О рабочей программе воспитания в дополнительном образовании детей

В соответствии с требованиями с 1 сентября 2021 года образовательные программы начального, основного и среднего общего образования должны содержать рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы.

На официальных мероприятиях не раз было подчеркнуто, что требования законодательства Российской Федерации в части усиления роли воспитания в образования имеют отношение и к организациям дополнительного образования детей. Поэтому мы решили подготовить публикацию о том, какие изменения могут произойти в дополнительном образовании в связи с данным нововведением.

Л.Н. Буйлова,
старший методист нормативно-методического отдела
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
кандидат педагогических наук, доцент,
почетный работник общего образования РФ,
Москва

Новые направления и условия для организации воспитания в образовательных организациях заданы Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся».


Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»:

Статья 12.1. Общие требования к организации воспитания обучающихся

  1. Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
  2. Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 9.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.

П. 9.1. ст.12. Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.


Как видим, законопроект предусматривает перечень основных образовательных программ (основные образовательные программы по уровням общего, среднего профессионального и высшего образования), в которые нужно включить рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы. Организации дополнительного образования здесь не названы, следовательно, Федеральный закон не устанавливает обязанность разработки названных документов масштаба «образовательной организации» в дополнительном образовании.

Тем не менее, организации дополнительного образования самостоятельно включаются в этот процесс, не дождавшись официальных рекомендаций и разъяснений. Подтверждение того, что работа «на местах» идет, мы получаем регулярно из сети Интернет и из выступлений педагогических работников на профессиональных мероприятиях различного масштаба.

Но необходимо разобраться, что же должны сделать организации дополнительного образования, следуя за положениями Федерального закона?

Прежде всего, нужно помнить, что воспитание — такая же обязанность педагога, как и обучение, и творческое развитие. Эти процессы просто невозможно разделить. Обучения не существует без воспитания. Согласно российскому законодательству, «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (п. 1 ст. 2 ФЗ-273).

Обязанность обеспечить получение образования детьми возлагается на родителей (п. 1-1 ст.17), а обязанность обеспечить реализацию образовательных программ в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся (п. 6-1, п. 7 ст.28) возлагается на образовательную организацию.

Новый закон уточнил и расширил понятие «воспитание». Теперь воспитание означает «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде» (п. 2 ст.2, ФЗ-304).

Воспитание рассматривается как стратегический приоритет, требующий обновления и усиления воспитательной работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Поэтому педагоги должны разобраться не только в измененных смыслах, но и понять предстоящие изменения в работе, совместно выстроить план действий, чтобы выполнить новые требования.

До 1 сентября 2020 г. ФЗ-273 не включал вопросов воспитания в образовательную программу, а теперь понятие «образовательная программа» определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации» (п. 9 ст.2)[1]. Из этого следует, что:

  • ответственность за воспитание обучающихся возложена на образовательную организацию, так как именно образовательная организация несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ (п. 7 ст.28);
  • образовательная программа должна иметь в своей структуре все перечисленные в данном определении компоненты, в том числе — рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.

Если понятие «образовательная программа» закреплено законодательно, то все разрабатываемые образовательные программы должны «вписываться» в законодательно установленные рамки, то есть должны в своей структуре содержать обозначенные элементы. И это важно, так как практика контрольно-надзорной деятельности свидетельствует, что самым высоким процентом выявляемых нарушений является “несоответствие образовательной программы требованиям законодательства”[2].

А как вы помните, в соответствие с Порядком организации осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”, “дополнительные общеразвивающие программы формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона об образовании«[3], который мы процитировали выше.

Обратите внимание, что ни в одном документе не сказано об усилении «воспитательной компоненты», а сказано именно о рабочей программе воспитания и календарном плане воспитательной работы, которые должны быть в составе дополнительной общеразвивающей программы, следуя логике законодательства.

Пока организации дополнительного образования не имеют адресованных им официальных методических рекомендаций и разъяснений, что можно сделать?

Дополнительное образование детей на протяжении всей истории своего существования располагает огромными (реальными и потенциальными) возможностями для обучения и воспитания (п. 1 ст. 75 ФЗ-273):

  • формирования и развития творческих способностей детей, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
  • формирования культуры здорового и безопасного образа жизни,
  • укрепления здоровья, организации свободного времени;
  • обеспечения их адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации и т.д.

«Главное, что отличает программы дополнительного образования детей от других программ, — как справедливо отмечает Т.Ф. Асафова, руководитель Ресурсного центра социально-гуманитарной направленности ГБУДО Костромской области «Дворец творчества», — это то, что они предоставляют ребенку условия и средства активного освоения деятельности, пробы своих сил, поиска интересного творческого занятия и общения, выбора своего дела и достойного его завершения в виде реального результата«[4]. Это, действительно, важно: реальные результаты для реальной жизни. И именно точность определения педагогом целевых установок образовательной деятельности (обучения и воспитания) гарантирует получение ценных и для личности, и для общества результатов.

Рабочая программа воспитания:

  • ориентирована на реализацию актуальных воспитательных практик, направленных на саморазвитие обучающихся и формирование у них ценностных установок;
  • предполагает решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми;
  • показывает, каким образом педагог может реализовать воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной программы и определяет комплекс ключевых характеристик воспитательной работы в рамках этой программы.

Рабочая программа воспитания в структуре дополнительной общеобразовательной программы оформляется как «модуль» — самостоятельная, логически завершенная часть, в рамках которой детализируется (уточняется) воспитательная цель, определяется конкретное содержание деятельности (мероприятия, воспитательные практики, в которые будут включены обучающиеся по программе) и планируются воспитательные результаты.

Надо отметить, что многие воспитательные практики подходят для включения в дополнительные общеобразовательные программы любой направленности, среди них[5]:

  • коллективная творческая деятельность (командное творчество, планирование, анализ, коммуникация, всестороннее развитие);
  • кейс-технологии («портфель» конкретных ситуаций и задач, требующих решения);
  • марафон (актуальная идея для реализации);
  • флешмоб (социальная или тематическая акция);
  • квест (игра-приключение на заданную тему) и т.д.

Результатами рабочей программы воспитания могут стать:

  • приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе;
  • формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности;
  • готовность обучающихся к саморазвитию;
  • ценностные установки и социально-значимые качества личности;
  • активное участие в социально — значимой деятельности и др.

Педагогу дополнительного образования нужно определить «тему» рабочей программы воспитания, сформулировать цель, определить направление, формы работы, спланировать результаты. При этом содержание//направления воспитательной работы выстраиваются с опорой на содержание дополнительной общеразвивающей программы.

Примерная структура рабочей программы воспитания:

  • цель и задачи воспитательной работы;
  • приоритетные направления деятельности;
  • формы и методы воспитательной работы;
  • планируемые результаты воспитательной работы;
  • календарный план воспитательной работы.

Реализация конкретных форм и методов воспитательной работы воплощается в календарном плане воспитательной работы, который конкретизирует перечень воспитательных событий и мероприятий по датам, участникам и ответственным.

Кроме отмеченного выше, необходимо обратить особое внимание еще на некоторые положения:

  • в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся и советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии в образовательной организации) (п.3 ст. 12, ФЗ-273);
  • при принятии рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы учитывается мнение советов обучающихся и советов родителей (п. 3 ст. 30, ФЗ-273).

Перечисленные выше требования законодательства обязывают руководителей образовательных организаций провести значительную работу по совершенствованию дополнительных общеобразовательных программ и локальных нормативных актов.

Литература

  1. Асафова Т.Ф., Девятерикова Е.В. Воспитательный компонент дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы// Методист. — № 3. — 2021
  2. Буйлова Л.Н. Нацпроект «Образование»: новые подходы к организации воспитательной работы в ГБПОУ «Воробьевы горы». / Л.Н. Буйлова, З.А. Каргина, С.И. Лагутина, Л.В. Обровец // Информационно-методический журнал «Про_ДОД». — — № 1 (25). — С. 23-37.
  3. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=374617
  4. Рожков М.И. Воспитание свободного человека как целевая функция дополнительного образования. — М.И. Рожков // Методист. — — № 6. — С. 2-5.
  5. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»: (федер.закон: принят Гос. Думой 21 дек.2012 г.) — https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=387186
  6. Цибизова Е.Б. Опыт разработки программы воспитания Дворца детского (юношеского) творчества имени Н.К. Крупской//Про_ДОД. 2021. 03 (26). (электронный ресурс) — https://prodod.moscow/archives/20312
  7. Цибизова Е.Б. Дополнительное образование: назначение, содержание, проблемы разработки программы // Народное образование. — — № 1. — С.129-135.

[1] См.: пп. «б» п.1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся».

[2] См. Проверочный лист по структуре дополнительной общеобразовательной программы — http://mosobrnadzor.ru/check/46#46. Обратите внимание, что ресурс разработан еще до внесения изменений в федеральное законодательство по вопросам воспитания (Л.Б.).

[3] Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=374617

[4] Асафова Т.Ф. Создание современных моделей образовательной деятельности в дополнительном образовании Костромской области на основе межведомственного взаимодействия. // «Муниципальное пространство дополнительного образования детей: возможности и перспективы развития одаренности: материалы научно-практической конференции: Сб. / Под науч. ред. Т.Н. Гущиной. — Ярославль: Канцлер, 2017.

[5] Новые формы воспитательных практик: из опыта работы МБУ Аннинского ЦДО «РИТМ» (Электронный ресурс) — документ с сайта: konkurs-vospitat-cheloveka.fedcdo.ru

Добавить комментарий

Войти с помощью: