Обзор ключевых изменений в нормативно-правовом обеспечении патриотического воспитания школьников

В статье предпринята попытка проанализировать обновленные нормативные правовые документы, которые содержат современные требования к организации патриотического воспитания и отражают усиление интереса государственной политики к выработке единого подхода в этой сфере.

Л.Н. Буйлова,
старший методист,
Управление дополнительных образовательных
программ ГБОУ «Воробьевы горы»,
главный редактор журнала «Про_ДОД»,
Почетный работник общего образования,
кандидат педагогических наук, доцент,
г. Москва

Воспитание подрастающего поколения в сложных социокультурных условиях является стратегическим национальным приоритетом, требующим работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. А воспитание гражданина и патриота в современной России – ключевой фактор обеспечения безопасности и стабильного развития нашей страны. Ведь будущее страны может быть построено только на прочном фундаменте. «И такой фундамент, – считает президент России В.В. Путин, – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее… Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит от морально-нравственного климата в обществе в целом» [11].

Важность патриотического воспитания в современных условиях зафиксирована в законодательных и нормативных правовых документах, которые квалифицированный педагог должен знать, чтобы использовать в различных сферах своей профессиональной деятельности. Например, при разработке образовательных программ, при создании и  оформлении методических разработок, при организации массовых мероприятий, проведении соревнований и конкурсов педагог руководствуется нормативными актами по профилю осуществляемой деятельности. Правовая грамотность – необходимая составляющая профессиональной педагогической деятельности, а знание нормативных документов – обязанность педагога.

Основные задачи, направления и содержание патриотического воспитания детей и молодежи отражены в ряде нормативных правовых актов и государственных программ, затрагивающих разные сферы – информационную безопасность жизнедеятельности, физическую культуру и спорт, молодежную, национальную, культурную и семейную политику, а также систему образования, – где патриотизм рассматривается как основа суверенитета и духовно-нравственного единства страны.

Отражением решения данной проблемы на уровне государства являются следующие документы.

Конституция Российской Федерации – http://duma.gov.ru/news/48953/;
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации от 17 июня 2003 года № 01-06/24258 – https://docs.cntd.ru/document/901867597;
Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» – https://base.garant.ru/70828330/;
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года от 29 ноября 2014 г. № 2403-р – https://docs.cntd.ru/document/420237592;
Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» от 30 декабря 2015 года № 1493 – https://docs.cntd.ru/document/420327349;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 года № 996-р – https://docs.cntd.ru/document/420277810;
Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» –https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ и многие другие. 

Несмотря на то, что многие из документов изданы более 20 лет назад, в электронных правовых системах они отмечены как действующие. В соответствии с данными документами в Российской Федерации многие годы выстраивалась система патриотического воспитания граждан на государственном, региональном и институциональном уровнях [9, с. 35].

Основой, своеобразным фундаментом нормативной правовой базы патриотического воспитания является Конституция Российской Федерации[7] как высший правовой акт, который утверждает общность многонационального народа России.

В Конституции подчеркивается, что:

  • дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России;
  • государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим (ст. 67.1, п. 4);
  • ценность и неприкосновенность семьи, детей, языка, культуры, истории, исторической правды – всего того, что неразрывно связано с патриотизмом и патриотическим воспитанием (ст. 72, п. 1 ж-1).
Конституция Российской Федерации
Статья 13
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В сегодняшней сложной ситуации, когда идет специальная военная операция и остро стоит вопрос о единении нации, активно обсуждается проблема «государственной идеологии» и корректировки ст. 13 основного закона. Дело в том, что Конституция РФ в ее обновленном в 2020 году варианте не отменила самую дискутируемую в российском обществе статью 13 (п. 2), в которой заявлено, что «никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной». Но, несмотря на это, документ стал серьезным шагом вперед в формировании базовых элементов общенациональной идеологии, рассредоточенных в отдельных ее статьях и главах [5]. Это положения о «социальной справедливости» (ст. 75.6), «достойной жизни и свободном развитии человека» (ст. 7), о «вере в Бога» и «защите исторической правды» (ст. 67.1), о роли русского как языка «государствообразующего народа» (ст. 68), о «сохранении традиционных семейных ценностей» (ст. 114) и защите брака как «союза мужчины и женщины» (ст. 72), о «поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан» (ст. 7), о развитии общественного здравоохранения (ст. 41), культуры (ст. 44), науки и образования (ст. 72) и т.д. Таким образом, Конституция 2020 года содержит достаточно положений, чтобы говорить о ее идеологическом наполнении, ведь практически каждое слово Конституции РФ и закрепленные в ней понятия отражают видение желаемой социально-политической системы страны [13, с. 83].

Так, председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин заявляет, что закрепленная Конституцией РФ система ценностей имеет общенациональное идеологическое значение, то есть выступает в роли идеологии конституционализма[1].

Эту мысль развивает Председатель Совета Федераций Валентина Матвиенко: «Формирование идеологии у нас уже фактически идет»[2]. Имеются в виду «прежде всего идеи, положения, оценки, содержащиеся в выступлениях, докладах, статьях главы российского государства Владимира Путина»[3]. Это и положения основополагающих российских документов вроде «Стратегии национальной безопасности» или «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и т.п.

Применительно к рассматриваемой нами теме, подчеркнем, что педагогам необходимо понимать: воспитание не может носить «нейтральный» характер: хотим мы того или нет, но воспитание всегда идеологизировано, всегда аксиологически окрашено, ценностно насыщено, т.к. направлено на формирование мировоззренческих идей, жизненных смыслов и приоритетов. Нравится это кому-то или нет, но надо понимать, что идеология и воспитание всегда являются функциями государства, которое заинтересовано в подготовке будущего поколения как гарантии своего существования и продолжения [4].

Государственная идеология – это подтвержденная на уровне закона национальная идея. Еще в 2016 году президент РФ В.В. Путин впервые очень четко назвал суть национальной идеи современной России: «У нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма… Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо» [12].

С этого времени патриотизм стал символом национального единства, что и получило развитие в дальнейшей политике государства, и в настоящее время данная идея чрезвычайно актуальна для нашей страны и общества. В конечном итоге возникла необходимость придания идее патриотизма конституционного статуса, то есть закрепления в Конституции (ст. 67.1). И это не веяние XXI века, а исторически сложившаяся необходимость.

Анализируя положения Основного закона нашего государства, необходимо отметить, что в Конституции РФ идея патриотизма прямо закреплена по отношению к детям: «воспитание в них патриотизма гражданственности и уважения к старшим» (ст. 67.1, 4). Но при этом можно проследить косвенное закрепление данного института (патриотизма), например, в преамбуле к Конституции и в отдельных статьях посредством таких понятий, как «любовь и уважение к отечеству», «суверенность государства» (ст. 4), «память предков», «ответственность за Родину», «историческое и культурное наследие» (ст. 44), «охрана окружающей среды» (ст. 58), «защита Отечества» (ст. 59), «государственные герб, флаг, гимн» (ст. 70) и т.д. [14, с.108]. Регулярно президент РФ, в выступлениях и обращениях, затрагивает идею патриотизма, которая является основой устойчивого развития страны и веры в ее процветание. Глава государства постоянно подчеркивает, что добиться успехов страны можно только при наличии уважения и любви к ней.

К наиболее важным нормативным правовым актам относят Федеральные конституционные законы, которые определяют порядок использования государственных символов и устанавливают ответственность за нарушение этого порядка:

Надо заметить, что еще несколько лет назад, в 2019–2020 гг. ученые-юристы выявили, что правовая база патриотического воспитания закреплена в 47 законах и проектах законов! Конечно, это создавало «размытое» положение категории «патриотическое воспитание» в федеральном законодательстве и затрудняло «определение границ правоотношений, связанных с патриотическим воспитанием, установление конкретного круга законодательных актов, регламентирующих такого рода отношения» [2, с. 72]. А к настоящему времени количество таких документов еще выросло, потому что в мае 2020 года президент РФ В.В. Путин, обратив внимание на двадцатилетний провал, утрату нравственных и идеологических ориентиров, инициировал «усиление роли воспитания» школьников в соответствии с задачами современного российского общества: «Нам нужна постоянная, системная работа, которая защитила бы страну, нашу молодежь от этих рисков, служила укреплению гражданской солидарности и межнационального согласия»[4].

Это заявление главы государства стало пусковым механизмом для того, чтобы патриотизм стал одной из наиболее значимых ценностей общества, вошел во все сферы жизнедеятельности, а работа по патриотическому воспитанию граждан, прежде всего, подрастающего поколения, активизировалась. И, как следствие, активизировался процесс законотворчества: стали издаваться новые или дополняться, уточняться действующие законодательные и нормативные документы.

Нельзя не упомянуть несостоявшийся документ – Проект Федерального закона № 315234-7 «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» [10], предполагающий профильное правовое регулирование общественных отношений в сфере патриотического воспитания. Документ был направлен на рассмотрение Председателя Государственной Думы в 2017 году, но на данный момент не действует, так как все еще находится на рассмотрении в первом чтении. А ведь в нем четко определены цели, принципы и направления патриотического воспитания, устанавливаются его правовые и организационные основы. Конечно, такой документ прояснил многие вопросы и упорядочил работу практиков по патриотическому воспитанию.

Таким образом, при отсутствии регламентирующего патриотическое воспитание профильного законодательного акта, важнейшими документами выступают:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698;
  • Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» – http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788;
  • Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» – http://www.kremlin.ru/acts/bank/46328;
  • Федеральный закон от 14.07.2022 № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» – http://www.kremlin.ru/acts/bank/46328.

Проанализируем названные документы, чтобы понять, какие аспекты патриотического воспитания установлены законодательно.

В указанных федеральных законах воспитание патриотизма и гражданственности обозначены как ключевой компонент воспитания в целом, как основной принцип государственной политики в сфере образования и как стержневое направление молодежной политики. Так, согласно ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» важным направлением ее реализации являются «воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов РФ» [1, с. 204].

Особо отметим, что приоритет патриотического воспитания государство отдает системе образования, осуществляющей воспитание подрастающего поколения, и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязывает педагогов формировать у учащихся чувство патриотизма.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уточняет понятие «воспитание».

ФЗ № 273, ст. 2

2) Воспитание– деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отмечает, что воспитание патриотизма – это один из принципов, на котором строится государственная политика и осуществляется правовое регулирование отношений в сфере образования; дополняет основные принципы в сфере образования с позиции усиления «патриотической составляющей»; включает принцип соответствия образования традиционным российским духовно-нравственным ценностям, воспитания гражданственности, патриотизма и ответственности (ст. 3).

ФЗ № 273, ст. 3
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
гуманистический характер образования в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
единство обучения и воспитания, образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

Также в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» раскрывается механизм организации воспитательной работы, которая является составной частью образовательных программ. Для организаций дополнительного образования такие изменения должны быть внесены в дополнительные общеразвивающие программы.

ФЗ № 273, ст. 2

9) Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Для образовательных организаций, работающих в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, такие изменения должны быть внесены в основные образовательные программы.

ФЗ № 273, ст. 12.1. Общие требования к организации воспитания обучающихся

1. Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Таким образом, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит требования по организации воспитания обучающихся, в которых:

  • акцентирована патриотическая составляющая и включены мероприятия по формированию патриотизма;
  • закреплена обязательность включения в состав образовательной программы новых структурных компонентов  рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы;
  • показана значимость образования для формирования традиционных духовно-нравственных ценностей;
  • определена обязанность педагогов руководствоваться в своей работе традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, формировать у детей чувство патриотизма, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению.

Следующим событием в усилении патриотического воспитания стало создание в России единого детско-юношеского движения детей и молодежи в масштабах всей страны. Президент подписал об этом закон и пожелал участникам движения «дальше мечтать, творить, предлагать собственные проекты, никому не подражать, а придумывать и создавать свое, если нужно смело отстаивать свою правоту, но при этом уметь прислушиваться к возражениям, ценить конструктивную критику и советы». Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» определил его правовое положение, цели, организационные и содержательные основы деятельности.

ФЗ № 261, ст. 2. Правовое положение Движения

1. Движение является добровольным, самоуправляемым общероссийским общественно-государственным движением, преследующим следующие цели:

1) содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи;

2) содействие воспитанию детей, их профессиональной ориентации, организации досуга детей и молодежи;

3) создание равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи;

4) подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов Российской Федерации, достижений российской и мировой культуры, а также развитие у них общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями, иные общественно полезные цели.

Основные цели движения – участие в воспитании детей, их профориентации и организации досуга, создание возможностей для всестороннего развития и самореализации, подготовка к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных ценностей, развитие творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, бережного отношения к природе, чувства личной ответственности перед нынешним и будущими поколениями за свою судьбу и судьбу Отечества.

Следует отметить, что законодатель в основополагающих документах в сфере образования определяет патриотизм как основное направление воспитания, но, активно оперируя этим понятием, ни в одном нормативном правовом акте не дает его определения. Следовательно, не установлены четкие границы этого понятия, да и различия, например, между гражданским и патриотическим воспитанием четко не определены. А в вышеупомянутом нами Проекте Федерального закона № 315234-7 «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» [10] предпринята попытка частично заполнить эти пробелы.

Ст. 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1) Патриотизм – нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества.
2) Отечество – Россия, родная для человека, социальной, национальной или региональной общности людей страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации/
3) Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность, основанная на социокультурных, духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, которая направлена на развитие личности, создания условий для самоопределения и социализации граждан, формирования у них патриотического сознания, чувства верности России, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества.

Работа по патриотическому воспитанию в российских школах и колледжах ведется в соответствии с Национальным проектом «Образование», утвержденным президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 03.09.2018 № 10 (https://edu.gov.ru/national-project), который направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания и призван сохранить нравственные ценности, поддержать единство и воспитать уважение к Родине у детей и подростков. К концу 2024 года не менее 24 % россиян будут вовлечены в патриотическую работу и около 72 % детей и молодежи в возрасте от 5 до 19 лет будут включены в систему патриотического воспитания[5].

Следующий значимый для патриотического воспитания документ – Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» (https://bazanpa.ru/prezident-rf-ukaz-n474-ot21072020-h4825501/). Несмотря на то, что этот документ уже признан утратившим силу, мы не могли его не упомянуть, как минимум, по двум причинам.

Во-первых, в нем в качестве национального приоритета в развитии государства сформулирована цель – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путем вовлечения граждан в систему патриотического воспитания. Именно эта цель получит развитие в последующих документах.

Во-вторых, в исполнение данного указа в 2021 году разработан профильный федеральный проект «Патриотическое воспитание» [8] Национального проекта «Образование», который стал настоящим событием в развитии патриотического воспитания и реализация которого продлена до конца 2026 года[6].

Федеральный проект «Патриотическое воспитание»:

  • направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
  • обеспечивает развитие воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведение мероприятий патриотической направленности;
  • предполагает усиление воспитательной компоненты на уроках, во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании детей: обучающимся прививаются базовые ценности на уроках, на занятиях по интересам и на массовых мероприятиях.

В рамках проекта ведется патриотическая работа в образовательных организациях общего и профессионального образования, связанная с сохранением исторического наследия, продвижением в массы духовно-нравственных ценностей, повышением культуры и, конечно, с воспитанием активного патриота своей страны, который знает и любит ее историю, переживает за ее будущее.

Анализируя нормативную правовую базу состояния патриотического воспитания, обратим внимание на документы, которые становятся идеологической основной патриотического воспитания.

Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046), где определены национальные интересы и стратегические национальные приоритеты России, а также обозначены приоритеты, среди которых:

  • информационная безопасность, то есть то, что уже давно назрело, чтобы оградить российское общество от деструктивного информационного воздействия со стороны террористических и экстремистских организаций;
  • защита традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.

Документ знаковый, что подтверждают принятые последующие решения и практические шаги, согласующиеся с установками Стратегии. В этой связи нужно упомянуть «Концепцию формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации», утвержденную распоряжением Правительства РФ от 22 декабря 2022 г. № 4088-р (http://government.ru/docs/all/145092/), в которой «культура информационной безопасности – это совокупность сформированных знаний, умений и навыков по вопросам информационной безопасности, обеспечивающая безопасное пребывание гражданина Российской Федерации в информационном пространстве».

В Концепции определены «угрозы информационной безопасности», их «деструктивное влияние на все сферы жизни граждан», а акцент делается на крайне уязвимую категорию граждан в возрасте до 18 лет и старше 45 лет. «Граждане Российской Федерации этой возрастной категории крайне уязвимы к различным угрозам информационной безопасности, в особенности к травле в цифровом пространстве, в силу своего возраста, отсутствия необходимых знаний в области информационной безопасности, а также регулярного и свободного использования информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, приводящего к ложному ощущению безопасности».

Проблематика традиционных духовно-нравственных ценностей с 2012 года присутствует в публичных выступлениях главы государства. Поэтому закономерным явилось подписание Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502).

Этот указ конкретизирует отдельные положения Стратегии национальной безопасности и его по праву называют:

  • юридической основой для долгожданной идеологии России, исполнение которой не только оздоровит внутреннюю ситуацию, например, в сфере культуры, но и привлечет к нашей стране все нравственно здоровые силы в мире;
  • документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности нашей страны.

В документе отмечается, что традиционные ценности – это нравственные ориентиры:

  • формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны;
  • укрепляющие гражданское единство и находящие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России;
  • выработанные в ходе тысячелетней истории России и определяющие российскую цивилизационную идентичность.

Потеря собственного «культурного лица», национального культурного кода, морального стержня – все это ослабляет и разрушает общество. Обществом, в котором «растворена» культурная традиция, легко манипулировать, так как оно теряет иммунитет к разного рода экстремистским, деструктивным и даже агрессивным идеям [6, с. 10–11].

Приоритетной задачей государственной политики в Российской Федерации является формирование стройной системы национальных ценностей, пронизывающей всю жизнь страны и все уровни образования.

Защита традиционных семейных ценностей и культурного суверенитета страны закреплены в Указе Президента Российской Федерации от 25 января 2023 г. № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014г. №808» (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406130451/).

Согласно указу, культурный суверенитет – это совокупность социально-культурных факторов, позволяющих народу и государству формировать свою идентичность, избегать социально-психологической и культурной зависимости от внешнего влияния, быть защищенными от деструктивного идеологического и информационного воздействия, сохранять историческую память, придерживаться традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Документ обновляет основные цели государственной культурной политики, делая акцент на формировании гармонично развитой личности, которая разделяет традиционные российские духовно-нравственные ценности, укреплении единства и сплоченности российского общества, а также сохранении единого культурного пространства страны.В числе важных задач культурной политики названы защита русского языка на государственном уровне, сохранение норм современного русского литературного языка и уход от использования иностранных слов, популяризации российской культуры за рубежом с целью сохранения общероссийской гражданской идентичности;

Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года» от 17.05.2023 г. № 358 (http://www.kremlin.ru/acts/bank/49230) определяет угрозу безопасности детей, цели, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной политики по обеспечению безопасности детей.

Главные угрозы:

  • снижение уровня благополучия детей и семей, имеющих детей;
  • высокий уровень травматизма среди детей, приводящий к их смертности и инвалидизации;
  • вовлечение несовершеннолетних в криминальную деятельность;
  • нетрадиционные ценности, насаждаемые недружественными государствами, изменение представлений о семейных ценностях;
  • распространение в сети «Интернет» деструктивной информации, что способствует возникновению опасных нарушений и разрушает существующие нормы нравственности[7].

Целями государственной политики в сфере обеспечения безопасности детей являются:

  1. снижение уровня детской смертности и детского травматизма, сохранение здоровья детей;
  2. защита и обеспечение интересов детей и семей, имеющих детей, во всех сферах жизнедеятельности;
  3. воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций.

Власти еще плотнее хотят работать с угрозами информационной безопасности в отношении несовершеннолетних. В качестве профилактики будут создаваться информационные продукты, способствующие ценностному, моральному, духовному, нравственному и личностному развитию. А также выявляться и блокироваться материалы деструктивного характера в сети «Интернет».

Просвещать в вопросах информационной безопасности детей и родителей будут учителя и педагоги в образовательных организациях. Детские занятия будут посвящены навыкам самостоятельного, осознанного и ответственного использования сени «Интернет», цифровых сервисов. Также запланировано повышение престижа отцовства и материнства, многопоколенной и многодетной семьи, развитие системы межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений.

Тема воспитания и патриотического воспитания нашла отражение в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» от 07.05.2024 № 309 (http://www.kremlin.ru/acts/news/73986), который продолжает, дополняет и развивает ранее утвержденные линии. Сравним, как изменились национальные цели и что нового провозглашено.

  №Указ Президента РФот 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года»Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309«О национальных целях развития РФ  на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»
1сохранение населения, здоровье и благополучие людейсохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи
2возможности для самореализации и развития талантовреализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности
3комфортная и безопасная среда для жизникомфортная и безопасная среда для жизни
4достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство 
5 экологическое благополучие
6 устойчивая и динамичная экономика
7 технологическое лидерство
8цифровая трансформацияцифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы

Таким образом, очевидно, что национальные цели расширены, появились новые, которых не было прежде, в том числе самостоятельное звучание получило «патриотическое воспитание».

Среди целевых показателей и задач, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности» следует выделить:

  • создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;
  • увеличение к 2030 году доли молодых людей, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание, не менее чем до 75 процентов;
  • увеличение к 2030 году доли молодых людей, верящих в возможности самореализации в России, не менее чем до 85 процентов;
  • увеличение к 2030 году доли молодых людей, вовлеченных в добровольческую и общественную деятельность, не менее чем до 45 процентов;
  • обеспечение продвижения и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей в рамках не менее 70 процентов проектов в сфере культуры, искусства и народного творчества, финансируемых государственными институтами развития, к 2030 году и не менее 80 процентов таких проектов к 2036 году.

Нормативные правовые документы, регулирующие патриотическое воспитание подрастающего поколения, – источники и основания для выработки государственной политики в этой сфере. Однако процесс патриотического воспитания не может носить сугубо официальный характер, который закреплен только в документах. Важно не только разработать и сформировать нормативную правовую базу, но и обеспечить ее активное применение на практике, осознанное участие подрастающего поколения в предлагаемых мероприятиях, программах, проектах, конкурсах, соревнованиях, организуемых сегодня на федеральном, региональном и местном уровнях. [1, с. 203].

За последние годы был принят ряд мер, нацеленных на работу со школьниками, на развитие гражданского и патриотического воспитания, на вовлечение в эти процессы всего общества. Назовем некоторые из них.

  1. В российских школах, колледжах и организациях дополнительного образования активизирована работа по патриотическому воспитанию:
  • проводится церемония исполнения гимна и поднятия флага;
  • введен единый учебник по истории, основанный на принципах объективности, исторического суверенитета и уважения к прошлому страны;
  • реализуется курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном», ребята вместе с классными руководителями разбираются в непростых вопросах, изучают историю страны и региона, рассуждают на темы, важные для страны и каждого человека;
  • возвращено «трудовое воспитание» как элемент гражданского становления личности;
  • проводятся военные, военно-патриотические и патриотические конкурсы разного уровня для школьников и студентов;
  • открыты или восстановлены школьные военно-исторические, военно-патриотические музеи.

2. За последние пять лет выросла вовлеченность россиян в мероприятия патриотической направленности и стремительно набирают популярность [3]:

  • возрожденный физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО);
  • приуроченные к годовщине Победы в Великой Отечественной войне акции «Георгиевская ленточка» и «Бессмертный полк»;
  • многочисленные мероприятия на площадках военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот»;
  • эколого-патриотические инициативы, акции и проекты защиты природы и восстановления экологического баланса;
  • патриотические проекты Русского географического общества и Российского военно-исторического общества;
  • мероприятия по популяризации нашей истории, в том числе посредством таких целевых проектов, как «Урок современной истории России», конференция «История России глазами школьников» и др.;
  • патриотические акции и мероприятия, разъяснительные лекции и концерты-митинги в поддержку российских военнослужащих и добровольцев, участвующих в СВО на территории Украины.

3. Общественные объединения, детские и молодежные патриотические организации активно участвуют в патриотическом воспитании. Среди них отметим:

  • волонтерское и добровольческое движение, направленное на сохранение исторической памяти, восстановление памятников, помощь ветеранам, краеведческую деятельность и др.;
  • активно действующее Всероссийское военно-патриотическое движение «Юнармия»;
  • созданная и успешно работающая общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение детей и молодежи»;
  • Всероссийская общественная организация «Молодая Гвардия Единой России».

Несомненно, таких мероприятий много, но должно быть еще больше, они должны сопровождать и пронизывать все направления работы с детьми и подростками, ведь патриотизм не является врожденным или наследственным качеством, он формируется и приобретается человеком в результате приобщения к социальной жизни. Патриотизм – это самоотверженный труд, его надо взращивать медленно, деликатно и серьезно через осознание своей причастности к народу, Родине, через воспитание духовного начала в молодом человеке [9, с. 35]. И здесь важны согласованные усилия всех: государственных органов и образовательных учреждений, институтов гражданского общества и общественных организаций, учреждений культуры, спорта и средств массовой информации, телевидения и общества в целом.

Воспитание достойного гражданина – патриота – это общероссийский национальный приоритет, который отражает совокупность зафиксированных в документах официально принятых взглядов в области патриотического воспитания, реализуется в образовательной, воспитательной, социально-значимой деятельности, а также в комплексе мер по формированию патриотических чувств и патриотического сознания подрастающего поколения. Значит, задача педагогического сообщества – создать наиболее благоприятные условия для вовлечения детей и подростков в такую деятельность, потому что патриотическое воспитание – это центральное звено политики национальной безопасности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если не вести воспитательную работу целенаправленно, если постоянно и всем вместе не осуществлять патриотическое воспитание подрастающего поколения, не «сеять разумное, доброе, вечное», то всегда найдутся те, кто будет сеять иное, – и такие примеры мы знаем…

Подводя итоги, следует отметить, что нормативно-правовую базу патриотического воспитания мы рассматриваем как ключевое направление во внутренней политике государства. К сожалению, объем статьи не позволяет рассмотреть весь массив законодательной базы регулирования патриотического воспитания. Поэтому мы предприняли попытку рассмотреть принятые в последние годы руководством Российской Федерации нормативные правовые документы и управленческие решения, которые поставили патриотизм в ряд наиболее значимых ценностей общества, влияющих на все сферы жизни; активизировали патриотическое воспитание подрастающего поколения; усилили научную, нормативную, методическую, воспитательную функций образовательных учреждений.

Список источников:

  1. Алюбаева Г.Н. Краткий обзор нормативной правовой базы современного состояния патриотического воспитания в России // Молодой ученый. – 2022. – № 23 (418). – С. 202–205. – URL:  https://kurl.ru/yCCHs/ (дата обращения: 12.06.2024).
  2. Антонов О.И., Вавилин М.В. Законодательство в сфере патриотического воспитания: опыт систематизации // Юрист. – 2019. – № 5. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37419105 (дата обращения: 12.06.2024).
  3. Бокова Л. Назрела потребность в принятии Федерального закона о патриотическом воспитании // Совет Федерации. – 28.04.2017. – URL: https://kurl.ru/SCcMr (дата обращения: 12.06.2024).
  4. Буева И.И. Воспитание – главный приоритет государственной политики в сфере образования. – URL: https://kurl.ru/xxisa (дата обращения: 12.06.2024).
  5. Воронова О.Е., Трушин А.С. Преемственность идеологических координат: от обновленной Конституции – к новой стратегии национальной безопасности РФ // История. РФ: главный исторический портал страны. – URL: https://kurl.ru/iRIRa (дата обращения: 12.06.2024).
  6. Горлова И.И. Традиционные духовно-нравственные ценности в нормативно-правовых документах РФ: состояние и пути совершенствования // Культурологический журнал.  – 2021. – № 2 (44). – URL: https://kurl.ru/bLGvA (дата обращения: 12.06.2024).
  7. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. – URL: https://kurl.ru/zkkcR (дата обращения: 12.06.2024).
  8. Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание» (до 2026 г.). – URL: https://kurl.ru/qfhlG (дата обращения: 12.06.2024).
  9. Плотников А.С. Совершенствование системы патриотического воспитания молодежи // Наука, образование и культура. – 2020. – № 11 (55). – URL: https://kurl.ru/JVhSy (дата обращения: 12.06.2024).
  10. Проект Федерального закона N 315234-7 «О патриотическом воспитании в Российской Федерации». – URL: https://kurl.ru/JzFve (дата обращения: 12.06.2024).
  11. Путин В.В.: Мы должны строить свое будущее на патриотизме // Российская газета. – URL: https://kurl.ru/WzmCD (дата обращения: 12.06.2024).
  12. Путин: национальная идея в России – это патриотизм // РИА Новости. – URL: https://kurl.ru/CIxIG (дата обращения: 12.06.2024).
  13. Цалиев А.М. О государственной идеологии в контексте статьи 13 Конституции Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. – 2018. – № 4 (54). – URL: https://kurl.ru/zkxtF (дата обращения: 12.06.2024).
  14. Христофорова Е.И. Конституционно-правовое регулирование патриотизма как условие стабильности современного общества // Юридическая наука. – 2019. – № 10. – URL: https://kurl.ru/kTbEN (дата обращения: 12.06.2024).

[1] Источник: РИА Новости. – 29.06.2022. – URL: https://ria.ru/20220629/ideologiya-1798973191.html (дата обращения: 12.06.2024).

[2]  Источник: Ведомости. – 12.05.2023. – URL: https://kurl.ru/geFRe (дата обращения: 12.06.2024).

[3]  Там же.

[4] Источник: Новая жизнь. Газета. – URL: http://new.spas-novaja.ru/index.php/29-obrazovanie/8069-v-prioritete-vospitanie (дата обращения: 12.06.2024).

[5] Источник: Объясняем.рф. – URL: https://kurl.ru/KoSgE (дата обращения: 12.06.2024).

[6] Источник: Минобрнауки РФ. – URL: https://kurl.ru/HoAor (дата обращения: 12.06.2024).

[7] Источник: Где мои дети. Блог – URL: https://gdemoideti.ru/blog/ru/v-rossii-predstavili-strategiyu-kompl (дата обращения: 12.06.2024).

Добавить комментарий

Войти с помощью: