Модульная программа в условиях лагерных смен

В статье описываются принципы модульного обучения и особенности реализации модульной программы в условиях федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Международный детский центр «Артек». Статья адресована методистам, воспитателям детского лагеря, педагогам дополнительного образования, родителям.

Е.Н. Дунаева,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
ФГБОУ «МДЦ «Артек»,
Гурзуф, Ялта, Республика Крым

В прошлом году 16 июня «Артек» отметил свой 95-летний юбилей, а это значит, что свыше 95-ти лет в «Артеке» педагогическими сотрудниками проводилась и такая деятельность как кружковая. Летом в далеком 1925 году на берегу Черного моря у горы Аю-Даг стояли первые четыре большие брезентовые палатки, дети под руководством вожатых и воспитателей собирали образцы крымских растений, природного камня, составляли гербарии в альбомах, коллекции минералов и горных пород в ящиках, потом увозили их домой. Так начинали свою работу кружки в «Артеке»!

Современный «Артек» — это нетиповое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение, которое состоит из 9-ти детских лагерей: «Кипарисный», «Лазурный», «Лесной», «Морской», «Озерный», «Полевой», «Речной», «Хрустальный», «Янтарный» (10-й лагерь «Алмазный» пока на ремонте, а 11-й лагерь «Солнечный» строится); а также в «Артеке» есть своя школа и центр дополнительного образования (далее — ЦДО).

В ЦДО работают:

1) коллектив педагогов дополнительного образования — постоянные сотрудники «Артека», реализующие только краткосрочные дополнительные общеразвивающие программы стартового уровня (участники — все желающие дети-артековцы);

2) коллектив внешних партнеров — временные сотрудники, работающие в «Артеке» согласно договорам и контрактам, в течение одной или нескольких смен.

Внешние партнеры реализуют не только краткосрочные программы стартового уровня (участники — все желающие дети), но могут работать и по программам базового уровня, которые они реализовывали ранее в своих образовательных или иных организациях, а в «Артеке» продолжают проводить занятия со своими обучающимися, чтобы сохранить логику и преемственность образовательной деятельности, в особенности с одаренными детьми в течение профильных смен. На официальном сайте «Артека» в Интернете можно получить информацию о программах внешних партнеров в полном объеме.

Сейчас в центре дополнительного образования в течение лагерной смены реализуется около 50-ти программ. Спецификой дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ «Артека» (далее — ДООП, программа), является их модульное построение. В центре модульный подход педагогами выбран в качестве основного, так как позволяет за короткий период лагерной смены каждому артековцу попробовать себя в разных направленностях, разных сферах деятельности; ребенок имеет право перейти из студии в студию, в другое детское объединение, получить представление о новой для него деятельности.

Что же такое модуль? «Модуль (от лат. Modulus — мера) — отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-либо системы, организации, устройства» (Современный словарь иностранных слов. — М., 1993).

Модульная образовательная программа — образовательная программа, построенная на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающая относительно самостоятельные дидактические единицы (части образовательной программы) — модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность.

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Существует два подхода к модульному обучению: погружение в один предмет и взаимосвязанные предметы (два-три, которые изучаются параллельно, и их объединяет общая тема). Первый подход «Погружение в один предмет» предполагает выбор, например, одного жанра декоративно-прикладного творчества, такого, как флористика и изучение его разными способами: при помощи теоретических и практических занятий, упражнений, тестов, чтения дополнительной литературы, обсуждения изученного, выполнения творческих заданий.

Рассмотрим первый подход более подробно на примере дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фитодизайн. Сухоцветы». Для многих детей, отдыхающих по путевкам в «Артеке», флористическая деятельность — это новый вид творчества. Ознакомление с ней в «Артеке» происходит в центре дополнительного образования на занятиях студии по краткосрочной ДООП «Фитодизайн. Сухоцветы» художественной направленности (стартового уровня).

Соприкосновение с природным материалом всегда положительно влияло и влияет на эмоциональное состояние детей, способствует развитию их познавательных интересов и креативности. Занятия флористикой полезны для детей любого возраста, способствуют приобретению опыта общения в группе и практической работы, актуальны и важны в настоящее время для социального заказа на воспитание самодостаточной и творческой личности ребенка. Такие занятия давали и дают возможность детям любоваться красотой крымской флоры, получить представление об основах композиции и цветоведения, о роли растительных композиций в интерьере помещений, развивать в себе черты творческой личности (мечтательность, эмоциональность, смелость, воображение, креативность, нонконформизм, эстетический вкус). Как правило, в центре дополнительного образования ФГБОУ «МДЦ «Артек» флористикой начинают заниматься обучающиеся после презентации программ студий детского творчества в организационный период смены. Часто на занятия приходили и приходят дети, не имеющие специального художественного образования, но желающие развивать свои творческие способности, умения юного флориста.

С 2015 года в ФГБОУ «МДЦ «Артек» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитодизайн. Сухоцветы» была модернизирована и отредактирована с учетом требований нормативно-правовых документов Российской Федерации[1]

Сначала данная программа была традиционной ДООП и имела линейное построение, т.е. постоянные темы программы первоначально реализовывались по линейной схеме последовательного изложения учебного материала. Детям-артековцам в течение лагерной смены учебная информация поступала постепенно, порциями, от простого к сложному (без вариативной части программы). В 2018 году эта программа была одной из первых в Центре дополнительного образования, в которой была разработана вариативная часть с темами для мастер-классов, для вариативных модулей, которая теперь ежегодно корректируется с учетом новой годовой тематикой 15-ти смен «Артека».

Сейчас ДООП «Фитодизайн. Сухоцветы» по форме организации учебного процесса — это модульная образовательная программа, которая даёт ребёнку возможность выбора модулей, нелинейной последовательности их изучения (в отличие от традиционной модели дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы), а значит возможность построения индивидуальных учебных планов. Программа имеет инвариантную и вариативную части. В инвариантную часть программы включен модуль 1 (инвариантный, постоянный) для групп постоянного состава: для обучающихся, которые в течение смены будут посещать 4 занятия студии (в течение 8-ми часов) и модуль 2 (вариативный модуль), который также проводится для групп постоянного состава в течение 2-х занятий студии (в течение 4-х часов). Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих целей и задач.

Кроме этого в составе дополнительной общеразвивающей программы «Фитодизайн. Сухоцветы» есть еще вариативная часть (4 часа) для групп переменного состава, а именно для обучающихся из одного отряда или разных отрядов детского лагеря — это еще один вариативный модуль, который имеет три части, три темы, которые раскрываются в разных формах:

  • Тема 1. Презентация студий детского творчества.
  • Тема 2. Общеартековский фестиваль детского творчества «Город мастеров».
  • Тема 3. Мастер — класс.

Таким образом, учебный план (УП) или учебно-тематический план (УТП) дополнительной общеразвивающей программы «Фитодизайн. Сухоцветы» имеет 12 часов — это инвариантная часть программы и 4 часа — вариативная часть программы; объем программы в целом — 16 часов, из них: 5 часов — теоретические занятия, 11 часов — практические занятия в течение лагерной смены в «Артеке».

В инвариантную часть программы входят: вводное занятие (1 час), итоговое занятие (2 часа). А между ними по учебному плану проходят теоретические и практические занятия, которые включены в состав инвариантного и вариативного модулей для групп постоянного состава.

Модуль (инвариантный) для групп постоянного состава имеет постоянные темы:

  • Тема 1. Введение в искусство флористики (1 час) — по плану первое занятие после вводного.
  • Тема 2. Сухоцветные растения. Приемы высушивания растений. (2 часа) — по плану это второе занятие.
  • Тема 3. Правила растительного дизайна (2 часа) — по плану это третье занятие.

Модуль (вариативный) для групп постоянного состава — это четвертое и пятое занятия по учебному плану, и тема для них выбирается по желанию группы или каждого ребенка из перечня тем вариативных модулей согласно 15-ти смен 2021 года.

И так 12 часов — это 6 занятий для групп постоянного состава (в обычных условиях группы разновозрастные, дети приходят по желанию из разных отрядов лагеря, те, кто заинтересовались флористикой после презентации студий в организационный период смены). Занятия по инвариантной части программы проходят 2 раза в неделю по 2 часа с обязательным 10-минутным перерывом в конце каждого часа.

Модуль (вариативный) для групп переменного состава, отрядов лагерей проходит 1 раз в неделю и 4 часа вариативной части программы распределяются следующим образом:

  • 2 часа — мастер-класс для группы переменного состава или одного отряда (в организационный период, в разъезд детей или в середине смены),
  • 1 час — для одного лагеря на презентации студий детского творчества (в организационный период),
  • 1 час — для отрядов одного лагеря на фестивале «Город мастеров» (в конце смены или в середине смены).

Вот такова специфика планирования по дополнительной модульной общеразвивающей программе в условиях работы 9-ти детских лагерей ФГБОУ “МДЦ “Артек”[2].

Тема лагерной смены всегда оговаривается вместе с юными флористами на вводном занятии студии в группах постоянного состава, предлагается обучающимся по желанию отобразить тему смены в эскизе учебной работы, первой флористической композиции.

Но если юные флористы заинтересуются другими темами из других смен, из других вариативных модулей, то только приветствуется их инициатива, и создаются условия для свободного выбора вариативного модуля для теоретической подготовки и для самореализации ребенка на практических занятиях студии.

Все принципы модульной программы основаны на индивидуализации: принцип модульного обучения, принцип осознанной перспективы, принцип динамичности, принцип структурирования, принцип разносторонности методического консультирования, принцип гибкости, принцип вариативности, принцип успешности, принцип деятельности, принцип сотрудничества, принцип открытости.

Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых принципах модульного обучения и особенностях работы педагога дополнительного образования ФГБОУ «МДЦ «Артек» по модульной программе в условиях лагерной смены:

  1. В ЦДО постоянно предполагается совместное интенсивное обучение в разновозрастной группе: школьников — представителей разных этнических регионов Российской Федерации, с разными ментальным и социальным уровнями; детей-иностранцев из ближнего и дальнего зарубежья, владеющих и не владеющих русским языком; детей с ограниченными возможностями здоровья и одаренных; детей, начинающих обучение с азов и детей, имеющих навыки работы в моделировании композиций.
  2. Благодаря принципу осознанной перспективы во время процесса модульного обучения соблюдается ряд педагогических правил, а именно обучающийся должен в первую очередь быть ознакомлен с конечной целью изучения программы, то есть всех модулей. Также педагог, прежде чем приступить к изучению основ предмета, должен провести вводное занятие и ознакомить группу со всеми предлагаемыми модулями программы и промежуточными целями (целями каждого модуля). Модульная программа должна состоять из учебных действий, направленных на достижение юными флористами близких, средних и отдаленных перспектив обучения. В общем же данный принцип направлен на формирование у детей представлений о перспективах эффективности освоения конкретной дополнительной общеразвивающей программы.
  3. Согласно принципу динамичности, сначала нужно понять, каков уровень базовых знаний детей по основам композиции и цветоведения через фронтальный опрос, игру, а уже потом переходить к чему-то сложному. Важно во время изучения образовательного модуля постепенно повышать сложность информации и требования к ее усвоению. Юные флористы самостоятельно осознают, какую информацию и для чего они осваивают по предлагаемому педагогом алгоритмическому предписанию, по индивидуальному образовательному маршруту.
  4. На занятиях студии по модульной программе используются различные гибкие формы обучения и сотрудничества, сотворчества (групповая и индивидуальная работа, работа в парах, учебная экскурсия в парки «Артека» с целью изучения крымской флоры и сбора засушенных образцов растений: в «Горный» парк (на Русскую поляну), в «Морской» парк (в оливковую рощу или на аллею магнолий), в «Прибрежный» парк (на лавандовые полянки) или в старинный парк Гартвиса Виннера (в бамбуковые заросли и на пригорки хвойного леса), проектный метод, защита проектов, творческая мастерская).
  5. Принцип структурирования позволяет в динамичном темпе давать теоретические сведения, пояснения терминов делать непосредственно по ходу практических занятий. Модульное обучение рассчитано на большую самостоятельную работу юных флористов при дозированном усвоении учебной информации, зафиксированной в модулях. Несмотря на то, что в дополнительном образовании отсутствуют разработанные учебники по флористике для детей, информации о фитодизайне и сухоцветной флористике, пасхальной и рождественской флористике, японской икебане и европейской аранжировке цветов достаточно много в открытом доступе в Интернете, а также есть большая библиотека в учебном кабинете студии, поэтому важно педагогу уметь четко распределять темы.
  6. Принцип разносторонности методического консультирования реализуется через включение в занятия по модульной программе рекомендаций, советов, пожеланий, установок, других объяснительных методов, облегчающих усвоение информации в процессе обсуждения эскизов плоских композиций и объемных растительных проектов. Модульная программа влияет и на изменения формы общения педагога дополнительного образования и ребенка. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение. При создании коммуникативной среды планируется ориентация на каждого обучающегося группы, проявляется уважение к каждому детскому мнению; широко применяются на занятиях диалоговые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии и частично элементы проблемного обучения. На одном занятии педагог вместе с детьми может формулировать проблемный вопрос, на другом же может поставить перед группой вопросы для самостоятельного поиска ответов: «Что необходимо? Как лучше закрепить? Зачем этот материал использовать? Почему нужен этот инструмент? От чего зависит? Как влияет? Что общего? Чем отличаются? Как использовать?».
  7. Принцип гибкости позволяет быстро, адекватно реагировать на все изменения в расписании занятий в центре дополнительного образования МДЦ «Артек», делать корректировки в содержании учебного плана программы; переставлять местами модули, темы в вариативном модуле; перераспределять время на теоретические и практические занятия, часы между темами в связи с ситуативными изменениями в составе детского контингента студии в течение лагерной смены. Благодаря принципу гибкости в зависимости от состава группы, например, можно в любой момент поменять мультимедийную презентацию по теме на познавательные игры в качестве дополнительного материала или включить в занятия больше творческих практических заданий. Модульная программа обучения хороша тем, что в любой момент можно подстроить ее под возможности ребенка и под уровень его развития.
  8. Принцип вариативности акцентирует внимание обучающихся на важности разнообразной образовательной среды: стенды, плакаты, книги, журналы, наглядные пособия, разнообразная подготовленная педагогом учебно-дидактическая и материально-техническая база кабинета. Для обеспечения вариативности заданий необходимы в достаточном количестве инструменты флориста, разнообразные фитоматериалы, аксессуары, растительные и дополнительные природные материалы.
  9. Подготовленный учебно-методический комплект к занятиям для каждого обучающегося (или, как модно сейчас говорить, кейс с образовательным контентом): словарь терминов юного флориста, памятки «Правила растительного дизайна», «Советы по сбору гербариев», «Алгоритмы выполнения композиций», «Этапы технологического процесса по сухоцветной флористике», «Вопросы — ответы юному флористу»; папки с фотоматериалами композиций из крымских растений — позволяет педагогу организовать индивидуальную работу с отдельными обучающимися по их желанию. Используя материалы электронного учебно-методического комплекса на занятиях, дети могут получить представления о формах и стилях растительного дизайна; особенностях таких профессий, как: флорист (ученый-ботаник), флорист-продавец, флорист-ландшафтный дизайнер, флорист-художник; научиться привносить средствами флористики в интерьер помещений красоту, гармонию и уют.
  10. Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого ребенка, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы. Теоретический материал в модульном обучении оценивается суммой баллов за различные виды работ. Педагог самостоятельно решает, какое конкретное количество баллов определить для каждого модуля и вида учебной деятельности. В течение шести занятий студии юные флористы могут получать от педагога жетончики за правильные ответы по специальным терминам словарика флориста и на последнем занятии каждый ребёнок может добавить их к своему результату по итоговой викторине, что в итоге даст право ребенку получить сертификат или диплом лучшего знатока флористической теории, истории развития искусства цветов.
  11. Образовательные результаты по темам модулей проверяются в процессе фронтального опроса, работы в парах, тестирования, итоговой викторины на теоретическом занятии студии. Образовательные результаты по практике демонстрируются в форме итоговой выставки (внутри студии), в социальных сетях, в Интернете: в форме публикаций в течение смены и в форме фотовыставки в фотоальбомах по сменам в группе ЦДО Артек ВКонтакте, на сайтах детских лагерей «Артека» ВКонтакте или на общеартековской выставке творческих работ (очной или дистанционной).

В ДООП «Фитодизайн. Сухоцветы» метапредметные образовательные результаты формулируются также в контексте соответствующих надпредметных компетенций: логико-когнитивная; знаково-символическая; информационно-аналитическая. Каждая из указанных надпредметных компетенций предполагает ряд составляющих. Раскроем их для настоящей программы, ориентированной на обучение художественному конструированию растительных композиций.

Логико-когнитивная компетенция включает:

  • владение способами логического и пространственного мышления;
  • умение формулировать и решать практические задачи;
  • умение ставить проблемы и находить способы их решения, в том числе альтернативные;
  • способность производить мыслительные операции сопоставления и сравнения.

Знаково-символическая компетенция включает:

  • способность схематизации (чтение эскизов и составление их);
  • способность представлять информацию в знаковой форме (понимание обозначений основных терминов, условных знаков при разработке эскиза).

Информационно-аналитическая компетенция включает:

  • умение отбирать и анализировать необходимую информацию;
  • умение увидеть и разобрать сложную композицию из растений на простые геометрические фигуры или их элементы;
  • умение планомерно и внимательно исследовать предметы, растения, аксессуары.

Личностные результаты обучающихся по ДООП «Фитодизайн. Сухоцветы» можно представить в рамках коммуникативных, социальных, нравственных, мировоззренческих компетенций.

Коммуникативная компетенция включает:

  • умение вступать в продуктивную коммуникацию в учебных и внеучебных ситуациях, в процессе осуществления проектной деятельности;
  • умение представлять результаты собственной деятельности;
  • умение работать в группе, команде.

Социальная компетенция выражается через:

  • знание норм и правил поведения в обществе, на занятиях в группе, в парке, в лагере, их соблюдение;
    • умение принимать ответственность за собственные действия, поступки;
    • осознание в себе способности к активным действиям, проявлению инициативы и фантазии.

Нравственная компетенция включает следующие составляющие:

  • знание и соблюдение этических норм, регламентирующих взаимоотношения людей в обществе, в группе;
  • воспитание у обучающихся таких черт характера, как трудолюбие, внимательность, целеустремленность и настойчивость, любознательность и наблюдательность, креативность и творческое отношение к делу;
  • бережное отношение к природе, аккуратное и экономное использование фитоматериалов и образцов растений.

Мировоззренческая компетенция проявляется через следующие компоненты:

  • самоопределение в культуре (осознание роли растительных композиций в оформлении интерьеров помещений, цветочного украшения для религиозных, народных и светских праздников);
  • самоопределение в социуме (понимание того, какое место в нем хотелось бы занять, какими качествами необходимо обладать для этого, какие из них развивает творческая флористическая деятельность);
  • самоопределение в профессии и мотивация на дальнейшие занятия флористикой, фитодизайном дома.

В анкетах на итоговом занятии детьми чаще всего отмечается осознанность и свобода в выборе дополнительной общеразвивающей программы, а также высокий уровень удовлетворенности обучением по модульной программе.

И в заключение следует отметить, что у педагогов дополнительного образования в ФГБОУ «МДЦ «Артек» появился новый опыт реализации модульных программ в условиях соблюдения мероприятий и требований санитарного законодательства в рамках минимизации рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в пределах установленной компетенции.

После длительного перерыва с 15 июля 2020 года лагерь «Артек» опять заработал, принимая только крымских детей. В течение 8-17-й смен 2020 года образовательный процесс по дополнительным общеразвивающим программам организовывался с учетом требований Роспотребнадзора: длительность лагерной смены — 14 дней (в месяц — две лагерные смены), занятия на открытом воздухе, полное исключение массовых мероприятий, меньшая наполняемость отрядов в два раза (12-14 человек в отряде), одновременный заезд детей и взрослых — сотрудников — на территорию лагеря, проведение кружковой работы, студий внутри одного отряда или онлайн, максимальная разобщенность детей (в корпусе) / отрядов (на территории лагеря). В связи с этим педагоги дополнительного образования ЦДО и внешние партнеры были вынуждены вносить корректировки в свои утвержденные программы на 2020 год и выполнять их за счет уплотнения материала, так как до конца 2020 года за 14 дней смены в «Артеке» программы выполнялись только в объеме 10 часов, и все группы формировались из детей одного возраста одного отряда.

Сейчас, в 2021 году, несмотря на сложную ситуацию в обществе из-за продолжения распространения коронавирусной инфекции, в ФГБОУ «МДЦ «Артек» созданы безопасные условия для отдыха детей из разных регионов Российской Федерации. Теперь в центре дополнительного образования занятия кружков, студий детского творчества продолжаются в течение смены (21 день) и программы реализовываются в полном объеме (без уплотнения материала), только по-прежнему группы постоянного состава формируются из детей одного отряда с целью исключения лишних контактов. Будем надеяться, что и в дальнейшем сложная ситуация при сохранении рисков распространения COVID-19 не помешает образовательному процессам на занятиях студий, кружков по модульным программам в 2021-2022 учебном году в «Артеке».

Таким образом, сделаем вывод, что модульное обучение считается одним из самых эффективных методов, ведь оно предельно индивидуализировано и основано на самоорганизации: ребенок не просто учится новому, но и тренирует навыки самообразования. А использование принципа модульного построения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в центре дополнительного образования ФГБОУ «МДЦ «Артек» позволит и в дальнейшем придерживаться интенсификации творческого процесса; индивидуализации процесса учения и дифференциации процесса обучения на основе самоанализа, самоцелеполагания и самооценки; учитывать возрастные и временные возможности детей-артековцев, сделать программу более гибкой и вариативной для них; ставить каждого ребенка в ситуацию выбора и успеха, расширяя права и увеличивая ответственность за результаты творческого труда в течение каждой лагерной смены.

Литература:

  1. Гульчевская В.Г. Технология модульного обучения: проблема внедрения в массовый опыт отечественной школы. М., 2003.
  2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/А.А. Гин. — 14-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. — 112 с.
  3. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. /Под ред. П.И. Третьякова. — М: Новая школа, 2001. — 352 с.

Интернет- ресурсы:

  1. Все о творчестве в Артеке здесь! ЦДО Артек ВКонтакте [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: https://vk.com/art.artek (дата обращения 10.08.2021)
  2. Принципы модульного обучения. Справочник от автор 24. /[Электронный ресурс] URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_obucheniya/principy_modulnogo_obucheniya/ (дата обращения 15.08.2021)
  3. Принципы обучения. [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_obucheniya/principy_modulnogo_obucheniya/ (дата обращения 17.08.2021)
  4. Принципы модульного обучения. И.П. Барашков. [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: //ito-1.narod.ru/module-1.html (дата обращения 12.08.2021)
  5. Что такое модуль? Семёнова Екатерина /[Электронный ресурс] URL: https://rosuchebnik.ru/material/chto-takoe-modulnoe-obuchenie/ (дата обращения 20.08.2021)

[1] Познакомиться с аннотацией к программе «Фитодизайн. Сухоцветы» можно на официальном сайте ФГБОУ «МДЦ «Артек», в рубрике «Дополнительное образование», «Работа с детьми», ссылка: https://artek.org/rabota-s-detmi/studii-detskogo-tvorchestva-mdc-artek/fitodizayn-suhocvety/

[2]См. тематику 15 смен 2021 года на странице Артек орг. Расписание смен. Ссылка: https://artek.org/zhizn-arteka/change/

Добавить комментарий

Войти с помощью: