«Персональный гид» как средство повышения интереса обучающихся к спортивным бальным танцам

В статье описывается опыт разработки электронного ресурса «Персональный гид для учащегося по программе спортивные бальные танцы». Авторы статьи описывают методику создания, выделяя основные свойства и критерии, как средство постоянного доступа и обеспечения образовательного процесса качественной информацией. Дается определение понятия «Персональный гид», его функции. Опираясь на особенности спортивных бальных танцев, как разнообразной деятельности, включающей искусство, спорт, культуру, общество, предлагаются и описываются тематические разделы «Персонального гида». Электронный ресурс «Персональный гид» призван обеспечить достижение учащимися образовательных результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы онлайн инструментом, позволяющим адаптировать контент под индивидуальные образовательные потребности и уровень развития учащихся.

И.Н. Деветьярова,
магистр психолого-педагогического образования, заместитель директора, методист,
Н.М. Быкова,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»,
г. Ижевск

В соответствии с нормативным документом педагог обеспечивает «достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ». Обязательным условием реализации программы является учебно-методическое обеспечение, разрабатываемое педагогом дополнительного образования.

Популярность и востребованность в России обучения спортивным бальным танцам детей и подростков растет, проводятся турниры различного уровня, организуются мероприятия, такие как бал выпускников, кадетский бал и т.д., но качественные образовательные материалы для освоения теории, отвечающие возрастным особенностям и интересам современных детей, практически отсутствуют. Возникает потребность в создании образовательных ресурсов для учащихся, обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе спортивные бальные танцы. Эта проблема возникает из-за особенностей вида спорта. Он одновременно является физкультурно-спортивной деятельностью, в которой ребёнку необходимо научиться переносить большие физические нагрузки, и творческой деятельностью с умением перевоплощаться, характерно исполнять танцы из различных программ, научиться управлять своими эмоциями и культурной составляющей – соблюдать правила поведения на паркете, в паре, знать историю создания и культуру народа, создавшего танец.

Накопленный богатый материал по спортивным бальным танцам гармонично взаимодействует с содержанием школьных предметов по географии, музыке, истории, мировой художественной культуре, физкультуре, математике, английскому языку.

Таким образом, спортивные бальные танцы – уникальный вид спорта, который своим содержанием непосредственно обучает учащихся социальнозначимым и культурным компетенциями, необходимыми в современном мире.

В связи с этим возникает вопрос: «Как теоретический материал по спортивным бальным танцам для учащихся сделать привлекательным для изучения?».

Проанализировав сайты, где расположена информация по спортивным бальным танцам – видео, статьи, презентации, электронные книги, мы создали «Персональный гид для учащихся по спортивным бальным танцам» (Рис. 1). Разработка методики его создания осуществлялась на основе изученных материалов, посвященных созданию туристических, музейных, библиографических электронных ресурсов. Они позволили понять характеристики гида. Организационно-педагогический опыт в области цифровизации образования [2; 7; 10] позволил определить функции и навигацию в «Персональном гиде по спортивным бальным танцам». Персональный гид – это электронный ресурс качественных образовательных материалов, содержащий справочную информацию о спортивных бальных танцах и дополнительные материалы разного характера и назначения, обеспечивающие удобное их изучение с помощью навигации и удаленный доступ к ним с помощью электронных устройств. Основное назначение данного электронного ресурса – это поддержание устойчивой мотивации к обучению спортивным бальным танцам и вовлечение каждого обучающегося в активную деятельность по саморазвитию и самовоспитанию, поддержка дистанционных технологий обучения в условиях ограничений.

Рис. 1. Титульный лист «Персонального гида по спортивным бальным танцам для учащихся»

Опыт работы показывает, чтобы сделать изучение теоретического материала по спортивным бальным танцам современным и эффективным, необходимо создание качественного образовательного контента, который красочно оформлен, содержит соревновательность в интеллектуальной (познавательной) сфере и социокультурный материал (профориентация, план турниров и соревнований, концертов и т.д.), расширяет горизонты образовательных материалов (видео, фильмы, музыка, литература) [5; 8; 9].

Таким образом, исходя из особенностей спортивных бальных танцев, возрастных особенностей учащихся, результатов исследований и рекомендаций [6; 10] при разработке и использовании электронных ресурсов в образовательном процесс, необходимо, чтобы «Персональный гид» обладал следующими свойствами [2]:

  • мультимедийность – это возможность передачи информации разными способами
    (вербального, визуального, аудиального) и совместное их использование, таких как звук, видео, фото, текст, графика. Способ составления модуля информации может быть разнообразным: текст и изображение, текст и видео, изображение и звук и т.д. Такое сочетание позволяет учащемуся получить полное восприятие информации сложных данных;
  • гипертекстовость отражает связь между отдельными документами или электронными ресурсами, включенными в «Персональный гид» посредствам гиперссылок. Именно наличие гиперссылок позволяет учащемуся использовать нелинейную навигацию при перемещении от одного задания к другому;
  • формализованное мотивирующее описание блока информации (объекта) с помощью одинаковых характерных признаков, обеспечивающее их единообразие и целостность [4].

Работа по отбору и оформлению образовательного материала для «Персонального гида» осуществляется по следующим критериям:

Технические критерии: официальная on-line платформа LearningApps.org, используемая для разработки практических заданий в «Персональном гиде» (Рис. 2). Выбор сайта обусловлен следующими причинами: предложение большого разнообразия шаблонов для создания заданий. Игры, задания, упражнения предлагается собрать в папку «Создать коллекцию» согласно тематическому планированию в программе, либо по программам спортивных бальных танцев: латиноамериканская и европейская. Данная функция удобна для педагога тем, что увидит, кто из ребят выполнил задание и в каком объеме. Их можно выполнить, пройдя либо по ссылке, либо по QR-коду, который генерирует сайт самостоятельно. Возможности сайта позволяют разрабатывать задания, упражнения, игры используя разный материал: музыкальные произведения, видео, картинки и фотографии, текстовый материал. Для нас это очень важно, так как будущий танцор должен воспринимать музыку на слух, разбираться в костюмах и т.д. Задания можно создать как для индивидуального выполнения задания учащимся, так и для пары.

Рис. 2. Варианты заданий для проверки теоретических знаний

Для разработки заданий и других наглядных материалов использованы качественные иллюстрации, фотографии и картинки, векторной графики сайтов Freepik, фотографии – Pixabay.

Содержательные критерии:

  • текстовый материал для чтения содержит краткую характеристику о каждом танце латиноамериканской и европейской программы;
  • качественные видеоматериалы, служащие наглядной иллюстрацией и ориентиром для учащихся по целям и результатам;
  • материалы для развития физических качеств успешного спортсмена, темы для обсуждения и размышления, интересные факты о танцах, в каких сферах можно применить накопленные знания и умения, задания для самопроверки.

После изучения информации о танце ребенку предлагается ответить на вопросы с целью проверки уровня знаний. Составлены вопросы дискуссионного характера, где ребенок может использовать информацию не только в гиде, но и знания, которые получены в школе. Такое задание помогает учащимся создать единую картину мира, представление об исторической эпохе или о развитии какого-либо континента, страны.

Задания из цикла «Укрепление физических качеств учащегося» помогают им самостоятельно повышать физические и спортивные качества, сформулированные под тезисом «Брось себе вызов» и проследить изменения показателей своих спортивных качеств за полгода. Задания из раздела «ЗОЖ», такие как режим дня, правильное питание помогают ребенку справляться с нагрузкой в течение дня и распределять силы для тренировок (занятий).

В «Персональном гиде» представлен богатый образовательный материал по музыке, соревнованиям, композиторам, литературным произведениям, фильмам, мультфильмам, истории чемпионов, которые были связаны с развитием бальных танцев в мире и России.

Все это предполагает заполнение свободного времени с пользой совместно с членами семьи, с которыми можно обсудить информацию. Рекомендуемые для просмотра мультфильмы «Анастасия», «Спящая красавица», «Принцесса и лягушка», художественные фильмы «Зачарованная», «Давай потанцуем», документальный сериал «Легенды танцевального спорта» и другие.

Для раздела профориентации мы изучили материалы образовательного и научно-исследовательского проекта «Навигатум». Учащимся предлагается познакомиться с профессиями тренер, педагог, артист, спортсмен. Это дает возможность самоопределиться в учебе и жизни, позволяет задуматься над вопросом «кем хочу быть?», обратить внимание на изучение соответствующих к каждой профессии школьных предметов.

Деятельностные критерии: сделай зарядку, дискуссия, просмотр фильмов и мультфильмов, список турниров и соревнований и т.д. Предложенные задания, выполняются с помощью информационных технологий.

Рис. 3. Условные обозначения в гиде

«Персональный гид» оформлен с помощью программы Microsoft PowerPoint и сохранен в формате pdf. Такая схема разработки и его дизайна позволяет сохранить все цифровые настройки для удобного изучения материала и его закрепления. Цифровые настройки включают условные обозначения, сделанные с помощью гиперссылки и, позволяющие по гиду передвигаться согласно интересу и потребности учащегося. Они отображают интересные истории и факты про бальные танцы, вопросы для размышления и дискуссии, видео о профессиях и труде человека (Рис. 3). Содержание включает мотивационную страницу, мир спортивных бальных танцев, спорт на грани искусства (Рис. 4), информацию по двум программам спортивных бальных танцев (европейская и латиноамериканская программы), памятку и рекомендации по питанию, здоровому образу жизни, общей физической подготовке, разминку перед тренировкой, профориентацию, турнир эрудитов, список турниров и соревнований, информацию для самостоятельного изучения. Передвижение по гиду осуществляется через навигацию с помощью условных обозначений.

Рис. 4. Содержание по спортивным бальным танцам

Учащиеся изучаются танцы из европейской программы: медленный вальс, венский вальс, квикстеп, латиноамериканской программы: самба, ча-ча-ча, джайв. Каждый вид танца сопровождается фотографией, информацией об истории и месте зарождения танца, его характерными чертами, отличительными особенностями, музыкальным сопровождением (такт, размер, характер музыки). Предлагается прослушать примеры мелодий, чтобы узнать танец по музыке и быстро сориентироваться в исполнении соответствующего танца. Пройдя по ссылке, настроенной на видеофайл или аудиофайл, учащиеся познакомятся с образцом исполнения бальных танцев и с характером исполнения на турнирах и соревнованиях разного уровня, узнают имена чемпионов.

Закрепляем «Персональный гид» в мессенджере Telegram в родительский чат для учащихся 7-9 лет, для детей более старшего возраста в Telegram. Доступ к нему можно получить через QR-код. Таким образом, «Персональный гид» для учащихся доступен в удобное для них время.

Таким образом, создание «Персонального гида» – это отличное решение скомпоновать и представить эффективный образовательный материал в современном авторском электронном ресурсе. Образовательным эффектом «Персонального гида» для учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по спортивным бальным танцам являются расширение эрудиции и кругозора в таких областях, как математика (геометрические рисунки, перестроения, счет, тайминг), история, первичное знакомство с географией, стимул в развитии познавательных потребностей. Гид является альтернативой для педагога и учащегося в условиях ограничений. Опосредовано у учащихся формируется информационная грамотность, умение воспринимать культуру другого народа, самостоятельно организовывать свой режим, эффективно использовать свободное время, строить планы и цели на будущую жизнь.

Таким образом, электронный ресурс «Персональный гид» расширяет диапазон доступных
педагогу средств обучения и воспитания, способствующих активной передаче социально-гуманитарных, культурных ценностей и знаний современному поколению в условиях информационного общества.

Список литературы:

  1. Верхов А.И. Лекция Путеводители Ок. / Верхов А.И. [Электронный ресурс] // [сайт]. – URL: https://ngonb.ru/upload/medialibrary/ec7/Верхов%20А.И.%20Лекция%20Путеводители%20Ок.pdf – (дата обращения: 21.01.2022).
  2. Гендина Н.И., Валялина А.С. Электронные путеводители: методика подготовки и перспективы использования в условиях дистанционного обучения // Вестник КемГУКИ 55/2021. С. 212 – 221.
  3. Длинная история путеводителя – как я 5 лет писал сервис для умных пешеходных маршрутов / [Электронный ресурс] // Хабр : [сайт]. — URL: https://habr.com/ru/post/471216/ (дата обращения: 13.12.2022).
  4. Зачем школе цифровой учебник? Краткий гид по цифровизации. / [Электронный ресурс] // Яндекс Учебник.
  5. Ивановский Н.П. Бальный танец с XVI по XIX век. – Издательство «Планета музыки», 2021.
  6. Колыхматова В.И. Новые возможности и обучающие ресурсы цифровой образовательной среды: учеб.-метод. пособие – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020.
  7. Комлева Н.В., Вилявин Д.А. Цифровая платформа для создания персонализированных адаптивных онлайн курсов // Открытое образование Т. 24. № 2. 2020. С. 65 – 72.
  8. Рубштейн Н. Психология танцевального спорта или что нужно знать, чтобы стать первым. – Москва, 2002.
  9. Шаталова А., Новиков В., Новикова Н., Ерцкая Е. Бальные танцы: метод. пособие. – М.: Новая Реальность, 2013.
  10. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2019.

Добавить комментарий

Войти с помощью: