Добровольчество — базовая национальная ценность и значимое звено в социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье изложен опыт привлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к участию в добровольческой деятельности; расширения возможностей социального развития, формирования социального опыта и гражданских инициатив. Статья может быть полезна педагогам, реализующим направления внеурочной деятельности, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, специалистам, осуществляющим педагогическую деятельность в инклюзивной образовательной среде.
И.В. Карелина,
методист,
М.В. Казакова,
учитель-дефектолог,
Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат № 52»,
Москва
Воспитание гражданственности — приоритетное направление государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года под гражданским воспитанием понимается создание условий для развития активной гражданской позиции и гражданской ответственности, а также формирование в детской среде принципов коллективизма и социальной солидарности. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ), с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы должны отражать, в том числе, гражданскую позицию молодого человека как активного и ответственного члена российского общества.
Наиболее доступной для формирования добровольческой группы является школьная среда. В стенах школы дети проводят наибольшее количество времени, и образовательная организация располагает всеми необходимыми педагогическими и материальными ресурсами для организации детей в добровольное сообщество.
Традиционно в плане воспитательной работы нашей школы имеют место ежегодные добровольческие акции (https://schig52.mskobr.ru/#/). Общая цель данных акций в системе патриотического воспитания в школе – формирование социально-активной личности, гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
- Экологическое направление
Акции «Вторая жизнь».
Мероприятия: «Бумажный бум», «Добрые крышечки», «Сохраним природу для других», «Синичкин день», «Мы за чистоту!», «Есть в травах и цветах целительная сила».
- Социальное направление
Акции «Дети — детям».
Мероприятия: «Я буду тьютором», «Ветераны живут рядом», «Для вас, ветераны», «Бессмертный полк», «Георгиевская лента», «Помоги библиотеке», «Книжкина неделя».
- Медицинское направление
Акции «Мы за ЗОЖ».
Мероприятия: «Веселые старты», «Нормативы ГТО», «Огоньки добра».
В 2020—2021 учебном году, в период пандемии, педагоги ГКОУ СКОШИ № 52, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями и инвалидностью, проводили ряд воспитательных мероприятий. Педагоги информировали обучающихся о профилактике и мерах предосторожности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, демонстрировали документальные кадры из «Красной зоны» городских больниц. Ребята эмоционально отреагировали на тяжелые условия работы врачей, вынужденную ситуацию изоляции. В их высказываниях чувствовалось сопереживание к врачам, медицинским работникам, понимание ситуации непрерывной работы в создавшихся условиях. Среди мотивирующих высказываний у обучающихся были: «На работе врачам трудно – им нужны игрушки», «Скоро Новый год – может в больницу нужны игрушки?». Накануне Нового года инициативу обучающихся поддержали педагоги. Было принято решение подготовить ёлочные украшения для поздравления медицинского персонала Городской клинической больницы им. С.И. Спасокукоцкого.
В состав добровольческой группы первоначально вошли: 10 обучающихся в возрасте 10—12 лет, имеющих интеллектуальные нарушения, а в дальнейшем, к группе присоединились еще 7 детей с другими нарушениями развития (эмоционально-волевые, опорно-двигательные, сенсорные). Обучающиеся обратились к тьютору, педагогам дополнительного образования за помощью в изготовлении поделок, пригласили учеников из других классов и своих родителей.
Для обучающихся из разных классов, кружков это был первый позитивный опыт сотрудничества, где инициаторами выступили сами ребята. Необходимо отметить, что в процессе подготовки дети смогли обратиться за помощью к педагогам, договориться между собой, предложить идеи для елочных украшений. Ученик 11 класса Иван Д. придумал и нарисовал эмблему первой детской акции. Благодарность врачей воодушевила ребят, и в дальнейшем при поддержке администрацией школы данного направления добровольческой деятельности обучающиеся продолжили свою работу.
В настоящий время инициатива группы детей с акцией «Огоньки добра» преобразована в большой бессрочный проект «Добровольчество-территория ценностей».
Актуальность проекта (практическая направленность): добровольческую (волонтерскую) деятельность в данном проекте предлагается понимать как одну из форм социально значимой занятости обучающихся, способствующей их самореализации, личностному росту, приобщению к национальным истокам, как возможность будущей занятости выпускников школы.
В активном словаре обучающихся закрепляются новые понятия-синонимы: волонтер и доброволец. Понятие доброволец исконно русского происхождения. Это человек, берущий на себя очень важное дело. Это человек, помогающий людям в решении трудностей, оказывающий адресную помощь, участвующий в социально значимых делах.
Социальное направление проекта обусловлено образовательной составляющей, целевая группа обучающихся – это дети с ОВЗ.
Практическое направление проекта предполагает возможность его практической реализации для обучающихся с ОВЗ как в процессе образовательной и воспитательной деятельности в части духовно-нравственной составляющей, так и процессе предпрофессиональной ориентации.
Для обучающихся с ОВЗ академический компонент образования в большей мере дополняется значимостью формирования жизненных компетенций. Особое внимание в образовательной деятельности уделяется индивидуальному личностному развитию. Важным является создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта (быть востребованным, нужным) и формирования принимаемой обществом системы духовных ценностей.
Данный проект позволяет формировать следующие личностные качества:
– сознательную вовлеченность в различные виды социального взаимодействия (начального опыта самостоятельных общественных действий);
– коммуникативную отзывчивость (обучение коммуникации с новыми партнерами, в новых ситуациях);
– опосредованную ответственность и исполнительность (в том числе обучение умению планировать время);
– удовлетворенность от обретения нового социального опыта (на основе личностно-ориентированного похода к обучающимся с ОВЗ);
– принятие соответствующих возрасту культурных, общепринятых ценностей (эмоционально-ценностное отношение к окружающему);
– адекватность оценки собственных возможностей и востребованности (готовность к реализации дальнейшей профессиональной и социальной активности).
Цель проекта: развитие социально-ориентированного образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ, вовлечение детей и подростков в добровольческое движение с целью пропаганды духовных и патриотических ценностей, формирования культуры.
Задачи проекта:
Воспитательные:
– воспитание гражданских и патриотических чувств детей и подростков с ОВЗ;
– поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;
– предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;
– развитие социальной активности детей и подростков с ОВЗ, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;
– пропаганда здорового образа жизни;
– поддержка добровольчества со стороны педагогического коллектива и родительского сообщества школы;
– привлечение средств массовой информации к освещению деятельности волонтерского движения в школе [3].
Образовательные:
– раскрытие понятий базовых национальных ценностей:
- патриотизм – любовь к Родине, своему народу, малой родине;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
- семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;
- личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самооценка и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
- наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие;
- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Коррекционно-развивающие:
– развитие навыков общественной деятельности (специальное обучение способам усвоения общественного опыта совместно со взрослыми);
– создание благоприятных условий для самореализации и развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ;
– индивидуализация и дифференцированный подход при распределении активностей в ходе реализации проекта (обучение социальному взаимодействию со средой с учетом индивидуальных особенностей).
Данный проект базируется на принципе максимального эмоционального «вовлечения» школьников в культурное, историческое пространство национальных традиций. Обучающиеся с ОВЗ испытывают значительные затруднения в самостоятельном осознании социальных ролей, нравственных позиций, гражданских и патриотических чувств. Специальное организованное включение в какую-либо общественную деятельность предполагает знание педагогами особенностей развития обучающихся и владение методами и приемами организации любой деятельности. Не менее важно взывать эмоционально-личностную заинтересованность обучающихся и активность в реализации проекта.
Как научить детей с ОВЗ, в какой форме лучше донести до них новые знания об окружающем социуме? Наиболее оптимальным способом решения данной проблемы считаем использование метода проектов (в том числе, добровольческих).
Педагогу важно знать, что:
– представления об окружающем социуме у обучающихся с ОВЗ ограничены бытовыми представлениями;
– объем и содержание понятий, новых знаний адаптируются для обучающихся с ОВЗ;
– материал конкретизируется, инструкции выполнения дробятся на этапы;
– выполняемые задания (задачи) базируются на знакомом и постепенно усложняются;
– обучающиеся с ОВЗ быстро истощаются и пресыщаются однообразными видами деятельности;
– речевое сопровождение педагогом выполняемых заданий (задач) обучающимися – это четкие, простые инструкции с хорошей артикуляцией;
– для усвоения нравственных, коммуникативных норм необходим алгоритм их соблюдения (образец данный педагогом).
Основной принцип организации участия в проекте обучающихся с ОВЗ – это создание ситуации успешности и самореализации, то есть вариативности включения в активности на доступном уровне.
Обучающимся с ОВЗ свойственна подражательность эталонам окружающих педагогов, доступны чувства сопереживания, эмоциональная отзывчивость, творческая инициатива. Это и есть истоки патриотизма, который рождается в познании новых граней социальной жизни и формируется в процессе специально организованной духовно-нравственной проектной деятельности.
Уровень подготовки педагогов
Все педагоги ГКОУ СКОШИ № 52, планирующие и организующие проектную добровольческую деятельность с обучающимися с ОВЗ и/иди инвалидностью обладают следующими профессиональными качествами.
- Мотивационно-ценностные:
– признание ценности личности обучающегося независимо от сложности нарушений развития;
– осознание личной ответственности как носителя культурных эталонов для ребенка с ОВЗ;
– готовность к принятию результатов включенности и активности обучающихся в соответствии с их возможностями.
2. Операционно-деятельностные качества:
– знание психолого-педагогических закономерностей и особенностей личностного и возрастного развития обучающихся с ОВЗ;
– правильный отбор и применение методов, приемов работы с различными группами обучающихся с ОВЗ;
– адекватное применение метода проектной деятельности;
– использование различных форм совместной деятельности обучающихся и их родителей (законных представителей) в ходе реализации проекта;
– проектирование коррекционно-развивающей творческой среды (подготовка пространства, адаптация заданий (задач) и т.п.).
3. Рефлексивно-оценочные качества:
– владение специальной терминологией;
– знание и использование принципов инклюзивного включения обучающихся с ОВЗ в социальное окружение;
– разработка и реализация дифференцированного включения обучающихся в разные активности в рамках проекта;
– умения взаимодействовать со всеми участниками и социальными партнерами проекта, выстраивая комплексное сопровождение формирования основ добровольчества в среде обучающихся с ОВЗ.
Модульная структура проекта дает возможность его представления в нескольких направлениях. Модули предполагают, как участие всех добровольцев, так и вариативность выбора для обучающихся в соответствии с их предпочтениями и возможностями. Незамысловатое детское творчество (открытки, елочные игрушки, угощения и т.д.) приносят искреннюю радость медицинскому персоналу и пациентам больницы. А положительные эмоции являются важным стимулом, без которого невозможно выздоровление.
Модуль 1. «Огоньки добра» на Новогодней елке.
Модуль 2. «Рождество в каждый дом».
Модуль 3. Боевой листок «Защитник Отечества».
Модуль 4. «Широкая масленица – угощаем пирогами».
Модуль 5. Открытки и цветы «Для милых дам».
Модуль 6. Концерт жестово-хореографического ансамбля «Чудеса» к Дню Победы.
Категория обучающихся:
Проект предназначен для обучающиеся с ОВЗ 1—11 классов вне зависимости от нозологии.
Формы и виды деятельности в ходе реализации проекта основываются на деятельностном подходе в процессе практико-ориентированного обучения добровольчеству.
Это:
– информирование о видах социальной занятости обучающихся с ОВЗ;
– организация и проведение мероприятий (акций, концертов, конкурсов и т.п.) с привлечением родителей (законных представителей) обучающихся;
– разработка предложений по формированию приоритетных направлений в осуществлении добровольчества;
– взаимодействие с внешними партнерами, поддерживающими концепцию активного включения в добровольчество обучающихся с ОВЗ.
Планируемые результаты:
– повышение уровня духовности, милосердия школьников, увлеченность обучающихся идеями духовного и физического совершенствования;
– создание постоянно действующих добровольческих групп;
– развитие направлений (проектов) добровольчества;
– увеличение количества обучающихся, вовлеченных в добровольческую деятельность;
– раскрытие компенсаторного творческого потенциала обучающихся с ОВЗ, привлечение к досуговой занятости;
– формирование знаний о возможностях социальной самореализации.
Критерии оценки результатов:
- Критерии оценки образовательных результатов:
Высокий уровень — обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной творческой деятельности; за учебный период участвует не менее чем в четырех модулях проекта.
Средний уровень — обучающийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, за учебный период участвует не менее чем в трех модулях проекта.
Низкий уровень — обучающийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности , за учебный период участвует в одном модуле проекта.
- Количество обучающихся, вовлеченных в добровольчество.
- Отзывы социальных партнеров добровольческого проекта.
Современная концепция образования опирается на основные понятия – равные ценности и равные возможности. Для обучающихся с особенностями развития возможность сопереживания, соучастия (с педагогами, одноклассниками, другими людьми) происходящему в окружающем социуме – это ценность каждого дня.
Таким образом, представленный опыт свидетельствует о том, что привлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к участию в добровольческой деятельности является важнейшим звеном их социализации (вхождения в мир и общения с миром), что позволяет привлекать обучающихся к инициированию и выполнению добрых дел, а не оставаться привычными пассивными «получателями помощи»; формировать представления о возможных «вариантах» самореализации; раскрывать компенсаторные возможности, реализовывать личностный творческий потенциал; воспитывать самостоятельность и ответственность, развивать организаторские способности, расширять опыт коммуникации с различными партнерами в новых ситуациях и, что немаловажно, готовиться к дальнейшему профессиональному и социальному самоопределению.
Список литературы
- Белогуров А.Ю., Буланова О.Е., Поликашева Н.В. Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты: сб. науч-метод. материалов. – М.: Издательство «Спутник», 2014. – 335 с.
- Коняева Н.П., Никандрова Т.С. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. – М.: Владос, 2014. – 199 с.
- Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов. – М.: Владос, 2014. – 143 с.
- Методическая разработка занятий по введению в волонтёрскую (добровольческую) деятельность для учащихся образовательных организаций / Авторы-составители А.А.Соколов, А.В. Ковтун, А.П. Метелев / Под ред. Т.Н. Арсеньевой. – М., 2017.–44 с.