Приоритетные направления гражданско-патриотического воспитания обучающихся на примере работы школьного музея

В статье рассматриваются ключевые аспекты гражданско-патриотического воспитания обучающихся и представлен опыт их реализации посредством организации работы школьного музея. Публикация может быть интересна методистам, педагогическим работникам общего и дополнительного образования детей.

О.М. Терёхина,
кандидат пед. наук,
методист ,
ГБОУ «Школа №1512»,
Москва.
E-mail: terek6@yandex

Одной из актуальных задач на современном этапе развития образования, является создание благоприятных условий для формирования полноценной личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности. В последнее время, всё активнее в систему и методику процесса образования включаются различные аспекты краеведческого характера, являющиеся неотъемлемыми элементами образовательных программ. Практическое использование краеведения связано с выявлением и собиранием различных материалов, отражающих отечественную историю. Накопление этих материалов, в первую очередь, подлинных традиционных памятников истории и культуры, вызывает необходимость их презентации, общественного предъявления. Наиболее распространенной и универсальной формой собирания, обеспечения сохранности и общественного использования различных памятников истории и культуры является музей. Таким образом, школьный музей обладает не только образовательным потенциалом, но и всеми свойствами, присущими социальному и просветительскому институту. В рамках осуществления в ГБОУ «Школа №1512» опыта патриотического воспитания обучающихся, а также реализации дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности, хочется поделиться опытом истории создания и работы музея Героя Советского Союза Алии Молдагуловой.  Молдагулова Алия Нурмухамбетовна (каз. Әлия Нұрмұхамбетқызы Молдағұлова, также известна как Лия Курумгамб Молдагу́лова (1925–1944 гг.) – советская девушка-снайпер, в годы Великой Отечественной войны служила в 54-й отдельной стрелковой бригаде 22-й армии, 2-го Прибалтийского фронта; снайпер, ефрейтор, Герой Советского Союза (1944 г., посмертно). Погибла в бою 14 января 1944 г. севернее г. Новосокольники. Потомки хранят память о подвиге Алии Молдагуловой в г. Актюбинске, г. Новосокольники. В родном ауле установлены памятники, создан областной Мемориальный музей в Актюбинске. В 2005 г., в канун 60-летия Великой Победы в московской школе №891 (сегодня это ГБОУ «Школа №1512») установлен бюст и мемориальная доска героини. Работа школьного музея Героя Советского Союза Алии Молдагуловой, который берет свое начало 2 сентября 1973 года, строится в соответствии с актуальными целями и задачи. Целью организации и работы нашего музея является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской деятельности обучающихся, развитие и поддержка творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительному отношению ценностям прошлых поколений. Руководители нашего музея, Степанова Наталья Николаевна и Дежурова Людмила Васильевна, работая с 2004 г. над его преобразованием, сохранением и оптимально эффективным использованием в целях формирования активной гражданской позиции обучающихся, ставят перед собой следующие задачи:

  • поддержка образовательных программ, направленных на формирование патриотизма;
  • укрепление связей между образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и молодежи, развития чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к культуре, воспитания толерантности;
  • актуализация статуса педагога дополнительного образования, работающего в школьном музее, распространение опыта и повышения его профессионального мастерства;
  • выявление и развитие творческих способностей юных исследователей, экспозиционеров, экскурсоводов.

Неоценимую помощь на всех этапах становления музея оказывало Посольство Республики Казахстан, внося свой вклад в виде национальных предметов быта, костюмов, литературных источников. За годы существования музея наши обучающиеся  дважды были в Казахстане, посетили малую родину Алии-аул Булак, а также Мемориальный музей Алии Молдагуловой в Актюбинске. Бывали наши ребята и в Астане, где отдыхали в летние каникулы. 

Сегодня музей посещают делегации Казахстана, сотрудники посольства в России, на площадках образовательной организации проходят патриотические акции, концерты встречи с ветеранами. Наш музей – это место, где обучающиеся соприкасаются с историей своей страны, с её героическим прошлым. На площадке музея дают клятву будущие кадеты, мы сотрудничаем с московским домом национальностей, поддерживаем связи с казахской общиной столицы. В этом году в нашей образовательной организации при поддержке местного Совета ветеранов состоялась акция «День кадета» в виде проведения военно-спортивной игры. Мероприятие началось с торжественного построения, на котором присутствовали администрация школы и почетные гости – совет ветеранов района Вешняки, депутаты Московской городской думы. Перед проведением игры состоялся митинг, посвящённый 77-й годовщине Великой Победы, к памятнику Алии Молдагуловой было возложено сто гвоздик. В ходе военно-спортивной игры на учебных площадках ребята разбирали и собирали автомат «АК-74», соревновались в скорости надевания боевой одежды пожарного, работали ручным аварийно-спасательным инструментом, демонстрировали успехи в тире, укладывали парашют, а также проверяли свои знания правил дорожного движения и оказания первой помощи пострадавшим. После удачного прохождения этапов мероприятия ветераны угощали гостей и участников гречневой кашей с мясом и чаем из военно-полевой кухни. Победителям были вручены кубки и медали за призовые места, а также сертификаты участников всем обучающимся.

Немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения играет современная система дополнительного образования, которая в силу своих специфических особенностей и возможностей, способна быстро и эффективно реагировать на современные вызовы социальных институтов в рамках решения социокультурных проблем детей и подростков.

Задача педагога в данном случае неразрывно связана с тем, чтобы сделать социокультурное пространство для обучающихся привлекательным, дающим возможность самостоятельно почувствовать свою значимость и сопричастность. Содействие такому развитию осуществляется в формах педагогического сотрудничества, социально- психологической поддержки, что предусматривает активное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Мы добиваемся успехов в данном направлении, реализуя дополнительную общеобразовательную программу «Юный экскурсовод». Программа реализуется в рамках дополнительного образования детей начальной школы, интересующихся историей края, школы, музееведения, и направлена на совершенствование организации и содержания обучения и воспитания средствами краеведения. В рамках реализации программы особое значение мы придаем преемственности поколений. Современный музей принимает в своих залах самых юных посетителей, воспитанников наших дошкольных групп, которые приходят на экскурсии, а, становясь первоклассниками, они начинают изучать музей более серьезно и постепенно становятся юными экскурсоводами. Наши обучающиеся принимают участие в творческих мероприятиях «Мастерская ремесел», «Праздник осени» и многих других, знакомясь с традициями, обычаями, костюмами казахского и русского народов. Ежегодно принимают участие в мероприятиях, посвященных дням памяти Алии Молдагуловой. Благодаря экскурсиям, праздничным мероприятиям, участию наших кадетских классов в ежегодном параде кадетского движения Москвы «Не прервётся связь поколений!», посвящённом 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, наши ребята становятся ближе к своей малой Родине, школе, которая объединяет два дружеских народа – Россию и Казахстан.  Конечно, это далеко не всё, чему уделяется внимание в нашей работе, но мы готовы делиться опытом и осваивать новые формы взаимодействия участников образовательного процесса.

Список литературы:

  1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Концепция дополнительного образования детей от замысла до реализации. Методическое пособие. И.: «Педагогическое общество России», 2016. -192с.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. No 678-р [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (дата обращения 02.04.2022).
  3. Синицкий С., Лия, в сб.: Белые ночи, [в. 1], Л., 1971. Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». – М.: Большая Российская энциклопедия.
  4. Таушканова, А. О. Роль музея в образовательном процессе школы / А. О. Таушканова, Е. А. Шанц. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2986/ (дата обращения: 21.07.2022)

Добавить комментарий

Войти с помощью: