Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов дополнительного образования (практический опыт ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара)
В статье представлена позиция авторов по решению проблемы тьюторского сопровождения профессионального развития педагога дополнительного образования; обоснована актуальность данной проблемы и раскрыты основные понятия (тьютор, тьюторская позиция, тьюторское сопровождение); указаны особенности и перечислены формы (консультация, тренинг, деловая игра, сопровождение проектной деятельности обучающегося, сопровождение электронного и дистанционного обучения) тьюторского сопровождения профессионального развития педагога в учреждении дополнительного образования детей; намечены перспективы развития данного направления. В статье представлен практический опыт введения тьюторского сопровождения в ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара города Москвы. Материалы статьи могут быть использованы руководителями, методистами и педагогами при внедрении тьюторского сопровождения в учреждении дополнительного образования детей.
Н.М. Куранина,
Руководитель
ГБОУДО “Дворец творчества детей и молодёжи
имени А.П. Гайдара”,
Сопредседатель Российского Движения Школьников,
член Общественной палаты Российской Федерации
Е.М. Молчанова,
заместитель руководителя
ГБОУДО “Дворец творчества детей и молодёжи
имени А.П. Гайдара”
Анализ государственного и социального заказа в адрес образовательной организации, оценка образовательной ситуации и соответствия этой ситуации совокупности реализуемых образовательных программ, определение перспектив развития программного поля и видение возможного будущего, выбор решений и перспектив развития образовательной организации, разработка локальных нормативных актов и методических рекомендаций – всё это требует не только административных усилий, но и осознанного включения всего педагогического коллектива в осмысление данных задач и их последующую реализацию.
Как известно, в дополнительном образовании детей, которое отличает содержательное и видовое разнообразие направлений и профилей деятельности, «программное поле» должно быть современным, соответствовать государственным задачам, потребностям и запросам обучающихся (Рис. 1). Именно поэтому «организации, осуществляющие образовательную деятельность, обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы» [8]. Педагог постоянно работает с программой, обновляет содержание, формы и методы работы, вносит в неё изменения, включает проекты и исследования. Но не все идет гладко, есть проблемы, которые зафиксированы в документах [4, 7, 8, 10]:
- медленное «обновление» содержания образования;
- инерция образовательных организаций по удовлетворению потребности в программах «нового поколения»;
- низкая активность детей, нежелание и отсутствие интереса к занятиям по программам дополнительного образования;
- существующая острая потребность в новых современных программах;
- низкая квалификация педагогов и неспособность предложить и реализовать современные программы.
Рис. 1. Программное поле организации дополнительного образования: особенности и проблемы
Обозначенные проблемы актуализируют идею тьюторского сопровождения педагога, так как самому ему с такими сложными задачами не справиться. Педагогу нужно профессиональное сопровождение и оперативная помощь на всех этапах работы с программой.
Очевидно, что в настоящее время профессионализм педагогов дополнительного образования играет решающую роль: от этого зависит качество разрабатываемых и реализуемых дополнительных общеобразовательных программ.
Профессионализм педагога — это интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию обучающихся [5]. |
Перед педагогами дополнительного образования стоят сложные и ответственные задачи, которые в самом общем виде выражаются в том, как, исходя из уже имеющихся наработок в арсенале системы дополнительного образования, в целом, и в нашей образовательной организации, в частности, обновить содержание программ и выйти на новый качественный уровень. Поэтому за последнее десятилетие «появилось много существенного и интересного в плане новых подходов к обеспечению качества» дополнительных общеобразовательных программ, «создания мотивации и стимулов к его непрерывному улучшению» [6] и непрерывному повышению квалификации педагогических кадров.
В рамках развития кадрового потенциала ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара формируется новая позиция педагога, которая позволит ему выйти на новое качество образования. А, как известно, идея «качества» является одной из определяющих идей развития дополнительного образования и становится привлекательной для всех субъектов образовательной деятельности, так как задает вектор развития всей образовательной системы [1].
Ориентирами педагогической деятельности становятся разнообразные образовательные модели «сопровождения», «поддержки», «помощи», предназначенные для различных категорий педагогов (начинающих и опытных), индивидуальные программы и маршруты непрерывного повышения квалификации применительно к персональным особенностям, профессиональным знаниям и умениям каждого педагога. Сегодня, чтобы прожить в профессиональном мире эффективно и содержательно, любому педагогу нужно в течение всей своей жизни переучиваться, обновлять знания, овладевать новыми компетенциями.
Данное обстоятельство обуславливают изменения и в педагогических специальностях: обновляются их названия, появляются «эксперты», «наставники», «тренеры», «фасилитаторы», «консультанты», «инструкторы». Педагоги осваивают новые педагогические позиции и роли. Но наибольший потенциал, на наш взгляд, в решении проблемы разработки, обновления и реализации дополнительных общеразвивающих программ имеет идея тьюторского сопровождения и роль тьютора.
Тьютор (от латинского слова «tutor» – «защитник», «опекун», «наставник»): – это наставник-профессионал, ответственный за качество профессиональной деятельности «подопечного» и за развитие его личностных качеств; – это специфическая форма педагогической деятельности: сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. |
Модераторами и тьюторами в ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара обычно становятся администраторы и методисты. Но особо подчеркнем, что тьюторскую позицию, по нашему наблюдению, может занимать большинство педагогов, причем с разным профессиональным опытом.
Тьюторская позиция: – сопровождение обучающегося в его индивидуальном движении, помощи при его самоопределении и самореализации, способствует достижению целей образования [2]; – это гуманитарная позиция, основанная на признании тьютором права педагога на самостоятельность и индивидуальность. |
В настоящее время должность «тьютор» включена в государственный реестр профессий, приняты квалификационные характеристики должности «тьютор». Но мы различаем позицию и профессию тьютора. И в нашем случае, «тьютор» – это не самостоятельная профессия, а дополнительные компетенции и функции, новая «позиция», которая заключается в создании индивидуального плана развития профессионального мастерства педагога и его сопровождение, поддержка, оказание помощи в решении задач его самообразования, поэтому тьюторскую позицию может занимать педагог дополнительного образования, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог. Таким образом, речь идет об осуществлении целей и задач тьюторского сопровождения уже существующими педагогическими работниками.
Что стимулирует педагогов занимать тьюторскую позицию? По нашим наблюдениям, выбор педагогом пути профессионального развития и новой роли тьютора определяется следующими факторами:
- активной профессиональной и жизненной позицией;
- интересом к реализуемому виду деятельности, к «своему» предмету;
- личностными качествами ( терпение, понимание, дружелюбие, внимательность, сочувствие, коммуникабельность, пунктуальность, тактичность, конфликтоустойчивость и др.);
- специальными способностями (например, способность ориентироваться в открытом образовательном пространстве; эмпатия для психологической поддержки; креативность, чтобы внедрять новые методы и вызывать интерес к предмету; наблюдательность; способность к тьюторскому и методическому сопровождению; педагогическая тьюторская интуиция; способность к организации и проведению образовательных событий и т.д.);
- увлеченностью и желанием помочь.
Стимулом для того, чтобы занять тьюторскую позицию, является совместимость интересов педагогов, желание взаимодействовать, разбираться в проблемах и советоваться. При этом основной задачей становится вовлечение педагогов в такую педагогическую деятельность, в процессе которой они учатся понимать друг друга и осваивать новое, формулировать свои интересы, осознавать свои возможности, искать решения.
Но главное – мы стремимся создать и поддерживать такую образовательную среду в ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара, в которой в педагогическом коллективе возникает желание не конкурировать и соперничать, а общаться, взаимодействовать и помогать!
Педагог дополнительного образования сегодня работает в непрерывно меняющемся мире, поэтому задачи «тьютора»:
- не просто помочь педагогу разработать или обновить программу, но и помочь ему адаптировать свою программу к сложным условиям современной жизни;
- не столько помочь педагогу приспособиться к окружающим изменениям в жизни и психологическим преобразованиям, сколько помочь ему профессионально сориентироваться и адекватно применить полученные знания.
Тьюторское сопровождение: – способ практического сопровождения педагога, в основе которого лежат взаимосвязанные функции, выполняемые тьютором: диагностическая, управленческая, образовательная и рефлексивная; – это движение тьютора вместе с изменяющейся личностью педагога (тьюторанта), рядом с педагогом, разрабатывающим и реализующим «свою» образовательную программу [3]. |
Тьюторское сопровождение – сложный процесс, который основан на взаимодействии, взаимном интересе и позволяет тьютору работать с интеллектуальными потребностями каждого педагога, помогать ему осваивать новые технологии, методики и содержание, формируя его индивидуальный образовательный проект или программу. А ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара создаёт условия не только для эффективного осуществления этих действий, но и для соблюдения законодательно установленных требований.
Основаниями организации тьюторского сопровождения педагога являются:
- потребность педагога в индивидуальной самостоятельной проектной и образовательной деятельности;
- сформировавшийся запрос педагога на образовательное продвижение, на развитие профессионализма;
- определенное доверие к идеологии тьюторского сопровождения и авторитету тьютора-наставника.
Разработка модели тьюторского сопровождения профессионального развития педагога ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара (Рис. 2) определяется необходимостью непрерывного повышения мастерства педагогических работников в условиях актуализации традиционных и создания новых требований как к профессиональному мастерству педагога, так и к дополнительному образованию детей в целом. Исходя из того, что образовательная программа заявлена базовым элементом дополнительного образования детей [4, 8, 10], основное наше внимание обращено на помощь и сопровождение педагога в разработке и реализации программ в современных условиях. Мы пытаемся по-новому взглянуть на работу педагога, выстроить систему взаимодействия педагога с тьютором, направленную на его самообразование, самоопределение и самосовершенствование как профессионала.
Рис. 2. Модель тьюторского сопровождения профессионального развития педагога дополнительного образования
Ценностно-смысловые компоненты модели тьюторского сопровождения:
индивидуальный подход, сущность которого выражается в осуществлении процесса сопровождения педагога с учетом выявленных затруднений и дефицитов, его индивидуальных потребностей и особенностей профессиональной деятельности, в значительной степени влияющих на его профессиональную позицию;
проблемный подход, который вносит вклад и в формирование компетенции личностного самосовершенствования: взаимодействие тьютора с педагогом строится через работу с его конкретными проблемами и дефицитами;
профессиональное воздействие (особый вид деятельности тьютора), цель которого – достижение позитивных изменений в профессиональных характеристиках педагога: образовательные задачи, которые стоят перед тьютором, решаются им посредством педагогического воздействия на педагога;
творческий потенциал, характеризующий совокупность возможностей тьютора для инновационных решений разноплановых задач, связанных с развитием педагога, организацией взаимодействия и профессионального сотрудничества: тьютору необходимо вместе с сопровождаемым педагогом находиться в системе, обеспечивающей полноценное совершенствование знаний и умений для приобретения профессионального опыта;
рефлексия, которая выражается в способности тьютора и педагога к осмыслению собственных действий путем самонаблюдения, самопознания, самоанализа и критической самооценки: тьютор и сопровождаемый педагог глубоко осмысливают, тщательно анализируют свои действия, оценивают их, сопоставляют с реальными результатами, ищут и находят причины недостатков и подходы к их преодолению.
Модель тьюторского сопровождения профессионального развития педагога, несомненно, снижает дефицит организованных форм поддержки педагогических работников [9]. Назовем основные формы тьюторского сопровождения.
Обучающий семинар – форма учебно-практических занятий, в процессе которой его участники обсуждают сообщения, рефераты, доклады, выполненные по результатам своей практической деятельности; тьютор в этом случае является координатором обсуждения.
Консультация – обсуждение какого-либо вопроса; может быть индивидуальной или групповой; является формой сопровождения педагога и представляет собой обсуждение педагога с тьютором значимых вопросов, связанных с профессиональным развитием педагога и устранением его затруднений.
Тренинг – интенсивная форма обучения, в ходе которой основной упор делается на приобретение практических навыков, и лишь малую его часть составляет теория.
Тьюториал (семинар по обмену опытом) – активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей обучаемых; направлено на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в освоении материала.
Деловая игра – имитация принятия решений в различных проблемных ситуациях, организуется по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости.
Сопровождение проектировочной и проектной деятельности педагога (разработка программы) – это взаимодействие, в ходе которого педагог совершает действие, а тьютор создает условия для эффективного осуществления этого действия; целью действий является достижение планируемого результата – развитие способностей, формирование компетенций, повышение уровня профессионализма.
При многообразии форм тьюторского сопровождения (при реализации его в любой организационной форме), оно всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы тьюторского сопровождения, адекватной взаимодействию с конкретным педагогом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность для оказания своевременной помощи педагогу в работе с программой и создания мотивации к реализации его личностного потенциала.
Таким образом, организация тьюторского сопровождения развития профессионального мастерства педагогических кадров ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара рассматривается как важное направление, ориентированное на:
- совершенствование организации образовательного процесса с учётом особенностей и потребностей обучающихся нашей образовательной организации и региона;
- решение задачи «обновления методов обучения и содержания дополнительных общеобразовательных программ» [4, 10].
Современная ситуация приводит нас к выводу о том, что только целенаправленная тьюторская деятельность, тьюторское сопровождение педагога, разрабатывающего и реализующего дополнительную общеразвивающую программу, приведет нас к успеху в этой работе.
Литература
- Богданова Е.Г. Новое качество образования как ориентир профессиональной деятельности учителя. Педагогический вестник Карелии. (Электронный ресурс) URL: https://kiro-karelia.ru/activity/journal/nomera/novoe-kachestvo-obrazovaniya-kak-orientir-professionalnoj-deyatelnosti-uchitelya (дата обращения: 15.11.2022).
- Боровкова Т.И. Тьюторская позиция преподавателя высшей школы в процессе сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы. «Вектор науки» Тольяттинского государственного университета № 1(4) 2011. – С. 27-31. (Электронный ресурс) URL: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media60299/06_Borovkova.pdf (дата обращения: 17.11.2022).
- Григорьева Е.В. Тьюторское сопровождение взрослых обучающихся в учреждении дополнительного образования. Екатеринбург, 2018. (Электронный ресурс) URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10470/2/grigoreva.pdf (дата обращения: 16.11.2022).
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (от 31.03.2022 № 678-р) (Электронный ресурс) URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (дата обращения: 17.11.2022).
- Лапшова А. В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования. (Электронный ресурс). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/17737855) (дата обращения: 10.11.2022).
- Панасюк В.П. Политика в области управления и оценки качества общего образования как отражение реальной практики и ориентир ее совершенствования // Управление качеством образования. 2014. № 6.
- Предложения по совершенствованию методического сопровождения создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей. (Электронный ресурс) URL: https://ioe.hse.ru/ds/newplace (дата обращения: 12.11.2022).
- Приказ № 629 от 27.07.2022 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Электронный ресурс) URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=432492 (дата обращения: 14.11.2022).
- Торшина Д. Е. Эффективная модель тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования / Д. Е. Торшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 148-151. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67857/ (дата обращения: 17.11.2022).
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (от 03.09.2019 № 467 в редакции от 02.02.2021). (Электронный ресурс) URL: https://prodod.moscow/wp-content/uploads/Prikaz-Minprosveshheniya-Rossii-ot-03.09.2019-N-467-red.-ot-02.02.2021.pdf