Добровольчество — базовая национальная ценность и значимое звено в социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье изложен опыт привлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к участию в добровольческой деятельности; расширения возможностей социального развития, формирования социального опыта и гражданских инициатив. Статья может быть полезна педагогам, реализующим направления внеурочной деятельности, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, специалистам, осуществляющим педагогическую деятельность в инклюзивной образовательной среде.

И.В. Карелина,
методист,

М.В. Казакова,
учитель-дефектолог,
Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат № 52»,
Москва

Воспитание гражданственности — приоритетное направление государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года под гражданским воспитанием понимается создание условий для развития активной гражданской позиции и гражданской ответственности, а также формирование в детской среде принципов коллективизма и социальной солидарности. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ), с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы должны отражать, в том числе, гражданскую позицию молодого человека как активного и ответственного члена российского общества.

Наиболее доступной для формирования добровольческой группы является школьная среда. В стенах школы дети проводят наибольшее количество времени, и образовательная организация располагает всеми необходимыми педагогическими и материальными ресурсами для организации детей в добровольное сообщество.

Традиционно в плане воспитательной работы нашей школы имеют место ежегодные добровольческие акции (https://schig52.mskobr.ru/#/).  Общая цель данных акций в системе патриотического воспитания в школе – формирование социально-активной личности, гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

  1. Экологическое направление

Акции «Вторая жизнь». 

Мероприятия: «Бумажный бум», «Добрые крышечки», «Сохраним природу для других», «Синичкин день», «Мы за чистоту!», «Есть в травах и цветах целительная сила».

  1. Социальное направление

Акции «Дети — детям».

Мероприятия: «Я буду тьютором», «Ветераны живут рядом», «Для вас, ветераны», «Бессмертный полк», «Георгиевская лента», «Помоги библиотеке», «Книжкина неделя».

  1. Медицинское направление

Акции «Мы за ЗОЖ».

Мероприятия: «Веселые старты», «Нормативы ГТО», «Огоньки добра».

В 2020—2021 учебном году, в период пандемии, педагоги ГКОУ СКОШИ № 52, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями и инвалидностью, проводили ряд воспитательных мероприятий. Педагоги информировали обучающихся о профилактике и мерах предосторожности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, демонстрировали документальные кадры из «Красной зоны» городских больниц. Ребята эмоционально отреагировали на тяжелые условия работы врачей, вынужденную ситуацию изоляции. В их высказываниях чувствовалось сопереживание к врачам, медицинским работникам, понимание ситуации непрерывной работы в создавшихся условиях. Среди мотивирующих высказываний у обучающихся были: «На работе врачам трудно – им нужны игрушки», «Скоро Новый год – может в больницу нужны игрушки?». Накануне Нового года инициативу обучающихся поддержали педагоги. Было принято решение подготовить ёлочные украшения для поздравления медицинского персонала Городской клинической больницы им. С.И. Спасокукоцкого. 

В состав добровольческой группы первоначально вошли: 10 обучающихся в возрасте 10—12 лет, имеющих интеллектуальные нарушения, а в дальнейшем, к группе присоединились еще 7 детей с другими нарушениями развития (эмоционально-волевые, опорно-двигательные, сенсорные). Обучающиеся обратились к тьютору, педагогам дополнительного образования за помощью в изготовлении поделок, пригласили учеников из других классов и своих родителей. 

Для обучающихся из разных классов, кружков это был первый позитивный опыт сотрудничества, где инициаторами выступили сами ребята. Необходимо отметить, что в процессе подготовки дети смогли обратиться за помощью к педагогам, договориться между собой, предложить идеи для елочных украшений. Ученик 11 класса Иван Д. придумал и нарисовал эмблему первой детской акции. Благодарность врачей воодушевила ребят, и в дальнейшем при поддержке администрацией школы данного направления добровольческой деятельности обучающиеся продолжили свою работу. 

В настоящий время инициатива группы детей с акцией «Огоньки добра» преобразована в большой бессрочный проект «Добровольчество-территория ценностей». 

Актуальность проекта (практическая направленность): добровольческую (волонтерскую) деятельность в данном проекте предлагается понимать как одну из форм социально значимой занятости обучающихся, способствующей их самореализации, личностному росту, приобщению к национальным истокам, как возможность будущей занятости выпускников школы.

В активном словаре обучающихся закрепляются новые понятия-синонимы: волонтер и доброволец. Понятие доброволец исконно русского происхождения. Это человек, берущий на себя очень важное дело. Это человек, помогающий людям в решении трудностей, оказывающий адресную помощь, участвующий в социально значимых делах.

Социальное направление проекта обусловлено образовательной составляющей, целевая группа обучающихся – это дети с ОВЗ.

Практическое направление проекта предполагает возможность его практической реализации для обучающихся с ОВЗ как в процессе образовательной и воспитательной деятельности в части духовно-нравственной составляющей, так и процессе предпрофессиональной ориентации.

Для обучающихся с ОВЗ академический компонент образования в большей мере дополняется значимостью формирования жизненных компетенций. Особое внимание в образовательной деятельности уделяется индивидуальному личностному развитию. Важным является создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта (быть востребованным, нужным) и формирования принимаемой обществом системы духовных ценностей. 

Данный проект позволяет формировать следующие личностные качества:

– сознательную вовлеченность в различные виды социального взаимодействия (начального опыта самостоятельных общественных действий); 

– коммуникативную отзывчивость (обучение коммуникации с новыми партнерами, в новых ситуациях);

– опосредованную ответственность и исполнительность (в том числе обучение умению планировать время);

– удовлетворенность от обретения нового социального опыта (на основе личностно-ориентированного похода к обучающимся с ОВЗ);

– принятие соответствующих возрасту культурных, общепринятых ценностей (эмоционально-ценностное отношение к окружающему);

–  адекватность оценки собственных возможностей и востребованности (готовность к реализации дальнейшей профессиональной и социальной активности).

Цель проекта: развитие социально-ориентированного образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ, вовлечение детей и подростков в добровольческое движение с целью пропаганды духовных и патриотических ценностей, формирования культуры.

Задачи проекта:

Воспитательные:

– воспитание гражданских и патриотических чувств детей и подростков с ОВЗ;

– поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

– предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

– развитие социальной активности детей и подростков с ОВЗ, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;

– пропаганда здорового образа жизни;

– поддержка добровольчества со стороны педагогического коллектива и родительского сообщества школы;

– привлечение средств массовой информации к освещению деятельности волонтерского движения в школе [3].

Образовательные:

– раскрытие понятий базовых национальных ценностей:

  • патриотизм – любовь к Родине, своему народу, малой родине;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
  • семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;
  • личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самооценка и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
  • наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Коррекционно-развивающие:   

– развитие навыков общественной деятельности (специальное обучение способам усвоения общественного опыта совместно со взрослыми);

– создание благоприятных условий для самореализации и развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ;

– индивидуализация и дифференцированный подход при распределении активностей в ходе реализации проекта (обучение социальному взаимодействию со средой с учетом индивидуальных особенностей). 

Данный проект базируется на принципе максимального эмоционального «вовлечения» школьников в культурное, историческое пространство национальных традиций. Обучающиеся с ОВЗ испытывают значительные затруднения в самостоятельном осознании социальных ролей, нравственных позиций, гражданских и патриотических чувств. Специальное организованное включение в какую-либо общественную деятельность предполагает знание педагогами особенностей развития обучающихся и владение методами и приемами организации любой деятельности. Не менее важно взывать эмоционально-личностную заинтересованность обучающихся и активность в реализации проекта. 

Как научить детей с ОВЗ, в какой форме лучше донести до них новые знания об окружающем социуме? Наиболее оптимальным способом решения данной проблемы считаем использование метода проектов (в том числе, добровольческих).                                                                                          

Педагогу важно знать, что:

– представления об окружающем социуме у обучающихся с ОВЗ ограничены бытовыми представлениями;

– объем и содержание понятий, новых знаний адаптируются для обучающихся с ОВЗ;

– материал конкретизируется, инструкции выполнения дробятся на этапы;

– выполняемые задания (задачи) базируются на знакомом и постепенно усложняются;

– обучающиеся с ОВЗ быстро истощаются и пресыщаются однообразными видами деятельности;

– речевое сопровождение педагогом выполняемых заданий (задач) обучающимися – это четкие, простые инструкции с хорошей артикуляцией;

– для усвоения нравственных, коммуникативных норм необходим алгоритм их соблюдения (образец данный педагогом).

Основной принцип организации участия в проекте обучающихся с ОВЗ – это создание ситуации успешности и самореализации, то есть вариативности включения в активности на доступном уровне.

Обучающимся с ОВЗ свойственна подражательность эталонам окружающих педагогов, доступны чувства сопереживания, эмоциональная отзывчивость, творческая инициатива. Это и есть истоки патриотизма, который рождается в познании новых граней социальной жизни и формируется в процессе специально организованной духовно-нравственной проектной деятельности. 

        Уровень подготовки педагогов

Все педагоги ГКОУ СКОШИ № 52, планирующие и организующие проектную добровольческую деятельность с обучающимися с ОВЗ и/иди инвалидностью обладают следующими профессиональными качествами.

  1. Мотивационно-ценностные:

– признание ценности личности обучающегося независимо от сложности нарушений развития;

– осознание личной ответственности как носителя культурных эталонов для ребенка с ОВЗ;

– готовность к принятию результатов включенности и активности обучающихся в соответствии с их возможностями.

2. Операционно-деятельностные качества:

– знание психолого-педагогических закономерностей и особенностей личностного и возрастного развития обучающихся с ОВЗ;

– правильный отбор и применение методов, приемов работы с различными группами обучающихся с ОВЗ;

– адекватное применение метода проектной деятельности;

– использование различных форм совместной деятельности обучающихся и их родителей (законных представителей) в ходе реализации проекта;

– проектирование коррекционно-развивающей творческой среды (подготовка пространства, адаптация заданий (задач) и т.п.).

3. Рефлексивно-оценочные качества:

– владение специальной терминологией;

– знание и использование принципов инклюзивного включения обучающихся с ОВЗ в социальное окружение;

– разработка и реализация дифференцированного включения обучающихся в разные активности в рамках проекта;

– умения взаимодействовать со всеми участниками и социальными партнерами проекта, выстраивая комплексное сопровождение формирования основ добровольчества в среде обучающихся с ОВЗ.

Модульная структура проекта дает возможность его представления в нескольких направлениях. Модули предполагают, как участие всех добровольцев, так и вариативность выбора для обучающихся в соответствии с их предпочтениями и возможностями. Незамысловатое детское творчество (открытки, елочные игрушки, угощения и т.д.) приносят искреннюю радость медицинскому персоналу и пациентам больницы. А положительные эмоции являются важным стимулом, без которого невозможно выздоровление.

Модуль 1. «Огоньки добра» на Новогодней елке.

Модуль 2. «Рождество в каждый дом».

Модуль 3. Боевой листок «Защитник Отечества».

Модуль 4. «Широкая масленица – угощаем пирогами».

Модуль 5. Открытки и цветы «Для милых дам».

Модуль 6. Концерт жестово-хореографического ансамбля «Чудеса» к Дню Победы.       

Категория обучающихся: 

Проект предназначен для обучающиеся с ОВЗ 1—11 классов вне зависимости от нозологии. 

Формы и виды деятельности в ходе реализации проекта основываются на деятельностном подходе в процессе практико-ориентированного обучения добровольчеству.                              

   Это:

информирование о видах социальной занятости обучающихся с ОВЗ;

– организация и проведение мероприятий (акций, концертов, конкурсов и т.п.) с привлечением родителей (законных представителей) обучающихся;

– разработка предложений по формированию приоритетных направлений в осуществлении добровольчества;

– взаимодействие с внешними партнерами, поддерживающими концепцию активного включения в добровольчество обучающихся с ОВЗ. 

Планируемые результаты:

повышение уровня духовности, милосердия школьников, увлеченность обучающихся идеями духовного и физического совершенствования;

– создание постоянно действующих добровольческих групп;

– развитие направлений (проектов) добровольчества;

– увеличение количества обучающихся, вовлеченных в добровольческую деятельность; 

раскрытие компенсаторного творческого потенциала обучающихся с ОВЗ, привлечение к досуговой занятости;

– формирование знаний о возможностях социальной самореализации.

Критерии оценки результатов: 

  1. Критерии оценки образовательных результатов:

Высокий уровень — обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной творческой деятельности; за учебный период участвует не менее чем в четырех модулях проекта.

Средний уровень — обучающийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, за учебный период участвует не менее чем в трех модулях проекта.

Низкий уровень — обучающийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной  и творческой деятельности , за учебный период участвует в одном модуле проекта.

  1. Количество обучающихся, вовлеченных в добровольчество.
  2. Отзывы социальных партнеров добровольческого проекта. 

          Современная концепция образования опирается на основные понятия   – равные ценности и равные возможности. Для обучающихся с особенностями развития возможность сопереживания, соучастия (с педагогами, одноклассниками, другими людьми) происходящему в окружающем социуме – это ценность каждого дня. 

Таким образом, представленный опыт свидетельствует о том, что привлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к участию в добровольческой деятельности  является важнейшим звеном их социализации (вхождения в мир и общения с миром), что позволяет ​​​​​​привлекать обучающихся к инициированию и выполнению добрых дел, а не оставаться привычными пассивными «получателями помощи»;  формировать представления о возможных «вариантах» самореализации; раскрывать компенсаторные возможности, реализовывать личностный творческий потенциал; воспитывать самостоятельность и ответственность, развивать организаторские способности,  расширять опыт коммуникации с различными партнерами в новых ситуациях и, что немаловажно, готовиться к дальнейшему профессиональному и социальному самоопределению.

Список литературы

  1. Белогуров А.Ю., Буланова О.Е., Поликашева Н.В. Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты: сб. науч-метод. материалов. – М.: Издательство «Спутник», 2014. – 335 с.
  2. Коняева Н.П., Никандрова Т.С. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. – М.: Владос, 2014. – 199 с.
  3. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов. – М.: Владос, 2014. – 143 с.
  4. Методическая разработка занятий по введению в волонтёрскую (добровольческую) деятельность для учащихся образовательных организаций / Авторы-составители А.А.Соколов, А.В. Ковтун, А.П. Метелев / Под ред. Т.Н. Арсеньевой. – М., 2017.–44 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: