Воспитательная модель современного дополнительного образования детей

В статье раскрывается воспитательный потенциал современного дополнительного образования детей. Обосновывается новый смысл воспитания в сфере дополнительного образования детей в свете законодательных изменений об усилении воспитательной составляющей в образовании.

Статья подготовлена в рамках госзадания № 073-00015-21-01 НИР «Разработка примерной программы воспитания в системе дополнительного образования».

В.П. Голованов,
главный научный сотрудник
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО»,
доктор педагогических наук, профессор,
Заслуженный учитель РФ,
Почетный работник сферы молодежной политики РФ,
академик Международной академии
детско-юношеского туризма и краеведения
им. А.А. Остапца-Свешникова,
член Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения
при Отделении философии образования и теоретической педагогики
Российской академии образования

Самое надежное, но и самое
труднейшее средство сделать людей лучшими
есть приведение в совершенство воспитания.
А.В. Суворов

Преобразования, происходящие во всех сферах современного российского общества, затронули и систему образования, стратегической целью которой является создание оптимальных условий и возможностей для полноценного развития личности ребенка, проявления его индивидуальности. Важную роль в реализации данной целевой установки должны сыграть организации дополнительного образования, обладающие существенным воспитательным потенциалом и благоприятными условиями для поддержки творческих устремлений детей и взрослых в самопознании, самоопределении, самореализации и самоутверждении. Дополнительное образование детей — сфера педагогически целесообразной занятости детей в их свободное время. И, конечно, важно содержание, чем наполнить свободное время ребенка? Как писал С.Я. Маршак: «Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым Вы наполняете его» [5].

На протяжении многих месяцев текущего года шла интенсивная работа по осмыслению воспитания в системе дополнительного образования детей. Это было время размышления о реализации воспитательного потенциала дополнительного образования детей, о новом воспитании в условиях педагогически целесообразной системы занятости детей в их свободное время. Как писал Давид Самойлов, «думать надо о смысле бытия, его свойстве…».

Сегодня проблема воспитания вышла на первый план. Известно, что без воспитания ни одно общество существовать не может. Воспитание — это пространство и процесс долговременного формирования и развития человеческой личности, процесс ее сущностного развития. Новый 2021-2022 учебный год начался с обсуждения и принятия примерных программ воспитания в дошкольных образовательных организациях и организациях СПО. Все эти действия — следствие законодательных решений государства, выполнение предписаний и положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся» о внедрении с 1 сентября текущего года программ воспитания на данных уровнях образования.

Но возникает вопрос — а как быть с дополнительным образованием детей, ведь в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся» нет прямого указания на необходимость и обязательность разработки примерной программы воспитания в организациях дополнительного образования детей.

С одной стороны, нет требования, следовательно, нет необходимости и проектировать, программировать и моделировать воспитание в организации дополнительного образования. Но с другой стороны, есть статья 30. Федерального закона об образовании «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения» в ред. Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ, где говорится о принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). Организация дополнительного образования является образовательной организацией или речь идет об образовательных организациях, связанных с уровнями образования, с федеральными стандартами? Комментариев пока нет.

На современном этапе работать и принимать решения в воспитательной деятельности по наитию уже нельзя, надо осуществлять переход от эмпирических представлений о ребенке к научно обоснованным и в полной мере использовать этот материал [2]. Важно учитывать специфику дополнительного образования детей, его отличия от основного (базового) образования. Основное образование и дополнительное образование детей несут две разные функции: основное (базовое) направлено на воспроизводство культуры нации; а дополнительное образование на развитие потенциала к самореализации каждого растущего человека в этой культуре. Объективно воспитательный аспект современного дополнительного образования детей преобладает, это вид и подвид образования, который сегодня выступает в единстве его двух неразрывных частей — обучения и воспитания. Очень важно избежать гипертрофированности процесса обучения, переноса традиций классно-урочной системы на учебные занятия детского объединения дополнительного образования детей. Нам кажется, что этого не должно быть, так как на всех этапах становления и развития внешкольного образования, внешкольного воспитания и современного дополнительного образования предметная деятельность, профиль, направленность были вторичны, рассматривались как ресурс, как средство развития личности взрослеющего человека. И сегодня дополнительное образование детей объективно определяет воспитание в качестве доминанты, рассматривая его как приоритетную составляющую современного дополнительного образования детей.

Воспитание в дополнительном образовании детей рассматривается как целенаправленно организованная деятельность детей, вовлекающая их во взаимодействие с окружающим миром и формирующая у них систему ценностных отношений к этому миру, как стимулирование процессов, детерминирующих качественные изменения в личности. В этой логике, дополнительное образование детей не просто сегмент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста (самоопределения и саморазвития индивидуальности). Как ту не вспомнить слова К.Д. Ушинского: «Ни один воспитатель, как бы неусыпно была его деятельность, не может руководить всей душевной деятельностью даже немногих воспитанников, поэтому он должен окружить их такой атмосферой, в которой они легко могли бы сами найти себе деятельность» [6].

К сожалению, сегодня в дополнительном образовании детей и взрослых заложен программный подход, основой современного дополнительного образования как вида и подвида образования является дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая и предпрофессиональная), а не учреждение (организация) дополнительного образования детей. И дополнительные общеобразовательные программы могут реализовывать и другие организации и учреждения. Безусловно, это сказалось на атмосферности дополнительного образования, на комфортности для ребенка территории, среды, пространства организации дополнительного образования.

Исходя из того, что разработка дополнительной общеобразовательной программы (общеразвивающей и предпрофессиональной) осуществляется самостоятельно самой организацией дополнительного образования, то моделирование воспитания в ДОД, разработка и реализация программы воспитания относятся к компетенции самой организации дополнительного образования детей (далее — ОДОД) и организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы. Они могут самостоятельно определять вид, содержание, форму и уровень модели, модуля, программы воспитания.

Необходимо определить точки размышления, подумать над тем, какие подходы могут быть к моделированию, проектированию программы воспитания в организации дополнительного образования.

Отрадно отметить, что многие организации дополнительного образования детей не ждут милости от природы, а самостоятельно и инициативно создают свои программы воспитания. Так, проведенный нами анализ существующих программ воспитания в организациях дополнительного образования выявил, что ряд организаций приняли «Программу воспитания и социализации…», другие «Программу воспитания…», третьи «Программу воспитательной работы…», четвертые «Воспитательные программы детского объединения…», пятые разработали «Воспитательную систему Центра …» и т.д. Можно засвидетельствовать, что еще ряд организаций дополнительного образования, используя определенные разделы и модули примерной программы воспитания общеобразовательных организаций, актуальные и для дополнительного образования, разработали собственную рабочую программу воспитания с учетом специфики дополнительного образования детей.

Объективно в современной социокультурной ситуации есть потребность в реализации воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ, и поиск вариантов разработки воспитательного модуля ОДОД, рабочих программ воспитания, направленных на реализацию воспитательного потенциала предметной деятельности в дополнительном образовании детей идет с учетом приоритетов государственной, региональной и муниципальной политики в области воспитания.

Варианты воспитательной практики организаций дополнительного образования детей показали, что могут быть разные подходы к разработке программ воспитания в ОДОД, так, например, это могут быть:

  • «Воспитательные модели социально-значимой деятельности»;
  • «Модели внешкольного воспитания в социуме»;
  • «Муниципальная программа внешкольного воспитания как ядро воспитательного пространства детства»;
  • «Интегрированная программа воспитания ДОД (интеграция с уровнями образования ДОО, ОО, СПО, ВПО»);
  • «Программа воспитания в деятельности ОДОД»;
  • «Рабочая программа воспитания детского объединения организации дополнительного образования»;
  • «Воспитательный модуль дополнительной общеобразовательной программы»;
  • «Рабочая программа воспитания как составная часть дополнительной общеобразовательной программы».

При этом заметим, что воспитательный вектор дополнительного образования детей задается, прежде всего, на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.

Ключевым может являться разработка воспитательной модели организации дополнительного образования детей. Общая цель воспитательной модели в ОДОД — воспитание развитой и социально ответственной личности, создание условий и возможностей для самореализации и развития талантов через реализацию воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ для каждого ребенка. Воспитывающая деятельность в ОДОД имеет две важные составляющие: индивидуальную работу с каждым ребенком и формирование детского коллектива.

Цель воспитания в сфере дополнительного образования детей — ценностно-смысловое развитие ребенка. Много веков назад Конфуций заметил: «Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта» [1]. Воспитательная модель ДОД базируется на том, что воспитание в дополнительном образовании рассматривается, прежде всего, как организация педагогических условий и возможностей для осознания ребенком собственного личностного опыта, приобретаемого на основе межличностных отношений и обусловленных ими ситуаций, проявляющегося в форме переживаний, смыслотворчества, саморазвития.

Сегодня перед обществом и, в первую очередь, перед образованием, стоят огромные задачи по подготовке человека нового времени, который будет жить совершенно в других условиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. Вот почему главное при разработке и реализации воспитательной модели — центрация воспитания на развитии личности: ориентация на идеал; культуросообразность, коллективность и диалогичность воспитания; личностно-персонифицированный подход; сетевое взаимодействии с разными субъектами дополнительного образования детей. Воспитание в дополнительном образовании — по сути, восхождение к субъектности взрослеющего человека.

Воспитательная модель ДОД направлена на решение следующих основных задач: сохранение приоритета воспитания в сфере дополнительного образования детей; развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка; обоснование основных подходов к определению содержания и организации воспитательной деятельности; представление примеров воспитательной практики дополнительного образования; формирование целостной воспитательной составляющей организации дополнительного образования детей на основе учета региональных, территориальных, институциональных социокультурных особенностей; описание системы возможных форм и способов воспитательного диалога взрослого и ребенка в организации дополнительного образования; содействие расширению воспитательного статуса педагога дополнительного образования; определение возможности личностного развития детей в процессе реализации воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ; обоснование комплекса организационно-педагогических условий и средств воспитательной составляющей направленностей дополнительных общеобразовательных программ; расширение состава субъектов воспитания, координации их усилий, укрепление социального партнерства образовательных учреждений дополнительного образования детей; внедрение в педагогическую практику организаций дополнительного образования детей новейших достижений в области теории и практики воспитания; содействие формированию государственно-общественного сотрудничества и взаимодействия в сфере дополнительного образования детей; развитие и совершенствование системы психолого-педагогической поддержки и медико-социальной реабилитации детей.

Воспитательная модель в ОДОД учитывает приоритетные направления воспитания в ДОД — личностный рост детей: возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально-значимые задачи; освоение детьми социальных навыков и ролей (нравственного человека, гражданина, профессионала, работника, семьянина и др.); развитие культуры социального поведения растущего человека с учетом быстрой информатизации общества, роста динамики социально-экономических изменений; последовательное формирование коммуникативных дружественных детям сред.

В основе процесса воспитания детей в ОДОД лежат конституционные и национальные ценности современного российского общества. Основные обобщенные ценности: осмысление, созидание, коллективизм, которые должны найти свое отражение в основных направлениях организации воспитывающей деятельности ОДОД.

Несомненно, в каждой отдельной ОДОД и в деятельности каждого отдельного педагога дополнительного образования комплекс воспитательных приоритетов может быть уникальным, связанным с условиями деятельности, особенностями контингента детей, спецификой образовательной деятельности.

С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в воспитательном модуле ДОД отражаются образовательные отношения сотрудничества ОДОД с семьями детей, со всеми субъектами образовательных отношений, а также с ДОО, ОО, СПО, ВПО. Только при подобном подходе возможно воспитать юного россиянина как гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе. Реализация воспитательной модели ОДОД предполагает социальное партнерство с другими организациями.

Составной частью воспитательной модели является рабочая программа воспитания дополнительной общеобразовательной программы, как не формальный документ, а продукт личностного творения педагога дополнительного образования, его гражданской и профессиональной направленности, его понимание современности и личной роли в преобразовательной деятельности. Разработка рабочей программы воспитания дополнительной общеобразовательной программы — это творческий акт педагога дополнительного образования, путь к профессиональному достоинству и самоуважению.

Программа воспитания имеет концептуальные основания и приоритетные принципы построения.

В качестве методологических ориентиров Примерной программы выступали системный, гуманистический, аксиологический, субъектно-деятельностный, культурологический, антропологический, синергетический, комплексный, акмеологический, экзистенциальный, полисубъектный (диалогический), гуманитарный и другие подходы.

Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает решение четырех групп воспитательных задач.

Первая группа реализует педагогическое сопровождение экзистенциального выбора. Педагоги должны помочь ребенку в его нравственном самоопределении, помочь ответить на главные вопросы жизни: каким быть и каким должен быть проект своего будущего существования? Это возможно только при доверии ребенка педагогу. А со стороны педагога необходима реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с воспитанником, ориентированных на идеальное представление о нравственном облике современного человека, на формирование гражданской идентичности и патриотических чувств.

Вторая группа воспитательных задач предполагает педагогическое сопровождение социального выбора и помогает ребенку ответить на следующие вопросы: с кем быть, как строить свои отношения с людьми, как обеспечить свое участие в улучшении окружающей жизни? Дополнительное образование предоставляет ребенку возможности приобретения для него нового социального опыта.

Третья группа воспитательных задач предполагает педагогическое сопровождение профессионального выбора, которая помогает ответить ребенку на вопрос кем быть?

Четвертая группа воспитательных задач связана с инкультурацией и предполагает педагогическое сопровождение овладения ребенком нормами общественной жизни и культуры, помогает ответить на вопрос что такое красота жизни и искусства?

Главный акцент сделан на усиление воспитательного потенциала современного дополнительного образования детей. Для этого предлагается включение в коллективные общественно полезные практики, создание новых возможностей для гражданско-нравственного и патриотического воспитания, использования получаемых знаний для решения реальных социальных проблем сообщества, региона, страны, а главное для личного самоопределения и самореализации. Именно поэтому необходима разработка и внедрение организациями дополнительного образования детей программ воспитания. Также предлагается: реализация образовательных моделей, обеспечивающих применение получаемых знаний для решения актуальных проблем сообщества (хакатоны, проекты образовательной организации и др.); включение в содержание дополнительных общеобразовательных программ всех направленностей воспитательного модуля, направленного на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения; внедрение модели организации внешкольного воспитания и развития детей и подростков на территории муниципалитета, в социуме (по месту жительства); поддержка моделей воспитания детей в системе дополнительного образования детей с использованием культурного наследия муниципалитетов, регионов, традиций народов Российской Федерации, направленных на сохранение и развитие этнокультурного и языкового многообразия страны.

Завершить статью хотел бы словами Л.С. Выготского: «Мы можем по своему произволу все человечество или любую его часть сделать несчастным, невежественным и порочным или счастливым, мудрым и добродетельным» [3].

Литература

  1. Большая книга мудрости. ООО «Издательство «Эксмо», 2015.
  2. Буданова Г.П. Воспитательный потенциал дополнительного образования детей. // ПроДОД. 03.2020.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд.5, испр. — М: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  4. Голованов В.П. Воспитание в современных социокультурных условиях: новые вызовы, возможности, ответственность. — В.П. Голованов. // Социально-политические исследования — 2020 — № 3 (8). — С. 123-132.
  5. Маршак С.Я. Лирика. Переводы. — С-Пб, Лениздат, 1996.
  6. Ушинский К.Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 4: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (2); сост., статьи, примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. — М.: Дрофа, 2005. — 541 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: