Методы и технологии работы с детьми с ОВЗ с учетом специфики их развития при обучении английскому языку в условиях дополнительного образования

Автор статьи рассматривает специфику обучения английскому языку детей с расстройствами аутистического спектра. Знакомит с содержанием курса «Английский язык», описывает психофизиологические особенности детей с расстройствами аутистического спектра, перечисляет типы современных образовательных технологий, используемые на занятиях. Автор предлагает наглядные материалы (карточки) подготовки к занятиям.

Е.Н. Зайцева,
заместитель директора по УВР,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»
Московская обл., г. Королев

Владение английским языком с каждым днем становится все более актуальным и обязательным условием эффективного, комфортного и конкурентоспособного существования в современном мире. Интернациональное онлайн-пространство занимает все большее место в нашей жизни, стирая границы между странами и континентами, обеспечивая доступ к многочисленным ресурсам для обучения, работы и просто общения. Стремясь к успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо постараться вооружить их всеми возможными инструментами полноценной современной жизни, включая знание иностранного языка, необходимое для этого.

Рассмотрим специфику обучения английскому языку детей с расстройствами аутистического спектра. Особенности психики этих детей препятствуют освоению образовательной программы без создания специальных условий для занятий. Чтобы эффективно управлять процессом обучения, необходимо изучить специфику каждого ребенка, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.

Чем же отличаются дети с расстройствами аутистического спектра от остальных детей? Такие дети испытывают трудности коммуникации, они не способны инициировать и продолжать диалог, сближаться с людьми, сочувствовать, сопереживать, делиться эмоциями. Они не заводят друзей, отказываются от игр либо участвуют, не вовлекаясь в игровые взаимодействия, не используя воображение. Дети часто избегают визуального контакта, не используют язык тела и речевую интонацию, часто имеют проблемы с пониманием и применением невербальных средств общения. Нередко присутствует чрезмерная привязанность к предметам — к игрушкам, к личной посуде, мебели, одежде. Зачастую существует патологическая реакция на поступающие чувственные сигналы — свет, звук, прикосновение, изменение температуры. Стереотипии проявляются в простых действиях, речи и сложных поступках. Дети бывают патологически педантичны в отношении расположения вещей в комнате, испытывают потребность в неизменности и постоянстве (расположение вещей, режим дня, маршрут прогулок, строгое меню)[1].

Главный принцип изучения иностранных языков для таких детей — индивидуализация. В условиях дополнительного образования есть все возможности реализовать это условие: организовать образовательный процесс с максимальным учетом возможностей, интересов и опыта ребенка с ОВЗ. Кроме того, необходимо обеспечить:

  • мотивирование к учебному процессу;
  • психологическую безопасность;
  • единство совместной деятельности;
  • помощь в приспособлении к окружающим условиям.

В школе, согласно ФГОС, современные образовательные технологии на уроках английского языка представляют собой четко сформулированный процесс взаимодействия педагога и ученика, необходимый для достижения определенной цели. В условиях дополнительного образования при изучении английского языка педагог может пользоваться более широкой палитрой технологий, не только ориентируясь на выполнение учебных задач, но и на развивающие, коррекционные и другие, необходимые ребенку с ОВЗ или всей группе, работающей в условиях инклюзии [2].

Перечислим типы современных образовательных технологий, с помощью которых педагог, словно собирая мозаику, выстраивает целостную картину занятия. Отметим также особенности использования данных технологий ля особых детей.

  1. Коммуникативные — предназначена для формирования навыков коммуникативной компетентности. Данные современные технологии на уроках английского языка необходимы ученикам для адаптации к формам и моделям коммуникации в современных культурах. Для детей, имеющих расстройства аутистического спектра, это очень важная задача — учиться коммуникации. На занятиях по английскому языку есть возможность много раз проигрывать элементарные диалоги, касающиеся разных сфер жизни, закладывая ребенку образец речевого поведения, налаживания диалога с собеседником.
  2. Дифференцированная технология — познание предмета осуществляется с учетом их личных интересов, навыков и сильных сторон, которые всегда есть у детей-аутистов. В основе развития потенциала лежит поощрение. Применение диагностических тестов позволяет отследить динамику освоения материала.
  3. Модульная технология предусматривает, что современное занятие по английскому языку, а также его содержание (автономные модули, подразделы) интегрируются в один общий курс. При использовании такой технологии необходимо очень внимательно изучить возможности особого ребенка, его интересы, чтобы каждый модуль был интересен и посилен для освоения.
  4. Информационно-коммуникативные технологии предусматривают повышение практической направленности занятия, а также увеличение познавательной активности путем повышения интенсивности самостоятельной работы обучающихся. Внедрение технологии в занятия делает их интереснее, современнее, разнообразнее, что всегда положительно влияет на мотивацию обучающихся.
  5. Технология применения программного обеспечения является подвидом ИКТ. Такие технологии обучения английскому языку эффективно дополняют процесс обучения в части перевода текстов, вооружают ребенка навыком самостоятельного изучения языка, интенсифицируют его деятельность.
  6. Интернет-технологии открывают различные возможности и доступы для нахождения информации, создания отдельных проектов и исследований. Часто у ребенка с расстройствами аутистического спектра бывает тема, любимый предмет, о котором он готов говорить много. Не всегда даже педагог знает столько же о рептилиях или о динозаврах, сколько знает его необычный обучающийся. Интернет помогает тогда и педагогу (подобрать информацию, оформить ее, создать обучающий контент), и ребенку (создать презентацию, найти новые факты).
  7. Современные технологии в обучении английскому языку на основе индивидуального обучения реализуют личностно-ориентированный подход, что учитывает интересы и особенности обучающихся.
  8. Технология тестирования основывается на контроле усвоения материала обучающимися в пределах курса. Данная технология на занятиях по английскому языку позволяет педагогу определить сильные и слабые стороны обучающихся, а также выявить недостатки в своей программе.
  9. Проектная технология характеризуется созданием модели социального взаимодействия между обучающимися. Данная методика способствует формированию межпредметных связей, которые улучшают общую успеваемость обучающихся, учит работать детей не только самостоятельно, но и в группах, договариваясь и согласовывая свои действия. Такие виды работы будут полезны не только ребенку с ОВЗ, но и всем остальным членам группы.
  10. Технология, базирующаяся на сотрудничестве эксплуатирует идею совместного обучения. При этом отдельная роль отводится как личной, так и коллективной ответственности за достижение обозначенных целей. Грамотное использование сотрудничества на занятиях позволяет особому ребенку стать членом группы, почувствовать себя ее значимой частью. Задача педагога при этом — помочь найти для него подходящую роль, задание, опираясь на сильные его стороны, это задание он сможет выполнить, не подводя группу.
  11. Игровая технология основывается на раскрытии потенциала и развитии творческого мышления обучающихся во время совместного рассмотрения и решения поставленных задач. К примеру, некоторые дети с такими расстройствами могут брать с собой на занятия игрушки, которые можно использовать как повод для разговора по теме, моделируя ситуации, необходимые для развития речи на английском языке. Надо обратить внимание, что некоторые дети с расстройствами аутистического спектра не воспринимают ситуацию «понарошку», они болезненно реагируют на предложение превратиться в кого-то и даже не воспринимают, когда другие меняют голос или интонацию, подражая животным или персонажам. Поэтому, планируя занятие, всегда надо готовить несколько запасных видов деятельности, чтобы вовремя скорректировать ход занятия.
  12. Технология развития критического мышления предназначена для формирования в обучающемся разносторонней личности, которая может критически и с вниманием относиться к полученной информации. Данная технология становится крайне важной при литературном переводе художественных произведений, стихотворений и т.д. Эта технология актуальна для детей более старшего возраста, но дети с аутистическими расстройствами бывают очень разные, многие из них творческие и талантливые, интересующиеся и запоминающие множество информации, поэтому умение правильно оценивать информацию, отбирать необходимую и отсеивать лишнюю необходимо им, как и всем остальным обучающимся.

Содержание курса «Английский язык» в группах для детей с ОВЗ включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка: аудирование и говорение, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением другими видами речевой деятельности: чтение и письмо. Задания по всем четырем видам в классах для особых детей должны порождать и развивать репродуктивную деятельность обучающихся. В процессе совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих обучающемуся двигаться от замысла к тексту (чтение и письмо) или от текста к обучающемуся (аудирование и говорение).

Учитывая психофизиологические особенности детей с расстройствами аутистического спектра, следует придерживаться следующих методических принципов:

  1. Обеспечение подвижной деятельности детей.
  2. Частая смена деятельности.
  3. Погружение в языковую среду.
  4. Многократное аудирование вводимых структур.
  5. Преемственность и постоянное повторение материала.
  6. Общее развитие ребенка посредством английского языка, раскрытие его творческих способностей.

Занятия по английскому языку для обучающихся с особыми потребностями лучше начинать с упражнений по развитию зрительной, фотографической, слуховой и ассоциативной памяти. На каждом занятии используется не только рациональный, но и эмоциональный компонент. При отсутствии эмоционального контакта, положительного настроя ребенок-аутист может замкнуться и вообще не проявлять никакой активности во время занятия.

Для отслеживания эмоционального состояния ребенка можно использовать шкалы настроения, на котором изображены лица с разным выражением и мимикой. Каждое лицо имеет определенную цветовую гамму. На начало и конец занятия обучающиеся определяют свое настроение. Если занятие проходит в группе, можно сделать экран настроения, на котором все дети будут отмечать свое состояние [3], см. Рис. № 1.

шкала настроения

Рис. № 1. Шкала настроения

Детей с ОВЗ важно настраивать на продуктивную работу на уроке, в некоторых случаях эффективно будет использование карточки оценки отношения к занятию, которая бы помогла определить:

— отношение обучающегося к занятию;

— выявление уровня легкости или затруднений в обучении (см. Рис. № 2).

Карточка оценки отношения к занятию

Рис. № 2. Карточка оценки отношения к занятию

В качестве иллюстрации к вышесказанному хочется поделиться материалами подготовки к занятиям с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Включение в процесс занятий в группе было организовано постепенно, начиналось с индивидуальных занятий, когда выяснялись возможности и интересы ребят, на которых они постепенно приучались к логике занятия, алгоритму выполнения заданий. Именно на этом начальном этапе часто оказывалось, что, если нет эмоционального контакта, если предмет обсуждения не интересен, ребенок может отказываться от работы, уходить в себя, замыкаться. Поэтому первые занятия строились в опоре на любимые темы ребенка. Иногда они могли быть совершенно необычными, и лексический и грамматический материал приходилось адаптировать. Например, в процессе выстраивания занятия по теме «Динозавры», были подготовлены следующие материалы:

  • Для знакомства с грамматическим материалом: сказка о глаголе-связке TO BE с главным героем — динозавриком (см. Рис № 3).

Главный герой сказки о глаголе-связке TO BE

Рис. № 3. Главный герой сказки о глаголе-связке TO BE

  • Лексика по теме семья: мультфильм — пальчиковая гимнастика о семье динозавров [4].
  • Повторение предыдущей темы (счет от 1-го до 10-ти): выполнение задания на основе прослушивания песенки о динозаврах.
  • Для игр — карточки с названиями динозавров и интересными фактами о них [5] (см. Рис № 4).

Карточки для игр

Рис. № 4. Карточки для игр

Кроме того, было предложено использовать маски динозавров для отработки диалогов (см. Рис № 5).

Маски динозавров для отработки диалогов

Рис. № 5. Маски динозавров для отработки диалогов

Также было подготовлено много «раскрасок» с сюжетами о динозаврах, которые можно было раскрашивать и составлять рассказ-описание, меняя при этом вид деятельности.

Таким образом, можно сделать выводы, что занятия по английскому языку для каждого ребенка с ОВЗ — новое открытие, новая эмоция, новые знания. Приобретение начальных элементарных навыков общения в устной и письменной форме с педагогом и детьми из группы на иностранном языке строится на основе собственных речевых возможностей и потребностей. Главная проблема — удержать внимание ребенка и качественно представить новый материал. Вышеизложенные приемы и методы работы на занятии по английскому языку не угнетают ребенка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации как полноценного участника образовательного процесса.

Литература

  1. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А.Р. Маллер. — М.: Педагогика-Пресс, 2016. — 284 с.
  2. Общая методика обучения иностранным языкам // Под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. — М.: Просвещение. — 2013. — 181 с.
  3. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев и др. — М.: Академия, 2014. — 654 с.
  4. https://www.youtube.com/watch?v=HO6s-dUGWho
  5. https://learnenglishkids.britishcouncil.org/sites/kids/files/attachment/flashcards-dinosaur-factsheets-v2.pdf

Добавить комментарий

Войти с помощью: