Лидер ученического самоуправления в работе Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко

Актуальность темы исследования рассматривается в контексте организации процесса обучения и воспитания подрастающего поколения с позиции лидерства. Сделан акцент на обучении лидеров ученического самоуправления в областной очно-заочной школе «Лидер», которая была создана министерством образования Оренбургской области при Оренбургском областном Дворце творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко. ООЗШ «Лидер» осуществляет подготовку лидеров ученических советов, детского общественного движения, членов областного ученического Совета, волонтеров детского педагогического отряда «Пилот».

Е.С. Михалева,
методист,
кандидат педагогических наук

О.Г. Чернякова,
заведующая отделом

М.А. Горшенин,
педагог-организатор

В.Л. Кравченко,
педагог-организатор

ГАУДО «Оренбургский областной Дворец творчества
детей и молодежи им. В.П. Поляничко»,
Оренбург

В процессе социально-экономических изменений, происходящих в период демократизации общества, все более возрастает интерес к проблемам развития человеческого потенциала. Этот фактор привел к необходимости организации школы лидерства, где осуществляется развитие и воспитание молодого поколения конкурентоспособных лидеров. В настоящее время признается социальная значимость вовлечения молодого поколения в активную практику на муниципальном уровне, реализация которой осуществляется в продолжительный период времени и требует необходимости воспитания человека особого типа — лидера, способного к самореализации в любой области деятельности, в том числе в процессе межличностного общения.

Современная социальная ситуация развития системы дополнительного образования делает акцент на индивидуально-личностные психологические особенности обучающегося. Это связано с повышением требований к качеству образования в процессе реализации национального проекта «Образование», осознания и принятия новых стратегических ориентиров и концептуальных принципов, связанных с реформированием дополнительного образования детей, а также с реализацией идей Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» в образовательных организациях РФ. Помимо этого, приоритетным направлением в образовании является приобретение обучающимися нравственных ценностей, которые основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей, на психологических особенностях их личности и индивидуальности. Все это говорит о необходимости организации психологического образования в период созревания личности человека.

Так каким же представляют ученые лидера XXI века? Рассмотрим основные позиции.

Современные философы считают, что лидер в процессе инноваций обладает способностью проактивного видения развития бизнеса в будущем [6], понимание своей общественной миссии [11]. С точки зрения зарубежных исследователей, проблемы «лидерства» рассматриваются с позиции требования SMART Management как принципа реалистичности поставленных целей: S — Specific (конкретность целей), M — Measurable (измеримость целей), А — Achievable (достижимость целей), R — Realistic (реалистичность целей), Т — Time-bound (указание на срок реализации цели) [12].

В современном мире большое значение уделяется понятию «лидерство» с точки зрения профессионально-личностного и общественного феномена, процесса социального влияния в деятельности управленцев. Следовательно, необходимо растить лидера с позиции руководителя организаций (А.И. Баянов, О.Н. Пушкарев, Ю.В. Маркелова) [1, 8] в контексте инновационной деятельности предприятия (С.В. Ильченко) [6], лидера, который использует возможности сети «Интернет» для удовлетворения своих потребностей (Т.А. Береговская) [2].

То есть современный лидер востребован с точки зрения процесса управленческой деятельности, а именно менеджмента.

Атрибутом успешности современного общества является активность личности и ее демонстративное стремление к лидерству. Ярким примером такой притягательной черты личности является харизма. По мнению, Г.И Жунушалиева, в структуру базового компонента харизматичности необходимо включать аттрактивность, или притягательность [5]. Именно этими чертами личности, по мнению автора, обладают бизнесмены и актеры. Эти люди имеют способность оказывать влияние на отдельных индивидов или группы современной молодежи для достижения определенных целей. Итак, понятие «лидерство» основано на личностных качествах человека такого типа и социально-психологических отношениях, складывающихся в процессе общения [10].

Таким образом, опираясь на опыт современных исследователей можно говорить, что лидерами XXI века являются руководители-менеджеры или актеры.

Именно в молодежной среде в наибольшей степени проявляются такие качества личности, как инициативность, решительность, организационные способности, стремление достигать поставленной цели, передвигаться по карьерной лестнице — все это говорит о присутствии потенциала для развития лидерских качеств [8]. Именно в подростковом (14-15 лет) и юношеском (16-17 лет) возрасте стихийно выдвигаются лидерские объединения, где возрастает важность предусматривания положительного авторитета личности, а деятельность коллектива становится социально значимой.

Для того чтобы обучающийся был активным в общественной и образовательной среде, необходимо организовывать процесс обучения и воспитания, нацеленный на овладение личностными компетентностями, обеспечивающими активное проявление лидерской позиции. Данные компетенции включают такие позиции, как самоорганизация, коммуникация, защита личных и групповых интересов, саморазвитие в течение всей жизни. В значительной степени решению этой задачи способствует деятельность ученического самоуправления. Подтверждение этому мы находим в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020), который закрепил самостоятельность местных сообществ, в том числе и в формировании и распоряжении местным бюджетом и муниципальным имуществом. Исходя из этого понятие «школьное ученическое самоуправление» в наибольшей степени подходит для определения механизма самоорганизации коллектива обучающихся и позволяет школьникам на практике реализовать «право на участие в управлении образовательной организацией» (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с учетом последующих редакций, изменений и дополнений) «Об образовании в Российской Федерации»).

Самоуправление обучающихся в образовательных организациях связано с планированием и организацией деятельности ученического коллектива, анализом своей работы и подведением итогов, планированием дальнейших действий. Опираясь на опыт исследований В.К. Григоровой, Н.И. Дудкиной, Е.Н. Зыковой [4], можно выделить следующие аспекты ученического самоуправления как формы жизнедеятельности детского коллектива:

  • целенаправленность, конкретность, систематичность, организованность и прогнозируемость по результатам деятельности обучающегося;
  • самостоятельность в принятии и реализации решений обучающимися;
  • реализация функций управления, как одной из задач, стоящих перед образовательным учреждением;
  • достижение групповых целей.

Итак, опираясь на опыт исследователей и опыт собственной практической деятельности, под ученическим самоуправлением мы понимаем управление внутри отдельного коллектива собственными силами для реализации значимых дел в детском коллективе, направленное на принятие и реализацию решений для достижения личностных и социально значимых целей. Это позволит обучающимся включаться в разнообразные виды деятельности, научиться отстаивать права и интересы субъектов образовательного процесса, а также принимать противоположную точку зрения, корректно вести переговоры в процессе делового общения, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.

По мнению И.Г. Гиззатулина, именно дополнительное образование является связующим звеном в процессе формирования лидерства, так как оно удовлетворяет постоянно меняющиеся индивидуальные образовательные потребности личности, дает возможность реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся [3].

Воспитание лидерства в контексте детского самоуправления в учреждениях дополнительного образования детей — это современная форма работы с детьми, позволяющая им отстаивать свои права, приобретать навыки делового общения, а также попробовать себя в разных социальных ролях: руководителя, подчиненного, организатора и т.д. У обучающихся будут развиты коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества, умение подчиняться коллективной воле и в то же время соотносить личные интересы с общественными. Особенностью работы данного направления является приобретение собственного практического опыта развития личностного, творческого и социального потенциала. Помимо этого, педагоги смогут поделиться реальной властью с воспитанниками или, иными словами, делегировать полномочия, так как многие вопросы дети учатся решать самостоятельно. Поэтому необходимо организовывать в рамках системы дополнительного образования детей работу, способствующую эффективности процесса формирования лидера в ученическом самоуправлении.

Все это предопределило разработку собственной программы обучения лидеров ученического самоуправления «Областная очно-заочная школа «Лидер». ООЗШ «Лидер» начала свою деятельность с 2000 года. ООЗШ «Лидер» создана министерством образования Оренбургской области при Оренбургском областном Дворце творчества детей и молодежи им В.П. Поляничко и осуществляет подготовку лидеров ученического совета, детского общественного движения, членов областного ученического Совета и волонтеров детского педагогического отряда «Пилот» [9]. В положении об ООЗШ «Лидер» описаны основные направления деятельности — это содействие воспитанию и развитию личности на приоритете общечеловеческих ценностей, народно-национальных и культурно-исторических традиций, ценностей семейного воспитания, гуманизма и любви к Отечеству.

Основными формами образовательной деятельности ООЗШ «Лидер» являются:

  • регулярная двухгодичная работа с сессионным режимом в каникулярный период в форме профильных смен, в рамках которых проводятся лекции, семинары, групповые и индивидуальные занятия, деловые игры и т.д.;
  • индивидуальная и групповая работа в межсессионный период (домашние задания — «поиск») в форме исследовательских работ, рефератов, творческих заданий и т.п.;
  • дистанционная работа для получения и усвоения учебной программы ООЗШ «Лидер» в более полном объеме с помощью онлайн-занятий;
  • коллективная (групповая) работа обучающихся под руководством специалистов;
  • активная практика в качестве инструкторов-организаторов в профильных и детских оздоровительных лагерях в каникулярный период.

Содержание работы ООЗШ «Лидер» определяется специализированными образовательными программами по направлениям деятельности, разрабатываемыми и реализуемыми педагогами по следующим дисциплинам: «Основы менеджмента», «Культура общения и этика деловых отношений», «Основы культуроведения», «Основы организации культурно-развивающего досуга», «Правоведение», «Основы психологии», «Основы социального проектирования».

В 2019-2020 учебном году нами была организована профильная смена «35-я сессия областной очно-заочной школы «Лидер» с 23 по 29 марта 2020 года на базе детского оздоровительного лагеря «Березки» г. Оренбурга. Целью данной смены являлось создание условий для содействия социализации старшеклассников посредством формирования лидерских компетенций. В смене приняли участие 50 лидеров пилотных (базовых) образовательных организаций по развитию ученического самоуправления из 19-ти муниципальных образований: городов Бузулука, Медногорска, Оренбурга, Абдулинского, Гайского городских округов, Асекеевского, Домбаровского, Илекского, Кваркенского, Красногвардейского, Новосергиевского, Октябрьского, Оренбургского, Первомайского, Переволоцкого, Саракташского, Тоцкого, Тюльганского, Шарлыкского районов.

В рамках сессии были освещены следующие темы: «Дипломатия второй мировой войны», «Информационное взаимодействие в современном мире», «Планирование и виды управления. Тайм-менеджмент», «Юридическая ответственность. Обстоятельства, исключающие ее» и др. На сессии проходили коллективные массовые мероприятия: «Песни Великого подвига», «Театры мира», час общения «Читаем детям о войне», круглый стол «Кто такой герой? Что такое героизм?» и др. По окончании обучения участникам смены были выданы сертификаты установленного образца.

Многие выпускники ООЗШ «Лидер» оставили свои отзывы, рассмотрим некоторые из них.

«Эта школа лидеров, будущих управленцев, подарила мне много новых знакомых, друзей и дорогих мне людей. Благодаря школе „Лидер“ у меня теперь есть бесценный опыт, без которого мне, возможно, было бы сложно в будущем, у меня есть знания, которые мне пригождаются каждый день, ведь там не просто учат определенным дисциплинам, но и учат, как поступать во многих ситуациях, которые могут встретиться в будущем, это место, где ты узнаешь настоящую дружбу, признаешь свои ошибки, веришь, меняешься, ждешь встречи с друзьями, познаешь истинные отношения людей, где полностью меняются взгляды на окружающий мир, в каком-то смысле учишь жизнь. Именно в этой школе ребята познают себя с другой стороны, раскрываются и начинают развиваться».

«Школа „Лидер“ меня изменила, вот правда! Я поняла, что не только можно выражать свое мнение, но и нужно это делать. Многим будет трудно поверить, но до того, как попасть в школу, я была очень застенчивая, скромная и неразговорчивая девочка низкого роста. Хотя мой рост и не изменился, но все остальное поменялось. Сейчас трудно представить, чтобы я не генерировала свои идеи или чтобы просто ни с кем не общалась».

«Школа „Лидер“ дала мне возможность проявить себя не только на сессии, но и в жизни».

Таким образом, лидер — это «управленец» в ученическом самоуправлении, деятельность которого направлена на принятие и реализацию решений для достижения личностных и социально значимых целей. Особенностью работы ООЗШЛ «Лидер» является приобретение обучающимися собственного практического опыта развития личностного, творческого и социального потенциала.

Литература

  1. Баянов, А.И. / Значение лидерских качеств для руководителя организации [Электронный ресурс] / А.И. Баянов, О.Н. Пушкарев // Электронный научный журнал «Вектор экономики». — 2020. — № 1. — Режим доступа: vectoreconomy.ru.
  2. Береговская, Т.А. Поколение Z: потребительское поведение в цифровой среде / Т.А. Береговская, С.А. Гришаева // Вестник университета. Экономика: проблемы, решения и перспективы. — 2020. — № 1. — С.92-99.
  3. Гиззатулин, И.Г. Социальное лидерство педагогов в дополнительном образовании / И.Г. Гиззатулин // Вестник «Өрлеу»-kst. — 2015. — № 4(10). — С. 30-33.
  4. Григорова, В.К. Детское самоуправление в учреждении дополнительного образования / В.К. Григорова, Н.И. Дудкина, Е.Н. Зыкова // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. — 2016. — № 2(23). — С. 100-106.
  5. Жунушалиева, Г.И. Лидер и харизма / Г.И. Жунушалиева // Актуальные вопросы образования и науки. — 2020. — № 1 (69). — С. 84-87.
  6. Ильченко, С.В. Роль лидера перемен и команды топ-менеджеров в инновационных процессах развития организации / С.В. Ильченко // Бизнес и дизайн ревю. — 2020. — № 1(17). — С. 7-15.
  7. Кондратьева, О.Г. Портфолио лидера ученического самоуправления / О.Г. Кондратьева // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2008. — № 81. — С. 228-235.
  8. Маркелова, Ю.В. Диагностический инструментарий оценки лидерских качеств студентов университетского комплекса / Ю.В. Маркелова, В.В. Баранов, В.К. Воробьев, Е.А. Попова // ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета. — 2020. — № 1 (224). — С. 80-86.
  9. Портал Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи имени В.П. Поляничко Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования [Электронный ресурс] [официальный сайт]. — Электрон.дан. — [Оренбург, Б.Г.]. — Режим доступа: http://odtdm.ru/. — Загл. с экрана.
  10. Чумакова, Т.Н. / Качества лидера и их влияние на межличностные отношения в группе [Электронный ресурс] / Т.Н. Чумакова, А.А. Панагушина // Научный электронный журнал «Матрица научного познания». — 2020. — № 1. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42318785.
  11. Романовський, О. Два аспекти філософії лідерсва / О. Романовський, О. Пономарьов, Іліаш Ніколає // Теорія і практика управління соціальними системами. — 2020. — № 1. — С. 76-87.
  12. Jacobson Willow S. Strategic Human capital management in municipal government: an assessment of implementation practices / By Jacobson, Willow S., Sowa, Jessica E. // Public Personnel Management. — 2015, Vol. 44, Iss. 3, pp. 317–339. — Режим доступа: https://www.questia.com/library/journal/1G1-427960472/strategic-human-capital-management-in-municipal-government.

Добавить комментарий

Войти с помощью: