Безотметочное оценивание при реализации дополнительных общеразвивающих программ

В статье рассмотрены функции безотметочного оценивания и показана его роль как процедурной формы внутренней системы оценки качества общего образования (ВСОКО). Показано, что безотметочное оценивание — инструмент формирующей оценки (formative assessment), которая в современном образовании выступает инструментом персонализации.

Г.П. Савиных,
канд. пед. наук, научный сотрудник
научно-методического центра содержания образования

ГБОУ ВО «Академия социального управления»
Москва

Пункт 13 статьи 28 Федерального закона № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает компетенцию «обеспечения функционирования внутренней системы оценки качества общего образования (ВСОКО)» для всех типов образовательных организаций, включая организации дополнительного образования детей.

Один из ключевых элементов ВСОКО при реализации дополнительных общеразвивающих программ — это элемент процедурный, отражающий сроки, формы организации оценочных процедур, а также методы и приемы оценки в ходе той или иной процедуры. В силу отсутствия в дополнительном образовании детей понятия отметки безотметочное оценивание — его базовая практика. Вместе с тем, она неоднородна в своих задачах и приемах реализации. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Формально безотметочное оценивание не предусматривает выставления отметок. Однако, например, в школах вместо отметок педагоги могут применять некие условные знаки, фигурки и т.п. Это, как мы понимаем, является той же отметкой, только не в баллах, а в их символо-заместителях. Плохо не то, что отметка все-такие ставится, а то, что, даже поставленная в виде символа, отметка заменяет собой полноценную обратную связь педагога с обучающимся.

По-настоящему безотметочным следует называть оценивание, не преследующее никаких отметок — ни традиционных балльных, ни их символо-заместителей. У такого оценивания три основные функции:

  • оказывать педагогическую поддержку обучающимся;
  • развивать адекватную самооценку у обучающихся;
  • содействовать индивидуализации образования.

Функцию оказания педагогической поддержки обучающимся безотметочная оценка реализует в том смысле, что педагог, избегающий отметок, дает обратную связь обучающемуся на эмоционально доброжелательном фоне педагогического взаимодействия, фокусируясь на продвижении обучающегося по образовательной программе в целом или на конкретных результатах по отдельным составляющим этой программы. Педагог сообщает ученику, в чем его успехи или затруднения, и что к этому привело.

Функцию развития адекватной самооценки обучающихся безотметочное оценивание реализует потому, что способствует успешной их адаптации. Отсутствие отметки нейтрализует страх перед наказанием, угнетенность и т.п. реакции на отметки (в любом их выражении). Это, в свою очередь, делает возможным внутреннее принятие обучающимся самого факта обратной связи от педагога. Для обучающегося отсутствие отметки — показатель отсутствия оценки вообще, что, безусловно, раскрепощает и дополнительно мотивирует к освоению образовательной программы.

Третья из названных функций безотметочного оценивания — функция содействия индивидуализации образования. Эта функция реализуется в расширении представлений обучающегося о разнообразных моделях, видах и формах педагогического взаимодействия. Если педагог использует вместо отметки накопительные коэффициенты или бонусы, обучающийся может «собирать» их в удобном для себя режиме и темпах. Важно, чтобы вместе с накопительным баллом педагог сообщал обучающемуся об уровне его достижений по сравнению с тем, что характеризовало его вчера.

Безотметочное оценивание позволяет фиксировать успехи и затруднения каждого обучающегося, не прибегая при этом к каким бы то ни было формальным отметкам.

Очевидно, что при реализации дополнительных общеразвивающих программ безотметочное оценивание в том виде, который мы показали, не будет единственной процедурной формой оценки качества образования. Вне границ применения безотметочного оценивания останутся все виды контроля освоения обучающимися той или иной части образовательной программы.

Здесь, как и в системе общего образования, важно разделить задачи формирующего безотметочного оценивания и собственно контроля освоения обучающимся дополнительной общеразвивающей программы. Если в первом случае оценка органично вписывается в процесс взаимодействия педагога и обучающего и выступает технологической единицей учебного занятия, то во втором случае она тождественна контролю и выходит за рамки педагогической технологии.

Безотметочное оценивание следует считать предпосылкой и условием формирующей оценки (formative assessment) как таковой. Принципы формирующей оценки ученые-практики связывают с редукцией «деятельностного залога» в современном образовании и перехода от «обучения как преподавания системы знаний к полидисциплинарному изучению сложных ситуаций реальной жизни и активному участию обучающихся в выборе содержания и методов обучения» [1, с. 8]. Импонирует также утверждение Крыловой О.Н. о том, что цель формирующего оценивания — это личный прогресс ребенка в обучении [2, с. 15].

С точки зрения эволюции понятия «образовательный результат» в системе дополнительного образования мы можем говорить о двух аспектах формирующего оценивания — экзистенционально-развивающем и социально-адаптивном. Оба они стимулируют пока еще не привычный для наших воспитанников навык поведенческого «текстотворчества» и делегируют педагогам ответственность за научение писать «Я»-текст в его социально-адаптивном и нонконформистском форматах [3, с. 283].

Развитие средствами безотметочного оценивания, таким образом, есть одно из наиболее актуальных проявлений ВСОКО в части реализации дополнительных общеразвивающих программ.

Литература

  1. Воронцов А.Б. Формирующее оценивание: нормы, инструменты, процедуры. Краткое пособие по деятельностной педагогике. Часть 2. — М: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2018. — 168 с.
  2. Крылова О.Н. Технология формирующего оценивания в современной школе. — СПб: КАРО, 2015. — 128 с.
  3. Савиных Г.П. Методическое обеспечение педагога в процессе оценки эффективности программ воспитательной направленности // Социально-педагогическое сопровождение саморазвития и самоорганизации детей и взрослых. — Материалы международной конференции, 12-14 мая 2014 г, г. Москва. — С. 282-285.

Добавить комментарий

Войти с помощью: