О методических аспектах разработки разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ

Разработка разноуровневых программ является приоритетным, но в то же время, недостаточно проработанным и вызывающим много вопросов направлением обновления содержания дополнительного образования детей. В статье подробно рассматриваются «признаки» разноуровневости, вопросы формирования некоторых разделов разноуровневой программы (в том числе учебного плана) и особенности их реализации.

Статья может быть использована в практике работы методистов и педагогов дополнительного образования детей образовательных организаций, так как поможет грамотно и правильно разрабатывать разноуровневые программы, а также корректировать и обновлять содержание и методики дополнительного образования.

Л.Н. Буйлова,
главный редактор журнала «Про_ДОД»,
старший методист
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
кандидат педагогических наук,
доцент,
почетный работник общего образования
Российской Федерации
Москва

Среди основных приоритетов развития дополнительного образования детей — обеспечение его доступности и качества для различных категорий детей в соответствии с их индивидуальными и образовательными потребностями, предоставление им возможности для самореализации, развития талантов и профессионального самоопределения[1].

В реальной практике дополнительного образования сформировать однородную группу практически невозможно, поэтому часто возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава обучающихся по разным характеристикам (учебным, физическим, психическим и пр.). Дети неповторимы в своей индивидуальности: по-разному воспринимают информацию, по-разному анализируют, переключаются на новый вид деятельности, у них разные интересы, внимание, память, работоспособность. Но их надо включить в деятельность, обозначив зоны актуального и ближайшего развития.

Традиционные образовательные системы, ориентированные на обучение всех детей по единым методикам, не могут обеспечить их всестороннего развития. Разные дети требуют разного подхода в обучении (индивидуализации и дифференциации)[2]. И именно современное дополнительное образование способно реализовать идеи разноуровневого обучения, так как в силу присущих ему особенностей может:

  • максимально приспосабливаться к запросам и потребностям обучающихся;
  • реализовать обучение в соответствии с их особенностями, возможностями и способностями;
  • обеспечить их психологический комфорт и личностную значимость;
  • дать шанс каждому раскрыть свою индивидуальность;
  • предоставить детям возможности творческого развития по силам, интересам, в индивидуальном темпе;
  • побуждает к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке, самоанализу и профессиональному самоопределению.

Сказанное позволяет всем детям получать самые различные ориентации в системе социальных, духовных ценностей и отношений с действительностью[3].

Нормативные основания разработки и реализации разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ

Ни Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”[4], ни “Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”[5] не устанавливают, не регулируют и не регламентируют разработку и реализацию разноуровневых образовательных программ.

Разноуровневость (ступенчатость) — один из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ, который:

  • заявлен Концепцией развития дополнительного образования детей (от 4.09.2014 г. № 1726-р)[6];
  • охарактеризован в Методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) (Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242)[7], где дана характеристика стартового, базового и углубленного уровней содержания;
  • оформлен в “Типовой модели реализации разноуровневых программ дополнительного образования детей«[8] (2018 г.) как универсальное свойство дополнительного образования, позволяющее увеличить охват и доступность программ;
  • закреплен в «Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (Приказ Минпросвещения РФ от 03.09.2019 № 467), где дано прямое указание на создание, апробацию и внедрение разноуровневых программ (п. 3.6) в целях:
  • обеспечения равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам всех направленностей для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями (1.3);
  • получения обучающимися базовых навыков, социальных и коммуникативных компетенций, позволяющих им определить направление для дальнейшего углубленного освоения дополнительных общеобразовательных программ (2.5).[9]

Реализация разноуровневой программы предусматривает выполнение следующих условий (Рис.1):

  • проведение стартовой диагностики интересов, возможностей, способностей, склонностей каждого обучающегося;
  • деление групп/подгрупп осуществляется с опорой на диагностику стартовых возможностей каждого из участников;
  • создание познавательной мотивации и стимулирование познавательной деятельности путем включения в значимую и интересную для обучающегося практику;
  • «договорные начала» работы:
  • право каждого обучающегося на овладение учебным материалом на уровне, соответствующем индивидуальным особенностям;
  • добровольный выбор каждым обучающимся уровня освоения учебного материала (не ниже ознакомительного уровня);
  • соблюдение правил общения и взаимопомощи;
  • полное усвоение учебного материала ознакомительного уровня;
  • построение коллективных или/и индивидуальных образовательных траекторий от знакомства с предметом к творческой и проектно-исследовательской деятельности;
  • главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки;
  • парные, групповые и коллективные (работа в парах сменного состава) формы организации учебного процесса;
  • текущий контроль за усвоением учебного материала;
  • вводный и промежуточный контроль по каждому разделу учебного материала (для обучающихся, не справившихся с ключевыми заданиями, организуется коррекционная работа до полного усвоения);
  • в случае затруднений каждый получает помощь, которой нужно обязательно воспользоваться, чтобы не нарушать ритм совместной учебной работы;
  • обучение обучающихся по индивидуальным планам для того, чтобы каждый мог реализовать свое право на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и на доступном уровне сложности.

Диагностика стартовых возможностей обучающихся — основа организации разноуровневого обучения

Сущность разноуровневого обучения состоит в поиске приёмов и способов обучения, которые индивидуальными путями вели бы всех обучающихся к одинаковому овладению программой. А эта задача не всегда разрешима. Необходимо отметить отсутствие адекватных механизмов, которые позволяли бы педагогу объективно формировать группы обучающихся в зависимости от особенностей их развития и психики. Поэтому оценка индивидуальных возможностей обучающихся целиком зависит от субъективного мнения педагога, что часто ведёт к методическим ошибкам и снижает эффективность разноуровневой работы.

В основе организации работы по разноуровневой программе лежит диагностика комплекса стартовых возможностей каждого участника программы/группы. Используя разные способы организации деятельности обучающихся и единые задания, педагог дифференцирует их по:

а) степени самостоятельности;

б) характеру помощи в освоении учебного материала;

в) скорости выполнения заданий;

г) форме учебных действий и др.

В рамках разноуровневой программы авторы «Типовой модели[10]» предлагают предусматривать диагностику шести типов индивидуальных особенностей ученика (принцип «Шесть типов диагностики»), которые отражают шесть характеристик по уровню:

1) психофизического развития;

2) мотивированности;

3) интеллектуального развития;

4) информированности и эрудиции в отношении общих знаний и содержания разрабатываемой программы, в частности;

5) освоения тех или иных компетенций (определяется в зависимости от содержания и тематической направленности разрабатываемой программы);

6) сформированности той или иной грамотности (информационной, функциональной, языковой и т.д., которая определяется в зависимости от содержания и тематической направленности разрабатываемой программы).

Перечисленные диагностики обязательно должны иметь прямую связь с содержанием программы, то есть корреляции с теми или иными уровнями содержания учебного материала.

Особое значение имеет самооценка детей, когда они заявляют о своих притязаниях на освоение того или иного уровня сложности, пытаются описать свой индивидуальный маршрут, формулируют образовательные цели, определяют механизм их достижения.


Диагностическую оценку индивидуальных особенностей обучающегося педагоги осуществляют, используя следующие методы и формы оценивания: тестирование и анкетирование; индивидуальная беседа; глубинное интервью; наблюдение; собеседование; выполнение контрольных нормативов; комплексы психологической диагностики; логические и проблемные задания; деловые, имитационно-моделирующие, ролевые, организационно-деятельностные игры; портфолио ученика; эссе; кейс-метод; творческие задания и т.д.


Принцип разноуровневости отражает «универсальность» программ (пригодность для разных целей) и позволяет[11]:

  • увеличить охват и доступность данных программ для обучающихся;
  • учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми;
  • организовать параллельные процессы освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы;
  • спланировать маршрут продвижения детей по уровням сложности учебного материала — от «знакомства» с содержанием предмета к творческой деятельности, в том числе — проектной и исследовательской;
  • реализовать право каждого ребенка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объеме и на доступном уровне сложности;
  • предоставить всем детям возможность занятий и освоения содержания программы независимо от способностей и уровня общего развития;
  • стимулировать развитие познавательной активности, помочь детям успешнее преодолевать трудности и овладевать знаниями, открыть перед ними широкие возможности самореализации, самопознания и саморазвития.

Разноуровневая программа — это программа, которая, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого участника программы:

  • учитывает индивидуальные особенности обучающихся и предполагает разный уровень подачи учебного материала (функция педагога) и его усвоения (функция обучающегося);
  • предлагает на выбор обучающегося несколько «линеек» учебного материала (по установленным уровням), где различается глубина и сложность одного и того же учебного материала, что дает возможность каждому обучающемуся включиться в программу и овладевать этим учебным материалом на «доступном» уровне в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей обучающегося;
  • реализует параллельные процессы освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности учебного материала;

предоставляет возможность всем желающим осваивать программу, за критерии оценки деятельности обучающегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, его практическому и творческому применению.


Признаки «разноуровневости» дополнительной общеразвивающей программы

Содержание разноуровневой дополнительной общеразвивающей программы

Разноуровневой может быть, как вся программа, так и отдельный ее этап или модуль, который педагог решит организовать по разным уровням.


Цель «разделения» содержания программы на уровни состоит в том, чтобы привести требования к объему и сложности учебной информации в соответствие с возможностями обучающихся, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту ребёнка, переходу его из одной группы в другую, с одного уровня сложности на другой.


При единой познавательной цели разноуровневых программ, их содержание формируется по нескольким уровням сложности/ трудности; к достижению единой цели обучающиеся идут разными путями и на посильном для себя уровне, выполняя необходимый набор заданий, приходят к планируемым результатам. Содержание и материал программы дополнительного образования детей дифференцируются в соответствии с уровнями сложности (Рис.2): ознакомительный (стартовый, вводный, минимальный), базовый (программный, основной), углубленный (продвинутый, усложненный). Обычно содержание программы дифференцируют по трем уровням сложности, считается, что этого достаточно, чтобы учесть и предпочтения, и возможности обучающихся в группе.

Предполагается последовательное освоение уровней программы: овладение ознакомительным (стартовым) уровнем считается достаточным для продолжения обучения на следующем уровне. Но у всех детей разный темп обучения, разные способности и возможности, поэтому предусматривается параллельное освоение содержания программы на разных уровнях разными детьми одновременно.

Каждый из трех уровней предполагает универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей (Табл.1).

Таблица 1. Уровни содержания дополнительных общеразвивающих программ

В свою очередь, материал программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом. Более подробная дифференциация материала по многообразию уровней (ступеней) сложности осуществляется, исходя из содержательно-тематической специфики программы.

Смысл разноуровневой дополнительной общеразвивающей программы заключается в том, чтобы:

  • адаптировать содержание образования и образовательный процесс к личностным, психофизическим и познавательным возможностям каждого обучающегося;
  • предъявить соответствующие уровню его развития требования, методы и формы обучения, задания и систему их оценки;
  • создать ситуацию успеха, дать шанс любому обучающемуся освоить учебный материал, максимально использовать собственные способности и возможности.
Методическая схема разноуровневого учебного занятия
  1. Подведение к проблеме (от известного к неизвестному):
    • обращение к опыту детей, наблюдения, небольшие исследования;
    • выявление и озвучивание проблемы (особенности конструкции, технологических приемов и операций).
  2. Формулирование выявленной проблемы.
  3. Поиск путей решения проблемы:
    • поисковые практические упражнения (поиск конструктивных особенностей, определение способа выполнения технологической операции, и др.);
    • рассуждения и обсуждение найденных решений с опорой на реальные предметы, выбор оптимального решения;
    • определение необходимых (лучших в данной ситуации) материалов, инструментов.
  4. Планирование предстоящей практической работы (в кратких предложениях озвучивание этапов практической работы).
  5. Практическая работа (подготовка рабочих мест; выполнение работы; уборка рабочих мест).
  6. Обобщение (что нового узнали, чему научились (формулирование открытого знания).
  7. Оценка (самооценка и взаимооценка) выполненной работы, обсуждение:
    • качество выполнения работы и степень самостоятельности (с помощью учителя, под наблюдением учителя, в группе, самостоятельно);
    • творческие находки (при обсуждении).

Особенности разработки разноуровневых заданий

Реализация разноуровневого обучения выражается в заданиях различного уровня сложности, то есть в разработке к любому занятию заданий различной степени трудности, их предъявление обучающимся, введение разных критериев оценок.

Подготовка учебного материала к занятию предусматривает выделение в содержании и в результатах обучения нескольких уровней, выбор которых определяется составом группы и требованиями планируемых результатов программы.

На каждом уровне разная глубина и сложность учебного материала, именно это дает возможность каждому обучающемуся освоить программу в соответствии со своими способностями и индивидуальными особенностями[14], но не ниже ознакомительного (вводного, стартового) уровня.

Разноуровневые задания позволяют:

  • не затормозить развитие «сильных» обучающихся;
  • помочь «слабым» преодолеть трудности;
  • организовать параллельные процессы освоения учебного материала;
  • любому обучающемуся попробовать выполнить любое задание, находящееся «в зоне его ближайшего развития».

Обычно принята следующая градация заданий:

  • Ознакомительный уровень (стартовый, вводный) задания направлены на формирование знания фактического материала, понимания терминологии, узнавания объектов изучения. Обучающиеся должны иметь подсказку в виде плана (стереотипные задания).
  • Базовый уровень (основной) — задания на отработку базовых знаний направлены на формирование умений обобщать, анализировать учебный материал; возможно предложить некоторый алгоритм выполнения задания: обучающийся должен научиться оперировать полученными знаниями на основе простых мыслительных операций, применять их на практике в подобных и новых ситуациях (задания «проб» и «ошибок»: решение конкретных ситуаций).
  • Углубленный уровень (продвинутый) задания способствуют формированию умений интегрировать знания из разных областей и разных источников, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, получать знания самостоятельно, выводя их на основе собственных умозаключений на новый уровень; такие задания носят характер анализа, сравнения, обобщения, выявления и решения какой-либо проблемы; обучающиеся должны справляться с заданиями самостоятельно, без подсказок педагога (задания поиска оптимальных, нестандартных, творческих решений).
Методические советы по проектированию разноуровневой дополнительной общеразвивающей программы

Разноуровневая программа — это сложный документ, требующий высокой профессиональной квалификации педагога-разработчика. Для удобства разработки разноуровневой дополнительной общеразвивающей программы рекомендуется иметь вспомогательную схему-матрицу (вспомогательную схему), описывающую систему уровней сложности содержания программы[15], соответствующие им целевые ориентиры, планируемые результаты и достижения участников, механизмы их оценки, формы, методы и технологии образовательного процесса. В качестве такого «помощника» рекомендуем воспользоваться любой из представленных ниже схем.

Вариант 1.

Вариант 2.

Разрабатываются и структурируются разноуровневые дополнительные общеразвивающие программы в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ 273, ст.2, п.9) и Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ 196, п.5), как и все дополнительные общеразвивающие программы.

Организация содержания и материалов разноуровневых программ различаются в зависимости от того, какой подход или принцип положен в основу их построения: модульный, линейный или параллельный.

Модульный принцип построения разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ

Модуль — инструмент проектирования гибких образовательных программ, поэтому применение модульного принципа представления содержания разноуровневой дополнительной общеразвивающей программы обеспечит ее гибкость и мобильность, позволит педагогу не только обеспечить качество освоения обучающимися этой программы, но и построить индивидуальные образовательные маршруты обучающихся[16]. Такая программа включает в себя относительно самостоятельные целостные блоки (модули — части программы), которые выделяются по уровням сложности содержания, компонуются под единую цель деятельности и проектируются на едином методологическом основании, но при этом относятся к разным уровням сложности: ознакомительному, базовому, углубленному.

Модульность, как и разноуровневость, позволяет вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстроиться под способности, возможности, интересы обучающихся, предоставив им возможность выбора уровня (модуля) и предусмотрев возможность перехода с одного уровня на другой. Фактически каждой категории обучающихся соответствует свой маршрут изучения разноуровневой программы в зависимости от выбранных модулей.

На модульном принципе может быть построена как вся образовательная программа, так и какая-то ее часть (раздел). Каждый модуль должен быть нацелен на достижение конкретных результатов.

Примерная структура разноуровневой дополнительной общеразвивающей программы, построенной на модульном принципе представления содержания

Программа составляется как единый документ, включающий модульные программы по уровням сложности, поэтому есть «общие» части, объединяющие модули на заданных методологических основаниях и «работающие» на единую цель.

Учебный план разноуровневой дополнительной общеразвивающей программы, построенной на модульном принципе представления содержания

Сроки обучения указываются дата начала и дата окончания.

Последовательный (линейный) принцип построения разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ

Это самый простой и наиболее распространенный способ построения разноуровневой программы, который заключается в том, что педагог разбивает традиционную программу по годам обучения; содержание этих программ с каждым годом усложняется, поэтому каждый год обучения получает условное название в соответствии с уровнем. У каждой программы свой (один) уровень сложности и методическая система обучения: цели — задачи — результаты. По сути, это группа «одноуровневых» программ.

Например:

  • 1-й год обучения — «ознакомительный уровень»;
  • 2-й год обучения — «базовый уровень»;
  • 3-й год обучения — «углубленный уровень».

По факту, это три последовательно реализуемые программы, связанные между собой тематически, но не связанные ни методологически, ни технологически с разноуровневым обучением (Рис.4, 5).

Можно ли такие программы, следующие друг за другом, считать уровневыми? Можно, если рассматривать их как группу программ, выстроенных по уровням, предполагающих последовательное (линейное) освоение каждого уровня и имеющих единую цель, которая поэтапно усложняется.

Отдельные, самостоятельные и самоценные образовательные программы выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных «ступеней» учебного материала. Последующая программа выстраивается на основе уже освоенного материала на предыдущем «уровне» и в тесной связи с ним. Конечно, такие программы не экономят учебного времени и не позволяют в полной мере учитывать возрастные и психофизические особенности обучающихся. Каждый уровень (программа) является законченным этапом обучения и основанием для дальнейшего продвижения обучающегося.

Примерный вариант учебного плана разноуровневой дополнительной общеразвивающей программы, построенной на линейном принципе представления содержания

Разрабатываются такие программы по установленной нормативными документами структуре на каждый год/уровень обучения.

Схема разноуровневой дополнительной общеразвивающей программы, построенной на линейном принципе представления содержания

Параллельный принцип построения разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ

Параллельный подход представления содержания образования отражает суть «разноуровневого обучения». В этом случае разрабатывается одна программа, которая предполагает реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом на доступном уровне. Только такая разноуровневая программа в полной мере «подстраивается» под особенности всех обучающихся в группе: каждый получает возможность освоения учебного материала с учетом своего уровня развития, способностей и мотивов, работая и обучаясь одновременно (Рис.6).

Примерная структура разноуровневой дополнительной общеразвивающей программы, построенной на параллельном принципе представления содержания образования

Параллельный принцип построения разноуровневой программы задает специфическую структуру, которая отражает «параллельные» процессы работы с разными группами обучающихся. Разноуровневость предусматривает: постановку «разноуровневой» цели, «расслоение» задач и планируемых результатов обучения в зависимости по уровням освоения программы, разбивку содержания по уровням и, соответственно, усложненную сетку учебного плана, отбор соответствующих педагогических технологий, форм проведения занятий и разработку уровневых заданий для обучающихся.

Примерная структура разноуровневой дополнительной общеразвивающей программы, построенной на параллельном принципе представления содержания образования

1. Основные характеристики программы.

1.1. Пояснительная записка (характеристика программы).

1.2. Цель и задачи программы (по уровням).

1.3. Содержание программы: (по уровням).

  • Учебный план.
  • Содержание учебного плана.

1.4. Планируемые результаты (по уровням).

2. Организационно-педагогические условия.

2.1. Формы аттестации и оценочные материалы (по уровням).

2.2. Методические материалы.

2.3. Рабочая программа воспитания, КПВР.

2.4. Календарный учебный график.

2.5. Условия реализации программы.

2.6. Список литературы.


Достижение свойств разноуровневости дополнительной общеразвивающей программы обеспечивается профессионализмом педагогического коллектива, подготовленного к такой работе и способного использовать широкий спектр:

  • программно-методического и дидактического обеспечения, позволяющих последовательно реализовать деятельность педагога по реализации разноуровневой программы, используя методические разработки, наглядные пособия, раздаточные и демонстрационные материалы;
  • технологий дифференциации и индивидуализации обучения, которые позволяют выделить «разные уровни» обучающихся в группе, организовать работу в мини-группах или индивидуальную работу с каждым из участников программы;
  • различных форм организации работы: коллективную, групповую, мини-групповую, индивидуальную и др.;
  • организационно-управленческих инструментов и механизмов, позволяющих программе обеспечивать широкий охват детей: принимать участие в программе могут дети разных категорий, из разных территорий, в разных формах обучения (очной, заочной, очно-заочной, дистанционной, в ускоренном или замедленном темпе обучения).

Список литературы

  1. Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018-2025 гг.) от 26.12.2017 г. № 1642; Указ Президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» от 21.07.2020 г. № 474.
  2. Зверева Н.А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО // Педагогическое мастерство: материалы VIII Межд. научной конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). М., 2016. С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10700/ (дата обращения: 20.08.2021).
  3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
  4. Лифановская Л.И. Возможности практического применения технологии индивидуализации и дифференциации на уроках сольфеджио в ДШИ // Молодой ученый. 2016. № 17 (121). С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33529/ (дата обращения: 20.08.2021).
  5. Методические рекомендации по разработке модельных дополнительных общеобразовательных программ [Электронный ресурс]. Челябинск, 2018. 340 с. [Электронный ресурс] https://ipk74.ru/upload/iblock/c28/c28ec24f22102e1a822cc8672af13e79.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
  6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420331948
  7. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=374617(дата обращения: 25.11.2021).
  8. Терентьева И.А. Государственная политика России в сфере дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/60PDMN216.pdf (дата обращения: 24.11.2021).
  9. Типовая модель реализации разноуровневых программ дополнительного образования// Инструментарий работника системы дополнительного образования детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». М., 2017. С. 476-513. — http://dop.edu.ru/upload/file_api/fa/ba/faba2360-2e77-48a7-b352-3d26ddf521a7.pdf
  10. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»: (федеральный закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.) — https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=387186
  11. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1100&documentId=12646

[1] Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018-2025 гг.) от 26.12.2017 г. № 1642; Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 г. № 474.

[2] Лифановская Л.И. Возможности практического применения технологии индивидуализации и дифференциации на уроках сольфеджио в ДШИ. // Молодой ученый. 2016. № 17 (121). С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33529/ (дата обращения: 20.08.2021).

[3] Терентьева И.А. Государственная политика России в сфере дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/60PDMN216.pdf

[4] Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»: (федеральный закон: принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.) — https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=387186

[5] Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=374617

[6] Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf

[7] Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420331948

[8] Типовая модель реализации разноуровневых программ дополнительного образования// Инструментарий работника системы дополнительного образования детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». — М.: Фонд новых форм развития образования, Министерство образования и науки РФ, МГТУ им. Н. Э. Баумана 2017 — 608 с. — с.476 — 513. — http://dop.edu.ru/upload/file_api/fa/ba/faba2360-2e77-48a7-b352-3d26ddf521a7.pdf

[9] Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1100&documentId=12646

[10] Типовая модель реализации разноуровневых программ дополнительного образования// Инструментарий работника системы дополнительного образования детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». М., 2017. С. 476-513. — http://dop.edu.ru/upload/file_api/fa/ba/faba2360-2e77-48a7-b352-3d26ddf521a7.pdf

[11] Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420331948; Типовая модель реализации разноуровневых программ дополнительного образования. — http://dop.edu.ru/upload/file_api/fa/ba/faba2360-2e77-48a7-b352-3d26ddf521a7.pdf

[12] Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420331948

[13] Типовая модель реализации разноуровневых программ дополнительного образования// Инструментарий работника системы дополнительного образования детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». М., 2017 С. 476-513. — http://dop.edu.ru/upload/file_api/fa/ba/faba2360-2e77-48a7-b352-3d26ddf521a7.pdf

[14] Зверева Н.А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО // Педагогическое мастерство: Материалы VIII Межд. научной конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). М., 2016. С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10700/ (дата обращения: 20.08.2021).

[15] Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420331948; Типовая модель реализации разноуровневых программ дополнительного образования. — http://dop.edu.ru/upload/file_api/fa/ba/faba2360-2e77-48a7-b352-3d26ddf521a7.pdf

[16] Методические рекомендации по разработке модельных дополнительных общеобразовательных программ [Электронный ресурс] / А.В. Кисляков, Ю.В. Ребикова, А.В. Щербаков, Е.Л. Кинева, Е.В. Лямцева; под ред. М.И. Солодковой. Челябинск, 2018. 340 с. Данное издание расположено на официальном сайте ГБУ ДПО ЧИППКРО в разделе «Проект доступного дополнительного образования для детей» или по ссылке: https://ipk74.ru/upload/iblock/c28/c28ec24f22102e1a822cc8672af13e79.pdf

Добавить комментарий

Войти с помощью: