Актуальные вопросы военно-патриотического воспитания обучающихся кадетских училищ

В статье «Актуальные вопросы военно-патриотического воспитания обучающихся кадетских училищ» рассказывается о системной целенаправленной деятельности педагогического коллектива кадетского училища, направленной на формирование у воспитанников патриотического сознания, готовности к выполнению своего гражданского долга — служению Отечеству и выполнению конституционных обязанностей.

А.А. Айталиев,
старший воспитатель учебного курса

О.М. Попова,
педагог-организатор учебного курса

Э.Ю. Полхович,
воспитатель учебного курса

Тюменское президентское кадетское училище
Тюмень

Основными целями деятельности кадетских училищ являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие кадетов, их социализация в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Родине на гражданском и военном поприще. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм» (В.В. Путин) [5].

Цель статьи — раскрыть содержание современного кадетского образования на примере учебного курса. Во-первых, это одно из средств удовлетворения образовательно-воспитательного заказа государства. Результаты диагностики кадетов курса и родителей свидетельствуют о том, что военно-спортивная, духовно-нравственная и патриотическая направленность воспитательного процесса востребованы. Во-вторых, это подготовка будущих кадров — офицеров вооруженных сил РФ, полицейских, пожарных, спасателей, специалистов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. В процессе практических занятий кадеты пробуют себя в деле, чтобы осознанно подойти к выбору профессии. В-третьих, это формирование и развитие чувства верности гражданскому и профессиональному долгу, дисциплинированности, ответственности перед обществом за судьбу Отечества.

Усиление воспитательной функции, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается в процессе обучения как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Именно поэтому обучение в кадетских училищах особенно ценно тем, что ставит своей главной целью подготовку кадетов к военной службе, а также параметры эффективности и качества воспитания.

«Патриот — человек, любящий свое Отечество,
преданный своему народу, готовый на жертвы
и совершающий подвиги
во имя интересов своей Родины»

(Словарь современного русского языка)

Основным «строительным материалом» формирования личности (по определению С.Л. Рубинштейна), являются не мероприятия, которые проводит школа, а то психическое, чувственное состояние, которое пробуждается благодаря участию в них. Активное участие в общественно значимой патриотической деятельности, организованной педагогами и воспитателями, дает возможность почувствовать личную причастность к делу защиты Отечества, открыть для себя ее новый смысл. Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе Тюменского президентского кадетского училища. «Патриотическое воспитание является разноплановым, системным, целенаправленным и скоординированным действием государства» [4].

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания кадетов. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами училища. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, общественные организации, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это учитывается педагогами и воспитателями в процессе воспитания кадетов. Детство — это наиболее благоприятное время для осуществления гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Трудно, но воспитатель должен находить тропинку к каждому сердцу. В первую очередь, мы сами — воспитатели — должны быть искренними и уметь не проповедовать о воспитании и о патриотизме, о любви к Родине и о здоровом образе жизни, а увлекательно рассказывать и подтверждать то, о чем говоришь, своими делами, поступками полными энергии и преданности.

В целом вся воспитательная работа на нашем курсе направлена на то, чтобы создать благоприятный климат, поддерживать дружескую атмосферу среди кадетов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, с учетом их психофизиологических особенностей.

По мнению Л.С. Выготского [1], патриотизм включает следующие позиции:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Исходя из вышесказанного, мы педагоги-воспитатели, наставники наших кадетов осознаем, собственно, что патриотизм не заложен в генах, это не природное, а общественное качество и вследствие того не наследуется, а складывается. Согласно воззрениям передовых научных работников и воспитателей, патриотизм содержит три элемента: глубинное ощущение принятия страны; ощущение собственного приспособления и ощущение причастности (свой индивидуальный вклад) к делам государства, собственной маленькой Отчизны, родной школы, класса, семьи. Вследствие этого надо пробуждать в юном человеке дремлющий патриотизм. Чувство патриотизма невозможно привить в принудительном порядке. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу нельзя, это трудная и долгая работа. Непросто привить приверженность к собственному Отечеству, посодействовать детям и воспитанникам осознать ситуацию родного государства, обучить чистосердечно сопереживать за судьбу народа и государства, формировать у юного человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Патриотизм имеет место быть в действиях и в деятельности человека, зарождаясь из любви к собственному дому, своей малой Родине, классу, курсу, училищу. Так как патриотизм всякий раз конкретен, ориентирован на настоящие объекты, инициативная сторона патриотизма считается определяющей, как раз она способна конвертировать чувственное начало в определенные для Отечества и страны дела и действия.

На базе курса в течение двух лет был реализован информационный проект «Святое дело — Родине служить». Под нашим руководством, а именно старшего воспитателя, педагога-организатора, воспитателей курса, кадеты изучали исторические материалы по теме проекта, нами был проведен ряд воспитательных мероприятий в формате викторин, конференций, концертов, квестов и т.д. Кроме того, кадеты посещали краеведческий музей, библиотеки города, мультимедийный исторический парк «Россия — моя история», встречались с ветеранами Великой Отечественной войны, героями современности, с представителями различных военных профессий, представителями военных вузов. Они посещали общественные военно-патриотические организации города (ГАУ ДО ТО «Региональный центр допризывной подготовки и патриотического воспитания „Аванпост“», общественную организацию ветеранов флота «Союз военных моряков», общественную организацию «Ветераны пограничники Тюменской области» и т.д.). В процессе реализации основной упор был направлен на выбор воспитанниками военных профессий и всестороннюю подготовку кадетов к правильной оценке своих способностей, возможностей, созданию условий, при которых кадеты смогут четко оценивать свои возможности и расставить грамотно приоритеты при выборе дела жизни.

Цель данного проекта — систематизировать знания и подходы к профессиональной ориентации кадетов и разобраться в специфике профориентационной работы в рамках кадетского училища. Для достижения данной цели мы решали ряд задач, а именно помогали кадетам разобраться с понятием и функциями профессиональной ориентации, рассмотреть спектр военных профессий, изучить специфику профориентационной работы в рамках кадетского училища, определить, к какому виду деятельности каждый из них наиболее способен.

Результатом проекта стало то, что все наши выпускники получили ориентир во взрослую жизнь, с чувством долга, патриотизма, мужества, честью, гуманизма и остальным набором качеств, которые необходимы бравому офицеру и человеку с большой буквы. И это не просто слова, ведь из 91 выпускника профессию защитника Родины выбрали 42 кадета. Выпускники поступили в такие военные вузы, как Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова”, Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков, Краснодарское высшее военное училище им. Штеменко С.М., Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники, Военная академия МТО им. А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург), Новосибирское высшее военное командное училище, Военный университет МО РФ, Казанское высшее танковое командное краснознаменное училище, Михайловская военная артиллерийская академия (г. Санкт-Петербург) и т.д. А 49 выпускников на сегодняшний день получают образование в высших учебных заведениях страны.

Таким образом, формирование всех качеств личности гражданина-патриота в модели военно-патриотического воспитания становится наиболее эффективным в условиях кадетского образования. Овладевая теорией и практикой военно-патриотического воспитания, кадеты всесторонне готовят себя к военной службе, к выполнению своего долга и достойному служению Отечеству, что является одной из задач всего педагогического коллектива курса и военно-патриотической работы в целом в Тюменском президентском кадетском училище. А исследовательская работа помогает воспитывать кадетов добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами России.

Действенное военно-патриотическое образование кадет, молодых россиян — это дорога к духовному возрождению общества, восстановлению великолепия государства в их сознании, в сознании людей Российской Федерации. Важным качеством гражданина-патриота названа дееспособность благополучно исполнять гражданские прямые обязанности в мирное и военное время. Военно-патриотическое образование понимается как работа, объединяющая людей, общество и государство целостным кругом моральных и совокупных для всей страны базисных ценностей, гражданских эталонов, жизненных ориентиров. Модель передового кадетского образования включает основное и дополнительное воспитание, нацеленное на умственное, культурное, моральное и физическое становление воспитанников. Для начала — это одно из средств исполнения образовательно-воспитательного заказа страны. Итоги диагностики кадетов курса и родителей (законных представителей) говорят о том, что военно-спортивная, духовно-нравственная и патриотическая направленность воспитательного процесса востребованы [2].

Во-вторых, это подготовка будущих кадров — офицеров вооруженных сил РФ, полицейских, пожарных, спасателей, специалистов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Кадеты имеют возможность попробовать себя в деле, чтобы осознанно подойти к выбору. В-третьих, это формирование ценностных ориентаций у кадетов, воспитание у них любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества.

По окончании Тюменского президентского кадетского училища кадет-выпускник:

  • обладает высоким уровнем основного общего образования, позволяющим ему во время дальнейшего обучения отлично и хорошо осваивать все дисциплины;
  • имеет высокие нравственные, духовные, этические и эстетические качества;
  • приобретает необходимые знания и навыки, позволяющие ему уверенно чувствовать себя в условиях повседневной жизни любого коллектива.
  • способен к продолжению образования в военных высших учебных заведениях.

В завершение хочется вспомнить слова Константина Дмитриевича Ушинского: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями«[1] [3].

Литература и интернет-источники

  1. Выготский, Л.С. Нравственное воспитание / Л.С Выготский. Педагогическая психология. — М., 1991.
  2. Программа воспитания и социализации обучающихся ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище» при получении среднего общего образования. — 2020.
  3. Ушинский К.Д. Моя система воспитания. О нравственности (сборник). — М., 2018. — 576 с.
  4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://for-teacher.ru/edu/izo_mhk/doc-0tm548x.html
  5. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ruskline.ru/news_rl/2012/09/13/vladimir_putin_my_dolzhny_stroit_svoyo_buduwee_na_prochnom_fundamente/ «Выступление В.В. Путина на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи».

[1] Ушинский К.Д. Моя система воспитания. О нравственности (сборник). — М., 2018. — 576 с. — С. 8.

Добавить комментарий

Войти с помощью: