Наставничество – современная технология развития организации дополнительного образования детей (из опыта работы ГБОУДО города Москвы ДТДиМ имени А.П. Гайдара)

В статье предпринята попытка теоретического осмысления современного наставничества на основе практических примеров поэтапного освоения этой современной технологии педагогическим коллективом ГБОУДО города Москвы ДТДиМ имени А.П. Гайдара. В результате анализа автор делает вывод о том, что современное наставничество является действенным механизмом развития организации дополнительного образования детей, потому что становится инструментом повышения качества образования, механизмом создания эффективных социальных лифтов для обучающихся и кадровой технологией, обеспечивающей передачу профессиональных знаний от опытных сотрудников менее опытным.

Н.М. Куранина,
Руководитель
ГБОУДО «Дворец творчества детей и молодёжи
имени А.П. Гайдара»,
сопредседатель Российского Движения Школьников,
член Общественной палаты Российской Федерации

Актуальность

Потребность в расширении практик наставничества в образовании (а также в других сферах, прежде всего на производстве) на протяжении нескольких последних лет осознается на различных уровнях управления. 23 декабря 2013 года на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества [2, с. 107]. 

Хотя само понятие «наставничество» давно известно, но в современной социально-экономической реальности, в современной нормативно-правовой ситуации оно вошло в число основных стратегий обновления  российского образования. В Национальном проекте «Образование» на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм развития и повышения качества образовательной деятельности. Сказанное подтверждает то, что в соответствии с целевыми показателями Федерального проекта «Успех каждого ребенка» не менее 70 % обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, к 2024 году должны быть вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества. Именно это, по мнению законодателя, позволит создать условия для:

  • формирования активной гражданской позиции у каждого обучающегося;
  • достижения целевых установок национального проекта «Образование» в части воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Что мы понимаем под наставничеством?

Сегодня понятие «наставничество» имеет достаточно широкое значение, но мы ограничимся, учитывая специфику темы, наставничеством в образовательной организации.

Еще древние философы обращали внимание на этот инструмент развития человечества. Среди них активно размышлял на эту тему и Сократ. Учёные практически единодушно приходили к выводу о том, что силы, побуждающие ученика перенимать опыт, являются основной мотивацией для движения вперёд как педагога, так и воспитанника [1]. Каждый человек талантлив, его способности определяют векторы профессионального и личного развития в течение всей жизни [2, с. 108].

Наставничество – технологический подход к организации образования детей и повышения квалификации педагогических кадров, при котором между обучающимся и педагогом устанавливаются связи сотрудничества, условия для представления наставником своего опыта и знаний, полученных им на основе практики. 

Наставничество подразумевает интенсивный информационный обмен, поиск и получение знаний, наработку умений и навыков, получение практического опыта, того, что непосредственно связано с предметом познания.

Наставник и его воспитанник занимаются тем, что они оба считают важным для себя и принимают как ценное для других людей. Здесь проявляются и работают нравственные ориентации, интересы.

Под руководством наставника воспитанник учится формулировать цели, проблемы, задачи, результаты, к которым стремится и способы оценки этих результатов.  Обучающийся ставит задачи, распределяет их выполнение по времени, учится работать с ресурсами. Он формулирует условия, формы, способы достижения успехов.

Педагог–наставник, это успешный практик. Он глубоко погружен в смыслы образования, в технологии взаимоотношений, организации, согласования процессов. В любой момент общения с ребенком или коллегой наставник готов ответить на вопросы о том, зачем это делать, как это сделать лучше, почему не получается или получается недостаточно хорошо, легко и быстро. Наставник квалифицированно дает импульсы к развитию, задает вопросы, последовательно усложняет задачи, экспертирует процессы и результаты труда.

Таким образом, «наставничество» — «персональная огранка» талантов человека, придание имеющимся способностям, качествам воспитанника правильной формы, создание новых плоскостей и граней его личности или, если вести речь про педагога, — его профессионализма. В этом смысле наставник — это тот, кто помогает человеку раскрыть и продемонстрировать его дарования. Каждый талант должен найти своего наставника [2, с. 113].

Почему мы в ГБОУДО города Москвы ДТДиМ имени А.П.Гайдара внедряем «наставничество»?

Есть содержательные и организационные причины, побуждающие нас к целенаправленному построению системы наставничества.

Мы хотим, чтобы наши дети освоили не только теорию, но и практики успешного действия. Мы хотим, чтобы они стали субъектами собственного образования, сами выбирали то, что и как они делают. Это почти всегда за пределами знаний и навыков. Здесь важны стремления, анализ чужого труда, собственный опыт, рефлексия.  Это и дает наставничество.

Ребенок, выбравший программу дополнительного образования, не может быть неуспешным, потому что педагог ищет подход к каждому с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей, интересов и возможностей. Успех ребенка в учреждении дополнительного образования состоит не в сдаче теста или выполнении контрольной, а в том, что воспитанник научится делать под руководством своего наставника.

Мы видим, что образовательные результаты разных дополнительных общеразвивающих программ, которые осваивает воспитанник в нашем учреждении, могут быть связаны между собой. Многие обучающиеся в ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара последовательно переходят от программ вводного уровня к программам ознакомительного уровня, а затем к «базовым» и «углубленным» программам [3]. Но вопросов у нас много. Мы думаем:

  • кто обеспечивает такую преемственность программ? 
  • как и почему краткосрочные интересы детей становятся устойчивыми?
  • что приводит детей в профильные классы школ?
  • что затем влияет на выбор профиля или даже профессии? 

Мы еще не ответили на все эти вопросы, но очевидно: образовательные траектории детей обеспечивают педагоги, которые освоили компетенции и роли наставников.

Но в дополнительном образовании дети осваивают дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, для которых федеральные государственные стандарты не разрабатываются: их содержание «всеохватно» и разнообразно. Поэтому у нас есть особенности:

  • с одной стороны, каждый ребенок осваивает конкретную программу, которую он выбрал, а не целый комплекс учебных предметов, как в школе;
  • с другой стороны, в дополнительном образовании нет той целевой сосредоточенности на освоении научной картины мира, которая характерна для школы, то есть программа не отдает приоритет обыденному или научному восприятию мира, искусству или морали, религии или философии. 

В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагог делает акцент на практико-ориентированную деятельность, на прикладной характер предлагаемой детям информации, на включение обучающихся в разнообразные «пробы» и «практики».

Обучающийся (с помощью родителей) сам выбирает образовательную программу, а образовательное учреждение обеспечивает:

  • широкий спектр направлений деятельности;
  • свободный выбор дополнительных общеразвивающих программ;
  • ситуацию успеха для детей при их освоении. 

Педагог ведет детей маршрутами образовательных программ, но у каждого ребенка будет свой маршрут, свой опыт и свои достижения. 

Наставничество – универсальная технология, которая в условиях дополнительного образования позволяет применять ее для решения разнообразных задач как для любого обучающегося (от дошкольника до подростка), так и любого педагога. Разумеется, наставничество в настоящее время активно осваивается и развивается.

Конечно, у дополнительного образования есть и актуальные дефициты, которые могут быть преодолены, в том числе и на основе использования технологии наставничества.

Один из таких дефицитов – сосредоточенность образовательных программ на их предметном содержании. Дети учатся играть в футбол, плавать, рисовать, программировать и т.д. В содержании программ указывалось именно это. На самом деле, дети не только усваивают знания и навыки, они также учатся управлять собственным временем, распоряжаться ресурсами, общаться с другими людьми. Что об этом можно прочитать в обычных программах дополнительного образования? Метапредметное и воспитательное содержание образования не обозначалось в дополнительных образовательных программах или сдвигалось на второй план. Это может быть изменено, инициативно и целенаправленно изменяется в ДТДиМ имени А.П. Гайдара. Обновление образовательных программ соответствует положениям Концепции развития дополнительного образования на период до 2030 года об усилении воспитательной составляющей в дополнительных общеразвивающих программах и о создании условий для взаимозачетов результатов освоения дополнительных и школьных образовательных программ [3; 5].

Тезисы о необходимости усиления роли воспитания детей содержатся в   «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р), а также в новых документах – в Указах Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (от 02.07.2021 № 400) и «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (от 09.11.2022  №809).

Понятно, что внесение изменений в содержании более чем 1000 образовательных программ, которые реализуют 170 педагогов ДТДиМ имени А.П. Гайдара, требует значительных усилий и времени. Мы начали эту работу; находимся, как говорится, на старте. Как и в любом масштабном движении, у нас появляются лидеры, которые активно участвуют в диалогах о нововведениях, создают культурные образцы решений, предлагают их коллегам, принимают на себя роли экспертов-наставников, проводят консультации для педагогов по выявленным затруднениям. 

Мы разработали и реализуем Проект развития нашей организации, включающий, в том числе, и внедрение  системы наставничества

Мы не удивляемся тому, что лидерами, наставниками в отношении своих коллег становятся те педагоги нашей организации, которые раньше других и наиболее активно включились в реализацию проекта наставничества развития нашей организации, который был разработан три года назад.

Внедрение в образование детей проектных практик, ежегодные конкурсы проектов, портфели достижений, целевое управление ресурсами и организация взаимодействий с организациями-партнерами – все это невозможно без тьюторов, наставников, без инициатив педагогов-лидеров.

Полезным для учреждения является опыт наставничества, который уже наработан педагогами Городского совета старших вожатых образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы,а также Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых», чьё Московское отделение является частью организационной структуры ДТДиМ имени А.П.Гайдара .

Как именно в ГБОУДО города Москвы ДТДиМ имени А.П. Гайдара мы внедряем «наставничество»?

Организация наставничества на уровне «педагог-воспитанник» – это стратегия взаимодействия субъектов образовательного процесса. Минимальный срок процесса наставничества – период осуществления и реализации дополнительной общеразвивающей программы. 

Как показывает практика, большинство детей, обучающихся в ГБОУДО города Москвы ДТДиМ имени А.П. Гайдара, после завершения одной программы, как правило, выбирает для себя следующую образовательную программу, например, последующего уровня или близкого профиля. Освоив вводную программу, они приступают к программе ознакомительного уровня, затем переходят к базовой, а от нее – к углубленной. Так, в результате разнообразных проб у обучающегося формируются долгосрочные интересы, на основе которых впоследствии формируются профессиональные предпочтения.

Сознательное управление процессами формирования индивидуальных образовательных траекторий для педагогов имеет стратегический характер. Целевые установки здесь осознаны и продуманы. Их реализация осуществляется на основе потенциала всего учреждения. Задачи реализации образовательных траекторий (путей, треков) осуществляются во временных параметрах нескольких лет, в том числе и в ходе среднесрочных и долгосрочных проектов.

В один такт действия нельзя построить связи между образовательными программами, так как связи между ними задают общие или смежные образовательные траектории детей, обеспечивают преемственность результатов образования.

И это непросто, ведь масштабы ДТДиМ имени А.П. Гайдара таковы, что общие подходы к целям и технологиям дополнительного образования формируют педагоги, работающие в 12 зданиях, расположенных в разных районах Москвы. Понятно, что управление развитием организации дополнительного образования в таких условиях – это непростая задача.

Наставничество в этих условиях (и масштабах) осуществляется в таких формах, как:

  • проведение серии установочных и проблемно-методических вебинаров;
  • формирование проектных команд (под проблему) и запуск их работы;
  • организация профессионального взаимодействия и коммуникаций;
  • осуществление постоянно действующего консалтинга и экспертизы инноваций. 

Главное, как мы считаем, здесь происходит не доведение административных решений до сведения подчиненных, а обсуждение задач, подходов к их решению, их коррекция, доработка, профессиональные пробы, получение и представление культурных образцов программ, проектов, сценариев, а затем внедрение этих новшеств в реальную практику. 

Какие результаты уже получены в ГБОУДО города Москвы ДТДиМ имени А.П. Гайдара?

В настоящее время мы можем утверждать, что наставничество, как технологический подход к организации образования детей и повышения квалификации кадров, дает значительные результаты. 

Более 60 педагогов «Гайдара» получили опыт тьюторов проектных работ, стали наставниками авторами творческих работ детей. Более 40 коллег стали экспертами проектных работ.

В период с 2019 года при поддержке педагогов-лидеров обновлено более 300 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

За три года с 2019 года по 2022 число призеров конкурсов WorldSkills и KidSkills увеличилось с 1 призового места до 12 мест победителей и призеров. На соревнования в 2019 году было заявлено 14 человек, а в 2022 –39 человек.

Какие перспективы в организации наставничества есть в ГБОУДО города Москвы ДТДиМ имени А.П.Гайдара?

В 2023 году нам предстоит оформить складывающийся опыт, построить организационный механизм наставничества, обеспечивающий взаимодействие «Гайдара» со школами и с учреждениями профессионального образования на основе единства подходов к предметному, метапредметному и личностному содержанию образования.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования в Российской Федерации на период до 2030 года мы обеспечили усиление воспитательной составляющей в наших программах дополнительного образования, определение содержания этих документов. Теперь нам предстоит создать модели взаимодействий наставников и воспитуемых, выпускников образовательных программ [3]. 

Таким образом, наставничество стало рассматриваться как ключевая стратегия в управлении нашей организацией, вследствие этого изменяется привычная модель наставничества. И с точки зрения практики развития педагогического коллектива это представляет интерес для всех образовательных организаций. Поэтому забота о развитии и поддержке наставничества становится одним из стратегических векторов развития дополнительного образования детей, условием развития не только образовательного процесса (взаимодействия педагога и воспитанника), но и  организации среды профессионального взаимодействия педагогов, а также фактором расширения внешних контактов образовательного учреждения.

Список литературы:

  1. Беляева Е.А. Разработка системы наставничества на примере ООО «Амурский ГХК». – Тольятти, 2022. Электронный ресурс. URL: https://dspace.tltsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/25673/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%95.%D0%90._%D0%A3%D0%9F%D0%B1%D0%B4-1700%D0%B3.pdf?sequence=1&isAllowed=y
  2. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // ЭТАП. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-nastavnichestvo-novye-cherty-traditsionnoy-praktiki-v-organizatsiyah-xxi-veka  
  3. Куранина Н.М. Обмен, поиск и получение практического опыта: Современная стратегия развития учреждения дополнительного образования детей//Учительская газета, № 5 от 31.01.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://ug.ru/obmen-poisk-i-poluchenie-prakticheskogo-opyta-2/ 
  4. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися / Под общим научным руководством Н.Ю. Синягиной. Москва, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://rmc73.ru/wp-content/uploads/2022/01/metodolgoiya-nastavnichestva.pdf 
  5. Развитие системы наставничества в деятельности организаций дополнительного образования детей. Методическое пособие для учреждений дополнительного образования. – Тюмень: ТОГИРРО, 2021. – 68 с. [Электронный ресурс]. URL: http://dop.edu.ru/upload/file_api/73/a0/73a0f3f0-a05d-47e2-b529-8d8f63222240.pdf 

Добавить комментарий

Войти с помощью: