Отраслевое дополнительное образование детей в сфере морской деятельности: модели и практики в России и за рубежом

Проблема управления человеческим капиталом определяет стратегии развития образовательных систем ведущих стран мира в XXI веке. В системе отраслевого дополнительного образования детей в сфере морской деятельности в России и за рубежом в близких условиях и с использованием сходных ресурсов реализуются принципиально разные модели.

В англо-саксонской, азиатской и европейской системах — установка на формирование универсальных компетентностей, благополучия и самоопределения средствами карьерного обучения, в российской (и американской) — профессионализация и раннее профессиональное самоопределение. Вопрос об оценке эффективности той и другой модели лежит в плоскости прикладных исследований с учетом отраслевой специфики. В статье проанализирована деятельность трех международных молодежных морских ассоциаций — морских кадет, морских скаутов и Sail Training International (STI), функционирующих в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Германии, Гонконге, Южной Корее, Сингапуре и Японии. Предложены подходы к системному описанию российского сегмента отраслевого дополнительного образования детей в сфере морской деятельности.

М.А. Зенкин,
к.ф.н.,
заместитель директора
Морского федерального ресурсного центра
дополнительного образования детей
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»,
Санкт-Петербург

На протяжении 25 лет концепция обучения в течении всей жизни, принятая на совещании министров образования стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1996 году, определяет мировые тренды в образовательной политике ведущих стран мира [1].

Наращивание человеческого капитала, повышение квалификации и компетентности экономически активного населения, соответствие карьерных устремлений индивида запросу рынка труда, в том числе средствами карьерного обучения, повышение агентности через поддержание ощущения благополучия и удовлетворенности своей карьерой — задачи, определяющие стратегии развития образовательных систем ведущих стран мира в первой четверти XXI века [2].

В России проблема наращивания человеческого капитала включается в повестку образовательной политики с 2005 года — через приоритетные, национальные проекты, концепции, прогнозы и стратегии Правительства РФ. В сфере образования в качестве инструмента решения вопросов «улучшения профессионального соответствия» экономически активного населения, подготовки кадров для высокопроизводительных рабочих мест [3] Правительство Российской Федерации рассматривает профессиональную ориентацию, что нашло отражение в ряде стратегических документов[1], в масштабных профориентационных проектах[2], а также в тренде на вовлечение государственных корпораций и крупного бизнеса в реализацию отраслевых дополнительных образовательных программ.

Репрезентативным примером вовлечения отрасли в систему развития дополнительного образования является транспортное образование России, включая морское, для которого «активизация патриотической, профориентационной и воспитательной работы» с молодежью является одной из приоритетных задач. В «Концепции развития кадров для транспортного комплекса до 2035 года» сформирован запрос на «системное обновление моделей и методик организации образовательного процесса», в том числе за счет «формирования современной среды сопровождения обучения и карьеры» [4]. При этом механизмы обновления моделей управления содержанием отраслевого образования и критерии оценки их эффективности пока не разработаны, что открывает перспективу для прикладных исследований в этой области.

В образовательной политике второго десятилетия XXI века дополнительное образование детей рассматривается как ресурс «укрепления глобальной конкурентоспособности государства», становится сферой преломления интересов государства, бизнеса и некоммерческих организаций [5, с. 15]. Вероятно, это связано с формированием практик опережающего профессионального выбора, когда практический опыт (профессиональные пробы) предшествует получению профессионального образования и является определяющим при конструировании образовательной траектории обучающегося [6].

Такая модель профессионального самоопределения актуальна для морского образования, в котором еще в середине XIX века сложилась система предварительных плаваний на судах, фактически, профессиональных проб для юношей перед поступлением в Морской корпус [7]. Традиция профессионализации деятельности юных моряков была продолжена в советский период — сначала в школах юнг, а затем в клубах юных моряков, наследниками и продолжателями которых являются детские морские центры.

Согласно данным мониторинга Морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей по состоянию на 2021 год в субъектах Российской Федерации насчитывается более 200 детских морских центров, клубов и морских кадетских классов [8]. Ядром этой сети являются организации дополнительного образования детей.

На сегодняшний день в научной и публицистической литературе в России и за рубежом превалирует описание конкретных практик и мероприятий в сфере морского дополнительного образования детей, но их анализ и систематизация пока не проведены. В настоящей статье предлагаются первые подходы к описанию моделей отраслевого дополнительного образования детей в сфере морской деятельности в России и за рубежом.

Родоначальницей детского морского движения за рубежом является Великобритания, заложившая основу для развития трех наиболее массовых международных молодежных движений — Международной ассоциации морских кадет (International Sea Cadet Association), группы морских скаутов Всемирной организации скаутского движения (Sea scout) и организации Sail training international (STI). Англо-саксонский генезис определил особенности организационной структуры молодежных морских движений в форме некоммерческой организации, взаимодействующей на условиях партнерства с государством при сохранении автономии в определении стратегии своего развития и форме реализации программ.

Отрасль в лице национальных Военно-морских сил (ВМС) в странах англо-саксонской системы внешкольного образования (Великобритания, Австралия, США и Канада) и азиатской (Гонконг, Южная Корея) оказывает молодежным морским движениям не только спонсорскую помощь, но и поддержку в реализации практико-ориентированных программ на кораблях и судах ВМС и Береговой охраны. Отраслевые специалисты проводят подготовительные учебные занятия, инструктажи по основам безопасности жизнедеятельности на кораблях и судах, а также обеспечивают безопасность мореплавания морских кадет [9, 10, 11, 12, 13, 14].

Характерно, что мотивы отраслевого участия в образовательной деятельности шире профориентационного утилитаризма, связанного с отбором будущих военнослужащих и работников морской индустрии. Так, командующий Королевского Австралийского военно-морского флота вице-адмирал Майкл Нунан в своем обращении к морским кадетам, которое опубликовано в «Плане развития морских кадет Австралии до 2023 года», не связывает деятельность молодежной морской ассоциации с профориентацией, а акцентирует внимание на социализации, воспитании гражданственности и чувства причастности к сообществу у обучающихся [15]. А на официальном сайте Гонконгского морского кадетского корпуса содержится прямое указание на то, что организация не является институтом предпрофессиональной подготовки и ставит перед собой задачи развития универсальных компетентностей обучающихся и их активной гражданской позиции [13].

Анализ содержания образовательной деятельности морских кадет Великобритании, Австралии, США, Канады, Гонконга, Южной Кореи, Германии, [9, 10, 11, 12, 13, 14, 16], морских скаутов США, Австралии, Германии и Сингапура [17, 18, 19, 20], а также национальных организаций — участниц Sail Training International Великобритании, США, Канады, Германии, Австралии и Новой Зеландии, Японии [21, 22, 23, 24, 25, 26, 27] — позволяет утверждать, что, несмотря на большое количество профильных отраслевых дисциплин, направленных на освоение компетенций для выполнения обязанностей матроса палубной команды или экипажа различных типов судов, образовательные программы преимущественно не являются предпрофессиональными и напрямую не направлены на решение утилитарных задач подготовки кадров для морской отрасли.

Возможность получения квалификации судоводителя маломерного судна при достижении определенного возраста предусмотрена, например, программой морских скаутов Германии и США [17, 19], а в программе обучения волонтеров для работы на судах ассоциации Sail Training Organisations в Великобритании профильная подготовка отмечена как конкурентное преимущество для тех, кто хотел бы в дальнейшем связать свою карьеру с морской сферой деятельности [22]. Во всех указанных случаях предпрофессиональная подготовка выступает как один из возможных вариантов развития карьерного обучения, но не рассматривается как обязательный.

Наиболее явно профориентация выражена в программе морских кадет и морских скаутов США. Организация морских скаутов США при поступлении предлагает обучающимся три карьерных трека — военно-морской, торговый флот и прогулочное и круизное судоходство, изначально ориентируя обучающихся на различную отраслевую специфику [17]. Такой подход созвучен и руководству Морского кадетского корпуса ВМС США, согласно данным которого курсанты, продолжившие обучение в профильных образовательных организациях, «лучше адаптируются к условиям военной службы» и «показывают низкий процент выбытия», сокращая издержки ВМС более чем на 14000 долларов на каждого за весь цикл подготовки [11].

Однако кейсы США являются репрезентативным исключением из предложенной выборки стран. В декларируемых ценностях и миссиях международной системы подготовки морских кадет, морских скаутов и STI заявлено развитие «жизненных навыков» (life skills), обеспечение социализации и благополучия обучающихся, а также формирование универсальных компетентностей, среди которых особое место отводится лидерству.

Исследования, проведенные в Великобритании и Австралии, показали, что участники морских молодежных программ приобретают уверенность в себе и обязательность, навыки кооперации, демонстрируют большую вовлеченность в учебу в школе и в жизнь местного сообщества, а также снижение проблемного поведения [28, 29].

Согласно исследованию, проведенному в 2014 году на новозеландской шхуне «R. Tucker Thompson», 70% кадет — участников учебного плавания отметили, что после прохождения морской практики ощущают себя более уверенно в роли руководителя команды (по сравнению с 44% до этого), 80% приобрели уверенность в своих навыках кооперации для достижения общей цели (по сравнению с 52% до этого) [30].

Таким образом, проанализированные в статье зарубежные практики отраслевого внешкольного образования детей в сфере морской деятельности можно представить в виде модели, в которой универсальные компетентности формируются средствами профильного обучения, а профессиональные навыки оцениваются скорее, как значимые эффекты.

Особенности российской модели дополнительного образования детей в сфере морской деятельности определяются профориентационным контекстом, внешний контур которого определяют федеральные и региональные органы управления образованием и морская отрасль, а внутренний — руководители детских морских объединений.

Профессиональная ориентация обучающихся в качестве одного из важных направлений образовательной деятельности отмечена в уставах большинства детских морских центров, а также в общеразвивающих программах, что подтверждается анализом материалов Всероссийского конкурса на лучшую организацию работы по дополнительному образованию детей в морской, речной и судомодельной сферах «Море — детям!», который проводился под эгидой Росморречфлота среди педагогов дополнительного образования в 2018 году. В материалах, представленных по каждой из девяти номинаций (от судомоделирования до организации плавательной практики на судах), профориентация была заявлена в качестве одной из задач реализации образовательной программы [8].

В рамках настоящей статьи мы не ставим задачу определения расхождений между методической и реальной практикой, а также приоритета профориентации среди других задач детских морских объединений. Отметим лишь значимость профориентационного контекста для понимания организационно-управленческих условий функционирования дополнительного образования детей в сфере морской деятельности в России.

С 2017 года, когда был создан межведомственный Морской федеральный ресурсный центр дополнительного образования детей и заключен ряд договоров о сотрудничестве в сфере популяризации морской сферы деятельности, профессиональной ориентации и патриотического воспитания молодежи на морских традициях, предпринимаются попытки консолидации стейкхолдеров в интересах воспроизводства кадров для морской индустрии.

Переговорной площадкой для поиска инструментов межведомственного взаимодействия на основе профориентационных интересов Росморречфлота, Военно-морского флота России и Росрыболовства, судостроительной индустрии в лице АО «Объединенная судостроительная корпорация», а также государственных корпораций и крупных отраслевых предприятий (ФГУП «Росморпорт», ПАО «Совкомфлот», ФГУП «Атомфлот» и др.) стала ежегодная всероссийская конференция «Море — детям!». Профориентационные эффекты общеразвивающих программ и организация морской практики для юных моряков — традиционно самые обсуждаемые темы конференций [31].

Содействие в организации морской практики юных моряков на больших парусниках (преимущественно подведомственных Росрыболовству) — одно из основных направлений деятельности крупнейшей в России некоммерческой организации «Молодежная морская лига». Организация, насчитывающая 18000 членов — подростков из 48 регионов России [32], поддерживая установку на профессионализацию деятельности детских морских объединений, фактически возвращает нас к советской традиции и к традиции середины XIX века, когда поступлению в морское учебное заведение предшествовала плавательная практика на судах, о чем мы писали ранее.

В несколько ином аспекте профессионализация раскрывается в сегменте отраслевого STEM-образования, который курирует подгруппа Маринет Национальной технологической инициативы. В образовательных программах для детей Маринет культивирует развитие профильных инженерных навыков в связке с универсальными компетентностями. Программы и мероприятия реализуются при финансовом и кадровом участии отраслевых партнеров, госсектора и научном сопровождении ведущих отраслевых вузов в формате профильных смен в детских образовательных центрах (например, в образовательном центре «Сириус»), в формате отдельных проектов, реализуемых некоммерческими организациями (например, Всероссийские инженерные соревнования «Солнечная регата»), а также в секторе государственного дополнительного образования детей (например, проект «Россия — страна мореходов XXI века» в ГОАУДО «Морской центр капитана Варухина Н.Г.»).

Данные образовательные проекты акцентируют внимание, в первую очередь, на развитие инженерного мышления и профильных навыков будущих технолидеров. Так, в «Сириусе» реализуются сложные высокотехнологичные проекты для морской индустрии, предполагающие наличие у обучающихся предварительной подготовки и компетенций [подробнее об этом: 33], в рамках «Солнечной регаты» учащиеся проходят цикл проектирования и изготовления малого судна, работающего на солнечной энергии, проект «Россия — страна мореходов XXI века» предполагает использование для обучения юных моряков профессионального тренажерного оборудования, которое применяется для подготовки и переподготовки судоводителей в морских колледжах и вузах [34].

Влиянию профессионализации подвержены и морские программы в федеральных детских центрах «Артек», «Орленок» и «Океан». Причем не только программы отраслевых партнеров, обеспечивающих ресурсное и кадровое сопровождение содержательной части[3], но и программы традиционно функционирующие в структуре детских центров: программы морских отрядов/дружин, морских лагерей. Так, в программу дружины «Океанская эскадра» ВДЦ «Океан» интегрирован алгоритм педагогического сопровождения профессионального самоопределения участника смены и отслеживания его профессиональной траектории вплоть до профильного вуза [см. об этом: 35].

Развитие универсальных компетентностей в условиях детского лагеря по-прежнему остается приоритетной задачей, однако усиление профориентационного компонента и профессионализации деятельности подростков (преимущественно в партнерских профильных программах) нельзя отрицать.

Таким образом, в России и за рубежом (за исключением США) мы наблюдаем принципиально разные модели реализации общемирового тренда на развитие человеческого капитала средствами неформального (дополнительного) образования детей в сфере морской деятельности. В зарубежных кейсах профильная деятельность рассматривается как вспомогательная, акцент ставится на благополучии и самоопределении индивида в широком смысле, в России же отмечается установка на квази-профессионализацию деятельности подростков и раннее профессиональное самоопределение.

Решение вопроса об эффективности модели профессионализации лежит в русле прикладных исследований, направленных на изучение образовательных и профессиональных траекторий выпускников детских морских объединений России. Разработка методики выявления организационно-управленческих особенностей детских морских объединений, влияющих на образовательные и профессиональные траектории обучающихся, могла бы стать важной вехой в оценке эффективности модели отраслевого дополнительного образования в России на современном этапе.

Литература

  1. Qualifications Systems: Bridges to Lifelong Learning // Education and Training Policy. — OECD, 2007. P. 9-16. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: свободный / Официальный интернет — сайт OECD. — https://www.oecd.org/education/skills — beyond — school/38465471.pdf (дата обращения: 18.12.2021).
  2. Карьерное консультирование в современном мире: теории и практики в России и за рубежом. М., 2021. 102 с. (Современная аналитика образования. № 2(51)).
  3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года / Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России). М., 2013. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: свободный / Официальный сайт Правительства РФ. — http://static.government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения: 18.12.2021).
  4. Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 06 февраля 2021 г. № 255-р.
  5. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / под ред. С.Г. Косарецкого, И.Д. Фрумина. М., 2019. 277 с.
  6. Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи. М., 2019. 20 с.
  7. Зуб И.В., Курысь В.А., Акименко А.В. Содержание и направленность физической подготовки и спорта в морском образовании в Российской Империи // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур: Научный рецензируемый журнал. № 2. 2019. С. 104-110.
  8. Официальный сайт Морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» «ЮНГИ РОССИИ». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: свободный. — https://yungi.gumrf.ru (дата обращения: 18.12.2021).
  9. Sea cadets UK. — [Electronic resource]. — Access mode: open / Official web-site Sea cadets of United Kingdom. — https://www.sea-cadets.org/ (01.07.2021).
  10. Australian Navy Cadets (ANC). — [Electronic resource]. — Access mode: open / Official web-site The Australian Navy Cadets. — https://www.navycadets.gov.au/ (01.07.2021).
  11. S. Naval sea cadet corps (USNSCC). — [Electronic resource]. — Access mode: open / Official web-site The United States Naval sea cadet corps. — https://www.seacadets.org/ (01.07.2021).
  12. Royal Canadian sea cadets. — [Electronic resource]. — Access mode: open / Official web-site The Navy League of Canada. — https://navyleague.ca/ (28.06.2021).
  13. Hong Kong Sea Cadet Corps. — [Electronic resource]. — Access mode: open / Official web-site The Hong Kong Sea Cadet Corps. — https://www.seacadet.org.hk/en/ (01.07.2021).
  14. Sea explorers of Korea. — [Electronic resource]. — Access mode: open / Youtube channel «Soon sun Kwon», Video: «Sea Explorers of Korea 2007 activity pictorial». — https://www.youtube.com/watch?v=wgAiZOPP888 (02.07.2021).
  15. Noonan M. A message from the Chief of Navy // Australian Navy Cadets: A passage plan to 2023. 16 December, 2020. — [Electronic resource]. — Access mode: open / Official web-site The Australian Navy Cadets. — https://www.navycadets.gov.au/about/anc-passage-plan-2023/ (01.07.2021).
  16. Deutsche Marinejugend. — [Electronic resource]. — Access mode: open / Official web-site Deutscher marinebund. — https://deutscher-marinebund.de/deutscher-marinebund/marine-jugend-im-dmb/ (02.07.2021).
  17. Sea scouts BSA. — [Electronic resource]. — Access mode: open / Official web-site Boy scouts of America sea scouts. — https://seascout.org/ (02.07.2021).
  18. First sailors bay sea scouts. — [Electronic resource]. — Access mode: open / Official web-site First sailors bay sea scouts in Sydney, Australia. — http://www.firstsailorsbay.com.au/ (02.07.2021).
  19. Germany sea scouts. — [Electronic resource]. — Access mode: open // Country presentations: Germany / Official web-site Sea scouting in Europe. — https://seascouts.eu/tag/germany/ (02.07.2021).
  20. Singapore sea scouts. — [Electronic resource]. — Access mode: open / Official web-site Home of our Sea Scouting Community Singapore sea scouts. — https://singaporeseascouts.wixsite.com/home (02.07.2021).
  21. Sail training International (STI). — [Electronic resource]. — Access mode: open / Official web-site Sail training International: The International voice of sail training & organisers of the Tall ships races. — https://sailtraininginternational.org/sailtraining/ (02.07.2021).
  22. Association of Sail Training Organisations [Electronic resource]. — Access mode: open / Official web-site UK Sail Training. — https://uksailtraining.org/ (02.07.2021).
  23. Tall ships America. — [Electronic resource]. — Access mode: open / Official web-site Tall ships America. — https://www.tallshipsamerica.org/ (02.07.2021).
  24. Sail Training Association Germany. — [Electronic resource]. — Access mode: open / Official web-site S.T.A.G. — Sail Training Association Germany. — https://www.sta-g.de/ (02.07.2021).
  25. Tall Ships Canada. — [Electronic resource]. — Access mode: open / Official web-site Tall ships Can. — https://tallshipscan.org/ (02.07.2021).
  26. Tall Ships Australia and New Zealand. — [Electronic resource]. — Access mode: open / Official web-site Tall Ships Australia and New Zealand. — https://tallships.org.au/ (02.07.2021).
  27. ISPA Japan. — [Electronic resource]. — Access mode: open / Official web-site International sail and power Association Japan (ISPA Japan). — https://www.ispa.jp/en (02.07.2021).
  28. Denselow S., Noble J. How sea cadets helps young people today: A summary of the evidence. — May, 2018. — [Electronic resource]. — Access mode: open / Official web-site Sea cadets of United Kingdom. — https://www.sea-cadets.org/userfiles/files/SC%20Impact%20Report%20online.pdf (02.07.2021).
  29. Henstock M., Barker K., Knijnik J. 2, 6, heave! Sail training’s influence on the development of self-concept and social networks and their impact on engagement with learning and education. A pilot study / University of Western Sydney // Australian Journal of Outdoor Education. — 17(1). — 2013. — P. 32-46.
  30. Hindle J. Survey into the effectiveness of R. Tucker Thompson Sail Training Programmes. February 2014 [Electronic resource]. — Access mode: open / Official web-site Sail training International: The International voice of sail training & organisers of the Tall ships races. — https://sailtraininginternational.org/research/survey-effectiveness-r-tucker-thompson-sail-training-programmes/ (02.07.2021).
  31. Завершилась IV всероссийская конференция «Море — детям!». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: свободный / Официальный сайт Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова / Новости. — https://gumrf.ru/news2021/49/news_240521_2.html (дата обращения: 18.12.2021).
  32. Молодежная морская лига. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: свободный / Официальный сайт Молодежной морской лиги. — https://www.mmliga.ru/ (дата обращения: 02.07.2021).
  33. Козик С.В., Зенкин М.А. Проектное обучение как метод профессионального самоопределения обучающихся (на примере деятельности образовательного центра «Сириус») // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологий и дизайна. № 2. 2018. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. С. 112-115.
  34. Россия — страна мореходов XXI века: краткий обзор проекта. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: свободный / Официальный сайт проекта «Россия — страна мореходов XXI века. — http://morehody21.ru/portfolio/kratkij-obzor-proekta/ (дата обращения: 18.12.2021).
  35. Специфика образовательной и профориентационной деятельности профильных морских отрядов в детских образовательных центрах (опыт МДЦ «Артек» и ВДЦ «Океан») // Технологии организации профильных морских смен в детских образовательных центрах и лагерях: коллективная монография / под общей редакцией М.А. Зенкина, А.А. Березкина. СПб., 2021. С. 99-108.

[1] Концепция развития дополнительного образования детей, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы и др.

[2] Включение Российской Федерации в международное движение World Skills Russia, запуск проекта профессиональных проб для школьников «Билет в будущее», проведение Всероссийского форума профессиональной ориентации «Проектория», развитие сети детских технопарков «Кванториум» и др.

[3] Некоторые примеры морских профильных смен: «Океанавтика» реализуется в ВДЦ «Орленок» Центром подводных исследований Русского географического общества, «Море — романтика — профессия» реализуется в МДЦ «Артек» ФГУП «Росморпорт», «Только смелым покоряются моря» реализуется в МДЦ «Артек» Черноморским высшим военно-морским училищем имени П.С. Нахимова и др.

Добавить комментарий

Войти с помощью: