Ученик-родитель-школа. Успешное самоопределение и осознанный выбор будущей профессии
Взаимодействие и сотрудничество семьи и школы актуально и востребовано. Кто должен сделать выбор будущей специальности: ребенок или родитель? Участники родительского собрания выразили мнение, что в этот ответственный момент необходимо, чтобы ученики, родители и учителя были союзниками. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни выбрали.
Л.В. Зенцова, к.т.н.,
О.С. Штепина,
Н.В. Шевченко,
Лицей № 36 ОАО «РЖД»,
Иркутск
17–19 ноября 2021 года в 10-х классах Лицея № 36 ОАО «РЖД» состоялись интерактивные родительские собрания «Ученик-родитель-школа. Успешное самоопределение и осознанный выбор будущей профессии», куда родители были приглашены вместе с детьми.
Юность — возраст самоопределения и поиска ответов на вопросы: кем быть?«, «куда поступать?», «какую профессию выбрать?», «как стать успешным?».
Лицей № 36 ОАО «РЖД» в своей образовательной деятельности ориентирован на то, чтобы нацелить выпускника на поступление в вузы по профилю железнодорожной направленности. Уже достаточно давно сложился узнаваемый бренд Лицея. Наш выпускник — качественно подготовленный, социально адаптированный, конкурентоспособный, амбициозный, целеустремленный потенциальный студент и работник.
Родительское собрание началось с работы в смешанных группах (дети + родители): участники создавали три пары образов: идеального и реального ученика, идеального и реального родителя, идеальной и реальной школы. Организаторы мероприятия отметили общую увлеченность и заинтересованность, продуктивность и командную работу в группах.
Созданные портреты идеального ученика и родителя немного отличались от реального, а идеальная школа практически совпала с реальной — с Лицеем, это было отмечено во всех трех классах (хорошее техническое оснащение, отличные учителя, подготовка к жизни, школьная форма, чистота и уют).
В реальном ученике отметили следующие качества: требующий контроля, загруженный, непослушный, все делающий в последний момент, жизнерадостный, ленивый, интернет зависимый, многообещающий. И родитель: заботливый, любящий, ворчащий, уставший, контролирующий, критикующий, «не в тренде», гиперопекающий, заставляющий, принципиальный.
Затем заместитель директора по УВР Зенцова Л.В. познакомила участников собрания с анализом текстов мини-сочинения-рассуждения десятиклассников «Я и Лицей», которое обучающиеся писали накануне. Представляем выдержки из сочинений по основным микротемам:
Статус Лицея:
- Лицей — уникальное учебное заведение. В этом году ему исполнилось 115 лет.
- Лицей входит в ТОП-100 лучших российских школ.
- В Лицее — очень качественное образование и высоко заданная планка.
- Лицей — место, куда хочется возвращаться.
- Лицей — крутой!
Материально-техническая база:
- Здание Лицея — величественное и красивое, любой житель города Иркутска знает о нашем Лицее.
- В Лицее присутствует всё для получения качественных знаний: компьютеры, оборудованные кабинеты, спортзал. Также отличная столовая, буфет.
- В Лицее вкусно кормят и меню разнообразное.
- Лицей хорошо оснащен технически. В кабинетах информатики и математики есть интерактивные доски, лабораторные работы по биологии проводятся с микроскопами, по химии — с реактивами, что есть далеко не в каждой школе.
Жизнь в Лицее:
- Каждый год я иду на линейку с удовольствием, жду чего-то нового, интересного. Новенькие ученики легко вливаются в наш коллектив.
- Кроме обычных уроков я посещаю и кружки. Моими любимыми являются театральная студия, спортивные (волейбол, туризм) и робототехника.
- Лицей активно продвигает участие в олимпиадах среди школьников, что может благотворно влиять на поступление в высшие учебные заведения и расширение кругозора.
- Лицей привил мне тягу к математике и физике, я надеюсь, что в будущем свяжу свою профессию именно с этим направлением.
- Мой класс — моя семья. Наши учителя — замечательные люди, которые поддерживают нас в трудные моменты.
- Благодаря Лицею я заняла хорошее место в олимпиаде по математике и вообще узнала «олимпиадную математику», за что потом получила «звезду лицея».
Я и Лицей:
- Для меня Лицей — начало моего жизненного пути.
- Лицей стал для меня вторым домом. Он дает нам знания, новых друзей, шанс стать успешным и богатым.
- В Лицее прекрасные педагоги и учителя. Они отлично учат и дают знания. Благодаря их профессионализму появляется желание учиться на отлично.
- У нас с Лицеем сложные отношения, но несмотря ни на что, каждое утро я прихожу в Лицей и увлекательно, незабываемо, крайне познавательно провожу 6 часов своей молодости.
- Лицей сильно повлиял на мое взросление, мои взгляды и мое отношение к миру. Я очень рада, что попала в такую дружную «семью».
- Хотелось бы верить, что я тоже приношу какую-то пользу Лицею, помогаю ему стать чуть лучше.
Среди факторов, влияющих на успех ученика (по данным опроса учеников, родителей, учителей школ Иркутской области) Зенцова Л.В. выделила группу факторов, характеризующих самого ученика: социально-экономический и культурный статус семьи, дисциплинированность, учебную мотивацию. И группу факторов, характеризующих учебное заведение: тип населенного пункта, в котором расположена школа (Лицей находится в региональном центре), углубленное изучение предметов (в Лицее это есть), квалификацию педагогов (отмечаем высокий уровень), индекс олимпиадной активности, систему профориентации и дополнительное образование, вовлеченность родителей в учебный процесс, нехватку ресурсов.
В интеллектуальной деятельности лицеистов отмечается снижение количества участников Всероссийской олимпиады школьников. Также отмечается снижение уровня учебной мотивации на примере индекса активности участия в конференциях, конкурсах из Перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, утвержденных приказом Минпросвещения России на 2021/22 учебный год.
С октября 2021 года Иркутский государственный университет путей сообщения и Сибирский колледж транспорта и строительства предлагают лицеистам уникальную возможность обучения рабочим профессиям «Слесарь», «Техник-конструктор» (с последующей выдачей документа установленного образца), посещение занятий по теме «Неразрушающий контроль» и «Геодезия». Некоторые старшеклассники уже выбрали для себя этот путь в профессию. Родительское собрание дало возможность и детям, и родителям понять пользу этого выбора. Было много уточняющих вопросов, а после собрания количество желающих получить вместе с аттестатом свидетельство о профессии значительно возросло.
Далее состоялся открытый диалог о будущем выборе старшеклассников, о работе на железной дороге, условиях целевого обучения в Иркутском государственном университете путей сообщения по договорам с Восточно-Сибирской дирекцией инфраструктуры, мерах поддержки студентов железнодорожных вузов и молодых специалистов. Такой диалог умело выстроили Каляева А.И., начальник сектора реализации молодежной политики Восточно-Сибирской железной дороги, и Гриценко Ю.В., начальник службы управления персоналом Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры.
Разговор продолжила директор Лицея Штепина О.С., которая познакомила участников собрания с оценкой эффективности деятельности Лицея на основе результатов рейтинга образовательных учреждений ОАО «РЖД» и показателями рейтинга, в которых напрямую отражается профориентационная направленность деятельности Лицея.
Рейтинговые показатели:
- «Обеспечение качественного массового образования» (охват дополнительным образованием, результативность ОГЭ, ЕГЭ, количество аттестатов с отличием, количество участников образовательных смен «Сириуса», «Океана», «Артека», «Орленка», «Смены»);
- «Кадровый потенциал»;
- «Развитие способностей обучающихся» (олимпиадная, конкурсная результативность);
- «Создание условий здоровьесбережения и развитие массового любительского спорта»;
- «Профориентационная деятельность» (количество обучающихся, получивших свидетельство об освоении рабочей профессии по профилю железнодорожного транспорта, число выпускников, поступивших в учебные заведения железнодорожного транспорта);
- «Публикации»;
- «Научная деятельность»;
- «Социальная активность».
В конце мероприятия родители выразили благодарность организаторам за то, что стали лучше понимать своих детей.
Взаимодействие и сотрудничество семьи и школы актуально и востребовано. Кто должен сделать выбор будущей специальности: ребенок или родитель? Участники собрания выразили мнение, что в этот ответственный момент необходимо, чтобы ученики, родители и учителя были союзниками. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни выбрали.
Список литературы:
1. Варавченко, Е.В. Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору профессии / Е.В. Варавченко,
Е.А. Кавтя. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — No 3.1 (13.1). — С. 9-13. — URL:
https://moluch.ru/th/4/archive/61/2463/ (дата обращения: 09.03.2022).
2. Красная Е. М. Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения / Е. М. Красная. — Текст: непосредствен-
ный // Молодой ученый. — 2017. — No 7 (141). — С. 445-447. [Электронный ресурс] — URL: https://moluch.ru/
archive/141/39884/ (дата обращения: 01.03.2022).
3. Кулакова Анастасия Игоревна Особенности формирования осознанности профессионального выбора в пери-
од общего обучения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психоло-
гия. Социокинетика. 2015. No1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-osoznannosti-
professionalnogo-vybora-v-period-obschego-obucheniya (дата обращения: 09.03.2022).
4. Ученик-родитель-школа. Успешное самоопределение и осознанный выбор будущей профессии//Материалы
сайта «Лицей No 36 ОАО «РЖД». г.Иркутск. — [Электронный ресурс] — URL: http://licey-36.ru/news/uchenik-
roditel-shkola-uspeshnoe-samoopredelenie-i-osoznannyj-vybor-budushchej-professii (дата обращения: 01.03.2022)
5. Школа и родители: найти путь к диалогу// Newtonew.com:81/. — [Электронный ресурс] — URL: http://newtonew.
com:81/school/shkola-i-roditeli-nayti-put-k-dialogu (дата обращения: 01.03.2022)