Совершенствование экспертной деятельности в региональной системе дополнительного образования

Интенсивное развитие выступает особенностью современного состояния системы дополнительного образования детей, способствует активному внедрению нововведений. В качестве действенного рычага обновления содержания и технологий дополнительного образования выступает экспертная деятельность. В статье представлена практика совершенствования региональной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ с использованием современной информационной системы «Навигатор».

Л.С. Ручко,
заведующий кафедрой воспитания и психологического сопровождения
Костромского областного института развития образования,
кандидат психологических наук,
доцент
Кострома

Развитие экспертной деятельности в образовании тесно связано с его модернизацией. Обновление содержания и используемых педагогических технологий влечет за собой необходимость поиска эффективных способов их выявления, изучения и оценки. Так и в решении задач федерального проекта «Успех каждого ребенка», направленного на усовершенствование сферы дополнительного образования детей, экспертиза становится важнейшим механизмом регулирования, обеспечивая не только оценочную, но и исследовательскую, нормативную, прогнозную и развивающую функции управления изменениями.

Одним из важнейших объектов экспертизы в системе дополнительного образования детей выступает дополнительная общеобразовательная программа, поскольку характерное для дополнительного образования отсутствие регламентов в виде федеральных образовательных стандартов не исключает важности решения вопросов о качестве образовательной деятельности и ее результатов. Дополнительные общеобразовательные программы зачастую имеют авторский (или же модифицированный) характер, реализуются с учетом разнообразных специфических условий (ведомственная и институциональная принадлежность, территориальные особенности, характеристика осуществляемой деятельности и контингента, технические условия и прочее). Уникальность и разнообразие программного продукта значительно усложняет его соотнесение с существующими требованиями и нормами, затрудняет установление его значимости, ценности для потенциальных участников, образовательной организации, отдельной территории, общества в целом. Вместе с тем, движение системы дополнительного образования к открытости и доступности вызывает необходимость участия в этих процессах не только специалистов, но и непрофессионалов, представляющих общественные интересы и заинтересованных в предмете экспертизы. Все это требует разработки стандартизированных регламентов и объективных процедур оценки дополнительных общеобразовательных программ, подбора и обучения специалистов, обладающих компетенциями эксперта-профессионала, и общественных экспертов, определения площадок и форматов их работы, проведения работ по обеспечению комплексности, доступности, публичности профессионально-общественной экспертизы.

Экспертная деятельность в системе российского дополнительного образования начала формироваться в конце 90-х годов ХХ столетия. Этому способствовала и очередная, достаточно болезненная трансформация социально-экономических, политических и духовных общественных отношений, требующая переоценки традиционной модели образования. Последующая стабилизация развития экономики, повлиявшая на снижение социальной напряженности и сохранение образования как важнейшего приоритета государственной политики, способствовала не только развитию практик дополнительного образования, но и совершенствованию подходов к процессу и содержанию их экспертизы.

К сегодняшнему дню в регионах сложился достаточно обширный перечень событий, предполагающих экспертизу качества дополнительного образования. Так, в Костромской области в этот перечень вошли: ежегодный региональный методический конкурс; ежегодный конкурс педагогического мастерства «Учитель года» (номинация «Педагог дополнительного образования»); экспертиза материалов, представляемых на конкурсы в рамках ПНПО (приоритетного национального проекта «Образование»); экспертиза инновационной деятельности образовательных организаций с последующим присвоением статуса инновационной площадки; региональный банк лучших программ и практик дополнительного образования; формирование сборников лучших образовательных программ и практик в сфере дополнительного образования, в том числе по итогам региональных, межрегиональных и всероссийских конференций, выпуск электронного научно-методического журнала Костромского областного института развития образования, журнала «Методический навигатор» (г. Кострома).

В 2015 году участниками региональной (а с 2016 года и федеральной) инновационной площадки «Региональная модель оценки качества дополнительного образования» была разработана и утверждена методика оценки качества дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как нормативного документа, регламентирующего организацию дополнительного образования детей. Методика была создана в ходе дискуссионной работы проектных групп с учетом федеральной и региональной Концепций развития дополнительного образования детей. Использование автоматизированных оценочных шкал предусматривало участие не только представителей администрации образовательной организации, педагогических работников, но и обучающихся и их родителей. В числе основных критериев экспертизы были заложены: соответствие примерным требованиям к дополнительным образовательным программам, актуальность деятельности, имидж программы и объединений, вариативность и дифференцированность программы, роль семьи в образовательном процессе, практикоориентированность (в том числе возможность профориентации и содействие развитию субъектности участников программы), ориентированность на категории детей, требующие особого внимания, информационная доступность и представленность опыта деятельности по программе в профессиональной среде.

Внедрение в 2019 году Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования, появление информационной системы «Навигатор» как открытой площадки представления региональных практик дополнительного образования и регистрации обучающихся на образовательные программы, регламента оценки качества образовательных программ как части данной информационной системы — все это требует пересмотра существующих подходов к осуществлению экспертизы. Утверждение региональных регламентов независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ сегодня позволяет не только усилить роль общественно-профессиональной экспертизы, но и сделать следующие шаги:

  • согласовать проведение экспертизы с обновленной нормативной базой дополнительного образования;
  • ввести единый критериально-ориентированный подход к разработке, представлению и оценке программных продуктов;
  • усилить объективность информации о качестве оказания услуг в сфере дополнительного образования детей;
  • обеспечить принятие взвешенных управленческих решений, направленных на повышение качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам.

В 2020 году Костромской областной институт развития образования совместно с региональным модельным центром дополнительного образования детей Костромской области провел обучение действующих экспертов по теме «Независимая оценка качества дополнительных общеобразовательных программ в информационной системе „Навигатор“». Целью дистанционного семинара стало содействие освоению участниками содержания и технологии независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в информационной системе «Навигатор». В ходе семинара рассмотрены вопросы особенностей экспертной деятельности в сфере образования, особенностей экспертизы дополнительных общеобразовательных программ, содержания региональной нормативно-правовой базы независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ, экспертизы дополнительных общеобразовательных программ в информационной системе «Навигатор».

В ходе семинара были выделены следующие стимулы к совершенствованию экспертной деятельности в региональной системе дополнительного образования детей: унификация требований к представлению программы в информационной системе, целостность представления информации о программе, высокая квалификация привлеченных экспертов, имеющийся у них опыт в сфере дополнительного образования, объективизация экспертизы благодаря валидности оценки и используемых технологий экспертного оценивая, открытость экспертизы, связь результатов оценки с рейтингом образовательной программы, нацеленность на совершенствование программ как основных элементов системы дополнительного образования, возможность совершенствования компетенций экспертов в ходе многостороннего анализа существующих практик.

Но на сегодняшний момент остается достаточно большое количество проблемных вопросов и ограничений в этой сфере:

  1. Каким образом эффективно организовать работу экспертов при постоянно увеличивающемся объеме дополнительных общеобразовательных программ в ответ на внедрение персонифицированного финансирования?
  2. Как формализовать деятельность эксперта и защитить его права?
  3. Возможно ли регламентировать нагрузку действующих методистов образовательных организаций, выполняющих функции эксперта?
  4. Какие дополнительные ресурсы можно привлечь для работы эксперта в условиях недостаточной технической оснащенности образовательных организаций?
  5. Как обеспечить вовлеченное участие общественных экспертов через информационную систему «Навигатор»?

Требуют согласования профиль эксперта и направленности экспертируемых им образовательных программ. Важно обеспечить формирование пула экспертов для специфических программ (адаптированных, узкоспециальных и проч.). Особое внимание следует уделить развитию внутренней экспертизы в организациях, осуществляющих деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, чтобы на региональную экспертизу представлялись действительно качественные программные продукты. Необходимы закрепление дополнительных функций (и соответствующих выплат) за методистами государственных организаций дополнительного образования (ресурсных центров); утверждение порядка распределения экспертируемых программ и установление примерных временных регламентов работы эксперта с образовательной программой в информационной системе «Навигатор».

В условиях развития экспертной деятельности действительно важным становится определение смыслов общественно-профессиональной оценки качества дополнительной общеобразовательной программы. Зачем? Для достижения каких целей осуществляется экспертиза? Действительно ли рейтинг программы имеет первостепенное значение? В условиях трансформации сферы дополнительного образования правильно организованная и осуществляемая экспертиза:

  • способствует обновлению реализуемых содержания и технологий;
  • содействует повышению имиджа организаций, педагогов и образовательных программ, а значит, и вовлечению детей в обучение;
  • облегчает и упрощает выбор семьями с детьми качественных программ, влияя на прогресс системы дополнительного образования;
  • обеспечивает развитие кадрового потенциала.

Экспертная деятельность в изменяющейся действительности позволяет не только осуществить отбор качественных дополнительных общеобразовательных программ, но и оценить текущее состояние, определить прогнозные тенденции, выработать оптимальные решения по развитию системы дополнительного образования в целом.

Литература

  1. Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством. — Москва: ИНФРА-М, 2005. — 467 с.
  2. Жирова Н.А., Малова Ю.В. Система экспертной оценки дополнительных общеразвивающих программ // Информационно-методический журнал ПроДоД. — 2017. — № 6 (12). — С. 3-14.
  3. Каргина З.А. Методологические основы профессионально-общественной экспертизы (оценки) программ внеурочной деятельности и дополнительного образования детей // Международный журнал «Символ науки». — 2015. — № 9. — С. 164-169.
  4. Ручко Л.С., Разумова Н.Д., Кудряшова Е.А. Качество дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в контексте мониторинга качества дополнительного образования детей // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2017. — Т. 5. — № 3. — С. 18-24.

Добавить комментарий

Войти с помощью: