Эстетическое развитие, художественное образование и нравственное воспитание детей средствами искусства анимационного кино в школьном Клубе «Кинокадрик»

Экранные искусства, и прежде всего кино, обладают большими возможностями для детского развития и воспитания. Одним из эффективных условий идеологического, нравственного, эстетического воспитания обучающихся в современной общеобразовательной школе является воспитание умного и понимающего кинозрителя.

По поручению Президента России Владимира Путина Министерство просвещения и Министерство культуры начали разработку общеобразовательных программ для изучения наследия отечественного кинематографа и использования его огромного педагогического потенциала. Понимая значимость и актуальность заявленной проблемы, авторы статьи разработали двухгодичную программу «Клуб «Кинокадрик» для детей 6-9 лет, которая реализуется в системе дополнительного образования ГБОУ «Школа № 1223» г. Москвы. Авторы статьи описывают методику и педагогические взгляды на обучение и воспитание детей средствами анимационного кинематографа в школьном Клубе «Кинокадрик».

Э.В. Кимен,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
почетный работник общего образования,
Почетный кинематографист России,
руководитель детской киностудии «Аистята»

О.Г. Соловьева,
методист дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
ГБОУ «Школа № 1223»
Москва

В настоящее время остро стоит проблема, связанная с общей культурой подрастающего поколения, с его нравственным обликом и эстетической воспитанностью. Одним из эффективных условий идеологического, нравственного, эстетического воспитания обучающихся в современной общеобразовательной школе является взращивание в них умного и понимающего кинозрителя. Экранные искусства, и прежде всего кино, обладают большими возможностями для детского развития. Воспитательные возможности киноискусства настолько широки, что можно говорить об его универсальности. Фильм для ребенка — настоящая школа жизни [3].

Актуальность сегодняшней проблемы воспитания умного юного кинозрителя объясняется и тем, что за последние десятилетия выросло целое поколение детей и подростков, которые не имели возможности смотреть отечественные фильмы, воспитывающие доброту и гуманизм. На профессиональных кино- и телестудиях практически не производились фильмы и программы для детской аудитории и для семейного просмотра. Все это стало причиной того, что новое поколение родителей не способно познакомить своих детей с историей и достижениями отечественной мультипликации и художественного кинематографа. Сегодня в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей зачастую отсутствуют образовательные программы в области экранных искусств, нет установки на систематическое использование анимационного и художественного кинематографа в идейном, нравственном, эстетическом развитии школьников разных возрастных групп.

В 2020 году в одном из своих выступлений Президент России Владимир Путин поручил Министерству просвещения и Министерству культуры рассмотреть вопрос о разработке общеобразовательных программ для изучения наследия отечественного кинематографа и использования его огромного педагогического потенциала. Перед педагогами и родителями поставлена важная задача: не только отобрать высокохудожественные и положительные (в плане формы и содержания) фильмы, но и в полной мере использовать их для педагогической и воспитательной работы с детьми и подростками.

Первым этапом обучения основам киноискусства является знакомство с мультипликацией. Мультипликационное кино как вид искусства обладает высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей, а также воспитательно-образовательными возможностями. [7]

Понимая значимость и актуальность заявленной проблемы, авторы статьи разработали двухгодичную программу «Клуб „Кинокадрик“» для детей 6-9 лет, которая реализуется в системе дополнительного образования ГБОУ «Школа № 1223» г. Москвы. Программа предназначена для детей 1-х и 2-х классов начальной школы, посещающих группы продленного дня, а также для детей подготовительных групп детских садов, входящих в комплекс данного учреждения. Занятия проводятся 1 раз в две недели по 1 часу.

Цель программы — духовно-нравственное воспитание, художественно-эстетическое развитие, формирование экранной культуры детей в процессе овладения комплексом знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать и оценивать произведения киноискусства (анимационного кино). Заявленная цель предполагает решение обучающих, развивающих и воспитывающих задач.

Образовательный процесс по программе «Клуб „Кинокадрик“» направлен на:

  • формирование у детей навыка восприятия экранных произведений (анимационного кино);
  • формирование представления о том, что у экранных искусств есть свои особые выразительные средства, свой язык;
  • формирование умения анализировать экранное произведение;
  • развитие способности трактовать экранный текст, эмоционально откликаться на тему и содержание фильма, сопереживать происходящему на экране;
  • умение понимать и грамотно оценивать творчество сценаристов, режиссеров, художников и операторов анимационных фильмов;
  • умение аргументировать свою точку зрения;
  • ознакомление юных зрителей с профессиями и технологиями анимационного кинематографа с целью их дальнейшейпрофессиональной ориентации.

Программа «Клуб „Кинокадрик“» опирается на многолетний опыт работы детской киностудии «Аистята» ГБОУ «Школа № 1223», ориентируется на системность и историческую последовательность в разработке программного материала.

Так, на первом году обучения дети знакомятся:

  • с историей и мастерами классической отечественной анимации, разнообразными анимационными технологиями;
  • с процессом создания анимационного цикла, эти занятия посвящены истории создания киножурнала «Веселая карусель»;
  • с профессиями художников-аниматоров, которые участвуют в создании мультфильмов; дети знакомятся со спецификой работы художника-постановщика, художника-кукольника, художника пластилиновых кукол, художника сыпучей и компьютерной анимации;
  • с профессией оператор анимационных фильмов: дети получают представление о способах съемки сцен, проведении покадровой съемки в рисованной и кукольной анимации, в технике перекладки, о технологиях компьютерной анимации и Motion capture, о специальном оборудовании, на котором происходит запись движения;
  • с ролью музыки, голоса и интонации актера в построении сюжета фильма (темы «Музыка в анимационных фильмах» и «Актеры в анимационных фильмах»);

Сформированная на первом году обучения система знаний и умений позволяет детям на втором году обучения:

  • анализировать и сравнивать творчество великих деятелей российской анимации: Р. Качанова, В. Котеночкина, Ф. Хитрука, Ю. Норштейна, А. Татарского, А. Петрова, Е. Скворцовой, М. Шварцмана; [1, 6];
  • определять технические особенности классической и современной анимации в фильмах старейшей студии «Союзмультфильм» (1936 г.) и студии «Пилот» (1988 г.), а также современных студий «Шар» (1993 г.) и «Пчела» (2006г.), которые в настоящее время являются лидерами российской авторской мультипликации [2].

Программа «Клуба „Кинокадрик“» знакомит юных зрителей с будущими мастерами российской анимации — студентами-аниматорами, их интересными режиссерскими решениями, новыми технологиями создания фильма с учетом цифровых способов обработки изображений, оригинальностью замысла, музыкальным сопровождением, включающими необычный подбор звуков и шумов. Знакомству с фильмами студентов-аниматоров посвящены занятия по теме «Творчество молодых аниматоров, студентов ВГИК».

Программа 2-го года обучения завершается темой «Фестивали анимационного кино» с демонстрацией программы лучших российских лент, показанных на Большом фестивале мультфильмов.

В конце каждого года обучения проходит праздничное занятие «День кино», на котором дети выступают в роли ведущих праздника, участвуют в киноконкурсах и викторинах, встречаются с создателями мультипликационных фильмов, демонстрируют на выставке свои творческие работы.

Образовательный процесс по программе «Клуб „Кинокадрик“» строится на просмотре и обсуждении анимационных фильмов. Предлагаемый в программе мультипликационный материал соответствует возрастным особенностям и интересам детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста, учтен интерес детей данного возраста к фильмам-сказкам, приключениям и путешествиям в волшебный мир сказочных героев. В программу обучения включены фильмы, являющиеся важными вехами в истории анимационной кинематографии. Юные зрители знакомятся с творчеством великих режиссеров российской анимации: Р. Качанова, В. Караваева, В. Котеночкина, Ф. Хитрука, Ю. Норштейна, А. Татарского, А. Петрова, Е. Скворцова и др.; с циклом «Гора самоцветов» студии «Пилот» (при изучении раздела «Великие режиссеры российской анимации»).

Просмотр и обсуждение мультфильмов, снятых по сюжетам сказок, оказывает большое воспитательное воздействие, т.к. позволяет ребенку незаметно для себя усваивать жизненно важную информацию, помогает решить моральные проблемы, даёт положительный пример. Ребёнку доступнее и проще сравнить себя с мультипликационным персонажем, чем ориентироваться на абстрактные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» [7].

Одним из методических приемов, используемым в процессе обсуждения поступков героев мультфильма, является представление на экране героев, проявляющих противоположные качества в своем поведении. Например, Баба-Яга и Аленушка, старик и старуха из «Сказки о золотой рыбке». А просмотр мультфильмов «Аленький цветочек», «Снежная королева», «Варежка» и др. позволяет сформировать ряд важных духовно-нравственных представлений [5].

Работа с мультфильмом не сводится только к его просмотру, а является контролируемым педагогом процессом в осмыслении духовных категорий, адекватности восприятия мультфильма, правильного понимания спорных моментов, оценки действий персонажей. В ходе беседы и обсуждения фильмов ребенку надо помочь понять основную мысль просмотренного материала, чтобы фильм был воспринят им как художественное произведение с присущими ему особенностями языка, художественными средствами выразительности [4].

В процессе обсуждения просмотренного мультфильма детям предлагается:

  • проанализировать оригинальность замысла автора фильма, его фантазию;
  • сравнить сюжеты и темы разных фильмов;
  • сравнить режиссерскую работу раннего и позднего творчества;
  • описать режиссерские приемы создания юмористических образов;
  • проанализировать авторские приемы в художественном исполнении персонажей;
  • оценить художественный стиль автора;
  • оценить музыкальное сопровождение, подбор звуков и шумов.

Накопленный опыт работы по программе «Клуба „Кинокадрик“» показывает, что если работа по обсуждению фильмов проводится систематически, то у детей появляется не только навык таких обсуждений, но и потребность в них. Дети ждут того момента, когда могут поделиться своими мыслями о фильме, рассказать о тех чувствах, которые испытали.

Успешное освоение языка кино, развитие фантазии детей и потребность к самовыражению после просмотренного киноматериала происходит эффективнее при включении детей в творческую деятельность, поэтому программа «Клуба „Кинокадрик“» предполагает выполнение творческих заданий:

  • перевоплощение в анимационного персонажа;
  • участие в игре-инсценировке по просмотренному мультфильму, что позволяет в процессе исполнительской деятельности оценить поступки и характеры персонажей;
  • придумывание собственного оригинального героя анимационного сюжета;
  • создание эскиза одного из персонажей фильма;
  • прорисовка придуманного персонажа с выражением эмоций;
  • освоение и осмысление выразительных средств, с помощью которых создан характер героя (мимика, жесты, позы, костюм т.д.);
  • ознакомление с технологией раскадровки по сюжету фильма, просмотр и сравнение книжных иллюстраций и эскизов кинокадров;
  • рисование раскадровки (3 — 5 кадров) к мультфильму.

Детям предлагается выполнение домашних творческих заданий: составление фотоальбомов, фото книг, поделок из пластилина, природных материалов, которые затем будут представлены на выставке работ учащихся на итоговом занятии объединения.

На протяжении двух лет дети ведут творческий альбом (своеобразный дневник), в который записывают:

  • изучаемые в ходе занятий понятия;
  • свои впечатления от просмотренных мультфильмов;
  • фамилии выдающихся деятелей российской анимации;
  • названия студий, создающих мультипликационные фильмы;
  • рисунки героев мультфильмов и т.д.

Воспитанию таких личностных качеств как умение выслушать собеседника, тактичность и доброжелательность в оценке чужого мнения, потребность в творческом самовыражении способствует выбранная педагогом клубная форма организации, которой присущи активное взаимодействие педагога и детей в процессе совместной творческой деятельности, импровизационность в проведении занятий, включение младших школьников и дошкольников в разнообразную деятельность Клуба (активное участие в праздничных мероприятиях «День знаний», «Праздник кино», встречи с кинорежиссёрами и операторами фильмов и т.д.).

При проведении занятий педагог стремится создать доброжелательную обстановку, располагающую детей к доверительному высказыванию своих мыслей по просмотренному киноматериалу, желанию высказать своё мнение, свои суждения. Для создания непринуждённой обстановки на занятиях используется приём посадки детей «в круг». Это позволяет детям видеть друг друга, задавать вопросы, отвечать на них, вести диалог.

Рассмотрев в статье вопросы образовательно-воспитательного процесса в школьном «Клуб „Кинокадрик“» средствами анимационного кинематографа, можно сделать следующие выводы. Занятия по программе „«Клуб „Кинокадрик“» будут способствовать:

  • формированию эмоционального восприятия окружающего мира;
  • формированию познавательного интереса к анимационному кино и потребность в осмыслении произведений киноискусства;
  • воспитанию художественного вкуса в процессе знакомства с высокохудожественными образцами анимационного киноискусства;
  • овладению зрительскими навыками;
  • развитию аналитических способностей и воображения;
  • воспитанию культуры общения;
  • знакомству со спецификой кинематографического творчества и профессиональной ориентации.

Список литературы:

  1. Абрамова Н. Классик по имени Лёля в стране Мультипликации. — М. : Ключ-С, 2010. — 161с.
  2. Бардин Г. И вот наступило потом. — М. : Центр книги Рудомино, 2013. — 208с.
  3. Билинская К. Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами мультипликации // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С.553-555.
  4. Бондаренко Е.А. Путешествие в мир кино.- М. : Олма-пресс Гранд, 2003. — 256с.
  5. В гостях у сказки. Серия «Союз мультфильмов представляет». — М.: Олма_пресс, 2005. — 256с.
    6. Рост Ю.М. Групповой портрет на фоне века. — М.: Аст, 2016. — 544с.
  6. Шаханская А. Ю. Влияние мультипликационных фильмов на развитие детей младшего школьного возраста // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 22 (313). — С.286-289.

Добавить комментарий

Войти с помощью: