Проблемы развития связной речи современных детей и возможные пути их преодоления

Наиболее частым вопросом, который родители детей-логопатов задают логопедам, является вопрос о том, почему у многих современных детей речь появляется с опозданием, наблюдается недоразвитие связной речи. Автор статьи делится опытом, наработанным за годы логопедической практики, каким образом использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи, информационные технологии.

Е.С. Рузавина,
учитель-логопед,
МБДОУ ЦРР детский сад № 5 «Рябинка»,
городской округ Лобня, Московская область

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, страдающими речевым недоразвитием (детьми-логопатами), относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного недоразвития речи, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. 

Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой ), так и семантической ( смысловой ) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов  (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью [3]. Поэтому преодоление речевого недоразвития необходимо начинать с развития высших психических функций детей, к которым относят и речь. Для решения этой проблемы можно обратиться к науке  нейропсихологии. Значительный вклад в развитие нейропсихологии внесли Ж. Пиаже, Л.С.Выготский, Э.Г. Семирницкая, И.А. Скворцов, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина,  Ж.М. Глозман, Т.Г.Визель, А.В. Цветкова и др.

Вопросы патогенеза и клиники речевых расстройств в нейропсихологии рассматривают с позиции понимания их природы и мозговых механизмов. Это, по мнению Т. Г. Визель, поможет понять феномены психики ребенка и ее нарушений полностью, с обеих сторон – внешней и внутренней, поднимет педагогическое, дефектологическое и дополнительное образование на более высокую ступень, откроет новое направление для творческой мысли специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения речи и других ВПФ, явится мощным стимулом к созданию новых коррекционных и восстановительных методик. Особенно важно, что, учитывая состояние психической сферы, ребенка нужно своевременно направлять к психологам и логопедам. 

Вышеназванными исследователями доказано, что для детей до десятилетнего возраста чрезвычайно значимы сроки созревания и поражения правого полушария мозга. Последние приводит к нарушению тех функций, в том числе и речи, которые у взрослых расстраиваются при поражении левого полушария. Это обеспечивает в детском возрасте высокий компенсаторный потенциал. Особую роль играют взаимоотношения, которые складываются у детей между полушариями и другими зонами мозга. Важен также учёт индивидуальных различий в объеме и активности анализаторных связей и они продиктованы врожденными «акцентами» на той или иной сенсорной системе. В результате происходит разделение людей на преимущественно «слушающих», «смотрящих» «ощущающих», «обоняющих». Данными учеными выявлено, что в одних видах деятельности, например, в речевой, у детей доминирует слуховой анализатор, а в других, например, в познании предметного мира, – зрительный. Эти анализаторы дополняют друг друга в работе. Это привело к созданию множества аудиовизуальных методов обучения, которые довольно эффективны. Таким образом, для анализаторных взаимодействий важны также двигательные и тактильные подкрепления. Для детей они являются необходимым условием для выработки тех или иных навыков даже высшей психической деятельности (отсчитывание, отстукивание, проговаривание и пр.). Объемы участия любого вида восприятия индивидуально различны. Этот факт, к сожалению, далеко не всегда учитывается в семьях и образовательных учреждениях, где усредняются темпы деятельности детей. Нередко это ведет к речевому недоразвитию, снижению успеваемости [2].      

Тем временем, наиболее частым вопросом, который родители детей-логопатов задают логопедам, является вопрос о том, почему у многих современных детей речь появляется с опозданием, наблюдается недоразвитие связной речи. Надеюсь, что знания основ нейропсихологии, использование специалистами и родителями для занятий нейропсихологических методик, будет благотворно влиять на развитие речи и других психических функций детей.

Напомню, что способность к творческому рассказыванию, к свободному выражению своих мыслей, к точному изложению прочитанного или увиденного, к сочинению собственных историй, родом из детства. Если мы совершим небольшой экскурс в историю, то вспомним, что русский народ издавна использовал фольклор для раннего развития детей, для передачи народной мудрости следующим поколениям. При помощи потешек, поговорок, закличек, скороговорок, небылиц и пословиц, загадок, дразнилок, сказок учили детей говорить, думать, познавать мир и общаться. Причём, речь взрослых была ритмичной, интонационно выразительной и сопровождалась пением, прихлопываниями-притопываниями и игрой на доступных инструментах. Все вышеперечисленное является основой для появления и развития речи. По мере взросления детей материал усложнялся, и уже дети сами пересказывали знакомые сказки и перепевали песни своим младшим братьям и сестрам, а потом и своим детям, передавая сокровища народного устного творчества другим поколениям. Многое из этого культурного наследия, к счастью, дошло до нашего времени и может применяться родителями в качестве домашних занятий с детьми с первых дней жизни. К слову, в основе логоритмической методики лежат эти богатства русского фольклора. “Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Второе понимание логопедической ритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения детей с различными аномалиями развития и нарушения речи”. (Волкова Г. А., 2002)

 Можно рекомендовать к  использованию пособия Железновой Е., Нищевой Н. В., Таран В. Т., Лопухиной И. С., Картушиной М. Ю., Рычковой Н. А. и др. Описанные в них игры, сказки, песни, логоритмические упражнения будут благотворно влиять на становление речи малышей. Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения. Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению следующих задач: развитию оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы [1].

 Прослеживая историю культурного развития человечества, отметим появление книг. Бесспорно, чтение книг детям и в дальнейшем самими детьми – это мощнейшее развитие речи! В нашей стране детская литература развивалась практически наравне со взрослой. Великие русские поэты не забывали писать для детей, понимая, что детские произведения необходимы для всестороннего развития личности ребёнка. Так, поистине бессмертные произведения А. С. Пушкина (сказки, стихи о природе), А. Блока («Зайчик»), Н. Некрасова (стихи для детей), А. Фета (стихи для детей), Ф. Тютчева (стихи о природе), Вл. Маяковского (детям) и многие другие остаются современными и в наши дни, продолжая радовать детей и развивать их речь.

В советское время книга стала всеобщим достоянием. Появилось большое количество детских поэтов, писателей и огромное количество красочно оформленных детских книг для маленьких читателей и детей постарше. Велась пропаганда чтения, работали библиотеки, устраивались встречи детских авторов с подрастающим поколением – всё это предотвращало недостатки в речевом развитии детей, повышало их культурный уровень. Для неискушённого детского восприятия эти книги стали окном в новый, интересный мир, лучшим подарком. Детям через книги прививались эталоны поведения, любовь к природе, к труду, к Родине, уважение к людям. 

Каждый малыш знал четверостишия А. Барто и вся семья повторяла эти строчки с детьми доводя речь до совершенства. Сказки К. Чуковского и до сих пор представляют собой  своеобразную картотеку обобщающих понятий. А стихи С. Маршака, Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Ладонщикова, И. Токмаковой, Ю. Мориц, Н. Матвеевой легко запоминались, благодаря красивому слогу и разнообразным рифмам, исподволь учили детей добру, прививали «языковое чутьё», расширяли кругозор и словарь детей, запускали полёт фантазии. Красивые подробные иллюстрации развивали зрительное восприятие, интерес к чтению, наблюдательность. Все это благотворно влияло на мыслительную деятельность мозга, а, значит, и на речь. Кроме того, по данным Т.Г Визель, стихотворный ритм многих указанных детских стихов в младшем дошкольном возрасте стимулирует речевые зоны коры головного мозга и способствует запуску речи. 

Семенович А. В. делит методы коррекции детей с отклонениями в психоречевом развитии на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего ориентированные на преодоление трудностей усвоения знаний и формирование тех или иных психических функций. Например, речи, слухоречевой памяти, счетных операций, письма и т.д. Второе направление — методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, цигун, у-шу, массаж, ЛФК и т.п.) и телесно-ориентированные психотехники, которые давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения — восстановление или формирование у ребенка контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействий с другими людьми[5]. Поэтому во многих  дошкольных учреждениях включены в программу конкурсы чтецов и театральных постановок, хореография, логоритмика, физкультурные и музыкальные занятия, плавание, занятия с педагогом-психологом. Все это развивает  психические функции, в том числе речь, артистичность и творческие способности детей, межполушарное взаимодействие, готовит дошкольников к школьному обучению, прививает любовь к чтению. Об этом также не следует забывать родителям дошкольников и включить зарядку, пение, чтение в ежедневный список занятий с детьми. 

По мере развития технологий, в жизнь людей вошло телевидение. У детей появилась возможность смотреть мультфильмы, в которых оживали их любимые герои из прочитанных книг. Важно отметить, что количество мультфильмов и время их просмотра было ограничено, поэтому дети заучивали их сюжеты наизусть и любили их пересказывать. Этот вид искусства, который внедряли мягко и дозированно, приносил пользу развитию детей, охватывая всех без исключения, прививая нравственные ценности, воспитывая лучшие личностные качества. 

В наше время наблюдается переизбыток информации, часто неконтролируемым потоком льющийся с экранов гаджетов на неокрепшие детские умы. Все это сказывается на речевом развитии детей далеко не лучшим образом. Из этого можно сделать вывод, что с развитием технического прогресса монологическая связная речь детей, наоборот, зачастую страдает, к сожалению.

По данным Нечаевой О.А.,  в старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения. 

Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, называется описанием. Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, носит название повествования.  Развернутое монологическое высказывание имеет, как правило, композиционную структуру: введение, основная часть, заключение. Особый  вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов (явлений ), называется рассуждением [4].

В связи с этим, использовать в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками плоды новых технологий необходимо дозировано и с пользой для речевого развития детей. Так, в качестве дополнительного материала для закрепления лексических тем, формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи детей, мы обратились к старым-добрым мультфильмам. Для того, чтобы систематизировать просмотр, сделать его максимально полезным и приблизить к воспитательно-образовательному процессу, мультфильмы были распределены по лексическим темам (см. Приложение). Причем мультфильмы подобраны таким образом, чтобы задействовать как можно больше коррекционно-развивающих целей и задач. Например, на материале цикла мультфильмов о Незнайке мы можем не только отработать словарь таких лексических тем, как «Профессии», «Инструменты», «Транспорт», «Электроприборы», но и обсудить с детьми поведение и черты характеров героев, выделить отрицательные и положительные качества. Это уже затрагивает вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения, развития эмоционально-волевой сферы и становления личности дошкольников. Эти же задачи можно ставить и при работе с мультфильмами «Ох и Ах», «Маша-растеряша», «Нехочуха», «Упрямый Фома», «Федорино горе», «Так сойдёт» и другими. А повысить мотивацию дошкольников к школьному обучению помогут мультфильмы «Вовка в тридевятом царстве», «В стране невыученных уроков», «Кот и лодыри». Со списком мультфильмов, подобранных для развития речи дошкольников,  можно ознакомиться в Приложении 1.

9d6bdc5e3507ddc4b77a96eec499e53f.jpg
Рис.1
Рис. 2

Очень важно, что дети, осваивают виды монологической речи (описание, повествование, рассуждение), учатся устанавливать причинно-следственные связи в игровой форме. Ведь входя в образ, дошкольники проговаривают роли, «проигрывают» переживания героев, их мысли, поступки, становясь при этом более чуткими к чужим бедам, более ответственными. Те мультфильмы, героями которых являются животные, – прививают детям любовь к природе, помогают ярче представить жизнь животных и птиц, запомнить их особенности.

Работа строится следующим образом – воспитатель по заданию логопеда показывает детям мультфильм, после просмотра проводит беседу по содержанию, уточняет значение непонятных слов. Затем с помощью наводящих вопросов педагога, дети по «цепочке» пересказывают увиденное с опорой на картинки из данного мультфильма, распечатанные заранее, которые сами же  раскрашивают для использования в дальнейшей работе с логопедом. На индивидуально-подгрупповых занятиях с логопедом дети отрабатывают произношение сложных слов, пересказывают содержание мультфильма, выделяют героев, подбирают признаки и действия к ним, вспоминают слова, касающиеся лексической темы.  

С появлением в нашем учреждении интерактивной мультистудии «Olodim stories», коррекционные возможности расширились. 

D:\Катя\IMG_20220421_212620.jpg
Рис. 3
IMG-20220126-WA0022.jpg
Рис. 4

И мы используем ещё один эффективный способ развития связной речи – создание мультфильмов. Это происходит после предварительной работы воспитателя и логопеда. На этом этапе применяются нарисованные или раскрашенные детьми шаблоны, которые сканируются и вводятся в программу Мультистудии. Это могут быть и скачанные картинки на прозрачном фоне. 

IMG_20220206_150602.jpg
Рис. 5

Далее на выбранном фоне появляются герои и воспитанники «оживляют» их. Дети под руководством педагога могут пересказывать увиденное в мультфильме по ролям, могут менять сюжет, придумывая начало или конец истории. Дети также могут придумать свою историю с этими героями. При этом важно, что можно двигать изображения героев, увеличивать или уменьшать их по мере необходимости, комментировать свои действия, озвучивать героев, петь песни из этих мультфильмов. В дальнейшем дети имеют возможность увидеть и прослушать свои творения в записи, показать родителям. Это необходимо для того, чтобы логопед мог подвести итог и при наличии ошибок обратить на них внимание, приучая детей контролировать собственную речь. 

Здесь немаловажно отметить, что героев дети могут попытаться изобразить по памяти или придумать и нарисовать сами для своих историй и описать их по представлению. Также это развивает художественный вкус детей, цветовосприятие, музыкальные способности, прививает интерес к творчеству, ведь детям можно предложить выбрать фон или изображения персонажей из галереи и подобрать подходящую мелодию или звуковые эффекты. Стоит заметить, что дети в процессе работы понемногу осваивают и техническую сторону работы. Они видят, как педагог пользуется мультистудией, и исподволь знакомятся с новыми возможностями техники.

C:\Users\Lenovo\Desktop\IMG_20220421_213214.jpg
лиса_и_серая_шейка-removebg-preview.png
Рис. 6

Таким образом, мы убеждены, что данные занятия увлекают не только детей, но и педагогов, что повышает эффективность коррекционно-развивающей работы и достигает множество образовательных целей, а главное, дети видят результат своей работы, прилагают усилия, чтобы запомнить сюжет, следят за своей речью, за поставленными звуками, чтобы красиво озвучить получившееся видео. И в такой непринужденной обстановке, в игровых ситуациях происходит чудо: новейшие технологии помогают детям говорить – и говорить связно, грамотно, выразительно! Дети в творческой атмосфере учатся выражать свои мысли, развивать творческий потенциал, который есть у каждого маленького человечка!

C:\Users\Lenovo\Desktop\IMG_20220421_212959.jpg
Рис. 7.

На занятиях мы создали два мультфильма «Серая шейка» и «Незнайка и его друзья». Представляем их вашему вниманию (см. активные гиперссылки pdf-версии журнала или материал на сайте prodod.moscow).

Приложение 1

Список мультфильмов, подобранных для развития связной речи дошкольников

Лексическая темаНазвание мультфильма
Осень«Осенние корабли»
Овощи, Фрукты«Веселый огород», «Чиполлино», «Последнее яблоко», «Мешок яблок».
Игрушки«Голубая стрела», «Цветик-семицветик».
Хлеб«Слово о хлебе», «Хлеб», «История о девочке, наступившей на хлеб».
Перелётные птицы«Серая шейка», «Дюймовочка», «Лягушка-путешественница», «Кукушка и скворец».
Ягоды, Грибы«Дудочка и кувшинчик», «Война грибов с ягодами».
Одежда, Обувь«Ситцевая улица», «Маша-растеряша».
Посуда«Федорино горе».
Мебель«Когда мебель становится домом».
Зима«Мороз Иванович», «Зимняя сказка», «Двенадцать месяцев».
Новый год«Щелкунчик», «Снеговик-почтовик», «Дед Мороз и Серый волк», «Дед Мороз и лето»
Зимующие птицы«Синичкин календарь», «Высокая горка»
Дикие животные«Волк и телёнок», «Дядя Миша», «Кот-рыболов», «Храбрый заяц»
Домашние животные«Козленок, который считал до десяти» «Верните Рекса», «Варежка», «Кто сказал «мяу»?», «Кошкин дом», «Кит и кот», «Кошка, которая гуляла сама по себе».
Домашние птицы«Гадкий утёнок», «Петух и краски», «Утёнок и цыплёнок»
Животные жарких стран и севера«Приключения пингвинёнка Лоло». «Маугли», «Слонёнок», «Умка», «Упрямый Фома», «38 попугаев», «Рикки-тикки-тави».
Инструменты, Профессии«Кем быть?», «Песенка мышонка. Конь-огонь».
Насекомые«Муравьишка-хвастунишка».
Транспорт«Дорожная сказка», «Паровозик из Ромашково», «Катерок»
Человек«Нехочуха», «Ох и Ах», «Вовка в тридевятом царстве».
Весна«Весенние мелодии», «Веснянка»
Дом«Так сойдёт!», «Три поросёнка», «Строим дом»
Школа«В стране невыученных уроков», «Кот и лодыри»

Список литературы:

  1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Под ред. Г. А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005.
  2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. – М.: Изд-во АСТ, 2021.
  3.  Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М.:    Аркти, 2004.
  4.  Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение.) – Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1974.
  5.  Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. -М.: Академия, 2002. 

Добавить комментарий

Войти с помощью: