Пути обновления содержания дополнительного образования детей в ЦДОД Усинска

В статье представлен опыт МАУДО «ЦДОД» г. Усинска по внедрению новшеств в дополнительное образование детей — разработке разноуровневых программ, обновлении программ, включении в образовательную деятельность разных категорий детей. Материал ориентирован на методистов и педагогов дополнительного образования детей.

Л.Р. Галямова,
методист
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей»
Усинск

Дополнительное образование детей всегда было пространством для творческого и интеллектуального развития детей. Если вспомнить наше детство, то вспомнишь интересные занятия кружков, неформальное общение с педагогом и другими ребятами.

В последнее время все больше меняется подход к достижению целей дополнительного образования. Меняются педагогические приемы и методы, появляются новые сферы деятельности, интересные детям, такие как «интернет вещей» и робототехника. Педагогу с учащимися приходится быть более открытым и мобильным, более вариативным и коммуникабельным. Чтобы создать современную систему дополнительного образования, взрослым предстоит решать задачи нового уровня и осваивать новые модели преподавания.

В Центре дополнительного образования детей города Усинска мы стараемся идти в ногу со временем и максимально соответствовать ожиданиям детей и родителей. Ведь спрос на услуги Центра зависит от удовлетворенности и тех, и других.

Для того чтобы определить векторы развития педагога, мы взяли видение обновления содержания дополнительного образования детей Л.Н. Буйловой, старшего методиста нормативно-методического отдела ГБПОУ «Воробьевы горы» [1]. Ею представлены ключевые позиции, по которым осуществляется обновление программного обеспечения дополнительного образования.

Методический совет Центра разобрал каждую ключевую позицию, с методистами и педагогами обговорили, каким образом мы можем внести изменения в образовательный процесс, что нового можем внедрить. Рассмотрим результаты, достигнутые на сегодняшний день.

Какие ключевые позиции предлагаются нам? Рассмотрим каждую из них с позиции их реализации в нашем Центре.

— Соответствие дополнительных общеобразовательных программ современному уровню развития науки, техники и искусства.

Казалось бы, все существующие программы дополнительного образования соответствуют современной жизни. Ведь они востребованы среди детей. Но это только на первый взгляд. Стоит повнимательнее приглядеться к содержанию всех имеющихся программ, оценить современность подходов, приемов и методов. Были случаи, когда педагог говорил: «Какая может быть современность, ведь изучаемые темы не поменялись. Например, вязание. Как изучали стандартные приемы вязания изделий, так и продолжают их изучать». Но здесь важно донести до педагога, что дело не в тематическом плане, а в методиках преподавания. Мы теперь не даем готовые знания учащемуся, мы учим его учиться, самостоятельно добывать знания, легко приспосабливаться к меняющимся условиям и адаптироваться в них.

В Центре дополнительного образования детей города Усинска постоянно работает творческая группа по совершенствованию программного обеспечения. Ежегодно программы, предназначенные для реализации в новом учебном году, перерабатываются совместно с педагогами. Вносятся изменения в учебный план, на основе корректировок, сделанных в течение учебного года, меняются формы занятий, диагностики.

Например, педагог дополнительного образования, работая по программе «Занимательная математика», внедрила в течение учебного года новую педагогическую технологию «сторителлинг», используя прием «кубики истории». В соответствии с этим вносятся изменения в учебный план программы — добавлена проектная работа «Волшебное путешествие с геометрическими фигурами». Педагог осваивает новые педагогические технологии («сторителлинг») и закрепляет уже ставшие привычными (проектная деятельность).

Для получения новых знаний об инновационных технологиях с педагогами регулярно проводятся обучающие семинары. При этом сами семинары проводятся с использованием новых технологий и приемов. Широко используется такие методы и приемы работы с педагогами, как воркшоп, чек-лист и кейс-технология. Благодаря этому педагоги на практике видят преимущества и недостатки определенных технологий.

— Диверсификация образовательных программ (увеличение их разнообразия, расширение ассортимента).

В последние годы широко идет работа по расширению ассортимента дополнительных образовательных программ. Каждое учреждение дополнительного образования ищет и подбирает такие программы, которые бы пользовались спросом у конкретного заказчика. С введением системы персонифицированного финансирования обострилась конкуренция, и даже устоявшиеся коллективы ищут новые пути привлечения детей в стены своего учреждения.

Например, в нашем Центре в последние годы были открыты новые дополнительные общеразвивающие программы «Мобильное программирование», «Секреты быстрого чтения», «Занимательные опыты», «Арт-терапия» и другие, открыт мини-технопарк с обучением робототехнике, биотехнологиям, цифровым технологиям, работе на современной цифровой технике.

— Осуществление уровневой классификации образовательных программ дополнительного образования детей.

Интерес к разноуровневым программам в последнее время очень широк, их создание становится требованием времени и модернизации образования. Опять же, кажется, что это что-то новое. На самом деле в режиме разноуровневых программ мы работали всегда. Всегда в группе детей есть ребята слабые, отстающие, а есть обучающиеся, которым необходима дополнительная информация, повышенный уровень сложности заданий. И сейчас пришло время облачить эту практику в документарный формат.

Понятие «разноуровневая программа» в рекомендациях по разработке Регионального модельного центра дополнительного образования детей раскрывается так: «программа, ориентированная на реализацию параллельных процессов освоения учащимися ее содержания на разных уровнях: стартовом, базовом, продвинутом» [2].

Деятельность по разработке разноуровневых программ в нашем Центре началась с обучающих семинаров, на которых методисты раскрывали педагогам дополнительного образования сначала необходимость данных программ, далее их структуру и особенности. Во время обучающих семинаров педагоги то сами становились в позицию детей и видели суть разноуровневого обучения исходя из нее, то вставали в позицию методиста, который должен объяснить коллегам, как писать разноуровневую программу. Получив исчерпывающую информацию, педагоги, готовые к разработке разноуровневых программ, совместно с методистами принимались к работе.

Наибольшего успеха в разработке достигли педагоги, реализующие разноуровневые программы художественной направленности. Это связано с тем, что образовательный процесс в художественных объединениях изначально дифференцирован, обучающиеся, могут, получив основные навыки и умения, двигаться дальше со своей скоростью и в соответствии с имеющимися возможностями, даже занимаясь в одной группе.

Дифференциация в программах Центра принята по трем стандартным уровням сложности — стартовый, базовый, продвинутый. Стартовый уровень предполагает введение обучающегося в деятельность, ознакомление с новым видом деятельности. Базовый уровень предполагает освоение основных умений и навыков. Продвинутый — углубление знаний, выбор узкоспециализированного направления деятельности.

Все обучающиеся, поступающие на программу, получают равный доступ ко всем уровням сложности. В учебном плане таких программ предусмотрены групповые форматы работы для всех них. Очень часто используются организационно-деятельностные игры, викторины, мастер-классы, экскурсии, воркшопы и др. Индивидуальная работа больше всего строится на индивидуальном консультировании и сопровождении исследовательских и творческих проектов обучающихся.

— Расширение контингента обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы.

Последние пять лет центр активно работает в направлении включения обучающихся разных категорий в дополнительное образование. На сегодняшний момент Центр посещают дети 5-18-ти лет, обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, обучающиеся, состоящие на различных видах учетов, дети из сельских школ.

Работа по привлечению ведется для каждой категории обучающихся по-разному. Например, когда встал вопрос привлечения детей дошкольного возраста, был проведен опрос родителей с целью выяснения спроса на образовательные программы. Для обучающихся с ОВЗ были предложены программы, доступные для освоения теми, кто занимается в коррекционных классах школ. При привлечении обучающихся, состоящих на учетах, мы активно сотрудничаем с комиссией по делам несовершеннолетних. Для детей из сельских школ нами были предложены дополнительные общеразвивающие программы с дистанционной формой обучения. Самыми востребованными для обучающихся дошкольного возраста стали программы подготовки к школе, развитию речи, вокальные; для обучающихся с ОВЗ — декоративно-прикладное творчество, для состоящих на учете — спорт и туризм.

Для повышения доступности дополнительного образования детям отдаленных сел в Центре реализуются дистанционные дополнительные общеразвивающие программы. В связи с низким качеством или отсутствием Интернета в селах педагоги дополнительного образования разрабатывали программы, основанные на кейс-технологиях. По каждому разделу программы был создан кейс, включающий теоретический материал, практический материал, видео или презентации. По окончании изучения темы обучающиеся присылают выполненные задания на проверку педагогу.

Для городских детей также реализуются программы с использованием дистанционных технологий. Педагоги самостоятельно выбирают формы дистанционного образования, подходящие по виду деятельности. Наибольшим спросом для реализации программ технической направленности пользуются такие формы, как видеоконференции на различных платформах и представление обучающих материалов и заданий в группах объединений в социальной сети. Для реализации программ художественной направленности педагоги пользуются имеющимся в интернет-сети видеоматериалом с мастер-классами либо сами записывают видеоролики или делают фотоинструкции. Педагоги туристско-краеведческой направленности используют конкурсные и игровые задания, поддерживающие интерес к предмету: в группах объединений объявляют различные челленджи, требующие обратной связи. Видеоответы позволяют создать атмосферу единения и исполнения общего дела, развивают ответственность за итог челленджа. Педагог физкультурно-спортивной направленности использует платформу lichess.org для проведения шахматных турниров для всех обучающихся.

Изменения, происходящие в нашем Центре в последние годы, только улучшили нашу работу, ежегодно у нас увеличивается количество обучающихся, повышается уровень удовлетворенности родителей и детей качеством услуг.

Наш Центр еще находится на стадии первых шагов в изменении системы образования, впереди еще много интересного.

Список литературы

  1. Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2015. — № 15. — С. 567-572.
  2. Буйлова Л.Н. Дополнительные общеобразовательные программы: нормативно-правовой аспект // Справочник заместителя директора школы. — — № 2. — С. 60-75.
  3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
  4. Кулик О.Н., Коюшева Е.Н. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные программы). — Сыктывкар, 2019. — С. 19-20.
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  6. Проектирование разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ: учебн.-метод. пособие / Л.Б. Малыхина, Н.А. Меньшикова, Ю.Е. Гусева, М.В. Осипова, А.Г. Зайцев / Под ред. Л.Б. Малыхиной. — СПб: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. —155 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: