Деятельность Дворца творчества детей и молодежи Воронежа в свете законодательных изменений в сфере воспитания
В статье представлен современный взгляд на воспитание личности, нашедший отражение в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся» и Примерной программе воспитания, разработанной сотрудниками Института стратегии развития образования РАО.
Раскрыта специфика деятельности учреждения дополнительного образования — Дворца творчества детей и молодежи Воронежа — в свете законодательных изменений в сфере воспитания.
Сухочев А.В.,
директор
Холод Л.А.,
заместитель директора
Глущенко Н.Н.,
заместитель директора
Дворец творчества детей и молодежи,
Воронеж
Сегодняшний мир — это мир стремительных изменений. Ситуация меняется быстрее, чем можно к ней адаптироваться. Политика, экономика, пандемия за считанные недели кардинально изменили актуальные еще вчера проблемы, рынок труда, социальные нормы поведения, приоритеты.
Сегодня одна из самых сложных сфер образовательной деятельности, входящая в круг государственных приоритетов, — воспитание. В указе Президента о национальных целях развития России до 2030 года цель воспитания направлена на создание «условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности». Во исполнение поправок, внесенных президентом в Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 01.09. 2020 г.) вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся».
Законодательно закреплено, что воспитание в образовательной организации основано на социокультурных, духовно-нравственных ценностях, принятых в российском обществе правилах и нормах поведения. Воспитательная деятельность направлена на развитие личности, самоопределение и социализацию обучающихся, формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважение к закону и правопорядку, культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, бережное отношение к природе и окружающей среде.
Современное учреждение дополнительного образования должно быть конкурентоспособным и эффективным, своевременно реагировать на государственный и социальный заказ; решать задачи, поставленные муниципальной и региональной системами образования. Перед педагогическим коллективом Дворца творчества детей и молодежи встала необходимость формирования новой системы воспитательной деятельности в контексте современного понимания воспитания.
Авторский коллектив разработал Программу воспитания учреждения, исходя из традиций и опыта, так как Примерная программа воспитания, предложенная за основу Министерством просвещения совместно с Институтом стратегии развития образования РАО, была ориентирована на учреждения начального, основного и среднего общего уровней образования.
Разработка программы воспитания во Дворце творчества детей и молодежи потребовала изучения Методических рекомендаций по разработке программы воспитания, проведения широкомасштабного анализа многолетней воспитательной деятельности учреждения, обсуждения с педагогами, родителями и представителями общественности проблем и перспектив его развития.
Дворец творчества детей и молодежи — это открытое воспитательное пространство для всех детей города Воронежа. В учреждении создана неповторимая творческая атмосфера, предоставляющая юным воронежцам возможность выбора видов и форм обучения, творчества, досуга, социально полезной деятельности в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающем удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей детей, их личностное развитие и социализацию. Ежегодно во Дворце проводится более 300 воспитательных мероприятий, в которых принимают участие около 12 000 обучающихся.
Основываясь на концепции об общечеловеческих ценностях В.А. Караковского и других, важнейшим в воспитательной деятельности мы считаем фундаментальные ценности, ориентация на которые способствует формированию в ребенке положительных общечеловеческих качеств, высоконравственных потребностей и поступков.
Из всего спектра общечеловеческих ценностей мы выделяем следующие: Человек, Земля, Отечество, Мир, Семья, Знания, Труд, Культура. Чтобы перечисленные ценности стали основой содержания и процесса воспитания обучающихся в целом, именно на них базируется Программа воспитания учреждения.
Кроме ценностной составляющей в основу воспитательной деятельности положено целеполагание. Мы согласны с мнением Караковского В.А., что «если мы действительно хотим, чтобы наши дети были умными, добрыми, порядочными людьми, то необходим соответствующий опыт отношений, дел и поступков». С учетом поправок, внесенных в Закон об образовании в Российской Федерации, исходя из специфики деятельности Дворца творчества детей и молодежи, в новом локальном акте — Программе воспитания — была декларирована цель, ориентированная на развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
В соответствии с поставленной целью были определены приоритеты воспитательной деятельности учреждения, исходя из предложенных разработчиками Примерной программы воспитания инвариантных и вариативных модулей. Учитывая многолетние традиции, широкий круг социальных партнеров, опыт проведения мероприятий разного уровня, событийно насыщенную и личностно развивающую совместную деятельность обучающихся и педагогов, авторским коллективом были выделены следующие 7 модулей: «Работа с родителями», «Инклюзивное образование и воспитание», «Детское самоуправление», «Профориентация», «Волонтеры», «Каникулы», «Дела, события, мероприятия».
Самым объемным по содержанию и вовлеченности обучающихся является модуль «Дела, события, мероприятия», представленный 2 уровнями: первый уровень объединяет мероприятия, дела и события, проходящие вне Дворца творчества детей и молодежи; второй — мероприятия, дела и события, проходящие во Дворце, отделе, объединении.
Педагогический коллектив, реализуя поставленную цель, делает акцент в воспитательной работе на сохранение традиций воспитательного пространства Дворца, которые обновляются, наполняясь новым смыслом и содержанием. Дворец творчества трудно представить без театральных представлений, праздничных мероприятий, игровых и концертных программ. «Искусство воспитания» мы видим как создание оптимального сочетания разнообразных современных и традиционных форм воспитательных мероприятий.
Создание праздника — это тоже искусство. Какой он будет зависит от всех его участников от идеи до наполнения действием и содержанием. Тяжело представить современное образовательное учреждение без традиции проведения Нового года. Новогоднее представление — это всегда веселье, зрелищность, сочетание музыки и игр. Сама праздничная атмосфера, музыкальное оформление, интерьер, стиль поведения во время мероприятия обогащает детей и взрослых, учит культуре взаимоотношений. Красивой традицией, любимой как у детей, так и у родителей, стало встречать Новый год праздничными концертами внутри объединений и в рамках проведения городских Новогодних представлений для обучающихся Дворца, социальных елок для детей из интернатов и детей с ОВЗ. Воспитательный акцент в данных мероприятиях обращен на решение задач художественно-эстетического воспитания: развитие эстетической и эмоциональной отзывчивости воспитанников через вовлечение в концертную практику, призванную доставлять радость и возможность для творческого общения.
Традиционные дела, как правило, интересны для всех участников, однако, чтобы сохранить привлекательность, педагоги воронежского Дворца обновляют их форму, содержание и методику проведения. Творческий подход и современное видение новых форм воспитательной деятельности объединили две традиции: выпускной бал для дошкольников и праздник «Остров сокровищ». В течение последних лет оригинальной идеей традиционного выпускного бала стали импровизированные игровые поляны, где каждый ребенок может проявить себя в рисовании, конструировании или в игре. Ежегодно обновленная традиция объединяет в конце учебного года более 200 детей в возрасте 6-7 лет.
Во Дворце любой праздник основывается на восприятии и на активном действии, связанном с самыми различными формами самовыражения. Накануне Дня защитника Отечества, воспитательный акцент которого ориентирован на активную спортивно-оздоровительную деятельность, сотни юных спортсменов становятся участниками разнообразных конкурсов и спортивных эстафет.
Интересные традиции, посвящённые календарно-обрядовым праздникам России и земли Воронежской, направлены на формирование уважения к историко-культурному наследию своего народа. Особой популярностью у детей и их родителей пользуются: обрядовый праздник «Святки», семейные посиделки «Капустные вечёрки» и «Осень-припасиха», игровая программа «Говорящие предметы» и другие. Приобщая воспитанников к традиционной культуре своей малой родины, педагоги делают акцент на воспитание у детей патриотизма через чувство гордости за свою Родину.
Реализация в учреждении дополнительного образования Программы воспитания позволит расширить возможности гражданского и патриотического воспитания обучающихся как приоритетных в настоящее время, будет способствовать использованию полученных ими знаний в решении проблем современного общества, а главное, в их личностном самоопределении и самореализации.
Список литературы
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся»
- Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 2000. 256 с.
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М., 2000. 148 с.