игр — карточки с названиями динозавров и интересными фактами о них [5] (см. Рис № 4).
Рис. № 4. Карточки для игр
Кроме того, было предложено использовать маски динозавров для отработки диалогов (см. Рис № 5).
Рис. № 5. Маски динозавров для отработки диалогов
Также было подготовлено много «раскрасок» с сюжетами о динозаврах, которые можно было раскрашивать и составлять рассказ-описание, меняя при этом вид деятельности.
Таким образом, можно сделать выводы, что занятия по английскому языку для каждого ребенка с ОВЗ — новое открытие, новая эмоция, новые знания. Приобретение начальных элементарных навыков общения в устной и письменной форме с педагогом и детьми из группы на иностранном языке строится на основе собственных речевых возможностей и потребностей. Главная проблема — удержать внимание ребенка и качественно представить новый материал. Вышеизложенные приемы и методы работы на занятии по английскому языку не угнетают ребенка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации как полноценного участника образовательного процесса.
Литература
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А.Р. Маллер. — М.: Педагогика-Пресс, 2016. — 284 с.
- Общая методика обучения иностранным языкам // Под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. — М.: Просвещение. — 2013. — 181 с.
- Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев и др. — М.: Академия, 2014. — 654 с.
- https://www.youtube.com/watch?v=HO6s-dUGWho
- https://learnenglishkids.britishcouncil.org/sites/kids/files/attachment/flashcards-dinosaur-factsheets-v2.pdf