Организация развивающего наставничества в объединении физкультурно-спортивной направленности «Многоборье» как эффективная практико-ориентированная образовательно-воспитательная модель

В статье представлена авторская модель организации развивающего наставничества в объединении физкультурно-спортивной направленности «Многоборье» с привлечением ресурсов широкого круга партнеров. Данная модель ориентирована на формирование у юного многоборца-спортсмена социокультурного опыта поведения, опыта культурно обусловленного общения. Ключевым условием реализации данной модели является средовой подход в организации образовательного и воспитательного процесса. Представленный опыт реализации модели и систематизированные в рамках нее методы и подходы организации развивающего наставничества могут быть использованы в работе учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования при реализации целевой модели наставничества обучающихся.

О.И. Руднев,
педагог дополнительного образования, педагог-организатор
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города
Новосибирска «Центр дополнительного образования «Алые паруса»,
г. Новосибирск,
Н.В. Шестакова,
педагог-организатор
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города
Новосибирска «Центр дополнительного образования «Алые паруса»,
г. Новосибирск
Л.И. Боровиков,
кандидат педагогических наук, профессор,
почетный работник общего образования РФ
государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», Новосибирская область,
г. Новосибирск

Сегодня в преддверии проведения Года педагога и наставника, согласно Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина [1], реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [6], становится особо актуальной задача развития института наставничества в системе дополнительного образования детей, реализации целевой модели наставничества обучающихся, ориентированной на максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, проживающих на территории Российской Федерации [7].

Наша педагогическая практика подтверждает, что одной из актуальных современных образовательно-воспитательных моделей, обеспечивающих применение учащимися полученных знаний и навыков в практической деятельности, сегодня является модель выстраивания системы развивающего наставничества в объединении физкультурно-спортивной направленности с привлечением ресурсов широкого круга партнеров.

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, «приоритетом обновления содержания и технологий <…> в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта является одновременно создание условий для вовлечения детей в мероприятия, содержащие элементы различных видов спорта, <…> развития командных видов деятельности, способствующих физическому, духовному, интеллектуальному, здоровьесберегающему и патриотическому воспитанию детей» [6, С.12-13].

Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года ориентирует нас на приобщение детей к систематическим занятиям спортом как необходимому условию формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции во всех сферах жизнедеятельности [5, С.1-3].

На наш взгляд, сегодня с целью формирования у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности необходимо усиливать роль военно-патриотического и гражданско-патриотического воспитания, физкультурно-спортивного развития в направлении социально-гуманитарного подхода, поскольку это соответствует критериям, предъявляемым к современному развитию как физкультурно-спортивной, так и социально-гуманитарной направленностей. По мнению Б.А. Дейча и М. И. Рожкова: в условиях необходимости жить детям в настоящем и будущем в быстро меняющемся мире и сложных социально-экономических отношениях, быть готовыми брать на себя ответственность и лидерские роли; расширения информационного пространства, растущей потребности в самореализации и самоопределении молодежи, что невозможно без знания прошлого и понимания процессов будущего, востребованности социальных компетенций для профессиональной деятельности [12; 15], как показывает практика дополнительного образования, именно военно-патриотическое и гражданско-патриотическое воспитание формируют социально ответственную личность будущего спортсмена.

Вот уже 12 лет О.И. Руднев руководит объединением «Многоборье» Центра дополнительного образования «Алые паруса», являясь, одновременно президентом Федерации современного пятиборья и полиатлона Новосибирской области. Из них в течение 9 лет апробирует идею и разработанную на её основе целевую программу развивающего наставничества в дисциплинах многоборий «Многоборцы». 

Под программой наставничества, мы, вслед за педагогами-исследователями, понимаем комплекс последовательно реализуемых мероприятий и личностно-развивающих культурно-образовательных действий, направленных на системно сбалансированную организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов [17]. 

Развивающее наставничество как наставничество, при котором непосредственный руководитель (педагог) не может быть наставником своего подчиненного, но, как правило, является участником процесса обучения своего подчиненного, отслеживает и сопровождает процесс проведениям им работ, выполняемых с непосредственными наставляемыми, то есть в преломлении к системе образования педагог мотивирует ребенка-наставника к самостоятельной работе по решению проблем спортивного развития своего наставляемого [17]. 

Развивающее наставничество, на наш взгляд, имеет место в дисциплинах многоборий, оно, конечно же, специфическим образом представлено в условиях освоения детьми классического комплекса различных учебных дисциплин многоборья, но может иметь место в объединениях и любой другой предметной направленности. Вот почему мы подчас говорим об особом разделе творчески ориентированной педагогики дополнительного образования – педагогике наставничества.

Выдающийся советский педагог Антон Семёнович Макаренко, многие годы размышляя о сущности программно-целевого подхода к развитию растущей личности, в итоге пришёл к убедительной для нас концептуальной мысли о том, что, в идеале, у педагога-профессионала должна быть, во-первых, универсальная, базовая, т.е. ориентированная на всех учащихся (в значит, инвариантная) программа и, во-вторых, должен быть своеобразный «корректив» к ней, где может естественным образом проявиться творческая индивидуальность ребёнка, могут раскрыться его самобытные личностные задатки и способности. 

Развивающее наставничество как раз и рассматривается нами как индивидуализированный корректив к инвариантной в своей основе разноуровневой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Многоборец».

Поскольку многоборье – это комплексная многомерная дисциплин, «которая дает разностороннее общефизическое и эмоциональное развитие, позволяет:

– сделать ребенка успешным в спорте и жизни;

– воспитать в нем стремление к наставнической деятельности;

– мотивировать к осознанной социально и общественно значимой деятельности;

– определить свое место в мире спортивных профессий;

– привить любовь к ведению здорового образа жизни и готовность к труду и обороне на благо Отечества.

Именно многоборье позволяет сформировать основные составляющие уровня готовности к ведению наставнической деятельности как комплекса знаний, умений и навыков, основанного на позиции формирования гражданского менталитета спортсмена-наставника.

Любой педагог-профессионал должен стремиться обобщить накопленный опыт, а, значит, представить его в виде теоретически состоятельной модели, шаг за шагом ведя осмысление собственных, успешно сработавших практических педагогических действий. За 9 лет опытно-поисковой деятельности у О. И. Руднева сложилась следующая примерная «Модель развивающего наставничества» (рисунок 1). Она включает в себя пять взаимопроникающих модулей, реализуемых параллельно и циклично. 

Рис. 1. Модель развивающего наставничества

Развивающее наставничество позволяет одновременно создать условия для развития каждого ребенка: на личностном уровне воспитать российское самосознание ребенка, подготовить его к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, основанной на гражданской позиции, раскрыть в спортивной и наставнической деятельности личностный, творческий, профессиональный потенциал каждого. Все это становится возможным в условиях средового подхода в организации образовательного и воспитательного процесса, создания особой воспитывающей социально-образовательной среды.

Если говорить в целом, то программа развивающего наставничества «Многоборцы» позволяет сегодня не только в намеченной перспективе выявлять, сопровождать и поддерживать индивидуальное личностно-деятельностное развитие детей, успешных в спорте, но и выстраивать для них, во-первых, особую ипостась воспитывающей социально-образовательной среды, ориентированной, по преимуществу, на задачи эффективного становления общекультурных компетенций личности ребенка-спортсмена, достижения им глубоко личностных по своей психологической сути результатов воспитания – гражданской идентичности – чувства гражданина своей страны. Систематические комплексные наблюдения за учащимися позволяют выделить следующие стратегические воспитательные установки юного многоборца:

  • осознание российской гражданской идентичности;
  •  наличие устойчивой самостоятельности и инициативы;
  •  готовность к саморазвитию, осознанному личностному самоосуществлению;
  • пробуждение и укрепление мотивации к целенаправленной общественно значимой деятельности;
  • раскрытие конструктивной внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; 
  • приобретение особого ценностно-смыслового – аксиологического ядра личности, этически соответствующего (идентичного) традиционным российским социально-культурным нормам, духовно-нравственным ценностям и идеалам, т.е. тем устойчивым нормам и ценностям, которые выработало российское общество (в практико-ориентированной педагогической терминологии – «социально значимые личностные ориентиры») и другое.

Всё перечисленное, в системно упорядоченном единстве, программно-целевом виде (а для нас это, взятое в рамках педагогически целесообразно организуемой деятельности юных многоборцев) можно определить следующим терминологическим оборотом: «социокультурный опыт поведения, опыт культурно обусловленного общения» либо, несколько другими словами, «опыт выстраивания конструктивных межличностных и социальных взаимоотношений».

Итак, в построении воспитательной системы у нас есть план широких социокультурных компетенций. С другой стороны, нас особым образом интересует несколько иной, предметно более узкий, а, точнее говоря, предметно конкретизированный аспект создания общедидактической культурно-образовательной среды, непосредственно, прямо связанной с наставничеством. Аспект этот был обусловлен реальным, практически успешным применением самим учащимся широкого спектра полученных социально-значимых знаний, использования их через различные формы осуществления наставнической деятельности в военно-прикладных и спортивных дисциплинах многоборий. Мы выделили бы здесь в сфере сознательного осмысления инновационную методико-дидактическую сторону, если позволено будет, так сказать, «в современной педагогике многоборья» – особый методико-технологический элемент средового подхода, органически входящий в теорию и методику организации целостного культурно-образовательного процесса. Как отмечает О.И. Руднев, своих подопечных он хочет ненавязчиво научить замечать такие детали, которые имеют в случае их удачного представления детям «ошеломляющее» воспитательное значение. 

Ни для кого не секрет, что в последнее время четко обозначился переход на гуманистически ориентированные, личностно-созидающие способы обучения и воспитания детей. В центре обучения должен находиться ребенок, а не педагог – в приоритете должна быть деятельность познания, деятельность учения, а не авторитетного преподавания. Кроме этого, в современном, гуманистически ориентированном мире большую роль всё более приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. 

В своей работе с юными спортсменами-наставниками он применяет, точнее, адаптирует к условиям многоборья технологию сотрудничества как совместную деятельность нескольких человек, направленную на достижение общих целей, такую совместную работу, когда человек думает не только о собственном благе, но, в равной мере и о благе тех, кто рядом с ним.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Юные спортсмены-наставники активно привлекаются к организации процесса культурно-образовательного погружения в систему многоборий вновь приходящих в объединение ребят. В рамках профильных и профориентационных смен, проводимых в начале учебного процесса, педагог совместно с прикрепляемым к ребенку наставником, запускает максимальное количество видов спорта, проводит комплекс мини-соревнований, чтобы заинтересовать и на практике найти ключ к каждому ребенку. Включенное наблюдение с позиции педагога при этом дополняется включенным наблюдением юного спортсмена-наставника, который ориентируется в своей деятельности на ситуативное (на начальном уровне) или самоуправляемое (на продвинутом уровне) развивающее наставничество. Ребята-наставники также совместно придумывают и организуют для более младших досуговые программы. 

Рис. 2. Краткосрочная смена Многоборец. Брифинг

Образовательная практика по организации культурно-образовательного погружения в систему многоборий в формате краткосрочной профориентационной смены «Многоборец» была представлена в 2022 году на Всероссийском конкурсе образовательных практик по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям развития ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» и стала лауреатом III степени, получив информационную поддержку от федерального оператора конкурса [18].

Рис. 3. Краткосрочная смена Многоборец. Лазер Ран

Как показывает многолетняя педагогическая практика, комплексно организуемые соревнования, образовательные события позволяют достичь квинтэссенции того воспитательного результата, который заложен в развивающем наставничестве в дисциплинах многоборий.

Рис. 4. Краткосрочная смена Многоборец. Финал

В рамках шаг за шагом моделируемой нами системы развивающего наставничества мы рассматриваем в единообразии, в единстве, во взаимодополнении, в гармонии четыре направления выстраивания субъект-субъектных взаимоотношений и организации работы наставнических групп (рисунок 5).

Рис. 5. Среда развивающего наставничества

Здесь есть много поводов для плодотворной дискуссии. Перед О.И. Рудневым никогда не стояла широкомасштабная задача осуществить в массовом порядке задачу обучения исключительно всех учащихся эффективному наставническому поведению. Всеохватность здесь, думается, педагогически неуместна. Лучше ориентироваться на вдумчивую избирательность. Своего рода – наставническую одарённость. 

Сегодня О.И. Руднев уверен: нельзя ребёнка насильно заставлять быть наставником. Наставника можно только воспитать. Здесь нужно искусство воспитания. Именно искусство, а не бездумное технологическое ремесло. А для этого педагогу следует быть чрезвычайно внимательным, чутким, даже где-то проницательным. Возможно и талантливым. Но, как минимум, быть педагогом-исследователем. 

Ребёнок-наставник – это, в первую очередь, волонтер-доброволец. При этом не каждый волонтер – это действительно образцовый наставник. Но каждый успешно действующий наставник – это, как минимум, волонтер! 

Самообобщение накопленного опыта в сфере педагогики наставничества, есть исключительно сложная, сегодня, как нам кажется, в полном объёме почти недостижимая вещь. Но всё же, мы позволим себе, не претендуя на истину в последней инстанции, выделить ряд основных принципов развивающего наставничества, реально положенных О.И. Рудневым в основание его практической поисковой деятельности.

Прокомментируем некоторые из них: 

  1. Не навреди! Работай с внутренним побуждением ребенка! В контексте педагогического осмысления: вовлечение в наставнический процесс через осмысленное наблюдение с последующим «мягким» (ненавязчивым) принятием тех или иных качеств юного наставника. Нельзя заставить или научить быть наставником, но пытаться систематически привлекать детей к наставничеству можно и нужно. И только тогда, когда воочию будет видно внутреннее желание ребенка. Появляется желание быть не единоличным сторонним наблюдателем, а полноправным участником процесса. Тогда создаются предпосылки саморегулируемого наставничества.
  2. Важна команда! Что подразумевает в единстве командную работу и методически адаптированные социальные практики командообразования. Чем хороша команда, так это тем, что внутри нее, в её средовом пространстве, как раз и проявляются первые ростки, первые признаки наставничества. Особенно это хорошо видно (и имеет почву для развития) именно в сплоченной команде. Когда ребята на равных и доброжелательно друг другу дают советы в едином командном порыве и появляется (возможно, неосознаваемое еще) желание быть полезным не только в качестве спортсмена, но и в качестве помощника, наставника. И получается конгломерат: каждый в команде решает свою задачу – максимально хорошо выступить, но при этом каждый хочет что-то еще дать своей команде для достижения результата. Решая собственную задачу, мы решаем задачу команды, и наоборот, содействуя в решении задачи команды – решаем собственную задачу. Я думаю, это один из основных путей формирования будущего наставника, социально-ориентированного и социально-отзывчивого лидера. Успешный Лидер – командный человек: сложно быть лидером без команды.
  3. Именно поэтому важно не просто вырастить Лидера, а воспитать Патриота-наставника! Данное правило, на наш взгляд, как можно точнее отражает целевую установку Федерального агентства по делам молодежи, которое в рамках программы «Роспатриот» 14 марта 2022 года запустило Всероссийскую акцию #БезграничныйПатриотизм. Только включая в образовательную среду максимум из 10 граней патриотизма в единстве (рисунок 6)[19], можно воспитать гражданина своей страны и наставника для последующих поколений. Ребенка-спортсмена нельзя замыкать только на спортивном результате, его нужно включать в процесс социальных коммуникаций, глобальный и локальный социум. Именно многоборье, вышедшее из системы военно-прикладных видов спорта, позволяет сформировать основные составляющие уровня готовности к ведению наставнической деятельности как комплекс знаний, умений и навыков, основанный на позиции формирования гражданского менталитета спортсмена-наставника.
  4. И, безусловно, очень важное в рамках модели среды развивающего наставничества правило: лучшим примером для подражания является близкий человек в роли наставника. Наиболее успешно это можно сделать, если ориентироваться на вовлечение родительского сообщества в процесс детского наставничества. О.И. Руднев активно работает в этом плане с родителями. Ресурс Федерации современного пятиборья и полиатлона, президентом которой он является, позволяет не только принимать участие, но и проводить соревнования по дисциплинам многоборий различного уровня, в том числе включенных в календарный перечень Министерства спорта Российской Федерации. Что не только дает возможность привлекать ребят в качестве судей на этапах, но и возможность задействовать их родителей: в роли сопровождающих команду, в роли соорганизаторов, технических помощников, волонтеров-помощников и даже самостоятельных участников во взрослой категории. С одной стороны, это позволяет максимально включить родителя во все процессы спортивной жизни ребенка, дает понять реальную цену его достижений. С другой – создать ситуацию внутрисемейного совместного успеха, дать родителю стать на позицию наставника-примера. Закрепить в системе семейных ценностей принципы детского волонтерства и развивающего наставничества. 
Рис. 6. 10 граней патриотизма. Роспатриотцентр

На модуле подготовки профессионального многоборца-наставника проводятся совместные практики погружения, позволяющие продемонстрировать путь ребенка-наставника: от деятельности в области многоборий к помощи в тренировочном процессе и судействе с выходом на самостоятельную организацию тренировочного процесса. Данные практики были представлены О.И. Рудневым в 2022 году в ходе конкурсного мастер-класса «5 шагов к развивающему наставничеству» в финале Всероссийского конкурса работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Для мастер-класса были отобраны 5 ключевых идей развивающего наставничества. Они были раскрыты через различные виды деятельности на мастер-классе, которые позволили активизировать интерес и знания участников о развивающем наставничестве, проблематизировать данный материал, обогатить практику участников.

Своеобразным итогом подготовки ребенка-наставника становится «Дневник многоборца», который ведется педагогом и вручается ребенку по окончании освоения модульной дополнительной общеобразовательной программы «Многоборец». Проанализировав свой путь спортивного и социального становления, ребенок может самостоятельно определить для себя, как он стал многоборцем [17].

Как отмечает О.И. Руднев, его самая дальняя культурно-воспитательная, либо, если говорить более реалистично, культурно-образовательная «сверхзадача» (пользуясь словами К. С. Станиславского), сверхзадача как педагога-практика, чтобы ребенок через спорт, через победы, испытания, даже через тяготы и лишения, учился не озлобленности, не агрессии, а уважению к себе и окружающим, относился к результатам своим и других как к индивидуальной спортивной истории своей страны. 

Представленная модель выстраивания системы развивающего наставничества в объединении физкультурно-спортивной направленности с привлечением ресурсов широкого круга партнеров формирует глубоко личностное понимание того, что многоборец – это прежде всего гражданин, личностным стержнем которого, является его гражданская позиция. А многоборье – не просто механически скомпонованные виды спорта, но военно-прикладная дисциплина, которая позволяет сделать спорт системой подготовки к службе в армии, а образовательное волонтерство и развивающее наставничество, развёрнутое на весь период взросления растущей личности, формирует шаг за шагом систему ступеней подлинного профессионально-личностного роста, дает авансированный залог успешности в социальной и общественной деятельности.

Именно поэтому, опираясь на педагогический опыт О.И. Руднева, можно говорить о том, что предложенная модель выстраивания системы развивающего наставничества в дисциплинах многоборий как единстве различных видов спортивной и социальной, наставнической деятельности сегодня является эффективной практико-ориентированной образовательно-воспитательной моделью, основанной на конвергенции физкультурно-спортивной и социально-гуманитарной направленностей дополнительного образования. Ключевыми признаками данной модели является нацеленность на формирование гибкости и мобильности ребенка, его умений действовать в нестандартных ситуациях, как с позиции реализации полученных социокультурных, так и профессиональных навыков, что является, на наш взгляд, залогом формирования гражданского менталитета ребенка-наставника, патриота-наставника. Важным условием при этом является специально организованная образовательно-воспитательная среда развивающего наставничества, основанная на активной субъект-субъектной позиции каждого участника (ребенка, педагога, родителя, социального партнера), его нацеленности на командный результат. При этом данную модель можно успешно тиражировать и масштабировать для решения актуальных задач развития системы дополнительного образования любой направленности, реализации целевой модели наставничества учащихся в различных регионах нашей страны. 

Познакомиться с Методическим кейсом Программы развивающего наставничества «Многоборцы» О.И.Руднева и информационной средой выстраивания системы развивающего наставничества в объединении «Многоборье» вы можете на его конкурсной странице Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (2022) и на сайте Центра дополнительного образования «Алые паруса» [17].

Нормативные документы:

  1. Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003 (дата обращения: 05.10.2022).
  2. Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.10.2022).
  3. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» №329-ФЗ от 04 декабря 2007 года (с изменениями) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 05.10.2022).
  4. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от № 53-ФЗ 28 марта 1998 года (с изменениями) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения: 05.10.2022).
  5. Концепция развития детско-юношеского спорта [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/BzNG3VRui0oPR1XemJKbuIZ6UeXTwTD2.pdf (дата обращения: 05.10.2022).
  6. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года / Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения: 05.10.2022).
  7. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися / Распоряжение Министерства просвещения РФ 25.12.2019 г. № Р-145. [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/564232795 (дата обращения: 05.10.2022).
  8. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312366/ (дата обращения: 05.10.2022).
  9. Приказ Министра Обороны Российской Федерации и Минобрнауки РФ «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» от 24 февраля 2010 года № 96/134 [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902204991 (дата обращения: 05.10.2022).
  10. Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года / Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 г. №3081-р [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/#1000 (дата обращения: 05.10.2022).
  11. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nso.ru/page/2412 (дата обращения: 05.10.2022).

Литература и источники:

  1. Дейч Б.А. Особенности ДОП социально-гуманитарной направленности [Электронный ресурс]. – URL: https://drive.google.com/drive/folders/1NYMqgcmisGb-6k_M8NB99xI4GkXo6fnj (дата обращения: 05.10.2022).
  2. Новые места дополнительного образования для детей [Электронный ресурс]. – URL: https://ioe.hse.ru/ds/newplace (дата обращения: 05.10.2022).
  3. Рожков М. И. Социально-педагогическое сопровождение детей как функция учреждений дополнительного образования в регионе // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2009. № 8. С. 8-13.
  4. Рожков М. И. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании / М. И. Рожков, И. В. Иванова // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1. С. 37-47.
  5. Руднев О.И. Буклет «10 правил развивающего наставничества» [Электронный ресурс]. – URL: https://alieparusa.edusite.ru/magicpage.html?page=242190 (дата обращения: 05.10.2022).
  6. Руднев О.И. Методический кейс Программы развивающего наставничества «Многоборцы» // Сайт МБУДО ЦДО «Алые паруса» [Электронный ресурс]. – URL: http://alieparusa.edusite.ru/magicpage.html?page=191846 (дата обращения: 05.10.2022).
  7. Руднев О.И., Шестакова Н.В., Васильева Е.Н., Ежеленко А.И. Краткосрочная программа профориентационной смены «Многоборец» [Электронный ресурс]. – URL: https://alieparusa.edusite.ru/magicpage.html?page=242190 (дата обращения: 05.10.2022).
  8. Федеральное агентство по делам молодежи в рамках программы Роспатриот запускает Всероссийскую акцию #БезграничныйПатриотизм [Электронный ресурс]. – URL: https://rospatriotcentr.ru/news/4126/ (дата обращения: 05.10.2022).

Добавить комментарий

Войти с помощью: